Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА И ЕГО ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Г. И. КУЗНЕЦОВА

Москва

 

27 мая — 3 июня 1981 г. в Москве состоялась научная сессия, организованная лабораторией психологии воспитания подростка НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В ее работе приняли участие работники НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР и ряда других НИИ АПН СССР, преподаватели вузов, школ, ПТУ разных городов страны. Участники сессии не только рассмотрели итоги исследовательской работы, пути дальнейшей комплексной разработки важнейших проблем, но и специально обсудили проблемы внедрения психологических достижений в практику работы школ и внешкольных учреждений.

На сессии обсуждались две основные группы вопросов: теоретические, затрагивающие проблемы психологии современного подростка, и практические, касающиеся построения общественно полезной -

 

181

 

деятельности подростков в условиях школы и внешкольных организаций.

Открывая сессию, директор НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР В. В. Давыдов отметил, что подростничество, возникшее, как массовое социальное явление всего 15—20 лет назад, в связи с изменением психологического содержания этого возраста требует особого внимания психологов и педагогов, а изучение его — разработки специального метода и конкретных методик, адекватных проблемам исследований. В последнее время ведущей в подростковом возрасте признается общественно полезная деятельность, однако экспериментальных данных, подтверждающих это положение, пока недостаточно. Кроме того, общественно полезная деятельность как ведущая еще не распространена как социально-массовое явление. Все это создает необходимость дальнейшей тщательной разработки проблемы общественно полезной деятельности подростка как в теоретическом, так и в экспериментальном плане.

Доклад зав. лабораторией психологии воспитания подростка Д. И. Фельдштейна был посвящен проблемам развития деятельности как условия формирования личности. Рассматривались закономерности становления и движения общественно полезной деятельности, ее место и роль в психическом развитии ребенка. Было отмечено, что если раньше ведущим типом деятельности у подростка считалось общение, то затем это понятие трансформировалось в общение на базе общественно полезной деятельности. Однако ведущей деятельностью подростка, проявляющего постоянное стремление к участию в жизни общества, в определении своего места в нем, потребность в самоутверждении и признании его права на сотрудничество со взрослым, является не общение на уровне «я и ты», а общественно полезная деятельность, на базе которой и развертывается многоплановое общение.

A. Г. Глущенко (Славянск) остановился на воспитательных возможностях трудовой деятельности как одного из видов общественно полезной деятельности. Большое воспитательное значение" имеют отношения, складывающиеся в процессе труда. При этом огромную роль играет методика организации трудовой деятельности.

С. Г. Шуман (Комсомольск-на-Амуре), И. А. Мелихова (Одесса), Э. П. Герасимчук (Бельцы) выделили различные мотивы участия подростков в общественно полезной деятельности, их структуру, условия формирования у подростков потребности в общественно значимой деятельности.

B. А. Петровский (Москва) выдвинул и теоретически обосновал гипотезу о том, что общественно полезная деятельность создает преимущественные условия для становления и проявления личности подростка, так как именно в ней потребность быть «личностью», оказывать значимые влияния на других людей (потребность персонализации) не только впервые осознается, но и находит необходимые условия для своего полноценного удовлетворения в общении со сверстниками.

В докладах Г. И. Кузнецовой и Б. И. Сарсенбаевой (Москва) было раскрыто отношение подростков к различным видам общественно полезной деятельности как необходимое условие формирования у них социальной активности и готовности к участию в любом необходимом обществу труде.

Т. В. Плюхина и В. И. Капацина (Славянск), Т. П. Вялкова (Тобольск), Э. Б. Соковикова (Москва) выделили компоненты общественной активности подростков, условия и пути ее развития, уделив особое внимание коллективной деятельности, самоуправлению, стилю отношений педагога с подростками как важнейшим факторам формирования у детей активно-положительного отношения к окружающей действительности.

И. М. Тен (Хабаровск) раскрыла значение системы общественно полезной деятельности в формировании ответственного отношения к ней у подростков. Целостному подходу к воспитанию подростка в общественно полезной деятельности был посвящен доклад Ю. П. Сокольникова (Москва), формированию способности школьника к самооценке в процессе общественно полезной деятельности — доклад Н. Ф. Чередниченко (Наманган). И. П. Внукова (Славянск) раскрыла методы и пути учета общественно полезной деятельности детей подросткового возраста.

Г. В. Казнова (Москва) остановилась на проблемах взаимосвязи и взаимообусловленности общественно полезной деятельности и общения подростка, В. Д. Сайко (Москва) — на особенностях формирования развернутых взаимоотношений подростка со сверстниками.

Ряд докладов был посвящен проблеме новообразований подросткового возраста. В. Н. Лозоцева (Москва) рассказала об особенностях самосознания, И. А. Подольная (Москва) — о факторах формирования нравственного сознания, М. Г. Тайчинов (Москва) — об особенностях нравственного воспитания в процессе общественно полезной деятельности, взаимосвязи нравственного сознания и поведения подростков.

Психологические механизмы смены ведущего типа деятельности на рубеже младшего школьного и подросткового возраста были проанализированы И. М. Вереникиной (Москва), особенности интереса подростков к трудовой деятельности — Р. А. Тимошенко (Одесса). И. И. Прокопьев (Гродно) рассказал о ценностных ориентациях в отношении профессий и их особенностях у подростков и привел данные о престижных и непрестижных, с точки зрения подростков, профессиях.

О путях воздействия на личность школьника-подростка через общественное мнение сверстников сообщила Л. С. Ульяницкая (Чернигов). Опытом изучения и устранения причин отрицательного отношения подростков к общественно полезной деятельности

 

182

 

поделился В. П. Шуман (Комсомольск-на-Амуре); он подчеркнул, что для формирования положительного отношения к общественно полезной деятельности необходимо воспитывать потребность в ней и реальную активную жизненную позицию подростка. М. А. Алемаскин (Москва) отметил, что в настоящее время общественно полезной деятельности в школе не уделяется должного внимания, результатом чего является такое положение, при котором подросток готов участвовать в общественно полезных делах, а взрослые не готовы создать ему необходимых условий. Следовательно, нужно обратить особое внимание педагогов и психологов на организацию продуманной и целенаправленной системы общественно полезной деятельности с учетом интересов и потребностей подростков.

B. Н. Турченко (Новосибирск) высказал полное согласие с позицией лаборатории психологии воспитания подростка НИИ ОПП АПН СССР, раскрывающей механизмы воспитания подростка в процессе общественно полезной деятельности.

Выявлению реально существующих в стране форм и методов организации общественно полезной деятельности была посвящена вторая половина работы сессии. Открывая ее, Д. И. Фельдштейн в специальном докладе подробно охарактеризовал особенности современного подростка. В докладе О. В. Лшиина (Москва) было показано, как преобразуются мотивы участия подростков в труде при условии включения детей в систему общественно полезной деятельности.

Остальные доклады носили практический характер, т. е. в них сообщалось об организации общественно полезной деятельности подростков в каком-либо определенном учреждении — школьном или внешкольном. Так, А. П. Букин (Пущино Московской обл.) рассказал о работе школьного лесхоза «Грибница», где общественно полезная деятельность подростков представлена в форме участия их в работе школьного лесничества. Посадка деревьев, уход за ними, сбор грибов и ягод, охрана леса и другие виды общественно полезных дел способствуют как формированию трудовых навыков, так и, главное, развитию мотивационно-потребностной сферы личности.

C. К. Быстрова (Шексна Вологодской обл.) сообщила о работе детского театра при Дворце культуры, где дети сами готовят костюмы и декорации, разучивают роли, занимаются музыкальным оформлением спектаклей, что способствует реализации трудового и эстетического воспитания в разновозрастном коллективе подростков.

Сообщение С. А. Земзеровой (Мурманск) было посвящено опыту работы клуба флотилии юных моряков «Альбатрос», в ходе которой формируются профессиональные и

трудовые навыки, происходит профориентация, воспитывается общественная активность подростков.

В. К. Штибен (Соликамск) поделился опытом организации общественно полезной деятельности в условиях средней школы. Были раскрыты особенности включения подростков в различные виды общественно полезной деятельности: общественно-организационной, трудовой, учебной, спортивной, художественной, политико-массовой — с целью формирования у них активной жизненной позиции.

Два выступления были посвящены работе педагогических отрядов. Т. Я. Кулемина (Пермь) рассказала об общественно полезной деятельности макаренковского педагогического отряда, имеющего смешанный состав (старшеклассники и студенты вуза), П. М. Муборакшина (Набережные Челны) — об организации общественно полезной деятельности подростков студентами, составляющими городской педагогический отряд и вовлекающими подростков в трудовую и общественно-организационную деятельность в масштабах города.

В. А. Рогачев (Тюмень) рассказал об организации художественной деятельности студентов университета и школьников в совместном внешкольном объединении. Г. Н. Нечаев (Тюмень) сообщил об опыте работы с трудными подростками, в частности — организации общественно полезной деятельности с ними в военно-патриотическом клубе, где подростки участвуют в спортивной, общественно-организационной деятельности, занимаются охраной общественного порядка. С. Т. Сейфи (Горький) рассказала об общественно полезной деятельности подростков в школьном трудовом лагере, где они получают навыки общественно-организационной и трудовой деятельности, которые реализуют затем в условиях средней школы. М. Г. Горевой (Гомель) сообщил об опыте военно-поисковой работы в ПТУ (отыскание неизвестных мест захоронения героев войны и сбор сведений о них), не только способствующей формированию общественно-организационных, трудовых и других навыков, но и являющейся действенным средством нравственного воспитания подростков. В. Н. Дурнев (Архангельск) остановился на организации общественно-организационной, трудовой, художественной деятельности подростков в городском клубе, представляющем собой объединение подростков с выходом на массовую работу со школьниками города.

В своем заключительном слове Д. И. Фельдштейн отметил несомненную полезность прошедшей сессии, в процессе которой не только были апробированы рабочие гипотезы многих исследователей, установлены неформальные связи психологов-исследователей и педагогов-практиков, но и определены конкретные пути внедрения психологических знаний в педагогическую практику.