Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

 

Р. С. НЕМОВ

Москва

 

В г. Кургане с 7 по 9 июля проходила вторая научно-практическая конференция, посвященная эффективности деятельности производственных коллективов1, организованная Курганским обкомом КПСС, Обществом психологов СССР, Институтом психологии АН СССР и руководством объединения «Курганприбор» (генеральный директор — кандидат психологических наук Е. В. Таранов). В работе конференции приняли участие 450 специалистов, научных и практических работников, представляющих 10 городов СССР. Было заслушано свыше 40 докладов и сообщений. Проведено заседание «круглого стола» по методическому обеспечению психологической службы.

Открыл конференцию первый секретарь Курганского обкома КПСС Ф. К. Князев. Он отметил, что на XXVI съезде КПСС был поднят широкий круг важнейших проблем развития трудовых коллективов, что в настоящее время практически нет такой сферы общественной жизни, где бы не возникали задачи, требующие компетенции психолога. Социально-психологическая проблематика промышленных коллективов наиболее концентрированное выражение находит в разработке и реализации планов экономического и социального развития. На 80 % промышленных предприятий и в 70 % колхозов и совхозов области широко используются результаты соответствующих социально-психологических исследований. Психологическая информация является важным источником реализации комплексного подхода к воспитанию, применяется в идейно-воспитательной работе, в практической деятельности партийных комитетов. Докладчик отметил особую роль первичного коллектива в сложном процессе формирования нового человека, в осуществлении его жизненных планов, в развитии творческой инициативы и активности. Авторитет руководителя как специалиста, организатора и воспитателя находится на одном из первых мест среди факторов, способствующих сплочению коллектива. Важная роль принадлежит и стилю работы руководителя. Наилучших результатов обычно добиваются руководители с демократическим стилем управления людьми. Велико значение коллективного мнения и обсуждения в управленческой практике. Касаясь проблемы адаптации молодых рабочих на предприятии, докладчик отметил необходимость шире учитывать их индивидуальные особенности, обеспечивать нужные условия для быстрейшего освоения профессиональных знаний и навыков, установления доброжелательных отношений с товарищами и активного включения в общественную жизнь. Большое внимание в докладе было уделено различным вопросам социальной психологии организации и проведения социалистического соревнования, психологии пропаганды и агитации, формированию социально значимых мотивов деятельности, правильного общественного мнения. В заключение докладчик отметил, что в Курганской области и впредь данные различных отраслей психологической науки будут широко использоваться в практической работе партийных организаций.

В докладе Ю. М. Забродина (Москва) были рассмотрены основные проблемы организации психологической службы, выделены наиболее существенные аспекты ее функционирования: научно-организационный, правовой, материально-финансовый и кадровый, подробно раскрыто содержание каждого из них. В качестве одной из наиболее актуальных задач было названо ускорение производства отечественных средств психологических исследований, определение номенклатурных должностей и статуса, системы прав и обязанностей работников психологической службы. Особо отмечена необходимость существенного повышения квалификации и качества специальной

 

179

 

профессиональной подготовки практических работников для системы психологической службы. Выделены и содержательно охарактеризованы основные функции психологической службы: диагностическая, прогностическая, психогигиеническая, консультационная, нормативно-стандартизационная, экспертная, проектная и исследовательская, очерчены сферы ее практической ориентации. В заключение докладчик отметил, что главной целью для работников психологической службы остается всестороннее и гармоническое развитие человека в рамках соответствующей организации.

Е. В. Таранов посвятил свое сообщение роли системного подхода в создании и функционировании психологической службы производственной организации. Он подчеркнул, что одна из основных задач системы психологической службы состоит в обеспечении согласованного функционирования двух составляющих производственной организации: человеческой и материально-технической. Оно может быть достигнуто четырьмя основными способами: 1) через изменение человеком организации; 2) через изменение человеком самого себя; 3) через изменение организацией человека; 4) через саморазвитие организации. Докладчик показал, как перечисленные принципы системного подхода были практически реализованы в создании системы социально-психологической адаптации молодого рабочего в ходе функционирования психологической службы объединения «Курганприбор».

В. В. Новиков (Москва) рассмотрел практические вопросы создания и функционирования психологической службы в отрасли на примере системы Министерства нефтедобывающей и нефтехимической промышленности СССР. Высказавшись за необходимость организации отраслевых психологических служб, автор доклада отметил ряд трудностей, которые в настоящее время испытывают психологи-прикладники.

Второе заседание, посвященное социально-психологическим проблемам руководства и управления производственной организацией, открыл А. В. Филиппов (Москва). Он представил новый подход к оценке управленческого персонала, изучению руководства и лидерства, разработанный на кафедре социологии и психологии Института управления народным хозяйством. Выделив два наиболее часто встречающихся в управленческой практике типа трудовой деятельности: информационно-подготовительную и принятие решений, — автор доклада высказал мысль о том, что каждая из них требует различного подхода к оценке персонала: первая — преимущественно количественного, вторая — как количественного, так и качественного. Одна из основных черт предложенной концепции состоит в выделении целенаправленной последовательности действий, осуществляемых в устойчивой совокупности ситуаций, типичных для работы руководителей. В результате большого цикла теоретических и экспериментально-практических изысканий к настоящему времени выделено уже семь групп различных ситуаций, представленных на всех иерархических уровнях управления. Докладчик подробно раскрыл содержание соответствующих ситуаций и показал, каким образом они операционализируются в практической методике оценки персонала.

С. М. Шалютин (Курган) в своем сообщении привел данные сравнительного исследования осознанности элементарных логических операций у различных групп людей: инженерно-технических работников, управленцев, студентов разных специальностей. Было обнаружено, что степень осознанности логических операций мышления у ИТР и руководителей не всегда находится на должной высоте, и сделан вывод о необходимости совершенствования логического мышления в процессе обучения в вузе.

А. Л. Журавлев (Москва) в своем докладе изложил результаты исследования управления движением руководящих кадров на предприятии. Были выделены формы такого движения, раскрыты основные причины текучести кадров, описаны отрицательные последствия частой сменяемости руководителей. Экспериментально выявлены пять стадий динамики работоспособности: вхождение в должность (до 1 года), накопление опыта (до 2—3 лет), оптимальной продуктивности (от 7 до 8 лет), временного снижения продуктивности (в период между 8 и 9 годами) и стабилизации продуктивности (примерно после 9 лет). На основе полученных данных сформулированы практические рекомендации относительно наиболее удачных моментов для сменяемости руководителей и их стимулирования.

Г. А. Моченов (Москва) рассказал об исследовании затрат рабочего времени научных сотрудников и инженеров научно-производственного объединения в период отсутствия этих работников на своих основных рабочих местах (помощь колхозам, совхозам, работа на овощных базах и стройках и т. п.). Была подчеркнута необходимость существенного снижения общих затрат рабочего времени, связанного с отсутствием человека на своем основном рабочем месте, и компенсации более напряженного труда тех, кто в это время остается на своих рабочих местах.

В докладе С. К. Рощина (Москва) на материале анализа истории изучения проблемы лидерства в западной социальной психологии (теория черт и специфических качеств лидера, ситуационные, факторные и нормативные модели и др.) было показано, что активный поиск моделей лидерства, продолжающийся до настоящего времени, ведет ко все более полному раскрытию сложного, системного характера процессов управления. Докладчик обратил особое внимание на то, что в развитии соответствующей области знаний за рубежом и в нашей стране имеются некоторые общие черты, в связи с чем необходимо осуществление тщательного методологического анализа не только истории, но и современного состояния, теории и практики разработки

 

180

 

отдельных проблем психологии организации и управления на Западе.

Третье заседание, посвященное анализу социально-психологических факторов эффективности деятельности производственных коллективов, было открыто докладом Е. В. Шороховой (Москва) «Труд и образ жизни личности». В нем была высказана мысль о том, что необходимость разработки проблемы образа жизни диктуется не только актуальной практикой социалистического строительства, но и логикой развития самих наук об обществе и человеке. Е. В. Шорохова подчеркнула, что в образе жизни людей преломляются экономические, политические, идеологические, нравственные и психологические формы связи и взаимоотношений людей. Было обращено особое внимание на многоплановость влияния труда на образ жизни личности и показано, что в ходе трудовой деятельности формируются специфические свойства личности, склонности и потребности человека, его социальные установки и система ценностей, которые затем проявляются в образе жизни.

К. К. Платонов (Москва) рассмотрел различия в понятиях «социально-психологический портрет» и «социально-психологический паспорт» предприятия. В докладе было указано, что первое из этих понятий представляет собой отображение существенных особенностей объекта, зависящее не только от отображаемой, но и от отображающей системы; второе является документом, содержащим основные показатели, характеризующие фактическое состояние предприятия и состава работающих. Социально-психологический портрет выделяет такие явления, как внешняя и внутренняя структура предприятия, доминирующие цели его деятельности, сплоченность, соотношение фактического лидерства и официального руководства, характеристика общественного мнения и межличностных отношений.

А. С. Чернышев (Курск) рассмотрел проблему повышения организованности группового и индивидуального поведения в связи с бригадной формой организации труда в промышленности. Указав на основные отличия организованности от смежных с ней понятий сплоченности, сработанности и совместимости, автор высказал мысль о том, что в зависимости от уровня организованности формируются и качественные различия в поведении первичных коллективов как субъектов деятельности. Было отмечено, что нередко на практике встречается противоречие, требующее внимания и вмешательства социального психолога: между сравнительно ограниченными организаторскими возможностями конкретных руководителей и их неограниченным стремлением занимать лидерские позиции во всех без исключения видах деятельности коллектива.

Со специальным развернутым докладом о системе подготовки кадров промышленных психологов в Ярославском государственном университете выступил декан психологического факультета М. М. Князев.

С короткими десятиминутными сообщениями на конференции выступили также П. В. Баранов (Москва), А. В. Березовский (Ленинград), Д. Е. Васенин (Курган), В. Н. Гюппенен (Курган), О. И. Зотова (Москва), И. Г. Кокурина (Москва), А. И. Левина (Москва), Р. С. Немов, А. А. Русалинова (Ленинград), В. Е. Семенов (Ленинград), Э. С. Чугунова (Ленинград), Н. К. Шаров (Москва) и другие.

Конференция приняла рекомендации по ускорению развития системы психологической службы и широкому распространению опыта ее работы, накопленного в объединении «Курганприбор». Подчеркнуты значение исследований бригадных форм организации и оплаты труда, а также целесообразность регулярного проведения Всесоюзных научно-практических конференций по проблемам организации и управления в г. Кургане. Очередная такая конференция намечена на 1986 г.



1 Материалы конференции опубликованы в сборнике тезисов: Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов / Под ред. О. И. Зотовой, Е. В. Таранова, Е. В. Шороховой. — Курган, 1981. — 271 с.