Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

143

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛАБОРАТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

А. Ф. АНУФРИЕВ

 

Устройства, на которых осуществлялось изучение процесса постановки технического диагноза, можно разделить на три вида: установки, не имеющие в качестве прототипа какой-либо конкретный технический объект [4], [5]; реальные технические объекты или их части [1], [3]; устройства, имеющие в качестве прототипа конкретный объект диагностики [2]. В нашем исследовании была поставлена задача изучить особенности процесса постановки технического диагноза у наладчиков, работающих на многопозиционных станках-автоматах часовой промышленности. Поскольку в производственных условиях изучать технико-диагностическую деятельность оказалось нецелесообразным, было разработано экспериментальное устройство, позволяющее воспроизводить в лаборатории основные черты процесса постановки технического диагноза наладчиками (рис. 1).

 

 

В производственных условиях постановка технического диагноза заключается в следующем. В процессе работы станка-автомата, предназначенного для выпуска деталей с определенными параметрами, периодически возникают неполадки, приводящие

 

144

 

к появлению бракованных деталей. При выявлении таких деталей наладчик должен найти элемент устройства, вызывающий отклонение параметров детали от нормы. Свои предположения он может проверять двояким образом — с помощью обработки на станке новых деталей после смещения предполагаемого элемента устройства или же путем прямой оценки состояния этого элемента с помощью контрольного прибора.

В соответствии со сказанным в лабораторных условиях профессиональная диагностическая деятельность наладчиков имитируется следующим образом. Во время «обработки деталей» на устройстве (проставления точек на трех кусочках бумаги, разделенных на три сектора) может возникать «брак» (в этом случае точки попадают не в центральный, а в левый или правый сектор), (рис. 2) Причиной его может быть смещение одного или нескольких элементов устройства. Испытуемым предлагают детали с браком и просят определить его причину, т. е. назвать элемент устройства, вызвавший его. Трудность решаемой диагностической задачи заключается в том, что один и тот же брак может быть вызван различными причинами. При определении причин брака испытуемые могут так же, как и в производственной деятельности, проверять свои предположения посредством обработки новых деталей или же получать прямую информацию о состоянии того или иного элемента устройства, запрашивая ее у экспериментатора.

 

 

Экспериментальное устройство состоит из трех дисков, находящихся на одной оси (см. рис. 1). Диск 1 и 3 соединены неподвижно. Диск 2, имитирующий стол станка-автомата, может вращаться. Окружность его разделена рисками-бороздками на три равные части, которые соответственно имеют номера 1, 2, 3. Диск 2 устанавливается относительно риски диска 3. По аналогии со станком-автоматом его мы будем называть столом. На столе находятся три рамы, имитирующие приспособления для крепления детали, в которые закладываются бумажные «заготовки». На диске 1 находятся пластины, имитирующие резцы, каждая из которых имеет одно отверстие для карандаша. Их мы будем называть резцами. Три приспособления для крепления детали, находящиеся на столе, три резца диска 1, смещаясь по окружности, могут устанавливаться в одно из трех положений — центральное, левое и правое. На диске 1 имеется вырез для установки заготовок в приспособления.

Для осуществления обработки на устройстве после установки в приспособления бумажных заготовок стол устанавливается в первое, положение и через отверстия резцов карандашами ставятся точки на бумажных заготовках. Затем стол устанавливается во второе и третье положение. В каждом положении снова производится обработка. Готовые детали вынимаются и оцениваются с точки зрения соответствия нормативу.

Устройство предназначено: 1) для разработки диагностических задач-моделей и 2) для изучения процесса их решения.

При разработке диагностических задач-моделей принималось во внимание то обстоятельство, что на станке-автомате имеется большое количество элементов, смещение которых приводит к появлению брака детали, и что каждый из них является существенным с точки зрения диагностической деятельности. Однако учитывалось также и то, что эти элементы вызывают брак лишь через изменение исполнительных элементов: любая неполадка находит выражение в смещении одного из исполнительных элементов и через него приводит к появлению брака детали. Поэтому для воспроизведения на экспериментальном устройстве возможных на производственном оборудовании диагностических задач достаточно осуществить имитацию его исполнительных элементов, способ их взаимодействия и характер смещения. Эти требования нашли воплощение в описанной выше конструкции экспериментального устройства.

Процедура разработки диагностических задач-моделей основывается на том, что каждое сочетание неполадок порождает диагностическую задачу. Поэтому сначала строится полная классификация возможных сочетаний неполадок, а потом из нее исключаются те сочетания, которые отсутствуют на производственном оборудовании

 

145

 

(т. е. которые в принципе возможны, но практически не встречаются). Каждое из оставшихся сочетаний вводится в экспериментальное устройство путем соответствующей установки элементов устройства, и осуществляется обработка деталей. Образованное распределение точек на трех кусочках бумаги, вызванное данным сочетанием неполадок, представляло собой диагностическую задачу.

Полученные задачи-модели предлагались для оценки их сходства с практическими задачами специалистам — опытным наладчикам и инженерам, ведущим обучение начинающих наладчиков. Как наладчики, так и инженеры считали такое сходство очевидным. О том, что это действительно так, можно было судить не только по этим прямым оценкам, но и по тому, что задачам-моделям приписывалась различная вероятность появления в производственной деятельности, что было возможным лишь в случае известного отождествления задач-моделей с практическими.

При использовании устройства для изучения процесса постановки технического диагноза испытуемым предъявлялись задачи-модели, при решении которых они могли осуществлять манипуляции с элементами устройства, производить на нем обработку деталей. При этом регистрировались выдвигаемые гипотезы, способы их проверки, характер манипуляций с элементами и время решения. Опробирование устройства в этой функции показало, что его можно применять для изучения психологических закономерностей процесса постановки технического диагноза как у наладчиков, так и у людей, ранее не решавших диагностические задачи и не имеющих специальной технической подготовки.

В заключение следует отметить, что данное устройство можно использовать не только для разработки диагностических задач-моделей и исследования процесса постановки технического диагноза, но и при обучении технико-диагностической деятельности в качестве тренажера.

 

1. Андрианов П. Н. Современные способы тренировки рабочих. — Социалистический труд, 1965, № 9, с. 24—30.

2. Галактионов А. И. Установка для экспериментального исследования переработки информации человеком-оператором в реальных условиях / Тезисы докладов конференции «Проблемы инженерной психологии». — Л., 1964, вып. I, с. 68.

3. Зайчик М. Ю. Использование в обучении творческих задач из практики (на примере электротехники). — В сб.: Вопросы политехнического образования. — Известия АПН РСФСР, 1963, с. 149—182.

4. Сверчкова Р. Т. «Проблемный ящик» для изучения процессов поиска причин неполадок. — Вопросы психологии, 1967, № 2, с. 162—165.

5. Сверчкова Р. Т. Лабораторная методика исследования процесса постановки технического диагноза в проблемной ситуации. — Вопросы психологии, 1978, № 4, с. 152—157.