Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

137

 

О ВЛИЯНИИ СТЕПЕНИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА ДИНАМИКУ ДОМИНИРОВАНИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

 

В. Ф. КОНОВАЛОВ, В. Н. СОБОЛЕВ, С. И. СОБОЛЕВА

 

Предположение Б. Г. Ананьева и А. Р. Лурия о том, что все сознательные психические процессы обеспечиваются совместной работой обоих полушарий головного мозга, независимо от того, носят ли эти процессы вербальный или невербальный характер [1], подтверждается многими исследованиями последних лет [4], [5]. Эта совместность заключается в том, что два мозговых полушария, которые являются субстратом двух принципиально различных способов переработки информации, дополняют друг друга в своей деятельности в результате того, что находятся в постоянном взаимодействии между собой и оказывают одно на другое взаимное влияние. На важное свойство рассматриваемых отношений указывает сложная картина смены знаков асимметрии, а также чередования асимметрии и симметрии в работе полушарий, которой сопровождаются многие психические процессы. В этих явлениях обнаруживается тот факт, что дополнительность полушарий динамична по своему характеру и что она может зависеть от многих факторов.

В настоящее время накоплен значительный экспериментальный материал, свидетельствующий, что преимущество механизмов того или иного полушария в приеме и переработке информации в каждом конкретном случае может зависеть от асимметрии в уровне активации полушарий, непосредственно предшествующей данным процессам, причем зависимость эта может быть неоднозначной [12], [13], [19]. В этом ряду имеются работы [17], [20], [21], которые исходят из эмоциональной неравнозначности полушарий [2], [3]. Они свидетельствуют о том, что различия в активности полушарий могут быть вызваны самой обстановкой эксперимента и инструкцией: чем больше эмоциональная значимость этих факторов, вызывающих у испытуемых чувство тревожного волнения, тем выше активность правого полушария.

В связи с рассмотренным материалом можно поставить следующий вопрос: каким образом разные уровни фоновой активации (в частности, уровни эмоционального напряжения) могут влиять на определение преимущества одного из полушарий в обеспечении речедвигательных реакций и каким образом в данных условиях будет осуществляться взаимодействие между полушариями?

Рассмотрению этого вопроса и посвящается данная работа.

 

МЕТОДИКА

 

Исследования проведены на 80 праворуких испытуемых 25—35-летнего возраста. С помощью прибора РПЧ2-01 изучалась скорость бимануальных реакций на двузначные цифры, предъявляемые через наушники в различных случаях на левое, на правое и на оба уха. Достаточная информативность методики измерения скорости моторного ответа на стимулы звуковой модальности при их латеральном предъявлении, т. е. монаурально, для исследований функциональной асимметрии мозга показана экспериментально различными авторами [11], [18]. За время бимануальной реакции (ВБР) принималась усредненная сумма скоростей реагирования правой и левой рукой. Время реакции отсчитывалось от начала подачи стимула. Все испытуемые были разделены на две группы.

Первая группа (группа А) состояла из 20 человек. Здесь экспериментальная обстановка, а также поведение экспериментатора способствовали созданию у испытуемых спокойного психологического состояния. По инструкции они должны были слушать через наушники две цифры, одна из которых ими предварительно выбиралась, и как

 

138

 

можно быстрее давать вербальный ответ в момент их прослушивания: «да» или «нет». Первое слово означало, что они слышат ту цифру, которую выбрали, второе — то, что это другая цифра. По сути дела, правдивые ответы испытуемых в обоих случаях приводили к тому, что значимость выбранной ими цифры в значительной степени нивелировалась, а в связи с этим снижалось и эмоциональное напряжение исследуемых лиц. Поэтому в дальнейшем значимый и незначимый стимулы для группы А будут браться в кавычки. Вместе с речевым ответом от испытуемых требовалось одновременное нажатие указательными пальцами правой и левой рук на соответствующие кнопки, вмонтированные в крышку стола, за которым они сидели. Для каждого испытуемого подбирались разные пары чисел, и каждая пара произносилась по 5 раз с интервалами между ними, равными 2—3 с. Во всех предъявлениях порядок цифр в паре носил случайный характер. Для 10 человек информация подавалась на левое ухо, для других 10 — на правое.

Во вторую группу (группу Б) входило 60 человек. Этим испытуемым с помощью экспериментальной обстановки, поведения экспериментатора и инструкции внушалась важность и ответственность выполняемой ими задачи, т. е. применялся методический прием, обычно используемый для моделирования в эксперименте состояния напряженности [20], [21]. Дополнительным эмоциогенным средством выступала методика лайдетекции, которую имитировал эксперимент [6]. Перед началом исследования из двух двузначных цифр каждый испытуемый выбирал одну, но скрывал ее от экспериментатора, который заявлял при этом, что он с помощью специальной аппаратуры попытается» определить выбранную цифру. В ответ на произнесение каждой цифры испытуемые должны были как можно быстрее говорить «нет», т. е.. даже в случае предъявления выбранной цифры отрицать факт ее выбора. Это ложное отрицание, в отличие от истинного отрицания, как это показано в различных работах [7], [14], вызывает повышенное эмоциональное возбуждение. Поэтому применение этой методики позволяет выделить в группе Б два типа результатов — связанных с относительно низким и относительно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Остальные условия эксперимента для группы Б совпадали с таковыми у группы А. Данные 60 человек были разделены на 3 равные подгруппы в зависимости от способа подачи информации соответственно на левое, на правое и на оба уха. Результаты экспериментов обрабатывались на ЭВМ «Мир-2». Просчитывались средние значения скоростей двигательных ответов при различных способах восприятия вербальной информации, а также достоверность различий этих ответов по критерию t-статистики.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Основные результаты проведенных исследований представлены в сводной таблице, из которой прежде всего видно следующее. В группе А обнаружено, что ВБР (среднее время нажатия левой и правой руками одновременно) при предъявлении цифрового материала на правое ухо меньше, чем время реакции при предъявлении данного материала на левое. Разница эта составляет в среднем 54 м/с для предварительно выбранных цифр («значимые» стимулы) и 88 м/с для других («незначимые» стимулы). Из таблицы также видно, что в этой группе время реакции на «значимые» цифры меньше, чем на «незначимые», причем это характерно как для предъявлений информации на левое ухо, так и на правое.

 

 

Во второй группе — группе Б, в отличие от первой, наблюдается более короткое ВБР при предъявлении материала на левое ухо. Причем если на «значимый» стимул преимущество левого уха над правым крайне незначительно и составляет всего 8 м/с,

 

139

 

то для «незначимого» оно достигает 107 м/с и среди рассматриваемых различий является наиболее близким к достоверности (t=l,88; Р<0,1). Кроме этого, в данной группе отсутствуют однозначные соотношения между ВБР на «значимые» и «незначимые» цифры для разных способов предъявления информации. Так, если при восприятии цифр левым ухом наименьшее ВБР регистрируется на «незначимую» цифру, то при прослушивании цифр правым ухом происходит наиболее быстрый моторный ответ на «значимую» цифру. Однако следует отметить, что и в первой, и во второй группах, как при подаче стимулов на левое ухо, так и на правое, нами нигде не отмечено достаточно высоких статистических отличий между ВБР на «незначимую» цифру, с одной стороны, и на «значимую» — с другой.

При сравнении результатов, полученных в каждой экспериментальной группе, обнаруживается высокодостоверное различие (t = 3,02; Р < 0,01) по ВБР между группой А и группой Б в случае предъявления «незначимых» сигналов на левое ухо. При предъявлении же и «значимой» и «незначимой» информации на правое ухо подобного рода различия не носят достоверного характера.

Помимо отмеченного выше, в группе Б нами было проанализировано ВБР при бинауральном предъявлении информации. Оказалось, что в случае восприятия испытуемыми цифр одновременно левым и правым ухом у них отмечается значительно меньшее время реакции по сравнению со всеми случаями монауральной подачи стимулов. При этом следует подчеркнуть, что при бинауральном восприятии «незначимых» цифр испытуемые нажимали на кнопки быстрее, чем в момент подачи «значимых» для них цифр. Различие в двигательных ответах на «незначимые» и «значимые» цифры составило 112 м/с (t = 1,18; Р<0,1). Также важно отметить, что только в случае моторного ответа на «незначимые» цифры ВБР, соответствующее бинауральному способу подачи стимулов, статистически достоверно отличается от ВБР на стимулы, подаваемые как на левое, так и на правое ухо (соответственно t = 3,62, Р<0,01 и t = 5,76; Р<0,001). В случае же моторного ответа на «значимые» стимулы такого рода различия не достигают достоверного уровня.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Основной факт, полученный при исследовании лиц группы А, свидетельствует о том, что у этих испытуемых время реакции при предъявлении цифрового материала на правое ухо меньше, чем время реакции при предъявлении данного материала на левое. Этот результат находится в соответствии с данными целого ряда исследований, констатирующих превосходство левого полушария в переработке абстрактно-вербальной информации, а правого — конкретно-образной [2], [8], [10], [18]. То, что в нашей работе не получена статистическая значимость превосходства левого полушария по времени реакции на двузначные цифры, обусловлено, по-видимому, спецификой задачи, поставленной в данном исследовании, в частности сознательным выбором в качестве стимула вполне определенного типа вербальной информации и соответствующей операции с этой информацией. Поскольку ставилась задача проверить влияние эмоционального возбуждения на преимущество полушарий при выполнении отдельных функций, желательно было выбрать такой стимул и такой способ операций с этим стимулом, чтобы функции мозга, обеспечивающие эти операции, не были связаны с явным преимуществом какого-нибудь из полушарий, а латерализация их могла зависеть от асимметрии в фоновой активности полушарий (активности, вызываемой у испытуемых, до начала предъявления цифровых стимулов). Поэтому при выборе в качестве показателя функциональной асимметрии — ВБР на двузначные цифры мы исходили из того, что выраженность преимущества того или иного полушария при выполнении различных функций может зависеть сразу от нескольких факторов, а не только от того, носит ли вербальный или невербальный характер та информация, с переработкой которой эти функции связаны. Такими факторами являются объем информации и сложность проделываемых с ней операций [9], [15].

То, что в группе Б, испытуемые которой находились в состоянии более выраженного эмоционального возбуждения, соотношение результатов носит противоположный характер, т. е. наблюдается меньшее время реакции при предъявлении материала на левое ухо, свидетельствует, очевидно, о том, что эмоциональное возбуждение может оказывать влияние на асимметричную организацию функций головного мозга. При этом влияния такого рода могут быть очень значительными, о чем свидетельствует высокодостоверное отличие результатов реагирования на незначимый стимул при подаче сообщений в левое ухо по группе Б от соответствующих результатов по группе А. Отсутствие хотя бы подобных различий в случае значимого стимула (при наибольшем уровне эмоционального возбуждения) говорит об отсутствии линейной зависимости между уровнем эмоционального возбуждения и степенью влияния этого возбуждения па особенности функционирования полушарий при организации моторных реакций в ответ на монаурально предъявленную информацию. Как можно судить по нашим результатам, для наиболее выраженного уровня функциональной асимметрии, по-видимому, существует какой-то оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который и связан, вероятно, с самой высокой степенью асимметрии в фоновой активности полушарий.

 

140

 

Сравнение данных первой и второй группы выявило также тот факт, что между этими группами не найдено достоверных различий по времени реакции ни в одном из случаев предъявления информации на правое ухо, в то время когда такие различия, как было только что отмечено, обнаружены для левого уха. Очевидно, это может в какой-то степени говорить об особенностях функционирования каждого полушария при решении такой задачи, как осуществление речедвигательной реакции в ответ на монауральное предъявление стимулов, состоящих из двузначных цифр. Вполне допустимо, что для небольших по объему вербальных стимулов и сравнительно простой операции с этими стимулами могут существовать и одновременно действовать два механизма — правополушарный и левополушарный. Высказанное предположение может быть до некоторой степени подтверждено следующими клиническими данными. Показано, например, что правое полушарие способно опознавать смысл не только отдельных слов, но и целых фраз, при одновременной неспособности определять количество и качество их буквенного состава. Это свидетельствует о том, что правое полушарие может объединять в единый сложный образ значение и символ, обозначающий это значение, и подобным способом опознавать вербальную информацию [4]. Цитированной работой было подтверждено и то, что левое полушарие к осознанию значения вербальной информации «подходит» через анализ отдельных структурных элементов этой информации. Продолжая обсуждение наших результатов, можно, таким образом, сказать, что правополушарный механизм, обеспечивающий реагирование на двузначную цифру, вероятно, связан с восприятием стимула как единого сложного образа, имеющего в качестве своих составных элементов и отражение акустического рисунка, и отражений значения, обозначаемого этим рисунком, т. е. была ли выбрана данная цифра испытуемым или не была. В то же время, вероятно, можно предположить, что левополушарный механизм обеспечивает формирование ответа о значении цифрового материала путем поэлементного анализа акустического рисунка сигнала. С наличием таких механизмов, объединенных в единой функциональной системе мозга, но в то же время отличающихся определенной специфичностью, и может быть связан тот факт, что при существенном уменьшении времени реакции на стимулы, подаваемые в левое ухо в случае эмоционального возбуждения, не наблюдается столь значительных изменений в соответствующем показателе при предъявлении стимулов на правое ухо. Действительно, при эмоциональном возбуждении наличие фоновой асимметрии полушарий, вызванной преобладанием активности правого полушария, ведет прежде всего к воздействию на тот механизм, который с этим полушарием связан. Результатом такого рода избирательного воздействия в нашем случае является значительное облегчение функционирования правополушарного механизма. В то же время преобладающая фоновая активность правого полушария не оказывает существенного воздействия на левополушарный механизм, видимо, в силу его большей функциональной автономности.

В связи с тем что в группе А, т. е. при спокойном состоянии испытуемых, преобладает, как мы предположили, левополушарный механизм, возникает вопрос о том, какие он обеспечивает преимущества. Окончательный ответ, если судить по нашим данным, дать трудно, но можно думать, что этот механизм связан с наиболее тщательным анализом сигналов и его превалирование свидетельствует о функционировании мозга в таком режиме, который способствует проведению более качественного опознания предъявленной информации и более тщательному выбору правильного реагирования. Что касается преобладания в группе Б (т. е. при эмоциональном возбуждении испытуемых) правополушарного механизма, то о том, какие он обеспечивает преимущества, может говорить самое короткое в нашем исследовании время реакции на монаурально предъявляемые стимулы, присущее данной группе при подаче информации на левое ухо. Преобладание этого механизма указывает, вероятно, на такой режим работы мозга, при котором создаются благоприятные условия для наиболее быстрого опознания сигнала и организации на него ответной речевой двигательной реакции.

Обнаруженные нами различия времени реакций при бинауральном и монауральном восприятии стимулов, выраженные в более быстром реагировании испытуемых в первом случае, по-видимому, можно объяснить облегчающим влиянием полушарий друг на друга [16]. Сам эффект облегчения, по крайней мере в нашем случае, связан, возможно, с тем, что при билатеральной подаче стимула создаются наиболее благоприятные условия для одновременного функционирования правополушарного и левополушарного механизмов, каждый из которых вносит, очевидно, свой специфический вклад в единый процесс восприятия стимула, его оценки и организации ответа на этот стимул. Взаимодействие указанных механизмов в таких условиях и дает, вероятно, то преимущество во времени реакции, которое обнаруживается при билатеральном способе предъявления материала. 6 связи с этим возникает вопрос об особенностях взаимодействия левого и правого полушарий при относительно низком и относительно высоком уровне эмоционального возбуждения. Наибольшее облегчающее влияние правополушарного и левополушарного механизмов друг на друга, или, иначе, наибольшее различие по времени реакций между бинауральным и монауральным способами подачи цифровых стимулов, наблюдается при низкой степени эмоционального возбуждения (восприятие незначимых цифр). В данном случае бинауральное предъявление информации сопровождается наименьшим временем реакций среди всех результатов нашего исследования. Поскольку этот сильный облегчающий эффект находится в связи с наиболее выраженным

 

141

 

различием во время реакции между право- и левосторонним предъявлением сигналов, можно полагать, что одним из факторов, оказывающим влияние на уровень данного эффекта, является асимметрия в общей фоновой активности полушарий. Видимо, для наиболее успешного выполнения своих специфических функций в организации реакций на разные стимулы, состоящие из двузначных чисел, и для левополушарного и для правополушарного механизмов необходим разный уровень активационного фона. Именно асимметрия фоновой активности предопределяет, вероятно, обеспечение наибольшего качества реакции левым полушарием и наибольшей быстроты реакции правым полушарием. Взаимодействие механизмов с таким высоким уровнем специфического функционирования, очевидно, и дает суммарно такой мощный облегчающий эффект в случае бинаурального предъявления стимулов, поскольку в общей системе процессов, происходящих в мозге, данные механизмы дополняют друг друга.

То, что при высоком эмоциональном возбуждении облегчающий эффект не носит столь существенного характера, по нашему мнению, объясняется отчасти снижением фоновой асимметрии в активности полушарий, что, в свою очередь, сказывается на особенностях функционирования правополушарного и левополушарного механизмов. Ведь известно, что отрицание значимости предъявляемого стимула сопровождается сильными неспецифическими активирующими влияниями подкорковых образований как на левое, так и на правое полушарие [6]. Это и сводит, очевидно, к минимуму преимущество в активности правого полушария. Так как в данном случае наблюдается самое быстрое время реакции для всех случаев подачи стимулов в правое ухо, можно думать, что левополушарный механизм вводится в такой режим функционирования, когда он должен обеспечивать быстроту реакции в ущерб своей более специфической функции. В свою очередь, под влиянием неспецифической активации происходит торможение преимуществ правополушарного механизма, которое заключается в некотором увеличении времени реакции при подаче стимулов в левое ухо. Может быть, именно снижение уровня специфического функционирования полушарий в конечном счете ведет к тому, что при взаимодействии соответствующих механизмов они не могут столь полно дополнять друг друга, как это происходило при низком эмоциональном возбуждении, и, таким образом, облегчающий эффект, сопровождающий бинауральное предъявление сигналов при высоком эмоциональном возбуждении, не является столь значительным.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результаты настоящего исследования подтверждают положение о дополнительности в работе двух мозговых полушарий.

Тот факт, что при переходе от спокойного состояния к состоянию напряженности в случае монаурального предъявления стимулов преимущество левополушарного механизма утрачивается и сменяется преимуществом правополушарного, говорит о возможности эмоционального напряжения оказывать влияние на асимметричную организацию функций головного мозга. Обусловленность смены межполушарного доминирования в основном за счет значительного улучшения ответных реакций правым полушарием свидетельствует об избирательности активирующих влияний, связанных с эмоциональным напряжением. При этом наибольшая избирательность обнаруживается при среднем уровне напряжения.

Самые лучшие показатели времени реакции, полученные в настоящем исследовании, относятся к бинауральному способу подачи стимулов. Это указывает на синергичное отношение между право- и левополушарными механизмами, каждый из которых вносит, очевидно, свой специфический вклад в единый процесс восприятия стимула, его оценки и организации ответа на этот стимул. Превалирование в данном случае показателей реакций на «незначимые» стимулы над аналогичными показателями на «значимые» говорит о том, что средний уровень эмоционального напряжения, связанный с наибольшей избирательностью активирующих влияний, обеспечивает лучшие условия для синергичного взаимодействия полушарий.

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969. — 338 с.

2. Балонов Л. Я., Деглин В. М. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. — Л., 1976. — 218 с.

3. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. — М., 1977. — 358 с.

4. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. — М., 1978. — 95 с.

5. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологический анализ функционального взаимодействия головного мозга. — В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, с. 298—305.

6. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. — М., 1975. — 175 с.

7. Burke М. S. The Polygraph. — Scient. Amer., 1967, 216, N 1, p. 25—31.

8. Dimond S., Beaumont G. Processing in perceptual integration between and within the cerebral hemispheres. — Br. J. Psychol., 1972, 63, N 4, p. 509—514.

9. Gibson A. R., Dimond S. J., Gazzaniga M. S. Left Fild superiority for word matching. — Neuropsychologia, 1972, 10, N 4, p. 463—466.

 

142

 

10. Isserof A., Carmon A., Nachshoe J. Dissociation of hemifild reaction time differences from verbal stimulus directionality. — J. Exp. Psychol., 1974, 103, N 1, p. 145—149.

11. Kallman H. J., Corballis M. C. Ear asymmetry in reaction time to musical sounds. — Percept, and Psychophys., 1975, 17, N 4, p. 368—370.

12. Kinsbourne M. The cerebral basis of lateral asymmetries in attention. — Acta Psychologica, 1970, 33, p. 193—201.

13. Kinsbourne M., Cook J. Generalized and Lateralized effects of concurrent verbalization on a unimanual skill. — Quart. J. Exp. Psychol., 1971, 23, N 3, p. 341—345.

14. Kugelmass S., Lieblich J. The effects of realistic stress and procedural interference in experimental lie detection. — J. Appl. Psychol., 1966, 50, p. 211—216.

15. Moskovitch M. Choice rection-time study assessing the verbal behavior of the minor hemisphere in normal adult humans. — J. Comp. and Physiol. Psychol., 1972, 80, N 1, p. 66—74.

16. Muram D., Cormon A. Behavioral properties of somatosensorimotor interhemispherik transfer. — J. Exp. Psychol., 1972, 94, N 2, p. 225—230.

17. Schwartz G. E., Davidson R. J., Masr F. Right hemisphere lateralization for emotion in the human brain: Interactions with cognition. — Science, 1975, 190, N 4211, p. 286—288.

18. Shanon B. Lateralization effects in reaction time to simple sentences. — Cortex, 1974, 10, N 4, p. 360—365.

19. Smith M. C., Chu J., Edmonston W. E. Cerebral lateralization of haptic perception: Interaction of responses to Braill and music reveals a functional basis. — Science, 1977, 197, N 4304, p. 286—288.

20. Tucker D. M., Roth R. S., Arneson B. A., Buckingham V. Right-hemisphere activation during stress. — Neuropsychologia, 1977, 15, p. 697—700.

21. Tucker D. M., fames R. A., Craig E. S., Terry M. B. Anxiety and lateral cerebral function. — J. Abnorm. Psychol., 1978, 87, N 3, p. 380—383.