Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

И. Н. УЛЬЯНОВ — НАРОДНЫЙ ПЕДАГОГ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ

 

А. А. НИКОЛЬСКАЯ

 

Советская научная и педагогическая общественность, весь советский народ широко отмечают 150-летие со дня рождения Ильи Николаевича Ульянова, выдающегося русского педагога-демократа, сыгравшего большую просветительную роль, внесшего существенный вклад в пробуждение политического самосознания народов России.

Этой дате была посвящена юбилейная научная сессия, на которой были рассмотрены различные стороны деятельности И. Н. Ульянова. В докладах была раскрыта общественная значимость заслуг И. Н. Ульянова, в частности его роль в идейно-нравственном формировании Владимира Ильича Ленина и других детей, ставших революционерами; были проанализированы его общественно-политические воззрения; рассмотрена его деятельность как педагога и организатора просвещения в России.

Общественно-педагогическая деятельность И. Н. Ульянова неоднократно привлекала внимание историков педагогики. Положительную оценку она получила еще в дореволюционный период. Но, естественно, наиболее полную разработку и глубокую научную оценку его деятельность получила в годы Советской власти [5], [7], [8], [9], [12], [13] и др. В советской педагогической литературе было показано значение деятельности И. Н. Ульянова для развития теории и практики народного образования, в особенности для совершенствования системы начального обучения, раскрыт его глубокий интерес к самым существенным общепедагогическим, дидактическим и методическим проблемам. Даже ежегодные отчеты И. Н. Ульянова о состоянии народного образования, которые он делал как директор народных училищ Симбирской губернии, свидетельствуют не только о его широкой и разносторонней практической педагогической деятельности, но и о глубоком интересе к педагогической теории, о плодотворном проведении в жизнь передовых педагогических идей. Эти отчеты содержат массу интересных сведений, помогающих понять состояние теории и практики воспитания и обучения того времени, важнейшие проблемы, волновавшие не только ученых, но и широкие круги демократической интеллигенции.

Несмотря на интерес к жизни и деятельности И. Н. Ульянова, не все их стороны изучены с достаточной полнотой. Так, в частности, в научной литературе до сих пор не рассматривалась его роль в реализации и развитии тех теоретических идей в области воспитания и обучения, которые привели к становлению детской и педагогической психологии, сделали их важнейшими отраслями психологической науки. Анализ педагогической деятельности И. Н. Ульянова в контексте общественно-исторических условий жизни России того времени поможет понять предпосылки формирования этих областей психологии, их характер

 

6

 

и основную проблематику, причины широкого интереса к этим вопросам.

Ценнейший материал для изучения жизни и деятельности И. Н. Ульянова, для понимания особенностей его мировоззрения и личности дают труды и воспоминания его родных и близких [6], [И], [15], [16], а также его учеников и последователей [18].

 

1

 

И. Н. Ульянов был типичным представителем лучшей части русской демократической интеллигенции 60-х гг. XIX в., деятельность которой наложила заметный отпечаток на все стороны общественной жизни России, способствовала расцвету традиций русского гуманизма и демократизма, служения высоким человеческим идеалам, честного исполнения своего общественного и гражданского долга. Чтобы понять особенности мировоззрения этого поколения, необходимо более подробно рассмотреть специфику российской действительности того времени.

60-е гг. XIX в. в России явились годами крупного исторического перелома, в результате которого Россия пошла по новому пути развития. В эти годы произошла отмена крепостного права, что знаменовало собой смену одной общественно-экономической формации другой. «Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году,— отмечал В. И. Ленин,— то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию» [4; 165]. «Можно спорить,— продолжал он,— о том, велик или мал, быстр или медленен был этот «шаг», но направление, в котором этот шаг последовал, так ясно и так выяснено всеми последующими событиями, что о нем едва ли может быть два мнения» [4; 166]. Крестьянская реформа отразилась на всех сторонах жизни русского общества и государства, коренным образом изменила весь вековой уклад русской жизни, с необходимостью повлекла за собой ряд других реформ.

Реформы 60-х гг. вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского общества, стремление передовых деятелей того времени активно участвовать в обновлении российской действительности, направить ее развитие в соответствии со своими представлениями и идеалами, породили надежду на полное и скорое искоренение «проклятого прошлого». «Искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому»,— отмечал В. И. Ленин [2; 519], были характерной чертой деятелей 60-х гг.

С освобождением крестьян произошли коренные изменения в социальных взаимоотношениях. До этого существовали твердые сословные перегородки, обусловившие представление о человеке как члене определенной сословной группы (дворянин, купец и т. д.), а не как о личности. Крепостничество неизбежно подрывало человеческое достоинство. С его падением в сознании русского человека стала крепнуть мысль, что все люди имеют право на суверенность своей личности, что всякая личность имеет право на внимательное и гуманное отношение к своим нуждам и запросам. «Экономический процесс,— указывал В. И. Ленин,— отразился в социальной области «общим подъемом чувства личности», вытеснением из «общества» помещичьего класса разночинцами, горячей войной литературы против бессмысленных средневековых стеснений личности и т. п. ...Именно пореформенная Россия принесла этот подъем чувства личности, чувства собственного

 

7

 

достоинства» [1; 433]. Освобождение личности от общественных, бытовых, семейных, религиозных пут становилось главной задачей поколения интеллигенции 60-х гг.

Эпоха реформ кончилась прежде, чем были в достаточной мере осуществлены задуманные преобразования. С конца 60-х гг. началось наступление политической реакции. Только что проведенные реформы подверглись существенному искажению. Однако уже невозможно было остановить внутреннее развитие социально-политического процесса в русском обществе. Между дореформенной и пореформенной эпохами легла непроходимая грань, повернуть развитие вспять было невозможно. «Реформа 1861 года осталась только реформой в силу крайней слабости, бессознательности, распыленности тех общественных элементов, интересы которых требовали преобразования...— указывал В. И. Ленин.— Но эта реформа, оставшаяся реформой в силу слабости известных общественных элементов, создала, несмотря на все препятствия и препоны, условия для дальнейшего развития этих элементов» [4; 167—168].

С этого времени в России началась систематическая последовательная разработка различных отраслей науки (в том числе педагогики и психологии), широкое развитие различных форм общественной и культурной жизни. Распространение просвещения стало рассматриваться как самое действенное средство обновления русского общества. «...Характерная черта, общая всем русским просветителям,— отмечал В. И. Ленин,— горячая защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России» [2; 519]. Широко была распространена идея необходимости выполнить «долг» перед народом, искупить вину за долгое унижение крепостного крестьянина. «Демократ размышлял о расширении прав и свободы народа, облекая эту мысль в слова о «долге» высших классов перед народом»,— писал В. И. Ленин [3; 173]. Этот долг мог быть уплачен в различных формах, но прежде всего он вылился в форму борьбы за широкое распространение образования и культуры среди народных масс.

В эту разностороннюю просветительную работу активно включился И. Н. Ульянов. Он, отмечала М. И. Ульянова, «не мог остаться глух к освободительному движению, к вызванной этим движением тяге к просвещению народа» [16; 28]. Окончив в 1854 г. физико-математический факультет Казанского университета, он сначала преподавал физику и математику в средних учебных заведениях Пензы и Нижнего Новгорода, всемерно стремясь повысить свои педагогические знания, творчески освоить педагогический опыт. В Нижнем Новгороде он явился одним из инициаторов создания Педагогического общества, объединявшего творчески настроенных учителей. С 1869 г. его педагогическая деятельность и влияние на развитие просвещения значительно расширились — он стал инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии. Застав состояние народного образования в полном упадке [14], И. Н. Ульянов горячо и самоотверженно, не щадя сил и здоровья, взялся за создание школ, совершенствование содержания и методов преподавания, за коренное улучшение подготовки учителей, провел большую разъяснительную работу среди крестьян, убеждая в необходимости образования для их детей. Существенную сторону его просветительной деятельности составляла организация школ для «инородцев», для детей нерусских национальностей народов Поволжья. Тактично, гуманно убеждал он население этих районов в необходимости приобщения детей к сокровищнице русской культуры. Всемерно поощряя рациональные методы преподавания, он добивался того, что учащиеся этих школ быстро и прочно овладевали богатствами

 

8

 

русского языка. Многое сделал он для развития женского образования.

За любое дело И. Н. Ульянов брался не формально, а вкладывал в него всю душу, все свои силы и знания, заражая других своим энтузиазмом, своей исключительной преданностью делу. «Для него важна была идейная работа,— подчеркивала М. И. Ульянова,— процветание его любимого дела, наилучшая постановка народного образования, во имя которого он работал не за страх, а за совесть, не щадя своих сил» [16; 58].

 

2

 

Сформировавшийся в 60-е гг. интерес к человеческой личности явился одним из главных факторов, способствовавших становлению и развитию детской и педагогической психологии. По-новому стал ставиться вопрос о целях и задачах воспитания и обучения. Эпиграф к знаменитой статье Н. И. Пирогова «Вопросы жизни», опубликованной в 1856 г., звучал так:

— К чему вы готовите своего сына? — кто-то спросил меня.

— Быть человеком,— ответил я.

Эти слова стали лейтмотивом передовой педагогической мысли. В решении вопроса о целях и задачах воспитания и обучения стал формироваться и утверждаться новый педагогический принцип, выражающийся в том, что основную задачу семьи и школы составляет воспитание всесторонне развитой и самодеятельной личности. А это невозможно без всестороннего научного изучения ребенка, его природы, потребностей, мотивов действий, условий формирования убеждений и характера. Только серьезное, глубокое знание человека во всех возрастах, во всех классах и во всех положениях даст возможность черпать средства воспитательного влияния в самой природе человека. Тогда воспитательное влияние будет иметь решающее значение в формировании личности каждого человека и общества в целом.

Не случайно великий русский педагог К. Д. Ушинский главный труд своей жизни, вышедший в эти годы, назвал «Человек как предмет воспитания». В возникших в эти годы педагогических журналах («Журнал для воспитания», «Учитель» и др.) стали широко обсуждаться теоретические проблемы воспитания и обучения, в том числе вопрос о связи педагогики с другими науками, и в первую очередь с психологией. Необходимость психологического обоснования педагогических воздействий становится очевидной. В ходе обсуждения основных проблем умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания стала настойчиво подчеркиваться мысль о необходимости тщательного изучения внутреннего мира ребенка, так как лишь на этой основе можно достичь в результате воспитания идеала Человека.

И. Н. Ульянов был в курсе лучшей педагогической литературы. Изучение его жизни и деятельности с несомненностью показало, что он не только хорошо знал труды К. Д. Ушинского, Н. А. Корфа, И. И. Паульсона и других видных русских педагогов, но и творчески преломлял их в своей педагогической работе. Знал он и труды выдающихся западноевропейских педагогов — И. Г. Песталоцци, А. Дистервега и других.

Как в своей общественно-педагогической деятельности, так и в семейном воспитании И. Н. Ульянов реализовал задачу воспитания человека с большой буквы. Своим отношением к делу и к людям он служил образцом для окружающих. В любом человеке он видел прежде всего личность, ценил в нем высокие нравственные качества —

 

9

 

трудолюбие, искренность, принципиальность и т. п. Ему были глубоко чужды эгоизм, корыстолюбие, чванство, подхалимство и т. п. Простота и демократизм отличали его в обращении с людьми любого ранга. «В отношении Ильи Николаевича к учителям,— отмечала М. И. Ульянова,— совсем не было того чиновничьего подхода, подхода начальника к своим подчиненным, которое так свойственно людям, занимающим высокое служебное положение. Это было в гораздо большей степени отношение старшего товарища, готового всегда прийти им на помощь советами и указаниями» [16; 53]. Для многих своих учеников он был идеалом, которому они стремились подражать. Так, бывший его ученик, впоследствии профессор М. Карякин писал: «И. Н. Ульянова мы — гимназисты — глубоко уважали и любили. Уважали за прекрасное знание своего предмета и талантливое, толковое изложение его и любили за его неизреченную доброту и снисходительность к нашим проступкам в поведении и промахам в математике... Обаяние личности Ильи Николаевича оказывало на нас благотворное влияние: некоторые из нас полюбили математику настолько, что впоследствии в университете избрали ее своей специальностью, в том числе и я» [18; 19—21].

В качестве важнейшего фактора воспитания, формирующего духовный облик ребенка, выдающиеся русские педагоги того времени (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др.) рассматривали уклад жизни, окружающий ребенка, атмосферу, царящую в семье и школе. Этот фактор, считали они, оказывает решающее влияние на нравственное развитие ребенка, на формирование его нравственных чувств и убеждений. Под этим же углом зрения решали они и вопрос о дисциплине, подчинении ребенка требованиям воспитателя. Защищая идею гуманизма и освобождения личности как основы всего переустройства жизни общества, они отстаивали необходимость и гуманного характера воспитания, мягкого, бережного отношения к детской личности. Дисциплина, подчеркивали они, должна основываться на авторитете воспитателя, признании его высоких нравственных достоинств, а не на порочной системе наград и наказаний, не на внешнем принуждении, а на осознании необходимости данных действий.

И. Н. Ульянов полностью разделял и на практике осуществлял этот принцип как в общественной деятельности, так и в семейной жизни. Весь уклад жизни в семье Ульяновых был основан на любви к детям, на понимании их запросов и интересов в сочетании с высокой требовательностью к развитию высоких нравственных качеств (честность, искренность, трудолюбие, уважение к науке и т. п.), с разумным, ненавязчивым руководством формированием их вкусов и потребностей. «Горячо привязан был отец и к детям, — вспоминала М. И. Ульянова,— и отдавал им весь свой досуг. Любовь к нему детей и его авторитет среди них были очень велики... Отец следил за нашим чтением, он помечал нам лучшие произведения русской литературы, познакомил нас со всеми выдающимися писателями, чем развил, несомненно, наш вкус... Своим веселым общительным нравом, горячей любовью к детям, стремлением порадовать и повеселить детей, не стеснять без нужды их свободы, отец и мать привили им большую жизнерадостность, крепкую любовь к жизни» [16; 63].

Большую и деятельную заботу проявлял И. Н. Ульянов о повышении авторитета учителя. Важнейшим средством укрепления авторитета учителя он считал рост его научного и педагогического мастерства. На это в первую очередь была направлена его система педагогического образования, организацией которой он активно занимался. Он руководил педагогическими курсами, проводил уездные съезды учителей и т. д. При этом он не только выступал как руководитель, но и сам

 

10

 

показывал образцы педагогического мастерства. Как вспоминает один из слушателей его курсов, «его необыкновенная живость, подвижность, простота в обращении и вместе с тем прямой и весьма энергичный подход к делу приятно нас расшевелили и возбудили. Мы стали с нетерпением ожидать чего-то нового, интересного в нашем обучении, и мы не ошиблись... Живость и ясность изложения, наглядность преподавания настолько были необычайно удачными, что его уроки нами легко усваивались тут же в классе. Он умел заинтересовать и увлечь нас своими уроками. Мы ждали их как праздника» [18; 53].

В целях повышения педагогического мастерства И. Н. Ульянов организовывал обсуждения уроков курсантов. Эти обсуждения были не только примером оценки методических достоинств и недостатков в преподавании, но и уроком человеческих взаимоотношений. «Недостатков в нашем преподавании,— вспоминал тот же курсант,— было весьма много.— Илье Николаевичу надо было иметь много терпения, деликатности, снисходительности, чтобы на разборах товарищи высказали свои замечания в форме, не только не оскорбительной для самолюбия каждого, но и устраняющей всякую неприязнь между нами, юношами, нередко слишком горячими и невыдержанными. И все это ему удавалось, от него никто из нас никогда не слышал ни одного резкого слова или повышения тона, выражения раздражительности и т. п. Каждый из нас уходил с занятий под самым приятным впечатлением общей дружбы, общего стремления к самовоспитанию» [18, 43].

Учителя, выпущенные педагогическими курсами И. Н. Ульянова, стали, по оценке современников, украшением среди учителей, настойчиво внедряли в практику наиболее совершенные методы преподавания, своим мастерством и авторитетом среди населения значительно способствовали распространению просвещения и культуры в округе.

 

3

 

Существенным моментом в становлении педагогической психологии было осознание настоятельной необходимости психологического обоснования педагогического процесса, выведения дидактических приемов из особенностей психологии познавательной деятельности ребенка. Благодаря трудам К. Д. Ушинского, Н. X. Весселя и других психология стала рассматриваться как важнейшая составная часть педагогической науки. «В педагогике,— писал К. Д. Ушинский,— прилагаются выводы не одной психологической науки, а и многих других... Но, конечно, психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между всеми науками» [17; 53].

Выдающиеся деятели педагогической науки 60-х гг. не только обосновали принципиальную необходимость психологии для педагогики, но и наметили пути психологического обоснования дидактики, дали образцы применения психологических закономерностей познавательной деятельности к изучению конкретных учебных предметов. В первую очередь они считали необходимым дать научное обоснование содержания и методов начального образования, рассматривая его как фундамент, обеспечивающий совершенствование познавательных способностей и полноценное усвоение необходимой суммы знаний в дальнейшем. Совершенно обоснованно наибольшее внимание было уделено психологическим закономерностям усвоения родного языка, так как в ходе его ребенок не только овладевает языком, но и постигает законы логического мышления и способы выражения мыслей и чувств. Наиболее популярными руководствами по русскому языку, построенными на логико-психологической основе, стали «Родное слово» и «Руководство

 

11

 

к преподаванию по «Родному слову» К. Д. Ушинского. Его идеи были развиты и модифицированы в трудах Н. А. Корфа, И. И. Паульсона и других, давших свои варианты учебных пособий, построенных на той же основе. В них ставилась задача научить ребенка в первую очередь учиться, развить познавательные силы ученика, подготовить его к самостоятельному приобретению знаний, развить умение точно и полно выражать свои мысли устно и письменно. Важнейшая роль в развитии познавательных способностей на первых этапах обучения отводилась наглядному обучению, которое должно было заменить схоластические методы преподавания, распространенные в тот период. В противовес букво-слагательному методу обучения грамоте, основанному только на заучивании бессвязных букв и слогов, был выдвинут звуковой метод, мобилизующий различные познавательные силы ребенка.

И. Н. Ульянов не только хорошо знал передовую педагогическую литературу, но и активно разделял точку зрения прогрессивных педагогов на задачи обучения и методы их реализации, настойчиво внедрял их в практику обучения. «Ближайшая цель обучения грамоте,— указывал он,— заключается в том, чтобы ученик, оставляя школу, сумел четко, бегло, сознательно и выразительно прочитать любую, конечно, доступную по содержанию, книгу, складно и обстоятельно рассказать содержание прочитанного» [цит. по 5; 71]. И. Н. Ульянов признавал неразрывную связь языка и мышления и считал одинаково необходимым решать две задачи в процессе обучения русскому языку — развивать мышление, формировать понятия и научить точно выражать в речи свою мысль. «Вся задача преподавателя начальной школы, весь труд его — и труд, разумеется, самый серьезный и нелегкий,— отмечал он,— должен быть сосредоточен именно на том, чтобы преподаваемое им было ясно и отчетливо понято и усвоено учениками не только сознанием, но и в точных, понятных ученикам выражениях; одним словом, каждый урок преподаватель должен разучить с учениками сам, непосредственно, не только в отношении к содержанию, но и выражению его в речи» [цит. по 5; 71—72].

Высоко ценил И. Н. Ульянов роль наглядности в реализации задач начального обучения, в развитии аналитических способностей, в совершенствовании наблюдения, сравнения и других мыслительных операций. «Наглядное обучение, — отмечал он, — способствует развитию в детях наблюдательности и приучает учеников к устной и письменной передаче рассказанного во время урока» [цит. по 5; 72].

Чрезвычайно полезным считал И. Н. Ульянов метод объяснительного чтения, рассматривал его как незаменимое средство развития самостоятельного мышления и расширения круга понятий. Мастерски пользуясь этим методом, он подготовил целую плеяду учителей (которых впоследствии называли «ульяновцами»), давших блестящие образцы творческого использования этого метода [10].

Целиком разделял И. Н. Ульянов точку зрения К. Д. Ушинского на методы изучения грамматики, приложил немало усилий в борьбе против широко распространенного в школьной практике механического заучивания грамматических правил. «Практически преподавать язык,— указывал он,— значит заставить ученика наблюдать отдельные факты словесной и литературной речи, находить в них сходства и различия и отсюда выводить закон, грамматическое правило. При таком преподавании деятельность (учителя) тем и бывает важнее, чем больше он дает простора самостоятельному наблюдению и выводу ученика, а себе оставляет указание ученику пути, сознательно наталкивая его на материал для наблюдения и вывода» [цит. по 5; 76].

Такие же психолого-дидактические методы отстаивал И. Н. Ульянов и в преподавании арифметики. Одной из важнейших задач обучения

 

12

 

арифметике он считал развитие гибкости мышления, сообразительности, умения применять полученные знания на практике. Путь к этому он видел во внимательном наблюдении за детьми, правильной оценке уровня их развития. «Зная хорошо умственные силы детей и их подготовку по арифметике,— указывал он,— учителя верно идут по этому пути и вполне овладевают детской сообразительностью» [цит. по 5; 80].

Следуя передовым педагогическим принципам и внедряя рациональные методы преподавания, И. Н. Ульянов делал это не механически, слепо следуя букве, а творчески, строго сообразуясь с конкретными условиями, в которых работала та или иная школа, с учетом уровня подготовки учеников и учителей. Творческий стиль руководства народным образованием во вверенной ему области вызывал энтузиазм учителей, их активное стремление реализовать пропагандируемые им принципы. «Взвешивая и обсуждая применимость к школам того или другого метода и способа преподавания, Илья Николаевич должен был сам, так сказать, с самого основания строить все школьное обучение: определить задачу и цель обучения, в подробностях разработать и установить объем и круг обучения, распределить его по годам обучения, избрать учебники, показать каждому учителю, как пользоваться ими, показать на практике, как применять тот или другой метод и прием, и этим путем создавать самих учителей»,— отмечалось в некрологе [цит. по 5; 69].

 

* * *

 

Вся жизнь Ильи Николаевича Ульянова являла собой образец беззаветного служения идеалам демократизма и гуманизма, борьбы за торжество прогресса в науке и жизни, бескорыстного труда на ниве просвещения русского народа.

 

1. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества. — Полн. собр. соч., т. 1.

2. Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся. — Полн. собр. соч., т. 2.

3. Ленин В. И. О «Вехах». — Полн. собр. соч., т. 19.

4. Ленин В. И. По поводу юбилея. — Полн. собр. соч., т. 20.

5. Алпатов Н. И. Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова. — М.; Л., 1946.

6. Воспоминания родных о В. И. Ленине. — М., 1955.

7. Горохов В. М., Рождественский Б. П. Илья Николаевич Ульянов и его педагогическая деятельность. — Казань, 1942.

8. Иванский А. И. И. Н. Ульянов: По воспоминаниям современников и документам. — М., 1963.

9. Кондаков А. И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов. — М.; Л., 1948.

10. Корнейчик Т. Д. Как учителя «ульяновцы» проводили уроки объяснительного чтения. — Начальная школа, 1946, № 12.

11. Крупская Н. К. Детство и ранняя юность Ильича. — Пед. соч., т. 6. — М., 1956.

12. Медынский Е. Н. Из педагогической деятельности И. Н. Ульянова. — Красный архив, 1930, № 3.

13. Медынский Е. Н. Борьба И. Н. Ульянова за народную школу. — Красный архив, 1940, № 1.

14. Ульянов И. Н. Начальное народное образование в Симбирской губернии с 1869 по 1879 г. — Журнал министерства народного просвещения, 1880, май.

15. Ульянова-Елизарова А. И. Краткая биография И. Н. Ульянова. — В кн.: Юбилейный сборник памяти И. Н. Ульянова. — Пенза, 1925.

16. Ульянова М. И. Отец В. И. Ленина И. Н. Ульянов. — М.; Л., 1931.

17. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч., т. 8. — М., 1950.

18. Юбилейный сборник памяти И. Н. Ульянова. — Пенза, 1925.