Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

184

 

XXVI СЪЕЗД КПСС И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

В. Л. АПОЛЛОНОВ, Е. Г. СЛУЦКИЙ

 

Ленинград

 

22—24 апреля 1981 г. в Ленинграде состоялась конференция «XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы социальной психологии». Она была подготовлена Центральной секцией социальной психологии Советской Социологической Ассоциации АН СССР и проведена на базе Института социально-экономических проблем АН СССР. По сравнению с предыдущей конференцией, состоявшейся в декабре 1979 г.1, состав ее участников был гораздо более представительным. Свыше двухсот социальных психологов и социологов из 16 городов приняли участие в работе четырех секций: общих проблем социальной психологии, социально-психологических проблем личности, социально-психологических

 

185

 

проблем общности и общения, проблем массовых коммуникаций. Обсуждались перспективы развертывания комплексных социально-психологических исследований по проблемам социалистического образа жизни, развития и функционирования трудовых коллективов, социально-психологического климата, формирования социалистического типа личности, совершенствования механизмов информационно-идеологического воздействия, социально-психологической регуляции потребностей и др.

На пленарном заседании с основным докладом выступил Б. Д. Парыгин (Ленинград). Он отмстил, что задачи, поставленные XXVI съездом КПСС перед советским обществом и наукой, знаменуют собой новый этап в развитии отечественной социальной психологии. Сегодня нужно сосредоточить внимание на решении ключевых народнохозяйственных проблем. Решение этих задач предполагает новый уровень соединения теории и методологии с точностью обоснованного инструментария исследований. Б. Д. Парыгин отметил основные социально-психологические проблемы, вытекающие из доклада Л. И. Брежнева на XXVI съезде КПСС: социально-психологические исследования научно-технической революции, социалистического образа жизни, проблемы, связанные с производством материальных благ (эффективность и качество труда). Главным же, отметил Б. Д. Парыгин, является совершенствование организации труда и управления всем многообразием человеческой жизнедеятельности, и прежде всего в трудовом коллективе. Это предполагает решительный поворот социальной психологии непосредственно к народнохозяйственным проблемам. Важнейшими условиями эффективности научных исследований в этом направлении являются научное обоснование критериев для качественной оценки социальных и социально-психологических явлений, а также унификация и создание обсужденных и принятых на уровне всесоюзных и мировых стандартов методик и программ. Докладчик призвал социальных психологов обратиться к исследованию реального многообразия социальных и социально-психологических проблем развитого социализма в условиях современного научно-технического прогресса.

В. А. Ядов (Ленинград) в докладе «Социально-психологические проблемы образа жизни» отметил противоречие в социально-психологической постановке этой проблемы, поскольку стирание существенных различий в образе жизни социальных групп означает несомненное единообразие и унификацию условий формирования личности. В то же время это означает и формирование возможностей для индивидуального развития, дифференциации в духовном развитии, иными словами — персонификации личности и ее образа жизни.

С докладом «Малоисследованные проблемы психологии личности» выступил А. Г. Ковалев (Ленинград). Он указал на целый ряд особенно важных для теории и практики разделов психологии личности и наметил направления их исследования.

Е. С. Кузьмин (Ленинград) поставил вопрос о специфике социально-психологической типологии личности, в которой выделяются прежде всего доминированные отношения и установки личности, определяющие ее ориентации и программы поведения. Социально-психологическая типология фиксирует три различных уровня деятельности: высший уровень мастерства, средний и, наконец, низкий уровень, не справляющийся со своими функциями.

Сущность опосредованности как фактора, повышающего меру информационно-идеологического воздействия, раскрыла Г. И. Хмара (Ленинград). Рассматривалась социальная обусловленность механизма опосредованное™. Анализ последовательности протекания процесса информационно-идеологического воздействия позволяет выделить горизонтальный и вертикальный срезы опосредованное™, отражающие функциональные связи различных компонентов и элементов этого процесса.

На секции общих проблем социальной психологии (руководители Е. С. Кузьмин, В. А. Ядов) большая часть выступлений была посвящена проблеме регуляции и саморегуляции социального поведения. Обсуждались специфика моды как проявления социально-символического аспекта культуры (С. В. Сивашинский, Ленинград, Т. П. Кармазина, Минск), социально-психологические аспекты формирования дисциплины поведения (В. В. Рептуха, Ленинград), понятие о счастье как процессе реализации интересов и способностей и меры полноты самоактуализации индивида, стиль жизни как путь к достижению счастья (В. И. Зацепин, Херсон, А. А. Кроник, Киев, Е. И. Головаха, Киев). В других сообщениях шла речь о психологии управления (А. А. Сетов, Днепродзержинск), о теоретико-графовой модели прогноза эффективности подготовки специалиста (В. Ф. Курлов, Ленинград), о саморегуляции поведения с помощью механизма ожидания (Л. А. Ершов, Ленинград).

На секции социально-психологических проблем общности и общения (руководители Б. Д. Парыгин, Н. В. Голубева) основное внимание было уделено вопросам функционирования и деятельности трудового коллектива. Б. Д. Парыгин рассмотрел трудовой коллектив как объект социально-психологического исследования, поставил вопрос о критерии оценки социально-психологического климата (СПК). Вместо удолетворенности был предложен критерий соответствия или несоответствия СПК социально-психологическим тенденциям НТР. Докладчик сообщил основные результаты исследования СПК первичного трудового коллектива как фактора производительности труда. В выступлениях на секции были затронуты вопросы взаимосвязи микро- и макросреды с точки зрения опосредованности социально-психологических процессов (Н. В. Голубева, Ленинград), диагностики социально-психологического климата (Е. С. Филиппов, Ленинград), обсуждались различные аспекты проблемы общения (В. Т. Успенский, Нальчик, Е. Ф. Владыкина, Киров, Л. П. Смелков,

 

186

 

Ленинград, Е. Л. Корнеев, Ленинград, Е. К. Цуканова, Нежин, Р. В. Макушенко, Ленинград, С. Н. Тетеор, Симферополь), социально-психологические факторы эффективности бригадной организации труда (Б. И. Максимов, Ленинград), лидерство в групповой деятельности (В. И. Румянцева, Ленинград), значение демократического стиля руководства музыкальным коллективом (Г. А. Ержемский, Ленинград).

Секция социально-психологических проблем личности (руководители Е. В. Шорохова, А. Г. Ковалев, Ю. В. Манько) была посвящена в основном обсуждению результатов исследования проблем социально-психологического механизма формирования активной жизненной позиции, социальной активности и ответственности личности, оптимизации межличностного общения в условиях НТР, типизации и персонификации личности. В выступлениях уделялось внимание методологическим проблемам социально-психологического анализа личности.

На секции обсуждались профессиональная типология личности (Г. А. Алексеев, Ленинград, Л. В. Бабаева, Москва), типология и критерии активной жизненной позиции. Ю. В. Манько (Ленинград) выделил эгалитарный, корпоративный, социально-инфантильный, коллективистский и социально значимый тип активной жизненной позиции. Рассматривались процесс формирования активной жизненной позиции в процессе персонификации и его реализация посредством освоения деятельного опыта, социально-психологической адаптации и социальной идентификации (Г. И. Чибрик, Ленинград) и проблемы социальной активности личности в условиях развитого социализма (В. И. Данилов, Ленинград). А. М. Агальцов (Омск) представил сообщение о деятельности и общении в группе как ведущих факторах формирования мировоззрения личности. Многие выступающие высказывали мнение о важности повышения качества и научной достоверности социально-психологических исследований и необходимости создания банка методик изучения социальной активности и ответственности личности. Перспективы и тенденции в разработке методов изучения личности были представлены отдельным докладом (Т. Б. Карцева, Ленинград). В целом обсуждение социально-психологических проблем личности показало единство методологического и прикладного подходов, возросшую практическую направленность исследований.

На секции проблем массовых коммуникаций (руководители Г. И. Хмара, В. В. Максимов, Л. В. Петров) обсуждались социально-психологические аспекты формирования и развития массовой коммуникации, включая исследование механизмов и моделей массово-информационного и пропагандистского воздействия. Затрагивались вопросы взаимосвязи массовой коммуникации и культуры, опосредованности социального общения и др. Так были выделены обобщенные универсальные свойства массовой коммуникации, соотносимые с каждым из шести этапов развития массовой коммуникации (Л. П. Петров, Ленинград), рассмотрены аспекты взаимосвязи массовой коммуникации и образа жизни через понятие деятельности и информационного обмена в массовой коммуникации (Е. Г. Слуцкий), представлены материалы, посвященные различным аспектам социально-психологического изучения массовой коммуникации в современном обществе (Е. Лукьянченко, Таллин, Л. Рооталу, Таллин, О. Т. Манаев, Минск, Т. К. Чмут, Киев, О. А. Сусская, Киев, В. Л. Скуратовский, Киев, Н. В. Ефимова, Минск, А. И. Серов, Ленинград, Н. Е. Калайтан, Москва, Н. А. Хренов, Москва, Г. Г. Пачепцов, Киев, Й. И. Швегжда, Вильнюс).

В решениях и рекомендациях конференции отмечается большая прикладная значимость социально-психологических исследований именно в связи с выработкой конкретных практических рекомендаций и с последующим изучением эффективности их внедрения.

Конференция призвала активнее внедрять комплексный подход к исследованию актуальных социально-психологических проблем с привлечением ученых смежных, областей знаний. Признано целесообразным создание координационного центра, связывающего Советскую Социологическую Ассоциацию и Общество психологов СССР.



1 См.: Вопросы психологии, 1980, № 3, с. 181 — 182.