Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

 

А. Я. ВАРГА, X. X. МИККИН, Л. А. ПЕТРОВСКАЯ, Д. В. РОНЗИН

 

Москва, Таллин, Москва, Ленинград.

 

С 29 марта по 1 апреля 1981 г. в Новосибирске проходила школа-семинар «Социально-психологический тренинг: методология, теория, методика, техника». В работе этого первого в стране научного семинара, организованного Сибирским отделением Советской социологической ассоциации, приняли участие около 80 человек из разных городов страны: Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Таллина, Вильнюса, Риги, Донецка, Черкасс, Сочи и др. В числе участников были специалисты в области психологии, философии, экономики, педагогики, психотерапии и т. д. Первые два дня заняло теоретическое обсуждение проблем, в последующие дни участники обменивались практическим опытом проведения социально-психологического тренинга.

В настоящее время практика социально-психологического тренинга представляет собой активно развивающуюся отрасль прикладной психологии. В отечественной и зарубежной литературе фигурируют различные термины для ее обозначения, например: лабораторный тренинг, активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение и др. Термин «социально-психологический тренинг», введенный в научный обиход психологами ГДР, — наиболее устоявшийся.

Содержание данной области весьма многогранно и трудно укладывается в какое-либо одно определение. Самое существенное, что речь в этом случае идет о некоторой форме психологического воздействия в процессе интенсивного общения в групповом контексте. Воздействие направлено на повышение психологической компетентности участников в общении.

Доклады и развернувшаяся дискуссия затронули в основном три теоретических вопроса: предмет и задачи социально-психологического тренинга, концепция развития личности и практика социально-психологического тренинга, роль ведущего (руководителя) в процессе тренинга. В докладе Н. М. Коряк и В. И. Шаляпина (Новосибирск) подчеркивалась необходимость философско-методологического обоснования новой области прикладной психологии. По мнению авторов, при разработке критериев оценки изменений, сопровождающих тренинг, недостаточно ограничиться психологической теорией. Тренинг, ориентированный на механическое усвоение участниками паттернов поведения, не столько способствует развитию личности, сколько блокирует его.

И. М. Ребейко и Н. П. Штенцова (Новосибирск), исходя из представления о том, что главная цель тренинга — развитие личности, в своем докладе сделали акцент на особом характере деятельности руководителя социально-психологического тренинга. По существу своему его работа представляет собой не реализацию набора алгоритмов, а процесс творчества. В выступлении Ю. Н. Емельянова (Ленинград) были выделены и охарактеризованы три функции социально-психологического тренинга: обучающая, диагностическая и коррекционная. В комплексе методов особое внимание было уделено анализу такой их составляющей, как невербальные средства общения.

Л. А. Петровская (Москва) подчеркнула, что социально-психологический тренинг в настоящее время включает широкий набор различных методов, и в связи с этим отметила неправомерность сведения методического комплекса социально-психологического тренинга к какому-либо одному методу, например, к тренингу сензитивности. В частности, методы могут варьировать в зависимости от того, ориентированы они на оказание психологической помощи отдельному человеку или группе в целом, применяются они к контингенту здоровых людей или больных и т. д. Она' коснулась следующих актуальных проблем данной области: принципы комплектования групп тренинга, профессиональная подготовка его руководителей, способы измерения эффективности.

Н. С. Говоров (Ленинград) обосновывал необходимость реализации применительно к социально-психологическому тренингу системного подхода. В частности, это предполагает воздействие на разные стороны личности, на разнообразные поведенческие ситуации. Он высказал сомнение в плодотворности изолированного использования отдельных приемов. Социально-психологический тренинг должен опереться на новую научно-художественную дисциплину, названную автором психологикой.

На семинаре большое внимание было уделено вопросам методик и техники социально-психологического тренинга. X. X. Миккин (Таллин) рассказал об итогах разработки и проблемах применения видеотренинга. Благодаря оперативной обратной связи об особенностях поведения в конкретных ситуациях видеотренинг позволяет вносить коррекцию в отдельные навыки и умения профессионального общения. Центральным звеном здесь выступает методика конфронтации участника с самим собой, реализуемая путем использования видеообратной связи. По мнению докладчика, успехи тренинга в большой степени зависят от развития эмпирических социологических и социально-психологических исследований, выявляющих трудности, противоречия определенной профессии, отрасли, предприятия. В этом случае важная задача тренинга

 

184

 

состоит в том, чтобы смоделировать эти противоречия в лабораторных условиях.

Э. М. Верник (Таллин) проанализировала теоретические и практические аспекты социально-психологического тренинга, проводимого в ГДР. Основной акцент был сделан на логических принципах и психологических основаниях составления программ тренинга, которых к настоящему времени разработано более 20.

Т. С. Яценко (Черкассы) информировала об опыте применения социально-психологического тренинга как элемента профессиональной подготовки будущих учителей. Программа включает два этапа: общая подготовка к общению (тренинг сензитивноети) и специальный тренинг (выработка частных профессиональных умений). В настоящее время апробирован пока первый этап. Ряд трудностей работы связан с тем фактором, что данный опыт противоречит некоторым установившимся стандартам обучения.

А. Е. Алексейчик (Вильнюс) познакомил с опытом повышения профессиональной квалификации медицинских психологов и врачей-психиатров в области медицинской психологии и психотерапии путем интенсивного группового общения — наряду с традиционной теоретической подготовкой через систему лекций, докладов и т. п. Э. Ф. Лауринайтис (Вильнюс) рассказал о применении тренинга в системе подготовки студентов-медиков. С кратким сообщением о разновидностях социально-психологического тренинга за рубежом выступил С. Д. Казарцев (Ленинград).

В целом работа школы-семинара показала, что в настоящее время социально-психологический тренинг используется для подготовки специалистов различного профиля (учителей, руководителей, врачей, медицинских психологов, продавцов, музыкантов-исполнителей); с целью коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми, коррекции социальной дезадаптации подростков и т. д. Социально-психологический тренинг включает в себя широкий спектр методов: видеотренинг, тренинг сензитивности, ролевое обучение, методы театрализации, групповой анализ оценок и самооценок, невербальные методики и т. д. С некоторыми из перечисленных методов участники семинара познакомились практически. Опытом ведения групп тренинга поделились А. Е. Алексейчик (Вильнюс), Л. А. Петровская (Москва), И. М. Ребейко (Новосибирск), Ю. Н. Емельянов (Ленинград), Б. А. Бараш (Ленинград), Э. Ф. Лауринайтис (Вильнюс).

На заключительном заседании был выработан итоговый документ, обобщающий работу школы-семинара. В нем подчеркивается актуальная необходимость обоснования социально-психологического тренинга на базе принципов советской психологии. Отмечается, что применение данных методов предъявляет высокие требования к личности ведущего, его нравственным, психологическим и профессиональным качествам. Это с особой остротой ставит проблему поиска организационных форм подготовки руководителей социально-психологического тренинга. Имеющийся опыт позволяет создать основу для такой подготовки. Быстрое распространение методов, возрастающие потребности их практического использования требуют регулярного обмена опытом специалистов. Участники школы-семинара избрали организационное бюро для координации последующей работы в данной области.

Прошедшая школа-семинар была не только интересной, но безусловно полезной и весьма продуктивной. Она позволила познакомиться с теоретическими взглядами и практическими приемами работы тех, кто сейчас в нашей стране использует и развивает социально-психологический тренинг — активные методы повышения психологической компетентности работников многих отраслей производства, службы быта, торговли, методы психотерапии и неврачебной коррекции психологических трудностей человека.