Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Л. А. КАНДЫБОВИЧ

Минск

 

Издательство «Просвещение» выпустило нужную книгу для старших школьников1. До последнего времени мы сталкивались с парадоксальным явлением. С одной стороны, вопрос о самовоспитании и профессиональной ориентации школьников решается на всех уровнях, а с другой — сам школьник не имеет никаких научных представлений о свойствах личности, психических процессах, состояниях и т. д. Поэтому выход в свет книги Я. Л. Коломинского следует расценивать как важный шаг на пути к всеобщему обучению школьников основам психологии. Действительно, без знания психологии

 

179

 

нельзя серьезно говорить о сколько-нибудь полном осознании подростком самого себя как личности.

Рецензируемая книга обладает очевидными достоинствами. Во-первых, при изложении всего материала книги автор использует целостно-личностный подход. Во-вторых, в книге имеется специальный раздел, которым заканчивается каждая из 11 глав книги, — «Клуб «Три С», где читателю предлагаются вопросы для самоконтроля, задания, конкурсы по программе: самопроверка, самопознание и самовоспитание. Справочное бюро клуба «Три С» в конце книги содержит краткий психологический словарь, ответы и решения. Предлагая проводить турниры и олимпиады, автор побуждает учителей, классных руководителей и людей, работающих с молодежью, активно использовать богатый фактический материал книги в практике обучения и воспитания молодежи.

В-третьих, излагается материал в увлекательной форме с множеством примеров из классических произведений, главным образом из детской литературы и поэзии.

В-четвертых, автор выступает как страстный популяризатор психологии, испытывающий любовь к самой науке и глубоко знающий психологию читателя.

В книге представлен обширный материал, охватывающий многие вопросы общей психологии, а также ряд вопросов возрастной и педагогической психологии. В удачной последовательности анализируется развитие психики от элементарных форм ее проявления у животных до возникновения качественно новой ступени — человеческого сознания, вычленяются закономерности становления личности в процессе индивидуального развития.

В первом разделе «Введение в психологию» автор остроумно подводит юного читателя к понятиям новой для него науки. В главе «Знакомая незнакомка» раскрывается предмет «психология», причем умело показана внешняя обыденность и простота психологических терминов, которые мы часто употребляем: ощущение, темперамент, мышление и т. д. и фактическое их незнание абсолютным большинством школьников. Автор подводит читателя к мысли о необходимости серьезного изучения психологии как науки. При этом он опирается на знания школьников, полученные в курсе анатомии и физиологии человека. Обосновывая методологическую и научно-теоретическую основы психологии, Я. Л. Коломинский умело, использует фундаментальные положения трудов классиков марксизма-ленинизма, критикует взгляды буржуазных теоретиков и показывает основные направления развития советской и мировой психологии.

Во второй главе автор рассматривает различные методы психологии, сопровождая их анализ удачными примерами. Большое внимание уделяется методу самонаблюдения, хорошо показана его методологическая основа. Дана критика взглядов идеалистов. Рассматривая вопросы развития психики, автор использует обширный материал, накопленный к настоящему времени в психологии. В главе, посвященной развитию психики в онтогенезе, наряду с общепсихологическими вопросами рассматривается ряд проблем возрастной и педагогической психологии. Этот раздел заканчивается главой о развитии психики ребенка, и на нем следует остановиться особо. Автору удалось здесь изложить в присущей ему увлекательной форме одну из важнейших проблем современной психологии — роли наследственности и среды в развитии и воспитании ребенка. Этот раздел книги, как нам представляется, может сыграть важную роль в вопросах психологической подготовки школьников, поскольку он ставит их в положение исследователя психики детей младшего возраста. Этот раздел ценен и своей педагогической направленностью, поскольку логически подводит читателя к необходимости самовоспитания.

Второй раздел «Познавательная деятельность личности» раскрывается с позиций целостности и единства психической жизни человека. В разделе подробно рассматриваются ощущения, восприятия, память, воображение, мышление и внимание. Здесь также следует отметить некоторое новаторство автора, которое выразилось в том, что воображение и мышление показаны как проявление единой творческой мыслительной деятельности личности. Правда, в этих доводах есть еще широкое поле для дальнейших уточнений и аргументации новых положений.

Следует также отметить, что, рассматривая психические познавательные процессы, автор не ограничивается только теоретическими аспектами обсуждаемых проблем, но и дает ряд практических рекомендаций, например по оптимальному запоминанию материала.

Можно было бы пожелать автору более подробно осветить проблемы речи. Зато о памяти, воображении, мышлении рассказывается много и подробно. Читатель найдет массу хороших примеров, советов и практических рекомендаций.

В последнем разделе «Личность и ее индивидуальные особенности» автор подчеркивает, что фактически о личности шел разговор на каждой странице книги, хотя само слово «личность» часто и не употреблялось, и далее подробно останавливается на понятии личности, ее устойчивости и изменчивости, социальной роли личности, общении. Последние главы этого раздела посвящены рассмотрению свойств личности: направленности, способностям, характеру и темпераменту. Уделяется внимание очень важной для молодежи проблеме связи способностей и выбора профессии.

Заметно стремление автора знакомить читателя с последними достижениями психологической науки (сенсорная депривация, психологическая теория обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, эвристическая умственная деятельность и ряд других).

Заканчивая анализ книги, следует отметить, что в названиях разделов и глав не упоминаются такие важные психологические понятия, как воля, эмоции, чувства,

 

180

 

психология коллектива. Этим вопросам уделяется недостаточное внимание. Вызывает некоторое удивление, что Я. Л. Коломенский, известный своими трудами в области психологии коллектива, не посвятил этой проблеме самостоятельного раздела или главы; видимо, подобное упущение вызвано ограниченным объемом книги.

В целом автор обнаруживает обширную эрудицию не только в области психологии, но и в области художественной литературы, искусствоведения, точных наук, что позволяет ему осуществлять различные подходы в преподнесении психологического материала, используя связь психологии с различными предметами школьного курса. Примеры близки школьникам, выводы и рекомендации имеют большое значение для старшеклассников.

Книга, написанная ярким, увлекательным языком, безусловно, полезна и старшеклассникам, и взрослым. Читая ее, невольно вспоминаешь известные слова А. М. Горького, что для детей надо писать так же, как и для взрослых, только лучше.



1 Коломинский Я. Л. Человек: психология.— М.: Просвещение, 1980. — 224 с.