Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ1

 

К. ТИХОМИРОВ

Москва

 

Едва ли кого-то нужно убеждать, что разработка проблем психологии личности имеет первостепенное значение как для развития теоретической психологии, так и для более интенсивного решения психологами прикладных задач. Вместе с тем мы довольно часто сталкиваемся с разочаровывающей подменой собственно психологии личности перечнем комплексных проблем междисциплинарных исследований личности, формулированием лишь общесоциологических предпосылок ее изучения или даже нагромождениями корреляций между индивидуальными различиями. Значимость рецензируемой книги заключается прежде всего в утверждении собственно психологического подхода к изучению личности и аномалий ее развития. Книга эта написана в жанре очерков, которые отражают единое направление исследований, объединены общей методологической основой и общей задачей, связанной с «поиском новых возможностей познания психологической природы личности» (с. 4). В качестве методологической основы своих исследований авторы избрали теорию деятельности.

Одна из центральных проблем книги — это проблема развития личности. Правильно подчеркивая, что противоречия являются источником развития личности, авторы обоснованно утверждают, что нельзя прямо и непосредственно выводить закономерности развития здоровой личности из закономерностей развития болезней и что необходимо разграничивать понятия противоречия и невротического конфликта, который «является особым видом противоречия, его извращенной формой, он приводит к порождению искаженной деятельности, разрушает создавшуюся до болезни структуру личности, лишает опосредованности и подконтрольности» (с. 11). Развитие личности человека, заболевшего неврозом, происходит не из-за невротического конфликта, а вопреки ему.

В книге убедительно обоснован тезис о том, что распад психики не является негативом развития, что разные виды патологического процесса приводят к качественно различным картинам распада. Задачу подлинной теории личности авторы видят в том, чтобы объяснить как случаи нормального развития личности, так и случаи аномального ее развития. Само понятие нормы, как отмечают авторы, «должно быть не перечислением достоинств личности, а указанием общих принципов наилучшего хода развития, возникающих здесь основных противоречий

 

176

 

и особенностей их преодоления» (с. 130). И у нормальной зрелой личности возникают противоречия между мотивационной и операционно-технической сторонами деятельности, но эта личность способна осознавать и разрешать противоречия, что и ведет к ее дальнейшему развитию.

К числу важнейших относится и проблема методов изучения личности. Сформулированные в книге положения носят принципиальный характер. Убедительно показывается, что психологу не может быть безразлично, каковы методы, с которыми он приходит в практику: «Положение об относительной независимости конкретного метода исследования от исходной теории ... неприемлемо при изучении явлений психической жизни человека» (с. 14).

Авторы совершенно обоснованно утверждают, что теоретические и методологические принципы психологии реализуются через конкретные методы исследования, напоминают о том, что теоретической основой методов измерения способностей в зарубежной психологии является функциональная психология и что при использовании этих методов «.выявляются лишь конечные результаты, а вся качественная сторона деятельности испытуемого остается за рамками исследования» (с. 15). Собственная позиция авторов заключается в подчеркивании необходимости анализа прежде всего качественных особенностей психической деятельности субъекта. В книге приводится интересный анализ черт характера, целеполагания, внушаемости и критичности, смысловых образований личности.

Много внимания уделено описанию конкретных методов исследования нарушений личности. Подчеркивается, что наблюдение над общим поведением больного во время эксперимента является особым и эффективным методом исследования. Раскрыты возможности анализа личностных изменений по данным историй болезни. Дана характеристика методик, как непосредственно направленных на выявление личностных особенностей, так и связанных с опосредованным выявлением изменений личности с помощью экспериментов, в которых исследуются познавательные процессы. Постоянно подчеркивается необходимость изучать возникновение психологических феноменов.

Сегодня все большее значение придается использованию психологических знаний для решения практических задач. Книга Б. В. Зейгарник и Б. С. Братуся поучительна и в этом отношении, так как психиатрическая практика — это область, где раньше всего были внедрены психологические знания. Позиция авторов и здесь совершенно определенна: прикладные исследования обязательно должны иметь четкую теоретическую основу и вносить, в свою очередь, вклад в развитие общей теории психологии. Значение патопсихологических исследований личности заключается, в частности, в раскрытии роли личностного (мотивационного) компонента в структуре познавательной деятельности. Это связано с тем, что психическая болезнь «прежде всего поражает мотивационную сферу человека, его эмоциональные проявления, его ценностные ориентации» (с. 6). Формирование новых мотивов, целей, установок, структура самосознания и саморегуляции — для изучения этих проблем данные патопсихологии имеют большую значимость. Перспективы развития собственно прикладных патопсихологических исследований авторы видят в расширении участия профессиональных психологов в системе реабилитационной и профилактической работы.

Книга Б. В. Зейгарник и Б. С. Братуся обогащает психологическое учение о личности, вносит вклад в развитие патопсихологии и будет с пользой и интересом прочитана и изучена как профессиональными психологами, так и специалистами смежных областей знания, заинтересованными в союзе с психологами.



1 Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки но психологии аномального развития личности. — М.: Изд-во МГУ, 1980.— 169 с.