Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ

 

Westland J. Current crises of psychology. London: Heinemann, 1978. 174 p.

 

Г. Вестланд, преподаватель психологии Cypрейского университета (Surrey), анализирует в своей книге критические высказывания известных специалистов о состоянии современной позитивистски ориентированной психологии и предлагает собственные комментарии к этим высказываниям. В отличие, к примеру, от классической работы К. Бюлера «Кризис психологии», в которой рассматриваются собственно конкретно-научные и методологические основания кризиса, он анализирует различные проявления кризиса современной (бихевиористической) психологии: кризис практической значимости психологии, лабораторный кризис, кризис статистической обработки и интерпретации эмпирических данных, кризис философских основ психологии и кризис ее как науки, публикационный, этический кризис и кризис собственно профессии.

Первоисточник и основную причину различных типов кризиса автор видит в характере ответа на вопрос: для кого, для чего, каким образом полезна психология? Г. Вестланд считает, что, не будь кризиса полезности (заметим, рассматриваемой им в духе прагматизма), релевантности психологии всевозрастающим требованиям к ней, не пришлось бы конфузиться относительно других его аспектов (с. 17).

Лабораторный кризис и кризис психологии как науки в целом тесно связаны: связующим мостиком между этими типами кризиса в книге усматривается кризис статистического исследования, выражающийся в сомнительности как самой применяемой статистической техники, так и компетентности тех, кто ее использует.

Одной из причин кризиса психологии как бихевиоральной науки является то, что модель эксперимента берется из физики, вследствие чего теряется специфика психологического исследования. Поэтому оказывается,

 

169

 

что бихевиоризм, квалифицируемый с добавлениями к нему «нео» или «классический», мало отличается от наивного бихевиоризма (исключая терминологию) Дж. Уотсона. Правильно полагая, что психология имеет дело с особого рода феноменами и должна рассматриваться как особый тип науки, Вестланд без достаточных для этого оснований резко противопоставляет ее методам и методологии естественнонаучного познания.

В отдельной главе Г. Вестланд рассматривает «философский кризис». Он высказывает мнение, что западные психологи не очень увлечены философскими проблемами. Сциентистское объяснение природы человека (ориентированное только на естественнонаучные принципы познания) является причиной подобного отношения к философии; но это также особого рода философия, восходящая к идеям Гоббса о механодетерминированности человека.

Говоря о профессиональных функциях психолога, автор рассматривает и свойственный проводимым на Западе психологическим исследованиям редукционизм (физикалистский, физиологический, социологический), который приводит к тому, что в реальной профессиональной практике психологи вступают не на свою «территорию», где они уже не могут конкурировать по своему профессиональному уровню с представителями тех наук, к которым имеет тенденцию редуцироваться предмет психологии.

Проблема публикаций — одновременно следствие и детерминанта кризиса. Ибо кто владеет печатными органами, тот в определенной мере контролирует формирование дисциплины.

Реверберации всех других форм кризиса прослеживаются и в решении этических вопросов, рассматриваемых узко прагматически.

Автор не обращается к тем источникам, в которых звучит оптимизм в отношении перспектив развития психологии, в частности к работам Ж. Пиаже, советских психологов. Установка критически рассмотреть развитие современной психологии (на примере бихевиоризма) не привела к раскрытию «исторического смысла психологического кризиса».

 

А. Н. Ткаченко

Киев