Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

146

 

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

 

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ

К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

 

И. В. ДУБРОВИНА

 

В документах XXVI съезда КПСС существенное значение придается укреплению института советской семьи как важнейшей ячейки советского общества. Семья является той первичной социальной основой, которая формирует нравственный и психический склад личности. Психологический климат в семье, отношения между ее членами непосредственно влияют на производственную деятельность, выполнение общественных обязанностей, развитие творческих возможностей человека в любом возрасте. Особое значение имеет семья для формирования личности ребенка. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания человеком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. «Семья — уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием» [13; 142].

В последнее время психологи все большее внимание уделяют изучению особенностей воспитания детей в семье. Всесоюзная конференция, проведенная НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в 1979 г. и посвященная вопросам общественного и семейного воспитания, в качестве основных направлений исследований выделила следующие: специфика семейного воспитания, его отличие от воспитания в детских общественных учреждениях (детские дома, интернаты, детские сады, школы и пр.); влияние структуры семьи (полная, неполная, многодетная, с одним ребенком и пр.) на воспитание ребенка; психологические особенности взаимоотношений родителей и Детей в семье; так называемые трудные семьи, их психологическая характеристика и влияние на формирование личности ребенка.

Надо подчеркнуть, что при рассмотрении указанных проблем исследователи обращают особое внимание на изучение личности родителей, ее направленности, на ведущие мотивы их жизни и деятельности. Идеал жизни родителей, в свою очередь, определяет направленность и во многом результат воспитательного процесса. Как правило, именно в детях бывает ярко выражено то, что подчас скрывается родителями даже от самих себя. «Каждый день с утра до вечера, а иногда и до поздней ночи семья в лице родителей, старших братьев и сестер, бабушки и дедушки развертывает перед ребенком образцы самых разнообразных форм поведения, своего рода «ассортимент» образцов, слов, жестов, манер, отношения к труду, к людям, к политическим событиям в нашей стране и за ее пределами» [3; 12]. Причем в семье ребенок чувствует, видит, слышит не только то, как надо жить, что надо знать, как надо себя вести, а то, какова жизнь в действительности, как люди ведут себя на самом деле. Поэтому «...разгадку «ставшей» личности надо искать на ранних этапах ее развития, то есть в детстве» [6; 116].

Несмотря на столь значительную роль семьи, подготовка молодежи к будущей собственной семейной жизни до последнего времени не ставилась как специальная психолого-педагогическая задача.

Исследователями отмечаются некоторые неблагоприятные явления, происходящие в семье в настоящее время, такие факты, как увеличение числа разводов, снижение уровня рождаемости, рост количества неудачных, хотя и не распавшихся браков, наличие так называемых проблемных семей, не справляющихся с функцией воспитания детей, и пр. [10], [14], [15].

Среди многочисленных причин разводов отмечается неумение молодых людей строить свои взаимоотношения, психологическая неграмотность супругов, низкая культура чувств, нравственная невоспитанность и др. Поэтому специальная психологическая подготовка молодежи к семейной жизни является настоятельной необходимостью. Эта подготовка должна проводиться на всех этапах возрастного развития и не должна быть отделена от общих проблем воспитания. Нельзя готовить человека отдельно к жизни в семье, в коллективе на производстве и пр. Вместе с тем, формируя личность в целом,

 

147

 

нельзя не учитывать специфику каждой области ее жизнедеятельности, в том числе и семейной жизни. Формирование психологической и нравственной готовности иметь семью, детей должна быть одной из главных задач воспитания подростков и юношей и находиться в центре психолого-педагогических исследований.

Коллектив Лаборатории психологии возрастных закономерностей формирования личности школьника НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в последние годы приступил к изучению проблемы подготовки молодежи к семейной жизни. В итоге проведенной работы был определен довольно широкий круг вопросов, научно-практическое решение которых необходимо, на наш взгляд, для формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни. Рассмотрим некоторые из них, наиболее, с нашей точки зрения, существенные.

Теоретические и экспериментальные исследования показали, что многие трудности в связи с вступлением молодежи в брак возникают в настоящее время из-за недостатка их нравственной воспитанности, что, в свою очередь, обусловлено характером родительской семьи: преобладают семьи с одним-двумя детьми, к детям — повышенное внимание, в центре забот родителей — нужды и интересы детей, их требования и просьбы. У многих детей не формируется умение внимательно относиться к потребностям других людей, заботиться о близких взрослых, развивается эгоистическая мотивация. Такая внутренняя позиция человека может сохраняться и тогда, когда он создаст свою семью, где требования, адресованные ранее отцу и матери, могут предъявляться теперь супругу. Не сформированные в детстве представления о собственных обязанностях по отношению к другим членам семьи мешают строить взаимоотношения молодых супругов.

Исследование В. Э. Чудновского [11; 24—39] показало, что эгоистическая направленность личности будущего супруга во многом предопределяет сам характер создания семьи, мотивацию выбора партнера и тем самым является одним из существенных факторов, способствующих распаду семьи или возникновению неудачных браков. Сосредоточенность на собственных интересах способствует выработке определенного стиля поведения, что нередко ведет к конфликтам. Факты показывают, что воспитание в духе меркантилизма и эгоизма ориентирует на брак по расчету, разрушает почву, на которой возникает любовь — нравственная основа семьи. Отсюда следует, что подготовка к семейной жизни — это прежде всего воспитание направленности на другого человека, формирование умения и желания понять окружающих людей, учитывать их интересы, вкусы, настроения, привычки. Эта направленность, по существу, есть основа коллективистической направленности, и можно предположить, что коллективизм является одним из существеннейших качеств семьянина, ведь любая семья, если это семья, — коллектив, где каждый стремится жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга. Таким образом, работа по воспитанию у школьников коллективизма — одна из основных линий подготовки их к будущей семейной жизни.

О том, что необходима специальная работа по формированию у школьников коллективизма, направленности на другого человека, свидетельствует исследование А. М. Прихожан [11; 79—91], которое посвящено изучению особенностей представлений подростков о своей будущей семейной жизни. Данное исследование показало, что представления о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой семье — или как стремление к повторению, или как стремление сделать все по-другому. Представления подростков и юношей о своей будущей семье во многих случаях восполняют то, чего им, как они считают, не хватает в родительском доме, т. е. эти представления часто имеют компенсаторный характер. Поскольку эти представления могут способствовать созданию у молодых людей такой модели «идеальной» семьи, которая удовлетворяла бы только их собственные потребности, то воспитательную работу необходима строить на основе хорошего знания направленности личности каждого ученика и условий его жизни в семье.

В указанном исследовании выявлена определенная потребительская тенденция подростков и юношей по отношению к другим людям, отсутствие заботы о других, даже эмоционально значимых для них, возможных будущих супругах. Напротив, они проявляли скорее отрицательное отношение к этой заботе, выступающей с ее наименее привлекательной стороны — обременительных домашних обязанностей. Большая часть изученных здесь подростков и юношей представляли будущую семейную жизнь как обязательный, но не слишком заманчивый элемент взрослой жизни. Более старшие школьники это представление конкретизировали: «Сейчас интереснее. Дальше что: ну, женишься, ну, начнешь работать. Пришел, поел, телевизор посмотрел, поспал, пошел на работу... и все снова» (IX класс, юноша). «Лучше сейчас… Дальше будет много быта: муж, дети, уборка, готовка...» (VIII класс, девушка).

Понятно, что сфера семейного быта, в отличие, например, от сферы производства, где ученик мечтает трудиться, наиболее «открытый» элемент его будущей жизни. Подростки и юноши, хорошо зная все бытовые, каждодневные заботы и обязанности членов семьи, не понимают их нравственного смысла — действия в интересах других, близких людей. Обычно это бывает в тех семьях, где не происходит обсуждений общих семейных дел и проблем, где нет общих переживаний, нет коллективных решений.

В целом ряде социально-психологических и педагогических исследований отмечается, что в настоящее время во многих семьях наблюдается очень противоречивое отношение к ребенку (любого возраста): с одной стороны, излишняя опека, освобождение от ряда посильных для него домашних обязанностей и, с другой, недостаток общения

 

148

 

с родителями, с другими взрослыми, в процессе которого ребенок постигает их нравственный опыт. «Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений... Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально, ибо другие люди «относятся» к нему по-человечески, а он к ним — нет. Личностью ребенок станет лишь там и тогда, когда он сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее» [7; 195, 204]. Отношение ребенка к другому человеку, к другим людям определяется, в частности, и отношением взрослых к нему, под влиянием этих отношений формируется его самосознание.

На каждом возрастном этапе развития ребенок требует особого подхода. Переход от одного возрастного этапа к другому характеризуется прежде всего сменой ведущей деятельности и возникновением на базе этого новых личностных образований, с которыми связаны все другие особенности данного периода развития. Под возрастными новообразованиями мы, вслед за Л. С. Выготским, понимаем тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период [5]. Гармоническое развитие личности происходит лишь при максимальном и педагогически грамотном использовании возможностей каждого возрастного периода развития ребенка.

Например, в подростковом возрасте формируются такие психологические новообразования (заметим, существеннейшие и для будущего семьянина), как сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения [6; 126]. Но эти новообразования не возникают сами по себе, они являются результатом обучения и воспитания ребенка на предшествующих ступенях онтогенеза. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства, интересы и желания других людей, он должен научиться сначала сопереживать близким, понимать их. Вот почему очень важно, чтобы близкие ребенку люди были личностно развиты, умели общаться с ним и строить нравственные взаимоотношения с окружающими. Ведь личный пример близких, их естественное поведение — сильнейший воспитательный фактор.

Общение со взрослыми, являясь важнейшим фактором общего психического развития ребенка, на каждом возрастном этапе этого развития имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в содержании общения и его значении для формирования личности. Эффективность общения подростков и юношей со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни. К. Маркс писал, что «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и что различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой, что физическое существование позднейших поколений определяется их предшественниками, что эти позднейшие поколения наследуют накопленные предшествовавшими поколениями производительные силы и формы общения» [2; 440].

К сожалению, как показывают результаты исследования В. Э. Пахальян [11; 126— 133], у многих подростков и старшеклассников отсутствует доверительное общение с близкими им взрослыми людьми — родителями, учителями, несмотря на то что потребность в таком общении есть, так как на многие вопросы ребята не могут получить ответы в кругу своих сверстников (вопросы профессионального самоопределения, взаимоотношения с представителями другого пола, нравственные проблемы и пр.).

Психологическая подготовка молодежи к семейной жизни связана не только с нравственным воспитанием, формированием нравственных чувств и отношений, но и с половым воспитанием и половым просвещением, в основе которых лежит раскрытие многогранных понятий: любовь, семья, воспитание детей. А. С. Макаренко писал, что общественная нравственность признает нормальной и нравственно оправданной только такую половую жизнь, которая основывается на взаимной любви и которая проявляется в семье, т. е. в открытом гражданском союзе мужчины и женщины, союзе, который преследует две цели: человеческое счастье и рождение и воспитание детей [9].

Особо остро проблема полового воспитания стоит в подростковом возрасте. Этот период характеризуется переходом от детства к взрослости. Психическое развитие на этом возрастном этапе имеет свои особенности и сложности, что во многом обусловлено половым созреванием подростка, его повзрослением. Как справедливо отмечают Д. В. Колосов и Н. В. Сельверова [8], у мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола — «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины». Но половое созревание само по себе ни в коем случае не определяет формирование личности подростка, оно лишь влияет на его физиологическое состояние. Общий характер чувств, привязанностей, ценностей, идеалов в этот период определяется воспитанными свойствами личности, опытом дружбы, деятельности и общения со взрослыми и сверстниками. К этому времени у подростков уже складываются сравнительно прочные представления и навыки общения с представителями другого пола. Поэтому начинать половое воспитание надо значительно раньше, с самого раннего детства, придавая этому воспитанию соответствующее содержание, направление и систематичность.

 

149

 

Любовь является нравственной основой семьи. «Радоваться самому существованию другого человека — вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде» [12; 370]. К сожалению, психология любви пока совсем не разработанная проблема в психологии личности. Быть может, именно этим, а также чрезвычайной сложностью и неоднозначностью этого чувства объясняется неустойчивость, незрелость, неразвитость любви у значительной части молодых людей.

Социологи в 1968—1971 гг. опросили свыше 14 тыс. жителей г. Перми, исследуя мотивы вступления в брак. 73,3 % рабочих, 83,7 % инженерно-технических работников и 92,2 % студентов указали на любовь как главный мотив выбора будущего супруга. Данные показали, однако, что прямой связи между мотивом вступления в брак (любовь) и прочностью брака не существует. Видимо, одним и тем же словом «любовь» люди называют не вполне одинаковые чувства. Юноши и девушки могут принимать влюбленность за любовь, ошибаться в истинном характере своих чувств. Французский сексолог А. Вилли пишет: «Различие между влюбленностью, которую неудачно называют «маленькая любовь», и «большой» любовью заключается в том, что влюбленность никогда не направлена на личность, как таковую. Можно влюбиться в волосы, глаза, руки, фигуру, даже в общественное положение человека и одновременно к человеку в целом оставаться равнодушным или даже бессознательно питать неприязнь. Такая частичная привлекательность ведет к «частичной» любви, которая полна противоречий и продолжается недолго...» [4; 77].

Решая задачу нравственного воспитания подрастающего поколения, школа, семья подчас забывают о главном — о воспитании у юношей и девушек чувства любви к окружающим людям вообще и к представителям противоположного пола, в частности. В исследовании Н. Н. Толстых [11; 68—78] получены настораживающие данные о том, что у учащихся VII—VIII классов, т. е. у подростков 13—15 лет, слабые представления о любви, о будущей семейной жизни. Надо подчеркнуть, что это возраст, когда происходит половое созревание, когда (что многократно отмечалось в литературе, в научных исследованиях) развивается интерес к представителю другого пола, наблюдается первая влюбленность.

Как объяснить эти факты? Автор считает, что в настоящее время изменилась социальная ситуация развития учащихся VII—VIII классов, связанная с необходимостью принятия важного решения о дальнейшем образовании — ПТУ, школа, техникум. В школе справедливо много внимания уделяется тому, куда пойти учиться, кем стать в будущем. При этом часто упускается из вида, что именно этот возраст является благоприятным для формирования чувств подростков, их отношения к представителям противоположного пола, понятия о семье.

Как уже отмечалось, важным моментом подготовки подростков и юношей к семейной жизни является половое воспитание. Задача формирования личности ребенка и подростка в соответствии с его полом включает, с одной стороны, формирование психического пола, с другой — системы отношений с лицами противоположного пола.

Наряду с решением основной задачи воспитания подрастающего поколения — формированием социалистической личности, необходимо обеспечить и формирование особой системы представлений ребенка о себе как о человеке определенного пола, включающих в себя специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Эта система представлений во многом складывается под влиянием поведения и отношений родителей. Как показывают материалы исследования Т. И. Юферевой [11; 92—106] у подростков с детства под влиянием отца и матери создается облик будущего супруга. Поведение родителей, их совместная жизнь влияют на представления о браке и на отношения к другому полу.

Н. Н. Обозов [10] приводит интересный и требующий методологического осмысления факт, полученный исследователями психоаналитического направления в изучении супружеской совместимости. Благодаря механизму идентификации мальчиков и девочек с родителями в семье формируются эталоны мужа и жены. Причем образцами выступают мать и отец. В выборе супруги и в последующих отношениях значительную роль играет факт совпадения эталона матери и представления о женщине-жене. Результаты показывают, что 94 % мужчин, имеющих жен, сходных по физическим особенностям и темпераменту с их матерями, были счастливы в браке. В то же время только 33 % мужчин счастливы с женами, не похожими на их матерей. Женщины, в отличие от мужчин, представляют себе будущего мужа более похожим на знакомых им мужчин, чем на отца.

У подростков и юношей складывается представление не только о будущем супруге, но и о себе как о мужчине или женщине, муже или жены. В этом возрасте быстрый физический рост и половое созревание производят заметные изменения во внешности и внутреннем мире, порождают острый интерес к самому себе и интерес к другому полу. У подростков возникают новые ощущения, чувства, переживания. Во всем этом нелегко разобраться. Мальчики и девочки начинают постепенно осознавать себя мужчинами или женщинами, у них формируется потребность понять себя с этой точки зрения. Но чтобы понять, необходимо вычленить какие-то свойства и качества личности, присущие только мужчине или только женщине, сравнить эти особенности со своими, оценить их. Иными словами, у мальчиков и девочек подросткового возраста уже возникают идеалы взрослого мужчины, взрослой женщины (или мужественности — женственности),

 

150

 

чаще всего не известные и поэтому не контролируемые учителями, родителями. Не сформированные целенаправленно представления идеального образа мужественности — женственности не могут стать нравственным регулятором полового поведения юноши и девушки, определяющим отношение со сверстниками противоположного пола, а в дальнейшем это может привести к неправильным ожиданиям и установкам по отношению к супругу.

Данные, полученные Т. И. Юферевой [16], показывают, что именно в подростковом возрасте делаются первые попытки понять психологические особенности мужчин и женщин. При этом мальчики и девочки существенно различаются между собой в понимании мужественности и женственности. Автор приводит любопытный факт, полученный ею в исследовании: никто из изученных подростков-семиклассников при описании современного мужчины не назвал такого качества мужчины, как ответственность. Очевидно, непосредственный опыт жизни подростков в своих семьях и наблюдения за жизнью семей своих товарищей не позволили им убедиться в том, что ответственность — одно из существеннейших качеств мужчин.

В одном из исследований, выполненном под руководством Н. Н. Обозова [10; 90], выявлен следующий факт: это же качество личности отца — ответственность — значительно и при том положительно влияет на формирование аналогичного качества детей (юношей и девушек). Наличие же развитого качества ответственности у матери влияет на формирование того же качества только у девушек. Таким образом, ответственность у дочерей формируется под влиянием и отца, и матери, чем, видимо, можно объяснить явную выраженность этого качества в поведении женщины [10].

Существенным моментом психологической готовности человека к вступлению в брак является необходимость осознания им общественной значимости этого события. Молодые люди берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за семью, за детей. По словам К. Маркса, «никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак» [1; 162]. Супружество предъявляет определенные требования к поведению мужа и жены, оно ограничивает индивидуальную свободу, связано с ежедневными хлопотами. Рождение детей ставит новые проблемы перед супругами. Прочность молодой семьи во многом зависит от того, насколько супруги осознают не только нравственную, но и правовую основу брака.

Исследования Б. С. Круглова [11; 40—54] показывают, что у значительной части старших школьников и учащихся ПТУ отсутствует отношение к праву как к необходимой личной ценности и, следовательно, можно предположить, что в дальнейшем правовые нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, не будут служить для них действенными ориентирами, определяющими их поведение в качестве супругов и родителей. Необходимо поэтому больше обращать внимания, особенно в курсе основ Советского государства и права, на развитие у учащихся чувства гражданской ответственности и гражданского долга, что связано, в первую очередь, с увеличением общей ответственности за свои поступки и влияет на их социально-нравственное становление как будущих семьянинов.

Таким образом, проблема психологической подготовки молодежи к семейной жизни включает в себя чрезвычайно широкий круг вопросов, в данной статье мы коснулись лишь некоторых из них. Решение этих вопросов возможно лишь общими усилиями психологов, социологов, педагогов, родителей и учителей.

Большую роль в воспитании готовности молодых людей к семейной жизни должна играть школа как специальное общественное учреждение по воспитанию подрастающего поколения. Здесь мы бы выделили две стороны работы с учащимися. Во-первых, следует больше внимания уделять действительному формированию у школьников коллективизма, направленности на другого человека, умения уважать, понимать сверстника, взрослого человека, способствовать воспитанию таких нравственно-этических качеств, как доброта, честность, чувство справедливости и пр. С другой стороны, создать общее положительное и гласное отношение к сложным проблемам взаимоотношений полов, понимать, что у девочек и мальчиков, девушек и юношей не только могут, но и должны возникать определенные отношения друг к другу, возникать чувства симпатии, антипатии, дружбы, влюбленности, необходимо воспитывать культуру чувств и взаимоотношений.

В плане подготовки старшеклассников к семейной жизни безусловно полезны и специальные лекции и введение программ по данной теме. В этих программах необходимо предусмотреть подготовку молодежи к семейной жизни в более широком смысле, как часть общего процесса формирования личности, и в более узком — она должна дать определенные знания о взаимоотношениях представителей различного пола, о моральных и правовых нормах, регулирующих эти взаимоотношения, об основах семейной жизни, воспитании детей и пр. Широкий аспект подготовки к семейной жизни, который должен включать в себя основы нравственного и трудового воспитания, составит тот фундамент, на котором может строиться специальная подготовка подрастающего поколения к жизни в семье. Необходимо предусмотреть в программах определенные сведения о психологии личности, межличностных отношениях, индивидуальных особенностях человека и их значении во взаимоотношениях людей вообще и в семейной жизни в частности.

 

151

 

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 1.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3.

3. Аркин А. А. Родителям о воспитании. М., 1957. — 338 с.

4. Борман Р. Молодежь и любовь. М., 1975. 160 с.

5. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии, 1972, № 2, с. 114—123.

6. Давыдов В. В. Личностью надо «выделаться». — В кн.: С чего начинается личность. М., 1979, с. 109—140.

7. Ильенков Э. В. Что же такое личность? — В кн.: С чего начинается личность. М., 1979, с. 183—237.

8. Колесов Д. В., Сельверова Н. В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.

9. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 7-ми томах, т. 6. М., 1951—1954.

10. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

11. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семенной жизни / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1980. — 164 с.

12. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 415 с.

13. Семья как объект философского и социологического исследования. — Л., 1974.— 338 с.

14. Файнбург 3. И. К вопросу об этической мотивации брака.— В кн.: Социальные исследования. М., 1970, вып. 4, с. 31—40.

15. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1974. — 367 с.

16. Юферева Т. И. Проблема формирования психического пола. — В кн.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М„ 1979, с. 66.