Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

XXVI СЪЕЗД КПСС О ЗАДАЧАХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

XXVI съезд КПСС наметил грандиозную программу экономического и социального развития нашего общества на ближайшую пятилетку и до 1990 г. Разработанная съездом программа повышения благосостояния всех слоев населения охватывает самые различные стороны жизни советского народа — потребление и жилье, условия труда и быта, культуру и отдых, здравоохранение и народное образование. В одиннадцатой пятилетке будут шире использоваться общественные фонды потребления, вырастут доходы населения, улучшится снабжение продовольствием, промышленными товарами, расширится сфера услуг, забота о материнстве и детстве. Решение этих задач потребует значительного роста производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, совершенствования всей системы управления, широкого и всестороннего режима экономии.

Исторические свершения советского народа поистине велики. Вместе с тем партия отчетливо видит трудности и недостатки, нерешенные проблемы. На съезде подчеркивалось, что во всем этом есть причины и объективные и субъективные, которые зависят от нас самих. Пожалуй, главная из них состоит в том, что еще не полностью преодолены силы инерции, традиции и привычки, сложившиеся в то время, когда на первый план выступала не столько качественная, сколько количественная сторона дела.

Съезд наметил ряд мер для преодоления указанных недостатков. Особое значение принадлежит воспитательной работе, включая воспитание трудовое, нравственное и идейно-политическое.

Очень важной особенностью воспитательных задач, поставленных XXVI съездом КПСС, является их глубокая психологичность. «В период развитого социализма,— как говорится в докладе товарища Л.И. Брежнева,— завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах. Эта перестройка охватывает и материальную, и духовную сферы, весь уклад нашей жизни» (Брежнев Л.И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. — М., 1981, с. 77). Съезд призывает активно бороться с психологией политической наивности, эгоизма, мещанства, накопительства, равнодушия к заботам и делам народа, преодолевать силу инерции в отношении к качеству труда, воспитывать ответственность, развивать инициативу, предприимчивость, незыблемую уверенность в исторических преимуществах избранного нами пути, целенаправленно формировать интересы, потребности и другие личностные качества, характерные

 

6

 

для человека нового типа, трудящегося в условиях развитого социалистического общества.

Решить эти задачи возможно лишь в том случае, когда воспитатели овладеют хотя бы самыми общими психологическими приемами развития интересов, потребностей, ответственности, дисциплинированности, предприимчивости, инициативы, уверенности, убежденности и др. Между тем пока еще имеется мало специальных психологических разработок, помогающих практикам воспитательной работы энергично развивать указанные качества личности нового типа. Особенно мало работ, посвященных предупреждению и преодолению негативных личностных качеств, которые еще имеют место в жизни и бороться с которыми призывает нас партия. Хотелось бы обратить внимание на то, что все эти недостатки воспитания обнаруживают себя уже на ранней стадии становления личности. Поэтому так важно разрабатывать пути предупреждения появления их в условиях школьного воспитания.

В.И. Ленин подчеркивал, что в политической деятельности партии всегда есть и будет известный элемент педагогики, он учил подходить к массам так, чтобы суметь заговорить, суметь сблизиться с ними. Он писал также, что «к массам надо научиться подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, профессии и т. п.» (Полн. собр. соч., т. 41, с. 192).

Все эти ленинские указания ставят перед психолого-педагогической наукой задачи более глубокого научного обеспечения воспитательной работы в производственных коллективах с тем, чтобы помочь партийным, хозяйственным руководителям, общественным организациям лучше мобилизовывать трудящихся на успешное достижение поставленных партией социально-экономических целей.

Большое внимание в материалах XXVI съезда партии, в Отчетном докладе ЦК КПСС и выступлениях делегатов было уделено вопросам развития народного образования.

В докладе товарища Л.И. Брежнева отмечается, что в отчетный период в целом успешно выполнялись указания XXV съезда партии, касающиеся развития народного образования. Взят важный рубеж — завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду. Качество школьных программ и учебников нуждается в улучшении. Правильно отмечают, что они слишком усложнены. Это затрудняет обучение, ведет к неоправданной перегрузке ребят. Министерству просвещения, Академии педагогических наук нужно немедля поправлять такое положение, подчеркивается в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии.

В соответствии с этим в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 —1985 годы и на период до 1990 года» намечено обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, более полное удовлетворение потребностей страны в специалистах и квалифицированных рабочих. Съезд партии требует повышать эффективность работы всех звеньев и форм образования и подготовки кадров, развивать и улучшать вечернее и заочное обучение, совершенствовать формы и методы трудового, нравственного и эстетического воспитания в школе. В Основных направлениях намечено усилить работу по профессиональной ориентации юношества, создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с шестилетнего

 

7

 

возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ. В одиннадцатой пятилетке предусмотрено дальнейшее развитие сети профессионально-технических учебных заведений как важнейшего источника пополнения народного хозяйства кадрами рабочих. Предусмотрено довести выпуск квалифицированных рабочих из этих учебных заведений на 1981 —1985 гг. до 13 млн. человек; увеличить выпуск квалифицированных рабочих со средним образованием в 1,6 раза, совершенствовать подготовку и повышение квалификации кадров на производстве. Намечено подготовить примерно 10 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, осуществить одновременно меры по повышению качества подготовки специалистов и улучшению их использования в народном хозяйстве.

Перед психолого-педагогической наукой в связи с этим встает широкий круг задач по научному обеспечению прогресса всех сфер народного образования в нашей стране. Эти проблемы нашли отражение в плане научных исследований Академии педагогических наук СССР на одиннадцатую пятилетку и в прогнозе развития педагогической науки до 1990 г.

Существенной особенностью планирования научных исследований на одиннадцатую пятилетку в АПН СССР является усиление их комплексности. В числе важнейших направлений исследований — проблемы методологии педагогики и психологии, теоретические проблемы образования, коммунистического воспитания школьников и взрослых, профессионально-технической педагогики, дефектологии, физиологии, подготовки и повышения квалификации учителей и др. В целях достижения комплексности научных исследований на одиннадцатую пятилетку особо выделена одна, наиболее важная программа — «Средняя общеобразовательная школа». В эту программу входит несколько комплексных проблем, связанных с такими весьма актуальными вопросами, вытекающими из решений XXVI съезда КПСС, как коммунистическое воспитание учащихся, подготовка к переходу на обучение в школе с шестилетнего возраста, научное обоснование учебного плана, программ и учебников, устранение перегрузки школьников, повышение качества обучения, создание благоприятных учебно-материальных условий и современных технических средств обучения, преодоление формализма в оценке труда учителей и учеников.

Для исследования каждой из комплексных проблем будут привлечены ученые всех научно-исследовательских институтов, имеющих к ней отношение. В большинстве комплексных программ примут участие ученые-психологи. Они будут исследовать такие проблемы: «Особенности психического развития детей шестилетнего возраста», «Психологические основы школьных программ и учебников», «Психологические основы формирования коммунистической личности», «Психологические критерии эффективности труда учителя».

Контакты педагогики и психологии в решении актуальных задач, поставленных XXVI съездом партии, приведут к повышению эффективности исследовательской работы, к психологическому обогащению педагогических работ, к усилению педагогической направленности психологических исследований.

В этих условиях педагогика испытывает острую потребность в психологических работах обобщающего характера, рассматривающих во взаимосвязи различные психологические концепции обучения и воспитания. Психолого-педагогическая наука значительно шагнула бы вперед, если бы появились такие обобщающие психологические работы, причем не обзорного, а именно системно-аналитического характера.

Весьма актуальны психологические исследования, посвященные и отдельным аспектам обучения и воспитания.

 

8

 

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии подчеркнута необходимость немедля поправить дело с перегруженностью учебных программ и учебников средней общеобразовательной школы. И здесь очень важно объединить усилия педагогов и психологов, привлечь их к участию в экспертной оценке новых программ и учебников. Среди критериев оценки программ есть такие, которые носят сугубо психологический характер. К ним можно отнести учет возрастных особенностей школьников. Очень важно иметь специальные психологические исследования, которые бы не просто подчеркивали неограниченные возможности восприятия учеников в любом возрасте, а именно выявляли соответствие программных требований возрастным возможностям в их типичном массовом проявлении. Здесь многое может дать концепция ведущих видов деятельности, сензитивных периодов в усвоении определенных знаний и умений, которая с общеметодологического уровня должна активно переходить на уровень психолого-педагогических и методических разработок.

В материалах XXVI съезда КПСС, в постановлении ЦК партии по идеологической работе, а также в материалах Всесоюзного семинара-совещания идеологических работников (апрель 1981 г.) отмечается необходимость значительного развития исследований по проблемам коммунистического воспитания.

В Академии педагогических наук СССР имеются лаборатории, исследующие отдельные аспекты этих проблем: в НИИ общей педагогики (формирование социальной активности личности), в НИИ общих проблем воспитания (всестороннее воспитание личности), в НИИ физиологии детей и подростков (физическое воспитание школьников), в НИИ общей и педагогической психологии (психологические закономерности формирования личности школьника, воспитание личности в коллективе, трудовое, политехническое и профессиональное обучение и воспитание школьников и учащихся ПТУ). Теперь очень важно, чтобы усилия этих лабораторий были объединены при разработке целостной концепции не только всесторонности, но и гармоничности развития личности нового, коммунистического типа. Предстоит коллективно обсудить критерии и признаки всесторонности и гармоничности развития, согласовать методики изучения этой проблемы, наметить создание коллективной монографии «Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности», завершающей этот цикл работ.

В последние годы в педагогических исследованиях по вопросам коммунистического воспитания все более глубоко и разносторонне применяются достижения психологической науки. Например, исследования, посвященные научно-атеистическому воспитанию, учитывают психологические идеи формирования убеждений, атеистической направленности, атеистических установок; в работах, посвященных формированию коммунистического мировоззрения, все больше внимания уделяется развитию диалектического мышления личности, а не только формированию взглядов, представлений, понятий и пр. Здесь учитываются психологические концепции развития мышления.

В работах, посвященных формированию у школьников положительного отношения к учению, широко используются психологические идеи развития интересов, мотивов, потребностей, чувства долга, ответственности. Появились педагогические работы по совершенствованию стиля управления школой, и здесь большое значение имеют психологические подходы к исследованию стиля общений, этики взаимоотношений и др.

Отсюда вытекает непосредственный заказ психологам Академии педагогических наук СССР еще более целенаправленно сосредоточить

 

9

 

свои усилия на психологическом обеспечении решения актуальных проблем воспитания школьников. Назовем некоторые из них. В условиях обострившейся идеологической борьбы исключительно важно формировать у учащихся непримиримость к буржуазной идеологии, к влияниям средств пропаганды наших идеологических противников, воспитывать у молодежи иммунитет против таких влияний, умение дискутировать по острым вопросам современности. И здесь дело не только в том, чтобы вооружить молодежь знанием конкретных фактов, примеров, аргументов — без этого невозможно решить поставленную задачу, но и сформировать у них умение доказывать, убеждать, переубеждать, грамотно вести полемику, делать выводы, обобщения, а это уже сфера психологического плана.

Возьмем для примера еще одну весьма актуальную проблему — воспитание у молодежи положительного отношения к общественно полезному труду, в том числе в сфере материального производства. Здесь надо уметь видеть не только собственно научный и практический, но и психологический аспект трудовой подготовки. Забвение последнего приводит к неправильному отношению части юношей и девушек к труду в сфере материального производства. Только при активном участии психологов, по-настоящему могут быть изучены мотивы молодежи при выборе профессии, причины недооценки личностной и общественной значимости труда в сфере материального производства, неумение объективно оценить свои возможности, способности и пр.

Важной психолого-педагогической проблемой является предупреждение правонарушений, недисциплинированности подростков, изучение причин этих явлений. Анализ рекомендаций по этому вопросу показывает, что им все еще недостает настоящей психологичности. Именно поэтому педагогическая наука пока в основном дает широкие перечни возможных мероприятий, бесед, лекций, докладов для самих детей и родителей, но очень мало проникает в суть процесса перевоспитания, переубеждения, изменения стереотипа поведения, нейтрализации возможного нарастания негативных явлений, т. е. не подкрепляется глубокими психологическими исследованиями.

Психолого-педагогической проблемой остается преодоление формализма в оценке труда учеников. Эта проблема самым непосредственным образом связана с вооружением руководителей школ и всех учителей умением глубоко изучать реальные учебные возможности школьников, чтобы затем сравнивать с ними достигаемые в учебно-воспитательном процессе результаты. Только в том случае, когда учитель научится проектировать возможный уровень учебных успехов каждого школьника в зоне его ближайшего развития, он сможет объективно оценить эффективность своих педагогических воздействий. При отсутствии такого умения педагог невольно становится на путь формального сравнения достигнутого процента успеваемости и процента хороших и отличных оценок с аналогичными процентами в других школах. А такое сравнение, не учитывающее реальных возможностей учеников конкретного класса, и становится формальным, ведет к процентомании и другим нежелательным явлениям, осуждаемым советской общественностью.

Поэтому все более актуальной становится проблема решительного улучшения практики изучения школьников учителями. Это требует разработки корректных в научном отношении и доступных в условиях массовой школы программ составления характеристик учеников, отбора из множества возможных методов наиболее приемлемых для учителя с учетом его повседневной загруженности. Наконец, встает задача отбора таких форм изучения учащихся, которые также позволяли бы при минимальных затратах времени учителей сохранять максимально

 

10

 

возможную информативность, позволяющую делать вполне обоснованные прогнозы о реальных учебных возможностях школьников.

В практике педвузов, как известно, используются десятки разнообразных программ изучения личности учеников и классного коллектива, студенты овладевают и многими методиками такого изучения. Но пока еще мы не можем назвать эти программы и методики оптимальными для условий массовой школы, и здесь предстоит провести широкие опытно-экспериментальные исследования, чтобы помочь школе решительно улучшить качество изучения детей.

Одна из причин формализма в оценке труда учителей и учеников — известный максимализм, нереальность, неоптимальность ряда психолого-педагогических рекомендаций. Многие из них еще строятся по принципу сообщения всего того, что известно по данному вопросу, независимо от того, может ли учитель реализовать все это в рамках имеющегося времени, в условиях работы с большим числом учеников. Такие рекомендации строятся без выделения в них главного, существенного, без указания сильных и слабых сторон каждой из мер и рекомендаций. В результате возникает такая ситуация, когда возводится в абсолют то один, то другой метод обучения, то одна, то другая форма обучения или воспитания (программирование, автоматизация, проблемность, алгоритмизация, индуктивный или дедуктивный подход к обучению и пр.).

Если исследователи соответствующей проблемы не ориентируют себя на выбор оптимальной меры применения тех или иных рекомендаций, не указывают границ их успешного применения, условий, в которых это применение наиболее рационально, а в каких оно может привести к нежелательным негативным явлениям, то на практике это приводит к недостаткам, с которыми надо решительно бороться.

Член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС товарищ М.А. Суслов на Всесоюзном семинаре-совещании идеологических работников (апрель 1981 г.) привел замечательные слова В.И. Ленина о том, что надо научиться сознательному выбору средств, приемов и методов, способных при наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные результаты. Как никогда актуальна для современной науки методология и методика выбора оптимальных психолого-педагогических решений. Очень важно, чтобы полнее применить их к каждому исследованию, а не только к выбору решений в экономике, в управлении и пр. Эти психологические аспекты принятия оптимальных решений должны быть осознаны и как требование к обоснованию оптимальности самих научных рекомендаций, их конкретности, их соотнесения с фактором времени и пр.

М.А. Суслов подчеркнул, что сейчас особое значение приобретает улучшение взаимодействия между теоретической мыслью и практикой коммунистического воспитания. Наука призвана активнее помогать воспитательной работе, вооружать .наши идеологические кадры четкими, обоснованными рекомендациями, в том числе и в такой важной для формирования молодого поколения сфере, как народное образование. Здесь необходимо обратить особое внимание на требование четкости и обоснованности рекомендаций. К сожалению, еще нередко мы встречаемся с фактами, когда школе довольно быстро рекомендуются те или иные начинания, не прошедшие еще достаточной экспериментальной проверки. Долг ученых состоит в том, чтобы живо откликаться на новаторские подходы, энергично помогать их авторам проверять их эффективность, определять границы и условия возможного применения, а не скоропалительно предлагать использовать их повсеместно. Школьное дело — весьма чувствительный организм, и здесь всякого рода перестройки должны проводиться с весьма глубоким

 

11

 

обоснованием, без поспешности и торопливости, на что обращал наше внимание Л.И. Брежнев еще на XXV съезде партии.

В выступлениях психологов на различных педагогических форумах неоднократно поднималась проблема создания в стране психологической службы широкого плана — для родителей, для работников производства, сферы обслуживания и др. Между тем трудности с созданием такой службы носят не только экономический характер, но и, пожалуй, в большей мере научный, так как мы не располагаем еще научно-методическими основами организации такой службы, оптимальной системой методик, которые можно применить при этом. До последнего времени отсутствовали экспериментальные психологические лаборатории, которые отрабатывали бы оптимальные варианты функционирования такой службы. Задача состоит в том, чтобы психолого-педагогическое обеспечение этой службы не отставало, от возрастающего общественного интереса и реальных возможностей для ее создания. А примеры положительного плана в этом отношении уже имеются в Москве, в Ростовской области и в других местах.

В материалах XXVI съезда КПСС подчеркивается, что требования к учителю возрастают, что он нуждается в большей заботе и внимании. В повышении качества подготовки учителя много психологических вопросов. Взять, например, причины отсутствия устойчивого интереса к педагогическому труду у некоторых студентов и выпускников педвузов, что приводит к уходу из школы определенной части молодых учителей. Как показывают социологические исследования, причиной такого ухода довольно часто выступают не какие-то материально-бытовые факторы, а именно психологическая неподготовленность к преодолению тех трудностей, с которыми встречается учитель, попадая в общение с учениками, родителями и др. Нужна специальная психологическая закалка будущих педагогов. Одно из социологических исследований деятельности учителей показало, что самую низкую оценку среди десятков профессиональных качеств и умений они получили за педагогический такт, за неумение общаться с учениками. Вопросы психологии общения учителя с учениками, родителями, коллегами приобретают особое значение в условиях, когда другие факторы в школе становятся все более благоприятными (оснащение кабинетов, обеспечение учебно-методической литературой, рост научной квалификации учителей и пр.). Теперь надо обратить больше внимания и на эту сторону учительского труда.

В материалах XXVI съезда КПСС подчеркнута необходимость повышения эффективности научной работы всех институтов и лабораторий, усиления практической направленности исследований, активного внедрения достижений науки в практику.

Необходимо, чтобы каждый ученый, работающий на ниве психолого-педагогической науки, внес свой весомый вклад в решение задач, поставленных съездом партии.