Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

А. П. НАЗАРЕТЯН

Москва

 

В самые последние годы как в психологической, так и в семиотической литературе очень ярко выступают встречные тенденции.

С одной стороны, в семиотических исследованиях усиливается ориентация на функциональный подход, предполагающий включение в аналитическую схему активного субъекта, единственного действительного носителя информационно-смыслового пространства. Тем самым содержание интерпретирующего знак (текст) сознания неуклонно вовлекается в сферу интересов семиотики и теории смысловой информации.

С другой стороны, психологическая наука долгое время уделяла значительно больше внимания механизмам, нежели содержанию психического отражения и, как уже неоднократно отмечалось, почти не сформировала самостоятельных методов содержательного анализа. Между тем, со временем становится ясно, что такой путь исследования — единственно возможный и безусловно продуктивный на определенном этапе развития психологии — накладывает естественные ограничения на глубину научного проникновения в существо психических механизмов. Поэтому в последние годы получили широкое распространение интерсубъективная и коммуникативная концепции, теория тематического структурирования, личностный принцип — взаимосвязанный комплекс идей, предполагающих развертывание анализа от содержания психики к ее механизмам и функциям. Однако неразработанность содержательных методов в психологии является основным фактором, затрудняющим последовательную реализацию этого нового концептуального подхода, приходящего на смену «психологии безличных функций».

Из сказанного можно заключить, что на пересечении психологии и семиотики открываются широчайшие перспективы дальнейшего развития обеих дисциплин. Научные исследования Т.М. Дридзе играют заметную роль в становлении этого перспективного направления.

Несомненной удачей является новая книга Т.М. Дридзе1, в которой излагается курс «Введения в семиосоциопсихологию», читаемый с 1977 г. ее автором на факультете журналистики МГУ. Основным предметом исследований, отраженных в целом ряде предыдущих публикаций и в рецензируемой книге, выступает текст, но не как статическая единица лингвистики или описательной семиотики, а как динамическая единица коммуникативного процесса. Психология деятельности, служащая методологической основой анализа, ориентирует исследователя на тот факт, что как порождение, так и интерпретация текста есть решение прежде всего эмоционально-мыслительной и лишь затем — собственно лингвистической задачи. На стороне коммуникатора каждый текст мотивирован и в этом смысле индивидуален: он рождается из более или менее осознанного переживания проблемной ситуации и представляет собой более или менее удачную попытку выхода из этой ситуации. Восприятие текста также подчинено определенным мотивам, и на стороне реципиента текст обретает новую жизнь в бесчисленном множестве столь же индивидуальных интерпретаций.

Таковы исходные положения той стыковой дисциплины, которую ее автор обозначает термином «семиосоциопсихология». Общность и различие между предметами описательной семиотики и семиосоциопсихологии иллюстрировано в книге при помощи аналогии с комбинаторикой и теорией игр: в первом случае изучаются уже существующие жесткие правила, во втором — стратегии решения задач с неопределенной областью выбора ходов. Подчеркнем также важную в концептуальном отношении мысль о том, что действия порождения и интерпретации текстов, сменяя друг друга, составляют никогда не прерывающийся континуум в рамках социального процесса, который может быть дискретизирован только через абстракцию специального анализа. Метаязыком для такого анализа служит авторская концепция социальной семиотики.

Сближение лингвистико-семиотической и социально-психологической проблематики породило весьма продуктивный подход к анализу текста, который Т.М. Дридзе называет информативно-целевым, или мотивационно-целевым. Ориентированный на реконструкцию деятельностной основы текста, этот подход ставит во главу угла цель, мотив порождения и интерпретации сообщения, при том что предмет (тема) описания рассматривается как способ достижения цели.

Для более строгого объективного выявления иерархии целей и способов их достижения в тексте автором разработан комплекс оригинальных методик, макро- и микроанализа, который редактор книги А.А. Леонтьев справедливо считает лучшим из имеющихся ныне методов содержательного анализа текстов (с. 5). Данный метод также помогает проследить место и степень разрыва между коммуникативным намерением и его текстовой реализацией, а значит, систематизировать возможные ошибки в организации

 

176

 

материала и направленно обучать их предупреждению.

В то же время ориентация на активного потребителя текста позволяет упорядочить (на основе обширных эмпирических данных) огромное множество возможных интерпретаций и предвидеть результаты воздействия текста на разные типы аудиторий. Такую ориентацию Т.М. Дридзе характеризует как динамическую прагматику, в отличие от статической прагматики, ориентированной на отдельного интерпретатора — автора или исследователя. Ориентированный таким образом анализ текстов имеет существенный выход в пропагандистскую практику и в то же время открывает широкие теоретические возможности, связанные как с перенесением семантической проблематики в плоскость психологии деятельности, так и с привлечением концептуального аппарата семиотики для анализа индивидуального и группового сознания.

Вопрос о месте индивидуального сознания и текстовой деятельности в системе деятельности и общественного сознания конкретно-исторической эпохи рассмотрен в «Приложении», хотя, может быть, логичнее было бы включить его в текст в связи с заслуживающей внимания главой о психосемиотической структуре индивидуального сознания. Жаль также, что ограниченный объем книги привел в ряде случаев к чрезвычайной концентрации новых сложных терминов, затрудняющей чтение.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что книга Т.М. Дридзе не учебник в традиционном смысле слова. Она выводит студентов на передний край научно-исследовательской мысли, и следует, на наш взгляд, приветствовать публикацию такого рода пособий в издательстве «Высшая школа». Данное пособие можно порекомендовать как начинающему, так и опытному исследователю, не склонному замыкаться в границах отдельных дисциплин и готовому приложить усилия для его внимательного прочтения. Такой исследователь найдет в рецензируемой книге оригинальную и продуманную, хотя. и не лишенную противоречий концепцию, а также достаточно сложный, но продуктивный экспериментальный аппарат.



1 Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. — М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.