Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

ПОЗДНИЕ РАБОТЫ А. АДЛЕРА

 

Adler A. Superiority and social interest. A collection of later writings/Ed. by H. Ansbacher and R. Ansbacher. N.-Y.: W. W. Norton & Company Inc., 1979. xix+438 pp.

 

Книга представляет собой переработанное издание поздних работ основателя индивидуальной психологии Альфреда Адлера (1870—1937). Она включает в себя более 20 статей, написанных Адлером в период между Л 928—1937 гг. 9 из этих статей впервые переведены на английский язык, 1 — из неопубликованных рукописей. Статьи объединены по разделам, дающим представления о существе индивидуальной психологии Адлера, аддеровского подхода к исследованию психических заболеваний и используемой им техники лечения невротиков, расхождений между Адлером и Фрейдом. В книге имеются введение, написанное профессором психологии Вермонтского университета Гейнцем Ансбахером, биография Адлера и полная библиография его работ.

Анализ опубликованных в книге статей Адлера показывает, что в основе окончательно сформулированной им индивидуальной психологии лежат следующие теоретические положения: личность характеризуется единством и целостностью; решающий фактор, детерминирующий поведение человека,— мнение индивида об окружающем его мире и о самом себе; стремление к успеху в разрешении жизненных проблем, стремление к включению в подлинную структуру жизни — важная характеристика человека; социальный интерес является необходимым, неотъемлемым условием достижения главной цели человека — обеспечения развития личности и благополучия человечества; будучи врожденной человеческой потенцией, социальный интерес развивается в соответствии с индивидуальным

 

166

 

стилем жизни каждого; стиль жизни формируется в детстве и представляет собой творческую силу, благодаря которой человек осознает мир и действует в нем соответствующим образом. Итак, целостность личности, стиль жизни, стремление к успеху и социальный интерес — основные понятия индивидуальной психологии, которыми оперирует Адлер в своих поздних работах.

Отмеченные выше теоретические положения индивидуальной психологии свидетельствуют о том, что Адлер внес определенные коррективы в свое учение о человеке. Если в его ранних статьях внимание акцентировалось главным образом на так называемых чувствах неполноценности, механизмах компенсации, сверхкомпенсации и стремлении к власти, то в поздних работах Адлер исходит из того, что в основе развития отдельного индивида и человечества в целом лежат стремление к совершенству и социальный интерес. Стремление к власти, выраженное в форме господства одного человека над другим, расценивается им теперь как противоречащее концепции человеческой эволюции. Неврозы и психозы воспринимаются как результат превратно понятого стремления к превосходству, направленного против людей. Под социальным интересом понимается не столько сопричастность человека с каким-то обществом, социальными условиями конкретного бытия, сколько космическое чувство события людей в мире, чувство вечности, соотнесенности с идеальной социальной организацией человечества.

Как известно, начиная с 1911 г. Адлер выступал о критикой ряда теоретических положений классического психоанализа: он подверг критике фрейдовское понимание движущих сил человека, включая сексуальные инстинкты и бессознательные желания в целом, как чего-то иррационального. В работах позднего периода Адлер как бы суммировал все те критические замечания, которые были высказаны им по поводу тех или иных психоаналитических идей. Так, подчеркивая отличия индивидуальной психологии от психоанализа, он критически рассмотрел почти все основные психоаналитические понятия, включая эдипов комплекс, комплекс кастрации, нарциссизм, инстинкт смерти, сверх-я, а также фрейдовское толкование сновидений, трактовку принципа удовольствия, психоаналитическую концепцию человека. В противоположность Фрейду Адлер считает, что нарциссизм, стремление К смерти и многие психологические комплексы обусловлены не бессознательными сексуальными желаниями, а недостаточной развитостью социального чувства, социального интереса. Основное отличие индивидуальной психологии от классического психоанализа заключается, по его убеждению, в том, что если Фрейд рассматривает человека как агрессивное существо, от природы наделенное бессознательными деструктивными инстинктами, в результате чего психоанализ является «пессимистическим учением», то индивидуальная психология исходит из поступательного развития индивида в направлении раскрытия его продуктивных качеств благодаря наличию социального интереса, предопределяющего «добрую природу» человека, и, следовательно, такая психология должна расцениваться как оптимистическая. Существенное отличие, согласно Адлеру, состоит также в том, что, с психоаналитической точки зрения, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте между собой, в то время как с позиций индивидуальной, психологии бессознательное не противостоит сознанию. Поэтому если в психоанализе внимание акцентируется на расщепленности личности и причинных факторах человеческого поведения, рассмотренных под углом зрения механистического детерминизма, то в индивидуальной психологии исследованию подлежит прежде всего целостность личности и целевые устремления индивида.

Несомненный интерес представляют биографический очерк об Адлере, написанный одним из его друзей и сподвижников К. Фуртмюллером, комментарии редакторов книги по поводу данного биографического эссе и их собственные заметки о жизненном пути, теоретической и практической деятельности основателя индивидуальной психологии. Эти материалы позволяют не только лучше узнать биографические подробности жизни Адлера и уточнить хронологические рамки выдвижения им основных идей и концепций, но и внести дополнительные штрихи в понимание существа индивидуальной психологии, а также расхождений между Фрейдом и Адлером.

Хотелось бы подчеркнуть, что при всех изменениях в поздних работах Адлера сохраняют свою значимость основополагающие теоретические положения первоначально сформулированной индивидуальной психологии. В частности, хотя Адлер стал понимать под врожденностью движущих сил человека потенциальную способность индивида к социальной соотнесенности с миром, тем не менее это не устранило трудностей, обусловленных невозможностью адекватного объяснения в рамках индивидуальной психологии соотношений между биологическим и социальным. Кроме того, понимание специфики собственно человеческого в человеке так и осталось неразрешенной проблемой у Адлера, поскольку как в его ранних, так и поздних работах социальный прогресс соотносится исключительно со стремлением человека компенсировать свое физическое несовершенство.

Если учесть, что при жизни Адлера было опубликовано сравнительно мало работ, в которых в обобщенной форме излагались основные теоретические положения индивидуальной психологии, причем большинство из них оказалось разбросанным по различным журналам и другим изданиям, то публикация книги, включающей в себя адлеровское наследие позднего периода его теоретической и клинической деятельности, представляется весьма ценной как с точки

 

167

 

зрения возможности дальнейшего критического осмысления учения Адлера о человеке, так и в плане подробного изучения становления и развития психоаналитического движения па западе.

 

В. М. Лейбан

Москва