Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

VIII ЗАКАВКАЗСКАЯ - КОНФЕРЕНЦИЯ ПСИХОЛОГОВ

 

Е. В. ЩЕДРИНА

Москва

 

С 22 по 24 октября 1980 г. в Ереване проходила очередная Закавказская конференция психологов1. Это уже традиционная форма встреч армянских, грузинских и азербайджанских ученых, на которые приглашаются также психологи из других республик нашей страны.

Посвященная 60-летию установления Советской власти в республиках Закавказья, данная конференция включала обсуждение сообщений по самым разнообразным областям психологической науки. Всего на ней было организовано 10 секций: общей психологии, возрастной и педагогической, вузовской, социальной, сенсорно-перцептивных процессов, психологии труда и инженерной психологии, психологии личности, психофизиологии, психологии мышления и речи, психологии обучения речи и языку.

Конференцию открыл министр просвещения АрмССР С. Т. Ахумян. Он отметил особую роль психологии в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. С большим интересом был заслушан доклад Б. Ф. Ломова о современном состоянии

 

179

 

и перспективах развития советской психологии. На основных направлениях и перспективах развития психологической науки в Армянской, Грузинской и Азербайджанской ССР остановились соответственно А.А. Акопян, Ш.А. Надирашвили, A.С. Байрамов.

Одними из самых многочисленных оказались секции общей психологии и психологии личности. В выступлениях Р.Т. Сакварелидзе (Тбилиси), М.С. Белиашвили (Тбилиси), О.М. Тутунджяна (Ереван), И.В. Имедадзе (Тбилиси), А.Г. Асмолова (Москва) поднимались важные вопросы теории деятельности, ее отношения к теории установки, возможности применения системного подхода к исследованиям установки, полимотивации деятельности. Представители грузинской школы психологов при этом подчеркивали, что противопоставление теории установки и теории деятельности является необоснованным: в них обеих постулируется общая методологическая задача преодоления «постулата непосредственности». Интересными были сообщения В.Г. Норакидзе (Тбилиси) и 3.С. Джапаридзе (Тбилиси) о возможности составления психологического портрета личности, сделанного на основе беседы с данным человеком, изучения его биографии и проведения экспериментов (с применением метода фиксированной установки и проекционных методов); Д.Н. Абрамяна и М.Р. Мадатяна (Ереван), сопоставлявших научное и художественное творчество; Р.Ф. Ибрагимбековой (Баку) о межмодальных связях в структуре эстетического восприятия; а также В. В. Семенова (Москва) о развитии самосознания у близнецов.

На секции психологии труда и инженерной психологии в основном были представлены конкретные исследования отдельных инженерно-психологических проблем.

B.С. Агавелян (Ереван) рассказал о психофизиологических механизмах при прогнозировании точного слежения в недетерминированных системах, В.А. Мороз (Сыктывкар) о результатах инженерно-психологической экспертизы качества портовых кранов, В. В. Погосян (Ереван) о формировании конструктивно-технических умений в учебно-производственной деятельности учащихся ПТУ, Е.А. Милерян (Ереван) о проблеме совершенствования профессиональной подготовки учащихся ПТУ, Д. Н. Махмудова (Ереван) о функциональных состояниях рабочих химического производства.

Много докладов было посвящено обсуждению проблем психофизиологии. Попытка

исследования пространственной синхронизации ЭЭГ близнецовым методом содержалась в докладе И.В. Равич-Щербо (Москва). Т.М. Мерабишвили (Тбилиси) представил модель взаимосвязи биогенных, психогенных и социогенных особенностей человека. 3.И. Бигвава (Тбилиси), исходя из теории установки, выявил основные детерминанты, определяющие управление и контроль двигательного поведения. Ш.А. Надирашвили (Тбилиси) рассказал об особенностях визуальной оценки величины движений в сенсомоторном поле и роли установочных влияний в этом процессе. М.А. Роговская (Тбилиси) рассмотрела установочный характер восприятия скорости движения объекта. Г.В. Кирия, Л.К. Чкопия» и Н.В. Бахтадзе (Тбилиси) доложили об экспериментальных данных, показавших, что «межкатегориальный» поиск в отличие от «внутрикатегориального» приводит к сокращению времени обнаружения цели. В.И. Белопольский (Москва) рассказал о динамике функционального поля зрения в процессе чтения.

Тематика секции социальной психологии была весьма широкой. Вопросы национального сознания были подняты в сообщении И.Н. Мамедова (Кировабад). А.А. Ализаде и С.Ф. Шабанов (Баку) рассказали о нравственно-психологических вопросах межличностного оценивания. Л.Б. Аракелян и А.П. Айрян (Ереван) остановились на адаптации 60-летних к пенсионной жизни. Ш.А. Надирашвили и Д.Г. Гогуадзе (Тбилиси) представили классификацию форм человеческого поведения и деятельности по принципу направленности действия на предмет; они выделили разные уровни сложности поведения с точки зрения включенности в него различных психических процессов. Доклады С.Д. Арзуманяна (Ереван) и Г.А. Маградзе (Тбилиси) были посвящены социально-психологическому исследованию противоправного поведения. О свойствах межличностных отношений, определяющих прочность и стабильность брака, рассказал И.Ш. Хавтаси (Тбилиси).

Далеко не полный перечень сделанных на конференции докладов показывает, что психологические исследования в закавказских республиках набирают силу как в смысле экспериментальных разработок, так и в смысле построения теоретических основ этих разработок. Можно надеяться, что следующая конференция закавказских психологов, которая состоится в 1982 г. в Баку, продемонстрирует дальнейшее развитие психологической науки в Закавказье.



1 Материалы конференции отражены в сб.: Тезисы VIII Закавказской конференции психологов / Под ред. А. А. Акопян и др. — Ереван, 1980. — 383 с.