Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

О НАУЧНОЙ РАБОТЕ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ РЯЗАНСКОГО ПЕДИНСТИТУТА

 

В. И. СЕЛИВАНОВ

Рязань

 

В 1980 г. Рязанский пединститут отметил свое пятидесятилетие. С момента основания института и по 1949 г. психологи работали в составе объединенной кафедры педагогики и психологии. Затем была образована самостоятельная кафедра психологии. Не теряя связи с другими кафедрами, психологи получили возможность более целеустремленно решать задачи психологической подготовки студентов к работе в школе и по единой тематике проводить научные исследования. Двумя годами позднее при кафедре была открыта аспирантура.

Лицо кафедры определяет многолетняя научно-исследовательская работа по проблемам психологии воли и формирования волевых свойств учащихся. За период существования кафедры по этой проблематике проведено свыше 120 исследований, выполнено 29 кандидатских и две докторские диссертации. Результаты исследований по психологии воли нашли отражение в 6 монографиях (см., например: Возрастные особенности воли школьников / Под ред. В. И. Селиванова. — Рязань, 1971; Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. — М., 1976) и 10 сборниках1.

Начиная с 1964 г. кафедра организовала четыре научные межвузовские конференции, в которых принимали участие многие известные ученые страны. Члены кафедры активно участвовали в работе всех пяти съездов Общества психологов СССР и различных конференций.

В последнее десятилетие заметно оживилась экспериментальная работа кафедры. Этому содействовало создание (на общественных началах) психологической лаборатории, которая имеет два отделения; одно при школе-интернате, другое — в помещении института. Исследования последних имеют четко выраженную профессиональную направленность.

Другой, не менее важной стороной научной работы кафедры явилась коллективная разработка социально-психологических и педагогических проблем жизни советского села. Эти исследования помогали решать задачу подготовки студентов к работе в сельской школе.

Еще в 1949 г. на основе изучения села Федякино Рязанской области была опубликована книга В. И. Селиванова «Сельская школа» (М., 1949). Однако первое комплексное конкретно-социологическое исследование было организовано в 1955—1957 гг. в селе Кораблино Рязанской области. К этой работе были привлечены специалисты всех общественных кафедр института. В итоге была опубликована монография с описанием истории, экономики, культуры, быта и людей этого села. В сокращенном виде эта монография была опубликована в издательстве «Советская Россия» под названием «Кораблино — село русское» (М., 1961). Позднее выполнены коллективные исследования по сельской тематике «Быт и развитие личности» (на примере села Восход Рязанской области) (Рязань, 1969), «Труд и игры сельского школьника» (М., 1965), «Соединение обучения с производительным трудом в условиях сельской школы» (Рязань, 1962). Кроме того, по материалам изучения сел Рязанской области психологами было опубликовано свыше 20 статей и методических документов в центральной и местной печати. Кафедра разработала также программы спецкурсов и спецсеминаров по вопросам психологии сельских школьников, которые одобрены и размножены Министерством просвещения РСФСР и используются многими педвузами страны.

Кафедра активно изучала социально-психологические проблемы студенчества. По материалам этих исследований защищены 4 кандидатские диссертации, опубликовано свыше 10 статей и «Очерки психологии студента» (в сб.: Вопросы психологии личности, 1973). Исследования сотрудников кафедры и аспирантов содействовали совершенствованию учебной и воспитательной работы в педвузе. На занятиях по психологии преподаватели имели возможность иллюстрировать общие положения материалами местных исследований, а нередко и восполнять пробелы программ и

 

175

 

учебных пособий. Так, в учебных пособиях активность личности характеризуется главным образом со стороны ее мотивационных детерминант. Мы же всюду подробно раскрывали и другую сторону активности, связанную с сознательно-волевой регуляцией деятельности.

Кафедра накопила ряд методических материалов («Об организации научно-исследовательской работы студентов по психологии», «Социально-психологические основы формирования студенческого коллектива», «Задания студенту по психологии в период педагогической практики» и др.), которые изданы ГУВузом Министерства просвещения РСФСР и Рязанским пединститутом. На основе результатов социологических исследований студенчества психологи разработали рекомендации кураторам по изучению академических групп и осуществлению индивидуального подхода в воспитании.

Еще на рубеже сороковых годов в качестве основной для исследований была выделена проблема воли человека. Волевые свойства личности (целеустремленность, настойчивость, самообладание и др.) рассматривались как исторически обусловленные образования, по направленности и силе проявления зависимые прежде всего от социальной практики личности, принадлежности этой личности к тому или иному общественному классу. Вместе с тем была дана подробная характеристика особенностей этих свойств, связи воли с чувствами, интеллектом, привычками и характером, кратко раскрывалось и возрастное развитие воли. Совокупность положительных волевых свойств передовых советских людей рассматривалась как общая цель воспитания воли учащихся. Подробно раскрывались условия, методы и приемы воспитания воли детей в разных видах деятельности.

Разработка теоретических вопросов психологии воли осуществлялась в докторской диссертации В.И. Селиванова «Воля и ее воспитание» (1953), во втором издании книги «Воспитание воли школьников» (1954).

Изучались различные формы активности личности. В итоге на основе наблюдений и лабораторного эксперимента установлены качественные различия между импульсивной, привычной и волевой активностью (В.И. Селиванов, В.Н. Семин). В исследованиях рассматривалось волевое усилие (В.И. Селиванов, А.Б. Воронин, Л.И. Высоцкий, В.К. Калин, И.И. Купцов). В результате уточнено понятие волевого усилия, выявлены признаки, отличающие сознательное усилие от неосознанного, неволевого, признаки, разграничивающие понятия силы мотива и волевого усилия. Частично изучены связи волевого усилия с уровнем притязаний и типологическими особенностями личности.

Уточнены характеристики основных волевых свойств (качеств) личности и исследованы в возрастном аспекте их проявления в разных видах деятельности. В диссертационных работах раскрыты инициативность (М.С. Говоров), настойчивость (А.В. Полтев), (А.И. Самошин), самостоятельность (М.Г. Виноградова), выдержка (Т.А. Атаев). Материалы этих исследований позволили сделать ряд важных выводов, характеризующих общие особенности волевых свойств (Селиванов В.И. Психология волевой активности. — Рязань, 1974; Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. — М., 1976; Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производительным трудом. — М., 1980). Исследовалась взаимосвязь психических состояний и воли (Ю.А. Аргентов), интереса и воли (С.И. Хохлов), уровня притязания и воли (А.И. Высоцкий, В.К. Калин, А.И. Самошин, С.И. Хохлов). Обнаружен ряд закономерностей, свидетельствующих о большой значимости волевой регуляции. В частности, экспериментально установлено, что эффективность интереса в деятельности опосредуется достигнутым уровнем волевого развития личности. Слабовольные учащиеся после неудач в преодолении встретившихся трудностей прекращают работу и в заведомо интересной для них деятельности. Они, как правило, определяют притязания намного ниже своих умственных и физических возможностей.

Изучались особенности социальной микросреды личности и ее влияние на нравственно-волевое развитие человека. Проведен цикл исследований о семье, учебном классе, студенческой группе, производственной бригаде. Получены многочисленные данные, указывающие на огромную роль факторов микросреды (взаимоотношений, группового мнения, авторитета руководителей и др.) в стимуляции или задержке волевого развития личности.

Почти во всех работах рассматривались возрастные и индивидуальные особенности волевой активности личности. По этому вопросу накопился большой материал, были проведены специальные экспериментальные и обобщающие исследования (см.: Возрастные особенности воли школьников / Под ред. В. И. Селиванова. — Рязань, 1971).

Много уделялось внимания исследованиям вопросов воспитания и самовоспитания воли (В.И. Селиванов, А.И. Высоцкий). Данные позволили сделать заключение, что самовоспитание как процесс сознательного самоизменения личности в соответствии с избранными образцами поведения и идеалами имеет ярко выраженную волевую характеристику. Анализировались приемы стимуляции волевых усилий, являющиеся необходимым средством для преодоления трудностей. На основе изучения детей разных возрастных групп установлены стадии развития самовоспитания.

Таковы некоторые характеристики работы кафедры психологии Рязанского пединститута, коллектив которой автор настоящей статьи возглавляет уже 43 года.



1 Список основных работ кафедры и аспирантов приведен в монографии В. И. Селиванова «Психология волевой активности» (Рязань, 1974).