Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И. М. СЕЧЕНОВА1

 

Н. А. МЕНЧИНСКАЯ

Москва

 

Эта книга представляет собой своего рода малую энциклопедию, где с позиции современной науки освещены различные аспекты и периоды творчества Сеченова, его вклад в разработку проблем физиологии и психологии, значимость которого и поныне не устарела. Среди авторов книги — ведущие советские физиологи, психологи, философы: академики О.Г. Газенко, П.Г. Костюк, М.Н. Ливанов, В.Н. Черниговский, П.Н. Федосеев и другие. Особо следует выделить статью (это его последняя работа) недавно ушедшего от нас выдающегося психолога незабвенного А.А. Смирнова «Психологические воззрения И.М. Сеченова», где обрисовано удивительное богатство сеченовских идей, относящихся к самым различным проблемам развития сознания, воли, памяти и других функций. О том, что учение Сеченова должно рассматриваться как основополагающее не только для русской физиологии и психологии, но и как открывшее новую главу в развитии мировой науки, говорится в содержательной статье М.Г. Ярошевского

 

171

 

«Сеченов и развитие научных знаний о поведении».

Роли И.М. Сеченова в становлении естественнонаучного направления в отечественной психологии, а также его влиянию на творчество советских ученых посвящены статьи А.В. Петровского, Е.А. Будиловой и А.Н. Ткаченко. Значение сеченовских идей для разработки актуальных вопросов психологии восприятия (в частности, восприятия времени) показано Д.Б. Элькониным, оценка и восприятие этих идей в зарубежной науке (как в XIX в., так и в настоящее время) — О.М. Тутунджяном.

Мы остановимся только на психологическом разделе этой книги. Но материал других ее разделов также представляет большой интерес для психолога. Органичная связь разработки проблем физиологии и психологии характерна для всей научной деятельности. Поэтому естественна внутренняя «перекличка» авторов различных разделов. Творчество Сеченова рассматривается на широком культурно-историческом фоне.

В статье А.М. Брагина «Сеченов и общественное движение в России» показано, какой огромный резонанс получили научные концепции великого ученого в самом образе мышления таких писателей, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.М. Островский и другие, не говоря уже о писателях-демократах. Связь мировоззрения революционных демократов и сеченовских концепций проанализирована П.Н. Федосеевым. Сеченов — гордость не только русской физиологии и психологии, но и всей нашей культуры.

В книге ярко и убедительно показано, что идеи Сеченова, далеко опередив свое время, продолжают эффективно служить нам в разработке многих актуальных проблем, в том числе непосредственно относящихся к психологии обучения и воспитания. Сеченов убедительно показал несостоятельность распространяющейся сейчас версии: будто tчувственный опыт ребенка имеет лишь второстепенное значение в развитии его психики. Он преобразовал учение об ассоциациях. Отвергнув их старую, механистическую трактовку, он раскрыл их творческую роль в структуре памяти и мышления, осветил их подлинную связь в диалектике предметного и абстрактного (по Сеченову, символического) мышления. Невозможно в краткой рецензии охарактеризовать мысли, которые будит эта книга в отношении проблем психологии, не говоря уже о многих других аспектах сеченовского творчества.

Подготовив эту книгу, Институт истории естествознания и техники АН СССР вручил советскому читателю прекрасный подарок к юбилею нашего великого ученого.



1 Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения / Под ред. П. Г. Костюка, С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1980. — 607 с.