Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

 

Ю. Н. КУЛЮТКИН

Ленинград

 

Совершенствование содержания обучения в современной школе невозможно без тщательного и глубокого анализа основного для учащихся источника знаний — школьного учебника. В этой связи большую теоретическую и практическую значимость приобретают исследования, направленные на определение оптимальной структуры учебных текстов, логики их построения, сравнительной эффективности различных вариантов экспериментальных и стабильных учебников1. Решение этой проблемы, как это сразу ясно, должно находиться на стыке целого ряда наук: логики, психологии, методики обучения, а также, естественно, той научной

 

168

 

дисциплины, которая преподается в школе.

Авторский коллектив рецензируемого сборника ставил своей целью сделать анализ структуры учебного материала и способов его подачи с точки зрения психологических закономерностей его усвоения. С нашей точки зрения, такой подход к анализу школьного учебника, последовательно проведенный в статьях сборника, оказался чрезвычайно эффективным. Он позволил авторам сделать диагностику типичных ошибок, допускаемых учениками при изучении определенной темы учебника, определить и экспериментально апробировать новую, более оптимальную структуру изучения материала учащимися и, главное — высказать конкретные предложения о построении и последовательности введения различных разделов и тем учебника (на материале учебника русского языка).

Рассмотрим содержание отдельных статей сборника.

Статья «Актуальные проблемы и трудности использования экспериментальных учебников в исследовательских целях» (Е.Д. Божович и Г.Г. Граник) посвящена вопросам экспериментального исследования учебников. При этом авторы подчеркивают, что принципы построения школьных учебников должны разрабатываться не только с точки зрения логики усвоения знаний учащимися.

В статье «Зависимость расположения тем курса внутри программы от общего приема умственной работы для решения синтаксических и пунктуационных задач» (Г.Г. Граник) рассматривается целый ряд вопросов, касающихся формирования у учащихся знаний и умений в области синтаксиса и пунктуации: структура умения грамотно оформлять готовый текст, последовательность мыслительных действий при распознавании главных членов предложения, структура пунктуационных задач при изучении сложных предложений и т. д. Автор показывает, что многие ошибки, которые учащиеся допускают, например, при распознавании подлежащего и сказуемого, вытекают из нерационального введения соответствующих понятий в существующих программах и учебниках. Признаки подлежащего, описанные в учебнике, в некоторых случаях толкают учащихся на смешение грамматического подлежащего с логическим субъектом. Более того, изучение реальных приемов работы учащихся, которые успешно справляются с грамматическими заданиями, показывает, что учащиеся действуют не в соответствии с предложенными правилами, а вопреки им. Проведя анализ подобного рода несоответствий, автор строит свою собственную схему введения понятий подлежащего и сказуемого, основанную на взаимосвязанном их изучении. Основная идея, которая проводится автором при анализе различных грамматических умений, заключается в том, что решающим в процессе обучения является формирование у учащихся обобщенных операционных структур умственной деятельности (общих приемов работы) и что последовательность введения различных вопросов программного материала должна соответствовать этим операционным структурам. В том случае, когда такого соответствия нет, в работе учащихся появляются серьезные ошибки. На многочисленных примерах Г.Г. Граник показывает, каково содержание обобщенных операций, составляющих ту или иную структуру. Для выработки умения производить эти обобщенные операции должны быть сформированы более частные приемы грамматического анализа.

В статье «Анализ психологических факторов трудности учебных заданий» (С.М. Бондаренко) дается обзор отечественной литературы по проблеме трудности учебного материала для учащихся. В соответствии с общепринятой традицией автор различает объективную сложность материала и субъективную трудность его изучения, зависящую от готовности учащихся к его восприятию и переработке. В частности, автор выделяет три группы факторов, определяющих трудность решения учебных задач: во-первых, инертность и негибкость мыслительных процессов (шаблонность действий, трудность переключения от одной операции к другой); во-вторых, односторонность мышления (трудность одновременного рассмотрения объекта с разных сторон); в-третьих, трудность усвоения абстрактных понятий.

Три последующие статьи сборника (Е.Д. Божович, О.З. Канторевская, С.С. Левитина) посвящены различным аспектам управления умственной деятельностью школьников в процессе усвоения учебного материала. В них ставятся такие вопросы, как значение образца при формировании умений, роль вариативности учебного материала, управление вниманием школьников с помощью учебника.

В работе С.С. Левитиной, исследовавшей проблему формирования внимания школьников с помощью учебника, в отличие от ряда других работ по этой проблеме изучается возможность управления формированием внимания не в условиях индивидуального эксперимента, а в реальных условиях массового обучения школьников. Автор показывает, что учитель, работающий в классе, не может достаточно эффективно организовать коллективное внимание: часть учащихся «выпадает» из общей работы. С.С. Левитина предположила, что управлять вниманием многих школьников одновременно, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого, можно при таких условиях, когда учащиеся самостоятельно работают с учебником, отвечающим определенным требованиям. Организация материала в таком учебнике требует от учащихся постоянного самостоятельного выполнения действия контроля. Кроме того, учебник позволяет индивидуализировать деятельность каждого ученика по темпу и степени активности.

Обучающий эксперимент, проведенный С.С. Левитиной, подтвердил предположение, что управление процессом формирования

 

169

 

внимания многих учащихся возможно в условиях классно-урочного обучения, если его осуществлять с помощью учебника, соответствующего определенным требованиям.

В последней статье «Выявление в деятельности школьников приемов самостоятельной работы с учебником» (Г.Г. Граник и Л.А. Концевая) ставится вопрос о том, что школьный учебник призван не только вооружать учащихся знаниями, но и формировать умение самостоятельно учиться. Авторы излагают материал проведенного ими экспериментального исследования приемов самостоятельной работы с учебником (выделение существенного я тексте, смысловая группировка, мысленное составление плана, наглядное представление содержания текста в образах и т. п.). По мысли авторов, названные приемы должны найти свое отражение в структуре и организации учебных текстов.

В целом нужно отметить, что психологический анализ восприятия школьниками

учебного материала имеет достаточно ясный и определенный практический «выход» в совершенствование структуры школьных учебников. Однако нам представляется, что роль такого исследования значительно шире. В современных условиях научно-технического прогресса, когда резко увеличивается объем знаний в различных областях науки, техники и культуры, возникает проблема непрерывного образования и самообразования не только школьников, но и взрослых людей. В этой связи важно разрабатывать учебные пособия, специально предназначенные для самообразования. Такие пособия должны не только содержать определенный объем информации, но и внутренне включать в себя способы управления умственной деятельностью человека, работающего с данным пособием. С нашей точки зрения, при создании данных пособий как раз и могут быть использованы результаты исследований, изложенные в рецензируемом сборнике.



1 Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г. Г. Гранин. — М., Просвещение, 1979. — 182 с.