Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

156

 

ФРЕЙД: ДУХ МОРАЛИСТА

 

Rieff Ph. Freud: Mind of the moralist. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1979. xxv+440 p.

 

Первое издание данной книги, посвященной раскрытию внутреннего содержания психоаналитического учения Фрейда, появилось в 1959 г., второе — в 1961 г. Двадцать лет спустя профессор социологии Пенсильванского университета Филип Риф выпускает третье издание, сопроводив его новым предисловием, а также почти 40-страничным эпилогом, в котором излагаются новые идеи, связанные с осмыслением взаимосвязей между человеком и культурой. Как и в предыдущих изданиях, в десяти главах книги рассматриваются различные психоаналитические концепции, выдвинутые Фрейдом.

Несомненный интерес представляют взгляды автора на существо психоанализа. Он отнюдь не разделяет широко распространенную на Западе точку зрения, согласно которой психоанализ — это естественная наука. Напротив, в книге подчеркивается, что, акцентируя внимание исключительно на субъекте, находящемся в состоянии восстановления своих способностей к принятию сознательных решений, Фрейд тем самым разрывает связи между психологией и естественными науками, обращаясь скорее к социальным и моральным наукам. Его психология имеет дело с индивидом, пребывающим постоянно в «интрапсихическом и социальном напряжении». Не случайно Фрейд рассматривает человека не как целостное существо, а как субъект, являющийся ареной борьбы двух противоположных сил — инстинктов и культуры. Отсюда скрытые моральные импликации, стоящие за фрейдовскими теориями, и специфический метод исследования человека, заключающийся в психоаналитической расшифровке бессознательного и «драматическом прочтении» психических актов, благодаря чему проблема

 

157

 

интерпретации занимает, как считает автор, центральное место в психологии Фрейда.

Между западными теоретиками идет спор по поводу того, является ли психоанализ строгой наукой или произвольной интерпретацией психических процессов, граничащей с герменевтическим искусством. В книге также нет однозначного отношения к психоанализу. С одной стороны, автор полагает, что психоанализ — это терапия, в процессе которой интерпретация служит средством идеологической реконструкции психики. Психоанализ, следовательно, скорее прикладная, чем фундаментальная наука, которая может быть названа психологией, а точнее эротической психологией. С другой стороны, Ф. Риф считает, что благодаря психоанализу Фрейд выступает в роли философа и моралиста, использующего свои философские идеи для познания человека и космоса. Фрейд, по его мнению, не был врачом в строгом смысле этого слова. Главной целью основателя психоанализа являлась разработка философии: переключение с неврологии на психологию вполне соответствовало его стремлению к философскому познанию. Кроме того, замечает автор, будучи наукой, психоанализ едва ли мог оказать существенное влияние на современную западную культуру. Все, с чем имеет дело психоанализ, относится к моральной сфере: даже терапия выступает у Фрейда в форме моральной педагогики. Таковы основные авторские оценки, свидетельствующие о том, что Ф. Рифу не удалось однозначно, убедительно и доказательно ответить на вопрос о статусе психоанализа.

В книге уделяется внимание рассмотрению проблемы интерпретации в психоанализе. Подчеркивается, что психоаналитический метод интерпретации используется Фрейдом не только в терапевтической практике, но и при осмыслении различных аспектов повседневной жизни. Так, толкование сновидений было, по убеждению автора, наиболее плодотворным открытием Фрейда. Оригинальность психоанализа как раз и заключается в герменевтическом искусстве. Именно в этом плане и следует воспринимать высказывания Фрейда о том, что толкование сновидений — краеугольный камень психоанализа. И все же, замечает Ф. Риф, психоаналитическая интерпретация различных феноменов не является уникальной, ибо психоанализ, по сути дела, пародирует религиозную герменевтику. Так, если в библейских толкованиях выявляется различие между канонизированным текстом и этическим смыслом, то метод психоаналитической интерпретации также включает в себя установку на прояснение различий между внешним обрамлением и внутренним значением того или иного явления.

Интересна глава книги «Появление психологического человека», Автор считает, что в современную эпоху, когда техника вторгается во внутреннюю жизнь индивида, оказывая непосредственное влияние на его психику, на сцену истории выходит новый персонаж. Если в дофрейдовскнй период развития западной цивилизации доминировали образы «политического», «религиозного» и «экономического» человека, то в XX столетии па смену им пришел образ «психологического» человека, постоянно находящегося в конфликте с самим собой и живущего без разума и сознания. Этот человек хронически болен, а его лечение, как показал в свое время Фрейд, ведет к новым болезням. Останавливаясь на рассмотрении этого вопроса, автор книги полагает, что современная западная цивилизация стоит перед неизбежностью возникновения новых болезней, которые порождаются самим образом жизни «психологических людей», у которых «эго» представляет собой оружие, предназначенное для установления не столько мира, сколько временного перемирия.

Особого внимания заслуживает, на наш взгляд, эпилог книги, в котором обсуждается проблема «третьего» бессознательного, поставленная Фрейдом. Как известно, основатель психоанализа различал вытесненное бессознательное и предсознательное. Он исходил из того, что вытесненное это только часть бессознательного психического, ибо не по поводу каждого бессознательного можно сказать, что оно вытеснено. Менее известно то, что Фрейд признавал наличие в психике человека «третьего», невытесненного бессознательного. Автор книги предпринимает попытку раскрыть существо этого «третьего» бессознательного, называя его репрессивным императивом и понимая под ним «внешний ко всем отрицательным толкованиям авторитет, способствующий разделению добра и зла». Следует отметить, что ряд соображений автора, высказанных им в связи с рассмотрением природы репрессивного императива, весьма интересен. Но они далеко не бесспорны, поскольку Ф. Риф полагает, в частности, что репрессия является движущей силой развития культуры, а «репрессивный императив не может быть репрессирован».

Думается, рецензируемая книга, не вписывающаяся в поток догматической психоаналитической литературы на Западе, несомненно привлечет внимание советских психологов. И хотя не со всеми суждениями и оценками автора можно согласиться, а многие из них более чем спорны, тем не менее данная работа способствует, как нам представляется, лучшему пониманию тех аспектов психоаналитического учения Фрейда, которые еще не получили исчерпывающего критического освещения в отечественной психологической литературе.

 

В. М. Лейбин

Москва