Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

137

 

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

Р. М. РОГОВА

 

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии, с которым выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев, обращается серьезное внимание на развитие народного образования, повышение качества обучения, трудового, нравственного воспитания в школе, укрепление связи обучения с жизнью, улучшение подготовки школьников к общественно полезному труду.

Совершенствование качества школьных программ и учебников, устранение перегрузки учащихся, создание всех необходимых условий для всестороннего развития и воспитания подрастающих поколений — актуальные задачи научной работы и педагогической деятельности в школах.

Л.И. Брежнев подчеркнул, что вопросы, связанные с формированием нового человека, являются одной из важных задач социальной политики.

Среди проблем коммунистического воспитания центральное место занимает проблема формирования коммунистического мировоззрения, воспитание молодежи на идеях марксизма-ленинизма.

Марксизм-ленинизм — учение, позволяющее на строго научной основе осмысливать общие закономерности развития природы, общества, процесса познания, анализировать объективный ход истории, осознавать исторические цели борьбы рабочего класса под руководством коммунистических партий за социализм и коммунизм. В.И. Ленин неоднократно указывал на то, что сущность марксистского мировоззрения составляет «последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового коммунистического общества» [1; 48], В работах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Три источника и три составных части марксизма» и других В.И. Ленин раскрыл содержание и глубинные взаимосвязи политической экономии, философии и научного коммунизма, составляющие научную базу марксистского мировоззрения.

Коммунистическое мировоззрение как система марксистско-ленинских (диалектико-материалистических) взглядов на природу и общество, мышление и деятельность человека, как совокупность коммунистических убеждений и идеалов определяет осознанное отношение личности к окружающему миру, к общественной жизни, к труду, к людям, к своим обязанностям в обществе.

Исключительная роль в решении задач, выдвигаемых партией по совершенствованию процесса образования, всестороннему развитию личности, формированию марксистско-ленинского мировоззрения подрастающих поколений принадлежит советской педагогической и психологической науке, средней общеобразовательной школе как социальному институту воспитания. Общественная, социальная сущность процесса формирования коммунистического мировоззрения школьников определяется взаимодействием объективных факторов (социальные условия жизни, система общественных отношений, материальных и духовных ценностей, общественных требований к человеку социалистического общества) и целенаправленного воспитания в школе, в семье, в пионерских и комсомольских организациях, развитием самосознания школьников.

Первостепенное влияние на формирование коммунистического мировоззрения советских людей, в том числе учащейся молодежи, оказывают важнейшие завоевания социализма в экономической, политической, идеологической областях, в сфере социальной жизни. Формирование мировоззрения учащихся как диалектически развивающийся процесс протекает в постоянном, активном творческом взаимодействии личности с окружающей действительностью. Только преломляясь через призму личного опыта, систему отношений в школе, в пионерской и комсомольской организациях, общения вне школы, утверждаясь в различных видах общественной деятельности, в труде, в преодолении ряда противоречий, возникающих в сознании учащихся, коммунистическое мировоззрение становится достоянием личности, глубоко осознанным, внутренне принятым, определяющим ее жизнь и поступки. Школа с учетом возраста, психологии, социального

 

138

 

статуса ученика, недостаточности его жизненного опыта призвана всеми средствами обучения и воспитания помочь ему в развитии мышления, обогащении социально-политическим опытом, в становлении коммунистических взглядов и убеждений.

В НИИ общих проблем воспитания АПН СССР в лаборатории формирования коммунистического мировоззрения учащихся длительное время проводятся исследования по выявлению эффективности влияния школы, комсомола, семьи, общественности на формирование мировоззрения школьников. В исследованиях прослеживается взаимосвязь складывающихся структурных компонентов целостного научного диалектико-материалистического мировоззрения (взглядов, убеждений и идеалов) с формированием личности в целом, изучаются различные аспекты процесса формирования мировоззрения в связи с развитием интеллектуальных, эмоциональных свойств личности, представлений школьников об идеальной красоте человека, его внутреннем духовном мире, его устремлениях и месте в обществе, а также с воспитанием у школьников готовности и умения отстаивать коммунистические взгляды и убеждения, быть непримиримыми к буржуазной идеологии, проявлять убежденность в конкретной общественно-практической деятельности.

В трудах советских психологов, в частности в работах профессоре Н.А. Менчинской, отмечается, что понятие мировоззрение (в его психологическом содержании) «характеризуется высокой степенью интегративности, т. е. объединяет в себе множество сторон, стоит как бы над всеми подструктурами личности, описанными психологами, и одновременно связано с каждой из них. Существует прямая и обратная зависимость между мировоззрением и различными подструктурами личности, а именно готовность к формированию определенной системы взглядов зависит от направленности личности, ее моральных качеств, от приобретенных знаний и умений. В то же время мировоззрение само определяет направленность, жизненные планы, формирование моральных качеств, особенности процесса приобретения углубленных мировоззренческих знаний и умений. Формирование мировоззрения зависит от практической деятельности, которой занят субъект, вместе с тем система взглядов определяет характер деятельности, регулирует поведение» [9; 26—27].

Психолого-педагогические исследования показали также, что существует прямая связь между возрастными особенностями школьников и спецификой формирования их мировоззрения [11], [10]. Уже в младшем школьном возрасте закладываются первоначальные основы мировоззрения. Доступные научные знания о мире, явлениях природы и общества, об отношениях людей, об окружающей социальной жизни способствуют выработке у школьников начальных классов эмоциональной готовности правильно оценивать увиденное (познаваемое, проявляющееся в жизни). Большое значение для младших школьников имеет авторитет учителя, который влияет на правильное представление о природе, например, о зависимости изменений в природе от времени года, об объектах живой и неживой природы, о смене дня и ночи, о взаимосвязи явлений природы. Именно учитель начальных классов первым учит умению наблюдать за жизнью природы, проявлять к ней интерес и защищать, охранять природу. На этой основе закрепляются атеистические представления, осмысливается взаимодействие человека с природой при активной роли человека в преобразовании природы.

Младшие школьники получают первые представления о Родине, о Советской социалистической стране, о В.И. Ленине, о КПСС, о жизни и труде советского народа. Они получают и доступные их возрасту представления о заветах Ленина детям и молодежи.

Учащиеся младших классов живо откликаются на общественные явления, события, происходящие в мире. Тысячи писем поступают в «Пионерскую правду», на Всесоюзное радио от октябрят и пионеров, выражающих отклики на те или иные события общественной жизни в нашей стране и за рубежом.

Активная работа в октябрятской звездочке, в пионерском отряде, первые шаги в общественно полезном труде — все это оказывает самое положительное влияние на развитие представлений детей об общественной жизни.

В средней школе начиная с IV класса учащиеся в определенной системе последовательно овладевают основами наук о природе и обществе. Подростки и старшие школьники усваивают ведущие мировоззренческие идеи и понятия, содержащиеся в курсах естественнонаучных и гуманитарных предметов, что является научной базой формирующегося коммунистического мировоззрения. В связи с этим необходимо знать, что в подростковом возрасте отчетливо проступает связь интеллектуального уровня развития мировоззрения с его эмоциональными и действенно-практическими компонентами. Подростки проявляют большую, чем младшие школьники, самостоятельность мышления, они склонны к полемике с учителем, с товарищами, со взрослыми, иногда резко возражают, высказывают в чем-то свои сомнения, стремятся вырабатывать личную точку зрения, собственные взгляды. И здесь очень важна тонкая и умелая помощь ученику со стороны учителя, семьи, умение поддержать подростка, уважая его чувства и мысли, что-то исправить, подвести к правильному мировоззренческому выводу, ответить на возникающие у него вопросы, помочь преодолеть противоречия или разъяснить неправомерность, нечеткость его позиций, представлений, идущих нередко от обыденного сознания, от неправильной трактовки вопросов со стороны взрослых или сверстников, е которыми общается подросток вне школы.

 

139

 

За последние годы вырос уровень общей культуры старшеклассников, их научных познаний, интересов к жизни общества, к проблемам идеологии, морали, социальных отношений людей. Это подтверждается материалами конкретных социолого-педагогических исследований [7]. В юношеском возрасте усиливается тенденция, осознания себя активной деятельной личностью, желание проявить свои взгляды, убеждения в практической работе с пионерами, в комсомольской организации, в труде (на заводе, в колхозе и совхозе, в производственной бригаде). Это возраст упорного искания истины, романтической устремленности, максимализма в оценочных суждениях, высоких требований к человеку, обостренной чуткости к несправедливости, нечестности, недобросовестности отдельных людей, выработки обобщенного идеала, сочетающего в себе коммунистическую идейность, нравственность, эстетичность. Это период созревания гражданских чувств, социального возмужания, качественно нового психологического духовного развития.

Прослеживая особенности формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения, исследователи подчеркивают необходимость сформированности у школьников диалектического способа мышления. В этом отношении представляет особый интерес характеристика мыслительной деятельности, данная В.В. Давыдовым: «В подростковом и старшем школьном возрасте обобщение производился на основе мысленного и системного анализа отношений и связей объектов. Оно также отталкивается от восприятий и представлений, но связано с выделением и обозначением внутренних качеств этих объектов, ориентация на которые может происходить при минимуме или полном отсутствии наглядных компонентов (план собственно понятия). Такое обобщение обладает должной полнотой и точностью. Оно используется для объяснения многообразных частных проявлений тех внутренних качеств и отношений, которые в нем отражены: это теоретическое обобщение, соответствующее уровню научного мышления (оно противостоит наглядно-действенному и конкретно-образному мышлению, соответствующему более ранним возрастам)» [5; 28].

Для старших школьников характерно интенсивное развитие научного мышления, рост и усложнение интеллектуальных интересов, они обогащаются социальным опытом, расширяется сфера жизнедеятельности старшеклассников. В этом возрасте большую роль играет комсомольская организация, успешнее идет усвоение общественных требований, обязанностей.

Советская школа накопила значительный положительный опыт по формированию коммунистического мировоззрения школьников. Вся система образования и воспитания в школе направлена на выработку диалектико-материалистических, марксистско-ленинских взглядов учащихся. Своеобразной канвой выработки научного мировоззрения выступают межпредметные связи в курсах школьных дисциплин.

Содержание и задачи формирования мировоззрения учащихся раскрываются в «Примерном содержании воспитания школьников» [14].

Педагогическая и психологическая наука помогают школе в решении задачи формирования коммунистического мировоззрения учащихся. Это достигается теоретическими исследованиями, обобщением, анализом работы школы, реальным подходом к объяснению возникающих проблем и выдвижением определенных концепций, отработкой методов оптимизации процесса обучения и воспитания.

В ряде научных исследований (работы Э.И. Моносзона [11], А.Г. Ковалева [6], Н.А. Менчинской [10], М.Н. Алексеева [3], Г.Н. Филонова [15] и других ученых) рассматриваются методологические, психолого-педагогические основы процесса формирования мировоззрения учащихся. Большое значение в связи с этим имеют работы Ю.К. Бабанского, раскрывающие процесс оптимизации обучения [4], и фундаментальные исследования В. В. Давыдова, анализирующие специфику развития диалектического мышления в обучении [5].

В монографии НИИ общих проблем воспитания АПН СССР «Пути формирования коммунистических взглядов и убеждений старшеклассников» [13] охарактеризованы методологические принципы формирования коммунистического мировоззрения учащихся, определены сущность и содержание школьного образования и воспитания в их единстве, выделены составляющие этого процесса — формирование идейно-политических убеждений школьников при изучении наследия В.И. Ленина, формирование нравственного и эстетического идеалов, становление коммунистических взглядов и убеждений в общественно-политической работе в комсомоле, в общественно полезном труде.

В основу исследований, обобщенных в данной монографии, был положен анализ интеллектуального уровня развития мировоззрения школьников в сочетании с эмоционально-чувственным и действенно-практическим его компонентами, а также деятельностный подход, который предполагает активное отношение личности к действительности в ее предметной деятельности, представляющей собой, по выражению А.Н. Леонтьева, «тог содержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром...». Определяя таким образом деятельность, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что жизнь индивида представляет собой «систему сменяющих друг друга деятельностей» и именно в деятельности происходит превращение объекта в его субъективную форму, в образ, а вместе с тем совершается и обратный переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты [8; 96—98].

 

140

 

В указанной монографии рассматриваются важнейшие виды деятельности школьников: познавательная, общественно-политическая, трудовая. Эти виды деятельности как на уроке, так и во внеурочное время направлены на развитие самостоятельности мышления, стремления школьников к овладению достижениями науки, техники, материальной и духовной культуры, на воспитание у учащихся коммунистической идейности и сознательности.

Результаты исследований, представленные в данной монографии, а также анализ других исследований убедительно подтверждают необходимость комплексного подхода к решению проблемы формирования коммунистического мировоззрения, основанного на единстве учебной и внеучебной деятельности. Кратко это можно выразить в следующих направлениях:

взаимосвязь содержания учебной и внеучебной (познавательной, трудовой и общественно-политической) работы школьников;

общность принципов организации и методики руководства всеми видами деятельности учащихся и их общения;

преемственность в воспитании с учетом возраста, психологии, уровня развития детей, осуществляемая на уроке и во внеурочном процессе, в деятельности пионерских и комсомольских организаций, в развитии самостоятельности, мышления и общественной активности учащихся;

целенаправленное (в воспитательном отношении) применение полученных знаний на практике.

Познавательная деятельность охватывает не только процесс обучения на уроках, а предполагает активную творческую работу учащихся вне урока (самостоятельное чтение научной литературы из различных областей знания, кружковые, факультативные занятия, олимпиады юных физиков, химиков, биологов, астрономов, историков, ученические научные общества в старших классах, конференции и др.), ознакомление с окружающей жизнью — изучение природы, истории, экономики, культуры родного края, революционных, боевых, трудовых традиций советского народа и посильное участие в охране природы, в различных видах физического труда.

Проблемы взаимодействия природной среды и человека, остро вставшие в современном мире, могут быть наиболее осмыслены учащимися, как показывает опытно-экспериментальная работа, в процессе активного взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, когда природоохранительные вопросы приобретают для школьников реальность в их конкретном общественно полезном труде (выращивании растений, охране и восстановлении лесов, водоемов, в археологических экспедициях и помощи в работе геологов, геофизиков и т. п.). Этот процесс познавательной и общественно-практической деятельности учащихся включает в себя новые естественнонаучные, экологические, социальные и нравственные аспекты.

На практических занятиях в учебных лабораториях, в ученических обществах, в опытнической работе на полях колхозов и совхозов происходит становление коммунистических убеждений, осуществляется связь теории с практикой, формируется активная жизненная позиция личности. Эти виды познавательной и общественно-трудовой деятельности тесно связаны с процессом политехнического обучения и воспитания.

Познавательная деятельность сочетается с общественно-политической деятельностью, в процессе которой происходит расширение и обогащение знаний школьников об обществе, социальных, экономических и политических явлениях, событиях, происходящих в мире, системе общественных отношений людей и требований общества к личности, непосредственного участия школьника в посильной общественно-политической работе, оказывающей влияние на становление идейно-политических убеждений.

Рассматривая в более широком смысле влияние общественной деятельности школьников в коллективе на формирование их мировоззрения, необходимо подчеркнуть значение внутришкольных коллективов, и прежде всего пионерской и комсомольской организаций, в деятельности которых школьники приобретают опыт общественно-политического воспитания, гражданской зрелости, ответственности, долга, социальной активности.

Одной из актуальнейших задач педагогической практики является формирование идейно-политических взглядов и убеждений школьников как основных компонентов коммунистического мировоззрения. Это прежде всего усвоение идей марксизма-ленинизма, осознание целей и сущности внутренней и внешней политики КПСС, социально-экономической и политической значимости социалистического содружества государств, активной деятельности коммунистических и рабочих партий многих стран по осуществлению марксистско-ленинских идей; понимание неизмеримых преимуществ социализма и коммунизма перед капиталистической системой; убежденность в полной победе коммунизма; воспитание у школьников непримиримости к буржуазной идеологии и готовности к борьбе за коммунистические идеалы.

С целью изучения уровней идейно-политических убеждений одна из исследовательских групп нашей лаборатории (кафедра философии Пензенского педагогического института, руководитель Я.А. Вильчко) провела педагогическое исследование, в котором использовался ряд методик: анализ уроков истории и обществоведения в старших классах (ответы учащихся, их аргументация), работы кружков, семинаров, факультативов по общественным дисциплинам, анализ материалов экзаменов в X классе,

 

141

 

опросов, собеседований, докладов, рефератов и специальных письменных работ по ряду вопросов общественной жизни, идеологии, политики, морали, социальных отношений людей, их деятельности. Всего исследованием было охвачено более 800 старшеклассников средних школ Московской, Пензенскими областей, абитуриентов педагогических вузов.

Исследование позволяет сделать вывод, что все старшеклассники понимают, что общественная жизнь подчиняется объективным закономерностям, к которым относятся необходимость общественного развития, смена устаревших общественно-экономических формаций, неизбежность классовой борьбы в антагонистическом обществе и крушения капиталистического строя. В контрольных работах учащиеся указали на различия между общественными законами, действующими в различных общественно-экономических формациях; они понимают причины классового неравенства в обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации человека человеком; делают правильный вывод о том, что каждый этап общественной жизни связан с определенным периодом в развитии общественного производства и самого человека. Эти ответы были характерны для 72 % учащихся.

Полученные данные также показывают, что, овладев важнейшими мировоззренческими идеями в курсе «Обществоведение», старшеклассники не только располагают необходимыми знаниями, но и умеют их применить к анализу социальных процессов с классовых позиций. Успешно идет и выработка ценностных ориентации. Все учащиеся смысл своей жизни связывают с реализацией высоких общественных целей, с борьбой за коммунизм.

В исследовании были выявлены и значительные трудности, с которыми сталкиваются школьники при овладении некоторыми философскими, экономическими и общественно-политическими идеями. Например, сложным для них является вопрос о законах общественного развития. Об этом говорит тот факт, что более трети старшеклассников в своих контрольных работах не смогли раскрыть сущность законов общественного развития, привести необходимую аргументацию, показать связь классовых интересов и социальных изменений в различных областях общественной жизни, не осветили значения активной деятельности людей для реализации законов общественного развития.

Около 23 % учащихся не смогли дать ответа на вопрос об особенностям взаимосвязи между умственным и физическим трудом, между городом и деревней в обществе развитого социализма, почти 26 °/о выпускников процессы преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней сводят к использованию свободного времени и одинаковым элементам культуры быта. Определяющие изменения в общественном производстве оказались недостаточно понятыми или совсем не выделенными почти половиной школьников.

Характеризуя особенности развития социалистической демократии, школьники особо выделили такие черты социалистической демократии, как предоставление больших прав советским гражданам, участие советских людей в политической жизни страны, в управлении государственными делами, обеспечение и последовательное осуществление жизненных прав человека, закрепленных новой Конституцией СССР. Однако выпускники лучше представляют, в чем состоят права граждан, в чем их обязанности.

Выявленные недостатки и упущения в работе школы по формированию коммунистических убеждений учащихся указывают на необходимость объединения совместных усилий исследователей, учителей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и классных руководителей в целях повышения эффективности процесса обучения и воспитания, качественного совершенствования овладения школьниками основами марксистско-ленинской теории, углубления внеурочной воспитательной работы.

Важнейшими источниками формирования коммунистического мировоззрения учащихся является изучение ими жизни и деятельности В.И. Ленина, ленинского идейного наследия, ознакомление школьников с программными документами Коммунистической партии по проблемам коммунистического строительства.

В последние годы многое сделано для активного приобщения учащихся к изучению ленинского идейного наследия, программных документов партии. Шестимиллионным тиражом издан «Сборник произведений В.И. Ленина для учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений», который стал настольной книгой для старших школьников. Изданы также хрестоматии, книги для чтения и бесед о В.И. Ленине с учащимися разного возраста. Используется пособие для учителей «Изучение в средней школе материалов XXV съезда КПСС» под ред. М.П. Кашина, А.Т. Кинкулькина [12]. В педагогических и ученических коллективах проводятся общественно-политические чтения, посвященные XXVI съезду КПСС. В первом квартале 1981 г. в школах началось изучение материалов XXVI съезда КПСС.

Ведущей формой овладения основами марксистско-ленинского учения в старших классах является урок с использованием ряда доступных для учащихся произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Овладение основами марксистско-ленинского учения на уроках, усвоение мировоззренческих идей в курсах учебных предметов открывает возможность для последующего углубления и развития научных знаний о мире, о торжестве идей марксизма-ленинизма, для самостоятельного и творческого изучения старшеклассниками произведений В.И. Ленина, документов КПСС на факультативных и

 

142

 

внеклассных занятиях (по специальным программам).

В НИИ общих проблем воспитания АПН СССР была разработана «Программа внеклассных занятии с учащимися VIII—X классов по изучению жизни и деятельности В.И. Ленина, ленинских заветов молодежи», которая прошла опытно-экспериментальную проверку в 47 школах страны и рекомендована Министерством просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ для использования в воспитательной работе с учащимися [15]. В реализации идей данной программы значительная роль наряду с учителем принадлежит комсомольской организации. Специфическая функция комсомольской организации состоит в том, чтобы, используя свойственные комсомолу формы политического просвещения: кружки, лектории, Ленинские чтения, конференции старшеклассников по произведениям В.И. Ленина и проблемам коммунистического воспитания, углублять и развивать знания учащихся о В.И. Ленине и ленинизме, формировать интерес к актуальным вопросам идеологии, политики, морали, общественной жизни, расширять диапазон социально-политической ориентации школьников, вырабатывать у каждого учащегося личную заинтересованность и потребность в общественно-практической деятельности.

Как показывают исследования, проведенные во многих школах страны, когда изучение работ В.И. Ленина тесно связывается с анализом материалов съездов КПСС и других программных документов партии, учащиеся вооружаются глубокими мировоззренческими знаниями и представлениями.

В формировании коммунистического мировоззрения у подрастающих поколений одним из важнейших направлений является выработка научно-атеистических взглядов и убеждений, непримиримого отношения к религиозной идеологии и морали.

В результате коренных преобразований в политической, экономической, социальной и культурной жизни нашей страны, активного вовлечения масс в коммунистическое строительство, воспитательной деятельности партии и всех идеологических учреждений, в том числе советской общеобразовательной школы, по формированию научного, материалистического мировоззрения у трудящихся, у подрастающих поколений Советский Союз стал страной массового атеизма. Формирование диалектико-материалистического атеистического мировоззрения у широких масс трудящихся, у молодежи происходит в условиях свободы личности, гарантированной Советской Конституцией, основными законодательными актами, и утверждаемой в жизни нашего общества свободы совести.

Возможности воспроизводства религии в условиях развитого социалистического общества резко ограничены, однако религия еще оказывает влияние на определенные группы населения. При этом религиозные организации делают основную ставку на детей, подростков и молодежь. Борьба за влияние на подрастающее поколение сопровождается активной модернизацией религиозной идеологии, стремлением духовенства акцентировать внимание молодежи на социально-нравственных, мировоззренческих вопросах, попытками придать им религиозный смысл. Служители религиозного культа, религиозные проповедники стремятся к усилению религиозного влияния в семьях верующих. Некоторые религиозные фанатики настаивают на полном разрыве детей: с окружающим миром, пытаются ограничить их жизнь рамками религиозной общины.

Деятельность советской школы, основанной на методологических принципах марксизма-ленинизма, вся система школьного обучения, образования и воспитания направлены на формирование научного, диалектико-материалистического мировоззрения, органическим элементом которого является атеизм.

В то же время в некоторых школах в процессе вооружения учащихся основами наук недостаточно эффективно формируются атеистические убеждения, слабо раскрываются несостоятельность религиозного мировоззрения, классовая реакционная сущность религии, прогрессивный характер научного атеизма. Внеклассная и внешкольная работа по атеистическому воспитанию учащихся проводится эпизодически и нередко в отрыве от учебного процесса. Существенным недостатком в научно-атеистическом воспитании детей является отсутствие наступательности в борьбе с религиозными воззрениями, слабость индивидуальной работы с верующими членами семей учащихся.

Перед советской школой стоит важная задача воспитания всех учащихся в духе марксистско-ленинского материалистического мировоззрения, формирования у школьников умения активно отстаивать свои взгляды и убеждения в борьбе с религиозной идеологией.

Все это настоятельно требует дальнейшего усиления атеистического воспитания учащихся общеобразовательной школы:

в процессе глубокого и осознанного изучения учащимися основ наук;

в целенаправленной внеклассной и внешкольной работе педагогических коллективов, комсомольских и пионерских организаций по научно-атеистическому воспитанию учащихся, в разнообразных занятиях кружков, ученических обществ, секций, клубов по интересам как в самой школе, так и во внешкольных детских учреждениях, развивающих самосознание детей, уверенность в своих силах, оптимизм, жизнерадостность;

 

143

 

при проведении атеистической работы в семье, а также в ходе индивидуальной воспитательной работы с отдельными учащимися, подверженными религиозному влиянию.

Формирование коммунистического мировоззрения у учащихся требует большой совместной работы школы, семьи и общественности, взаимодействия педагогического, ученического и производственного коллективов. Готовя учащихся к жизни и труду в развитом социалистическом обществе, необходимо формировать у них цельное, последовательное, непоколебимое марксистско-ленинское мировоззрение, выражающееся в готовности к созидательной, общественно значимой деятельности, к участию в строительстве коммунизма. Речь идет о таком уровне сформированности мировоззрения личности, когда осознается значение идейно-нравственных мотивов в труде, проявляется удовлетворенность коллективной деятельностью на общую пользу и непосредственное участие человека в определенных видах труда на заводах, в колхозах, в сфере обслуживания, в различных учреждениях рассматривается как деятельность важная, лично значимая и необходимая для общества.

Осуществление дальнейших углубленных исследований проблем формирования мировоззрения необходимо вести с участием представителей различных наук: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, а также специалистов других смежных наук о человеке.

 

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26.

2. Отчет Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. М., 1981.

3. Алексеев М. Н. Основные черты коммунистического мировоззрения и пути его формирования. — В кн.: Проблемы формирования коммунистического мировоззрения / Под ред. М. Н. Алексеева, Н. Г. Огурцова. Минск, 1975.

4. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977.

5. Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. — М., 1972.

6. Ковалев А. Г. Психология личности. — М., 1970.

7. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы деятельности в психологии. — Вопросы психологии, 1972, № 9.

9. Менчинская Н. А., Мухина Т. К. Формирование научного мировоззрения как предмет психологических исследований. — Советская педагогика, 1976, №4.

10. Менчинская Н. А. Психологические проблемы формирования мировоззрения. Гл. II. — В кн.: Формирование коммунистического мировоззрения школьников / Под ред. Э. И. Моносзона. М., 1978.

11. Моносзон Э. И. Особенности процесса формирования коммунистического мировоззрения учащихся средней школы. — В кн.: Пути формирования коммунистических взглядов и убеждений старших школьников. М., 1980.

12. Пособие для учителей: Изучение в средней школе материалов XXV съезда КПСС / Под ред. М. П. Кашина, А. Т. Кинкулькина. — М., 1974.

13. Пути формирования коммунистических взглядов и убеждений старших школьников/Под ред. Р. М. Роговой. — М., 1980.

14. Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И. С. Марьенко.— 3-е изд. — М., 1980.

15. Программа внеклассных занятий с учащимися VIII—X классов по изучению жизни и деятельности В. И. Ленина, ленинских заветов молодежи.

16. Филонов Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личности. — М., 1978.