Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

11

 

ЛЕНИНСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДИСТСКОГО ОБЩЕНИЯ

 

И. А. ЗИМНЯЯ

 

«Каждый коммунист, где бы он ни трудился, должен, выступать пропагандистом и проводником идей ленинской партии, отдавать этому исключительно важному делу все свои знания, всю силу души» [20; 7].

 

В истории мирового ораторского искусства начало нашего' столетия знаменуется формированием качественно нового этапа ее развития — ленинской школы революционной, коммунистической пропаганды — пропаганды нового типа. «Пропаганда старого типа,— подчеркивал в речи на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 года В.И. Ленин,— рассказывает, дает примеры, что такое коммунизм. Но эта старая пропаганда никуда не годна, так как нужно практически показать, как надо социализм строить. Вся пропаганда должна быть построена на политическом опыте хозяйственного строительства. Это наша главнейшая задача, и если бы кто вздумал понимать это в старом смысле слова, тот оказался бы отсталым и не может вести работу пропаганды для массы крестьян и рабочих» [16; 407]. Каждое из более чем 600 устных выступлений В.И. Ленина на партийных съездах и конференциях, конгрессах Коминтерна, на рабочих собраниях и митингах и т. д. являет собой убедительный пример такой коммунистической пропаганды.

В.И. Ленин вошел в мировую историю ораторского искусства не только как величайший мастер революционной пропаганды, но и как ее теоретик. Фундаментальность и разносторонность образования, широта интересов и глубина эрудиции, знание истории ораторского искусства от античности до современности, конкретное знакомство с материалами статей, выступлений К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, П. Лафарга, Ж. Жореса и других ораторов позволили В.И. Ленину на основе всего самого ценного, накопленного мировой теорией и практикой публичного выступления, сформулировать основополагающие для коммунистической пропаганды положения, которые впоследствии были определены как основные принципы коммунистической пропаганды. При этом «под принципами пропаганды имеются в виду наиболее общие устойчивые положения, определяющие характер требований, строгое соблюдение которых является необходимым условием успеха идейно-теоретического образования и воспитания трудящихся, повышения их социальной активности» [26; 40].

Большинство исследователей ленинского идейного наследиями области пропагандистской деятельности (Г.З. Апресян [22], Б.Ц. Бадмаев [23], В.Я. Доброхотов [24], 3.М. Кардашенко [25] и др.) в качестве основных принципов рассматривают партийность, научность.

 

12

 

правдивость, связь с жизнью. При этом авторы коллективной монографии «Коммунистическая пропаганда: вопросы теории и методики» определяют научность не как рядоположенный с другими принцип, а как «понятие исключительно широкое, синтезирующее» [26; 41], в которое входит содержание более частных понятий, обосновывая в то же время целесообразность выдвижения принципа конкретно-исторического подхода.

Авторами этой монографии проводится достаточно продуктивная мысль об условном разделении, разграничении принципов пропаганды. Так, все вышеназванные принципы относятся к содержательной, идейно-воспитательной стороне коммунистической пропаганды. Они «определяют характер содержания пропаганды, ее идейно-теоретический уровень, политическую направленность, мобилизующую роль» [26; 40].

Другая группа принципов определяет методику пропаганды и, в частности, характер организации устного пропагандистского общения. К этим принципам относятся дифференцированность пропагандистского воздействия в зависимости от аудитории, популярность, конкретность, доходчивость, доступность изложения, сознательность и активность усвоения материала аудиторией и др. Принципы методики по сути отражают общедидактические, социально-психологические и общепсихологические требования к пропаганде как идейно-воспитательному процессу. «В политической деятельности социал-демократической партии,— писал В.И. Ленин,— всегда есть и будет известный элемент педагогики» [4; 357]. Именно эти принципы соотносятся с общими проблемами психологии пропагандистского общения. Однако, в силу того что все принципы тесно между собой связаны, образуя систему взаимообусловленных звеньев, необходимо прежде всего охарактеризовать то конкретное содержание, которое вкладывалось В.И. Лениным в понятие партийности, правдивости, связи с жизнью, научности, конкретно-исторического подхода в пропаганде.

Партийность является одним из ведущих принципов пропаганды как имманентно присущее идеологии классового общества свойство.

Подчеркивая мысль, что «беспартийность есть идея буржуазная. Партийность есть идея социалистическая» [6; 138], В.И. Ленин указывает, что «на деле внепартийность, обеспечивая кажущуюся самостоятельность, является наибольшей несамостоятельностью, наибольшей зависимостью от господствующей партии» [4; 282].

Партийность коммунистической пропаганды означает прежде всего принципиальную, открытую, эксплицитно выраженную оценку излагаемого содержания с позиций марксистско-ленинской теории, что основывается на том, что «материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» [1; 419].

Принцип партийности коммунистической пропаганды предполагает классовую непримиримость; непримиримость к любой форме антикоммунизма, ревизионизма; перспективную целеустремленность; оптимистический, боевой, наступательный характер пропаганды. Партийность рассматривается в неразрывной связи с идейностью, политической направленностью содержания пропаганды. Как указывал В.И. Ленин, «самое важное — идейно-политическое направление лекций» [17; 194]. «Без ясного, продуманного идейного содержания агитация вырождается в фразерство» [17; 74].

Принцип правдивости предполагает объективность, полноту, принципиальность, своевременность, фактичность, точность и ясность изложения сведений, положений, взятых не изолированно, а в связи, в определенном социальном контексте. В работе «Статистика и социология».

 

13

 

В.И. Ленин писал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже» [10; 350].

Соблюдение принципа правдивости означает, согласно В.И. Ленину, отсутствие боязни принципиальной критики, недопустимость обмана, хвастовства, увиливания от острых вопросов в пропаганде. «Ложная фраза, ложное хвастовство есть гибель нравственная, верный залог гибели политической»,— подчеркивал В.И. Ленин в письме в редакцию, которое так и названо автором «Никакой фальши! Наша сила в заявлении правды!» [5; 328]. «Прикрывать неприятную правду добренькими словами, — отмечал В.И. Ленин, — самая вредная и самая опасная вещь для дела пролетариата, для дела трудящихся масс. Правде, как бы она горька ни была, надо смотреть прямо в лицо. Политика, не удовлетворяющая этому условию, есть гибельная политика» [11; 12]. В докладе Центрального Комитета на IX съезде РКП (б) 29 марта 1920 г. В.И. Ленин специально подчеркивал необходимость соблюдения требований ясности и правдивости в пропаганде: «Ясность пропаганды и агитации — есть основное условие. Если наши противники говорили и признавали, что мы сделали чудеса в развитии агитации и пропаганды, то это надо понимать не внешним образом, что у нас было много агитаторов и было истрачено много бумаги, а это надо понимать внутренним образом, что та правда, которая была в этой агитации, пробивалась в головы всех. И от этой правды отклониться нельзя» [15; 252].

Принцип связи с жизнью означает неотделимость пропаганды от практики коммунистического строительства, глубокое знание этой практики, организацию и мобилизацию средствами пропаганды всех сил на осуществление практических задач коммунистического строительства. «Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни. Побольше внимания к тому, как рабочая и крестьянская масса на деле строит нечто новое в своей будничной работе. Побольше проверки того, насколько коммунистично это новое», — призывал В.И. Ленин [13; 91].

Роль пропаганды в широком смысле этого слова (включая агитацию, политинформацию и т. д.) как практического организатора практического строительства коммунизма неустанно подчеркивалась В.И. Лениным. Именно это существенно отличает коммунистическую пропаганду — пропаганду действенную, активную — от старой пропаганды. «Теперь в наших речах и статьях нет простого повторения того, что говорилось раньше о коммунизме, так как наши речи и статьи связаны с повседневной и всесторонней работой. Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит...» — говорил В.И. Ленин на III Всероссийском съезде молодежи 2 октября 1920 г. [16; 302].

Большое значение для коммунистической пропаганды имеет принцип конкретно-исторического подхода к явлениям. Как подчеркивал В.И. Ленин, «весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (р) лишь в связи с другими; (у) лишь в связи с конкретным опытом истории» [18; 329].

Конкретно-исторический подход в пропаганде означает рассмотрение каждого явления в диалектической связи с другими, в определенных «пространственно-временных границах применения теоретических положений» [26; 47], правильную оценку каждого явления с точки зрения его исторического, общественного значения и перспективы

 

14

 

дальнейшего развития; учет изменяющихся условий общественного развития, жизни.

Одним из важных принципов коммунистической пропаганды является научность как объективная характеристика марксистско-ленинского учения, с позиции которого ведется коммунистическая пропаганда. Определяя учение К. Маркса, В.И. Ленин подчеркивал, что «его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма. Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета» [7; 40].

Научность предполагает высокий теоретический уровень, глубину, системность, историзм и в то же время конкретность изложения. Определяясь содержанием пропаганды и прежде всего марксистско-ленинской методологией, научность относится и к организации самого Пропагандистского общения. Степень разработки общедидактических, логических, обще- и социально-психологических, лингвистических, психолингвистических основ этого процесса также определяет научность пропаганды как сложной формы идеологической работы КПСС.

Подход к научности с такой общей точки зрения действительно дает основание рассматривать ее как достаточно широкое, синтезирующее понятие, считая, что «в своей совокупности они (все принципы пропаганды.— И.З.) образуют понятие научности, выражающей определенные требования ко всем компонентам процесса пропаганды в их органическом взаимодействии» [26; 41]. При этом важно особо подчеркнуть характерную черту коммунистической пропаганды нового типа — Системообразующее единство всех принципов, одновременно реализующихся в каждом конкретном пропагандистском общении.

Основные принципы методики пропаганды выступают в этом единстве в качестве условий, которые обеспечивают эффективность общения лектора, пропагандиста и аудитории, условия сознательного и активного усвоения ею содержания лекции. Основываясь на тезисе В.И. Ленина, что «государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» [12; 21], можно полагать, что в качестве ведущего смыслообразующего методического принципа пропаганды выступает организация сознательного и активного усвоения информации. «Нет задачи для сознательных рабочих важнее той, чтобы понять значение своего движения и точно познать его», — подчеркивал В.И. Ленин [9; 227].

Организация лектором сознательного и активного усвоения аудиторией излагаемого материала предполагает активность обеих сторон общения. Однако в большинстве работ по пропаганде под влиянием теорий коммуникации и информации пропагандистское общение описывается схемой субъект→объект (S→0), которая не отражает ни активного взаимодействующего характера общения, ни активности самой аудитории [32]. Эта схема не отвечает и тому представлению о характере пропагандистского общения, которым, по словам Н.К. Крупской, руководствовался В.И. Ленин: «Он подходил к рабочему, к крестьянину-бедняку, и середняку, к красноармейцу не свысока, а как к товарищу, как к равному. Они были для него не «объекты пропаганды», а живые люди, много пережившие, над многим думавшие, требующие внимания к своим запросам» [19; 160].

Возникает необходимость в этой связи психологического осмысления схемы пропагандистского общения как социально-ориентированного его вида [28]. Не останавливаясь на определении общения как самостоятельной

 

15

 

категории [30; 31] или как деятельности [28; 29] и подчеркивая только важность «самого главного — несомненной связи между деятельностью и общением» [21], определим вербальное общение как специфическую форму взаимодействия людей в процессе их общественно-коммуникативной деятельности, реализуемой речевой деятельностью партнеров общения: говорением лектора, пропагандиста и слушанием аудитории. Исходя из того, «что любой акт непосредственного общения — это не просто воздействие человека на человека..., а именно их взаимодействие» [31; 46], общение определяется схемой взаимодействия двух субъектов SS. Применительно к пропагандистскому общению — это схема взаимодействия лектора как субъекта деятельности говорения и аудитории как совокупного субъекта деятельности слушания.

Лектор, пропагандист как субъект (первый) внешне выраженной речевой деятельности — говорения является «инициативной», «лидирующей» стороной общения. Идейно-политическое направление лекций, правильная организация пропагандистского воздействия и в конечном счете эффективность пропаганды определяются, как подчеркивал В.И. Ленин, «составом лекторов». «Никакой контроль, никакие программы и т. д. абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которое определяется составом лекторов» [17; 194].

Отмечая роль «личного воздействия» пропагандиста [17; 53], В.И. Ленин в то же время предостерегал «против обычного переполнения этой профессии малоспособными людьми и принижения этим уровня пропаганды» [3; 15]. В.И. Ленин писал: «Действительно выдержанных принципиально и способных пропагандистов очень немного (и чтобы стать таковым, надо порядочно поучиться и понабрать опыта), и таких людей надо специализировать, занимать их целиком и беречь сугубо» [3; 15].

Вторым субъектом схемы пропагандистского общения является аудитория. Особенно важно здесь подчеркнуть, что аудитория выступает в качестве совокупного субъекта. Известно, что Марксово понятие «совокупный субъект» относится к общности людей, занятых совместной трудовой деятельностью. При рассмотрении общения как деятельности [28; 28] вся группа общающихся людей, в частном случае два собеседника, выступает как совокупный субъект [29]. Однако для условий пропагандистского общения кажется целесообразным предварительное определение самой аудитории как совокупного субъекта.

Нижеприводимое определение аудитории по шести критериям, ведущим из которых является включение слушателей в одну и ту же речевую деятельность — слушание, свидетельствует о том, что аудитория может быть интерпретирована как совокупный субъект пропагандистского общения. Аудитория — это кратковременная, относительно устойчивая, управляемая лектором общность людей, характеризующаяся 1) включенностью слушателей в один и тот же вид речевой деятельности (слушание); 2) направленным воздействием на всех слушателей одной и той же смысловой (вербальной) информации; 3) наличием у слушателей доминирующей интеллектуально-познавательной мотивации, соотнесенной с самим предметом деятельности слушания, т.е. с смысловым содержанием лекции; 4) установлением личностно-непосредственной связи с источником информации — лектором; 5) наличием непосредственных зрительных и слуховых контактов как между слушателями (межиндивидуальных контактов), так и между лектором и слушателями (обратная связь) и 6) одновременностью присутствия всех слушателей в одном и том же месте (принцип времени и места).

Можно полагать, что организация сознательного и активного усвоения материала аудиторией предполагает формирование ее как совокупного

 

16

 

субъекта. При этом показательным здесь является уже само поведение людей. Так, общность внешних соматодвигательных, поведенческих реакций слушателей может свидетельствовать о том, что аудитория выступает в качестве совокупного субъекта. По воспоминаниям очевидцев, аудитория, слушавшая В.И. Ленина, именно такой и была:

«Все лица недвижно устремлены к Ленину, к его глазам — один большой скульптурный, отлитый из металла барельеф.

Чем дольше говорил Ленин, тем напряженнее масса слушателей. Руки поднимаются для рукоплесканий и словно застывают раньше, чем встретятся: напряженность, вызванная новой фразой, не оставляет им времени для того, чтобы сомкнуться... По лицам делегатов видишь: его мысли — их мысли, его жизнь — их жизнь» [35; 10].

Принцип организации сознательного и активного усвоения, отвечающий общей задаче коммунистической пропаганды — формирования человека активно, сознательно, творчески, свободно участвующего в коммунистическом строительстве, — предполагает дифференциацию воздействия на аудиторию в целях достижения эффекта. Широко известно высказывание В.И. Ленина: «Но о республике надо уметь говорить: о ней нельзя говорить одинаково на заводском митинге и в казачьей деревне, на студенческом собрании и в крестьянской избе, с трибуны III Думы и со страниц зарубежного органа» [7; 21].

Учет особенностей аудитории, механизмов социально-психологического воздействия на нее [32] проявляется в целом ряде факторов и прежде всего в построении самого текста выступления, отборе языковых средств, обеспечивающих доступность, доходчивость, понятность, ясность изложения для каждой конкретной аудитории.

Рассмотрим в заключение, как эти методические принципы определяли пропагандистские выступления В.И. Ленина. Основной характеристикой этих выступлений, как известно, является постоянная активизация мыслительной деятельности слушателей. Исходя из того что пропагандист, так же как и «популярный писатель не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя, — напротив, он предполагает в неразвитом читателе серьезное намерение работать головой и помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно» [2; 358], В.И. Ленин всегда предполагал в слушателях это намерение «работать головой». Всей логикой изложения, риторическими вопросами он ставил перед аудиторией мыслительные задачи и в ходе изложения давал их решение. Показательна в этом плане речь В.И. Ленина на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. Аудитория — молодые рабочие, крестьяне, ждущие ответа на вопрос, что делать сейчас, когда фронт позади. Вся структура этой речи — это ответы на вопросы, которые одновременно заданы и аудитории: «Чему учиться и как учиться?», «Что же нам нужно для того, чтобы научиться коммунизму? Что нам нужно выделить из суммы общих знаний, чтобы приобрести знание коммунизма?» и т.д. Вопросы заставляют аудиторию думать, последовательно переходя от одного вывода к другому.

Не менее характерным для В.И. Ленина являлось точное определение уровня речевого воздействия, коммуникативной задачи каждого конкретного выступления. В качестве таких задач выступают сообщение, информирование, призыв к действию, разъяснение, руководство к действию, агитация и т.д.

Сравним две речи, произнесенные в Свердловском университете. Первая — лекция о государстве (11 июля 1919 г.) и вторая — речь перед

 

17

 

курсантами Свердловского университета, отправляющимися на фронт (20 октября 1919 г.).

В первом случае аудитория — это курсанты, которые только приобщаются к теоретическому осмыслению целого ряда понятий. В.И. Ленин ставил задачу не только сообщить сведения, но в основном помочь слушателям поверить в свои силы, поддержать их, дать почувствовать, что рассмотрение этой проблемы затрудняет не только их. Этот уровень речевого воздействия выражается в самом тексте выступления В.И. Ленина (средства его выражения подчеркнуты мною.— Я.3.). «Если я не ошибаюсь, ...вам приходится в первый раз систематически к этому вопросу подходить. Если это так, то очень может быть, что в первой лекции об этом трудном вопросе мне не удастся достигнуть достаточной ясности изложения и понимания для многих из слушателей. И если бы это оказалось так, то я прошу вас этим не смущаться, потому что вопрос о государстве есть один из самых сложных, трудных и едва ли не более всего запутанных буржуазными учеными...» [14; 64].

В.И. Ленин как бы оберегает аудиторию от страха перед сложностью, заранее принимая даже на себя ответственность за то, что что-то в лекции может быть не понятно (ср. «может быть... мне не удастся достигнуть достаточной ясности изложения...»). В.И. Ленин все время подчеркивает трудность, сложность этого теоретического вопроса.

Выступая перед отправляющимися на фронт курсантами, В.И. Ленин ставит другую задачу — объяснение необходимости и величия того подвига, на который они идут.

В.И. Ленин убедительно показывал, что отправка на фронт слушателей советской школы «представляет для нас громадную ценность, и мы с чрезвычайным трудом, с чрезвычайной неохотой и после долгих колебаний решились на то, чтобы около половины настоящего выпуска отдать на фронтовую работу» [14; 239—240]. На протяжении всего выступления он неоднократно подчеркивал, что этот акт — жертва: «Теперь, повторяю, нам приходится идти на эту большую жертву лишь потому, что это главный и последний фронт» [14; 240].

Четкому определению уровня воздействия на аудиторию подчинено и построение текста выступлений, в частности его вступительная часть, и отбор специальных языковых средств воздействия, таких, как наклонение, модальность глаголов и т. д.

Интересно в этом плане сопоставить две речи В.И. Ленина — речь на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей (4 декабря 1919 г.), с одной стороны, и речь на I Всероссийском совещании по партийной работе в деревне (18 ноября 1919 г.) — с другой.

На I съезде земледельческих коммун основная задача В.И. Ленина состояла в разъяснении политики партии в отношении крестьянства. Учитывая всю сложность сложившейся обстановки и специфику психического склада крестьянства, заключающуюся в том, что «крестьянин привык со стороны государственной власти в течение многих веков встречать лишь одно угнетение, поэтому он привык относиться недоверчиво ко всему, что идет от казны» [14; 375], В.И. Ленин подчеркивает необходимость практического решения всех вопросов. Само понятие «практический» (практически, действительно, конкретно) встречается в речи около 25 раз. Случайно ли это? Нет. В этом проявляется учет специфики данной аудитории, характеризующейся практическим подходом к решению всех вопросов. Задача разъяснения повлекла за собой полное отсутствие таких форм модальности, как долженствование. В речи же перед делегатами комитетов партии на I Всероссийском совещании по партийной работе в деревне В.И. Ленин видит свою задачу в определении основных задач, и соответственно уровень речевого воздействия может быть в этом случае определен как руководство

 

18

 

к действию. В этом выступлении около 20 раз встречается форма долженствования («должны», «надо», «необходимо» и т.д.). Фразы лаконичные, четко сформулированы основные положения в форме именных составных предложений с инверсией предиката суждения. «Всяческая поддержка крестьянину-труженику, отношение к нему, как к равному, ни малейшей попытки навязать ему что бы то ни было силою — первая наша задача. И вторая задача — неуклонная борьба со спекуляцией, торгашеством, разорением» [14; 316].

Показательно, что, выступая перед молодыми людьми на III съезде комсомола, В.И. Ленин определял задачи еще в более императивной форме. В этой речи модальность долженствования, выраженная словами «должен», «надо», встречается уже почти в 70 случаях.

Другими словами, четкое определение уровня воздействия влекло за собой и подбор соответствующих языковых средств его выражения, меняющийся и зависящий от конкретной ситуации и аудитории. Каждое выступление В.И. Ленина представляет собой образец единства содержания и формы пропаганды, обеспечивающего ее эффективность.

Направляя усилия советского народа на повышение качества пропаганды, постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» намечает основные задачи: «обеспечить высокий научный уровень пропаганды и агитации... усилить деловитость и конкретность пропаганды и агитации, ее связь с жизнью, с решением хозяйственных и политических задач... развивать наступательный характер пропаганды и агитации» [20; 7—8]. Весь опыт идеологической работы нашей партии, практика пропагандистской деятельности показывают, что успешное выполнение этих задач связано прежде всего с реализацией ленинских принципов пропаганды. Красноречивым свидетельством этого являются материалы съездов нашей партии, и в первую очередь материалы XXVI съезда КПСС — одного из знаменательных этапов в развитии мирового коммунистического движения.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии (Правда, 1981, 24 февр.), содержание которого ярко иллюстрирует партийность, научность, связь с жизнью, конкретно-исторический подход и глубокую заинтересованность в сознательном, активном усвоении советским народом основных положений, определяющих внешнюю и внутреннюю политику КПСС, Л.И. Брежнев особо подчеркивает ведущую роль «состава лекторов» в идеологической работе, в партийном просвещении. «Ведь пропагандист, — отмечает Л.И. Брежнев, — главная фигура в системе партийной учебы. Именно от него во многом зависит, какими будут семинары, политшколы, университеты: будут ли они местом, где порой царит скука, где лишь «отбываются» положенные часы, или же, наоборот, они повсеместно станут действительными центрами живой партийной мысли и слова. От идеологического, пропагандистского актива партии в первую очередь зависит отношение людей к партийной учебе».

Высоко оценивая бескорыстный добровольный труд лекторов, пропагандистов, агитаторов и докладчиков, «которые несут в массы мысли партии, разъясняют ее политику», осуществляя «полезное и нужное для народа дело», Л.И. Брежнев обращает внимание идеологических работников на важность, необходимость глубокой и тесной связи пропагандистской работы с жизнью. «Мы хотим, — подчеркивает Л.И. Брежнев, — чтобы партийная политика сливалась с деятельностью масс, чтобы партийное просвещение учило людей, говоря словами В.И. Ленина, «действовать так, как того действительно коммунизм требует».

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду придается большое значение актуальности, своевременности, оперативности и ясности пропаганды

 

19

 

«Очень важно, — говорил Л.И. Брежнев, — чтобы пропаганда не обходила острых тем, не боялась затрагивать так называемые трудные вопросы. Политика нашей партии ясна. И мы готовы ответить на любые вопросы, которые возникают у советских людей. Надо смелее делать это, помня, что если мы не отвечаем на них, то недруги нашей страны постараются воспользоваться этим для клеветы на социализм».

Глубокое и всестороннее изучение материалов съезда и, прежде всего, Отчетного доклада ЦК КПСС и речи Л.И. Брежнева на XXVI съезде КПСС, несомненно, будет способствовать более эффективному выполнению поставленных перед идеологическими кадрами, пропагандистами, лекторами задач.

 

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 1.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 5.

3. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 7.

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 10.

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 11.

6. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 12.

7. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 21.

8. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 23.

9. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 25.

10. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 30.

11. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 32.

12. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35.

13. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т 37.

14. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т 39.

15. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 40.

16. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41.

17. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 47.

18. Ленин Б. И. Полн. собр. соч., т. 49.

19. Крупская Н. К. О Ленине: Сборник статей и выступлений. — М., 1979. — 370 с.

20. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» от 26 апреля 1979 г. — М, 1979.

21. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1980.—414 с.

22. Апресян Г. З. Ленинские принципы партийной пропаганды: Материалы по методике партийной пропаганды для университетов марксизма-ленинизма, вып. 2. — М., 1978, с. 3—22.

23. Бадмаев Б. Ц. Элементы психологии и педагогики в партийной работе. — М., 1980. — 191 с.

24. Доброхотов В. Я. Ленинские принципы партийной пропаганды. — М., 1980. — 64 с.

25. Кардашенко З. М. Основные принципы марксистско-ленинской пропагандистской деятельности. — В сб.: Основы лекторского мастерства. М., 1978, с. 20—38.

26. Коммунистическая пропаганда: вопросы теории и методики. — М., 1974.— 300 с.

27. Ленин — мастер пропаганды: Сб. материалов научно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. — М., 1971. — 223 с.

28. Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974.— 218 с.

29. Леонтьев А. А. Деятельность и общение. — Вопросы философии, 1979, № 1, с. 121 — 132.

30. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. — В сб.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. 124—135.

31. Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии. — Вопросы философии, 1979, № 8, с. 34—48.

32. Надирашвили Ш. А. Психология пропаганды. — Тбилиси, 1979.— 120 с.

33. Основы психологии и педагогики в партийной работе. — М., 1978.—222 с.

34. Основы ораторского искусства. — М., 1980.—235 с.

35. Силлов О. В. В. И. Ленин — великий трибун революции: Ленинская школа ораторского искусства. — М., 1980.— 35 с.

36. Устная политическая агитация: теория, организация, методика. — М., 1977.— 219 с.