Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

ВТОРАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ПОИСКОВОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

 

Ю. Д. БАБАЕВА, Л. Н. БАБАНИН, Н. Б. БЕРЕЗАНСКАЯ, Т. Г. БОГДАНОВА

Москва

 

Техническое творчество является традиционным объектом психологического исследования. Новые аспекты изучения технического творчества, обучения этому творчеству и управления творческой деятельностью возникли в период, когда в области технического творчества стали использоваться ЭВМ. Эти вопросы обсуждались на II Всесоюзной конференции «Автоматизация поискового конструирования»1, которая проходила со 2 по 4 сентября 1980 г. в Новочеркасске.

Поисковое конструирование определяется специалистами, работающими в данной области, как процесс формирования функциональных требований к вновь создаваемым изделиям, выбора принципов их действия и технического решения изделия или технической системы в целом.

Проблема автоматизации поискового конструирования приобретает особое значение на современном этапе научно-технической революции, поскольку происходит резкое возрастание числа вновь разрабатываемых технических систем, повышается их сложность, увеличивается объем информации, которую необходимо использовать при их создании, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа конструкторов, работающих над одним проектом, к большему разделению труда между ними.

На конференции рассматривались методические и прикладные проблемы, связанные с поиском новых и рациональных технических решений; теоретические, методологические и общесистемные аспекты поискового конструирования; вопросы, относящиеся к сервисному и программному обеспечению автоматизированного конструирования, математическому моделированию технических систем.

Психолого-педагогическим вопросам автоматизации поискового конструирования были посвящены две специальные секции: «Психологические и философские вопросы поискового конструирования», «Подготовка кадров». Кроме того, эти вопросы затрагивались на пленарных заседаниях и в отдельных докладах, представленных на других секциях.

Так, в пленарном докладе В.Е. Шукшунова (Новочеркасск), посвященном проблемам создания комплексов проектирования сложных систем, был затронут ряд психологических вопросов, связанных с подготовкой и обучением кадров, с проведением психофизиологического контроля за деятельностью операторов. Было отмечено, что разработка системы автоматизации проектирования (САПР) должна быть направлена не только на устранение рутинной работы проектировщиков, но и на расширение возможностей их деятельности по выработке и принятию сложных решений. Докладчик указал, что из-за отсутствия в настоящее время полностью формализованных процедур проектирования сложных систем перспективным является создание диалоговых систем. Это в свою очередь ставит ряд проблем, связанных с разработкой и оценкой языка диалога человека и ЭВМ, с изучением новых форм развития коллективного процесса проектирования.

В докладе А.И. Половинника (Йошкар-Ола), посвященном созданию банка данных по физическим эффектам, была отмечена необходимость специально организованного обучения инженеров-проектировщиков, а также возможность использования банков данных для экспертизы научных открытий и для изобретательской деятельности.

 

183

 

В докладе В.А. Комарова (Куйбышев) рассматривались проблемы автоматизации принятия решений, связанных с производственными отклонениями. Докладчик отметил специфические особенности этого вида деятельности инженеров-проектировщиков. В частности, было указано, что при передаче ряда функций инженера ЭВМ определенные этапы проектирования в меньшей степени поддаются контролю. Это вызывает Определенные трудности при принятии решений.

В докладе А.В. Чуса (Днепропетровск) сообщалось о введении в текущем году новой дисциплины «Основы технического творчества» в курс обучения во всех технических вузах Украины. В программу курса входят современные методы поиска новых технических решений; задачи по специальности, решаемые при помощи этих методов, и специальные патентные обзоры, поясняющие эвристические приемы. Введение этого курса преследует цель повысить творческую активность молодых специалистов и уровень их изобретательской деятельности.

Заседание секции «Психологические и философские вопросы поискового конструирования» было открыто докладом А.Т. Шумилина (Симферополь), посвященным проблемам теории творчества. В докладе были рассмотрены философские вопросы соотношения понятий «отражение», «сознание» и «творчество», было обосновано понимание творчества как высшей и специфической формы отражения, дано определение понятия творчества и рассмотрены некоторые механизмы творческого процесса.

В докладе О.К. Тихомирова (Москва) были проанализированы психологические особенности деятельности пользователя ЭВМ. Докладчик отметил, что в настоящее время в связи с расширением творческих возможностей человека за счет использования средств автоматизации складывается новая область творческой деятельности. В докладе были выделены следующие проблемы, требующие специального психологического исследования: проблема степени и характера используемости автоматизации на разных этапах творческой деятельности, проблема удовлетворения потребностей пользователей, проблема формирования готовности пользователей к применению средств автоматизации; психологические принципы разработки диалоговых систем автоматизированного проектирования; вопросы использования ЭВМ для обучения пользователей, а также для опосредствования коллективной деятельности проектировщиков.

В.И. Белозерцев (Ульяновск) уделил внимание вопросам соотношения гносеологического и социального в техническом творчестве, сформулировал некоторые положения, связанные с изучением структуры технического творчества, выделил функции продукта технического творчества.

И.П. Мамыкин (Минск) обосновал необходимость разработки принципов классификации существующих методов технического творчества. Докладчик предложил проводить данную классификацию по степени общности методов, по их роли в познании, по способу действия.

В докладе Ю.Д. Бабаевой и А.Е. Войскунского (Москва) рассмотрены актуальные вопросы организации совместной деятельности, опосредствованной ЭВМ. Утверждается, что помимо программно-технического необходимо также и психологическое обеспечение системы типа «человек — ЭВМ — человек». Изложены принципиально новые способы управления совместной деятельностью пользователей ЭВМ, и разработаны приемы повышения эффективности процесса группового поиска оригинальных решений.

Н.Б. Березанская (Москва) изложила результаты психологического изучения систем автоматизированного проектирования, предназначенных для создания новых моделей ЭВМ. Выявлен ряд существенных психологических факторов, влияющих на рост эффективности и новизны разработок, ведущихся в данной области. Выделены основные типы ошибок, допускаемых при автоматизированном проектировании, дан психологический анализ причин, их вызывающих, и возможных способов их преодоления.

В докладе А.Г. Азарян (Кировакан) приведены результаты экспериментальных исследований, направленных на выявление психологических факторов, влияющих на принятие оригинального решения в условиях неопределенности. Отмечено, что необходимо не только выделять отдельные факторы, но и изучать их возможное влияние друг на друга.

На секции «Подготовка кадров» были рассмотрены следующие проблемы. В докладе В.А. Комарова и А.В. Соловова (Куйбышев) дано описание методики выполнения курсового проекта по автоматизации проектирования конструкций. Указанная методика разработана и опробована авторами при чтении курсов по автоматизации проектных работ в Куйбышевском авиационном институте.

В докладе В.С. Трахтенберга (Йошкар-Ола) обсуждались методические и организационные вопросы подготовки кадров по САПР. Автор отметил ряд трудностей внедрения САПР в научно-исследовательскую работу студентов. Было дано описание модели специальности «инженер-пользователь САПР» и рассмотрены возможности ее реализации при обучении по ряду специальностей в Марийском политехническом институте.

В докладе В.Г. Жуковского, В.В. Букина, М.Т. Ятленко (Новочеркасск) указано, что решение проблемы повышения качества процесса обучения в современных условиях невозможно без вычислительной техники. Приводилось описание диалоговой многопультовой обучающей системы, разрабатываемой в Новочеркасском политехническом институте.

Доклад М.К. Тутушкиной, Г.А. Андреевой и И.П. Яковлева (Ленинград) был посвящен изложению результатов экспериментального

 

184

 

исследования по проблеме изучения профиля подготовки инженеров-конструкторов с целью выявления специфических особенностей структуры интеллекта, проводилось сравнение студентов различных специальностей.

В выступлении Н.Ф. Овчинникова (Новочеркасск) был поставлен важный вопрос о необходимости специальных исследований, направленных на обоснование существующих методик стимуляции технического творчества и анализа тех психологических механизмов, которые актуализируются данными методиками.

Психологические вопросы затрагивались также и в докладах, представленных на других секциях.

Г.М. Богданов (Новгород) проанализировал особенности постановки целей при проектировании технических устройств и рекомендовал создать банк целей и целевых требований.

В докладе Н.Ф. Максимеца и Э.П. Саркисова (Йошкар-Ола) было рассмотрено понятие «техническая задача», которое предлагается определять как отношение известных условий к неизвестным и использовать для формализации процесса патентной экспертизы.

В докладе Ю.И. Плотникова (Москва) были освещены проблемы, связанные с проведением патентного поиска.

С сообщением о работе объединенной информационной комиссии проекта «Конструктор» при Совете по проблеме «Искусственный интеллект» АН СССР и научно-методического Совета ЦС ВОИР по проблеме «Эвристика» за 1978—1980 гг. выступила Ф.Я. Залевская (Москва). В докладе было сообщено о готовящихся информационных материалах по широкому спектру вопросов научно-технического творчества, в том числе психологических, философских, теоретических и методологических. Было выдвинуто предложение о проведении конкурса на лучшую учебную программу и учебное пособие по методам поиска новых технических решений.

В докладе Шумилина А.Т. (Симферополь) было указано на необходимость проведения специальных исследований, направленных на анализ эффективности существующих методик стимуляции творчества, была подчеркнута важная роль проблемы поиска соответствующих критериев эффективности.

В выступлении А.И. Половинкина (Йошкар-Ола) было отмечено, что, для повышения эффективности использования методов стимуляции творческой деятельности необходимо разработать более четкую психологическую классификацию задач технического творчества, а также способы экспериментального сравнения различных методов.

В выступлениях С. В. Жака (Ростов-на-Дону), В.М. Одрина (Киев) и Н.Ф. Овчинникова (Новочеркасск) были сформулированы пожелания, связанные с дальнейшим развитием методов стимуляции технического творчества.

В проекте решения конференции было указано на необходимость повышения уровня научных исследований и практических разработок, принято решение ходатайствовать перед Минвузом РСФСР о включении курса технического творчества в программу обучения в технических вузах страны. Для эффективной реализации указанных решений требуется активное участие специалистов в области психологии и педагогики.



1 Материалы конференции помещены в сб.: Вторая Всесоюзная конференция. Автоматизация поискового конструирования: Тезисы докладов. — Новочеркасск, 1980. — 258 с.