Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

67

 

ТЕОРИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ

 

В.В. ДАВЫДОВ, Л.А. РАДЗИХОВСКИЙ

 

Окончание. Начало статьи см. № 6, 1980.

 

Следующий уровень анализа проблем, поставленных в статье «Сознание как проблема психологии поведения», мы находим в большой рукописи Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (1926) [6]. Отношения преемственности между этими двумя работами бесспорны. Но во второй работе ставятся вопросы, которых не было в первой статье. Эта рукопись написана Л.С. Выготским с четких методологических позиций. Ее цель, как объявляет сам автор, состоит в проведении исторического, логического и философского анализа психологической науки с тем, чтобы в итоге сформулировать по отношению к ней ряд нормативных методологических требований. В определенном смысле в этой работе итог деятельности Л.С. Выготского — методолога психологии. Он продолжал методологические изыскания до последнего дня, но таких широких проблем уже не касался. Постановка и принцип их решения, данные в этой рукописи, оставались для Л.С. Выготского неизменными и в определенной степени конституировали все его творчество1.

Мы не преследуем здесь цель рассмотрения всей суммы вопросов, обсуждаемых в рукописи. Коснемся лишь некоторых, ключевых.

Цель этой работы Л.С. Выготского состояла в формулировании нормативных методологических требований к будущей системе марксистской психологии, т. е. к общепсихологической теории, основанной на принципах философии марксизма. Для этого необходимо прежде всего, как указывает Л.С. Выготский, создание своего — психологического — аналога «Капитала». Если «Капитал» имел подзаголовок «Критика политической экономии», то необходима и методологическая критика научной психологии.

В такого рода заявлениях недостатка в 20-е гг. не наблюдалось. Почти каждый из советских теоретиков психологии в той или иной форме декларировал необходимость разработки марксистской психологии и заявлял, что образцом здесь могут служить его собственные построения.

 

68

 

В связи с этим много говорилось и писалось о необходимости соответствующей методологической, философской и т. п. работы.

Однако на практике здесь встречались огромные трудности. Возникали сомнения в принципиальной разрешимости и конструктивности подобной задачи. Противники марксистской психологии, такие, как Г.И. Челпанов, прямо говорили, что никакой «марксистской психологии» нет и быть не может, что это лишь «игра в термины» и т. д. [36].

Суть дела заключалась в следующем. Казалось очевидным, что при построении марксистской психологии надо использовать, с одной стороны, положения философии марксизма, с другой — факты и концептуальные схемы, содержащиеся в различных психологических теориях. Так и поступали. Брались общие положения диалектического и исторического материализма («психика есть свойство высокоорганизованной материи», «материя первична, сознание вторично» и т. п.), а также комбинации отдельных положений, взятых из бихевиоризма, рефлексологии, фрейдизма и т.д. Соединение того и другого проверяли по формально-логическим критериям на непротиворечивость, а потом объявляли «марксистской психологией».

Но затем критики обнаруживали, что в подобных построениях существует не формально-логическая, но содержательная несовместимость: положения диалектического материализма существуют сами по себе, положения отдельных психологических теорий — сами по себе. И от того, что они соединены союзом «и», никакого синтеза еще не наступило. Но иного, более радикального решения проблемы психологи не видели.

Что нового внес в решение этой проблемы Л.С. Выготский?

Метод. При анализе Л.С. Выготским проблемы сознания идея разведения в теориях сознания объяснительного принципа и предмета самостоятельного изучения уже «работала» реально, но не была эксплицирована. В рукописи «Исторический смысл психологического кризиса» Л.С. Выготский возвел ее в ранг общего методологического закона.

В любой психологической теории он фиксирует как центральный момент наличие общего объяснительного принципа, который он четко отделяет от предмета изучения и видит в нем отправную точку при методологическом анализе теории. «Идея остается объяснительным принципом до тех пор, пока она не выводит за пределы основного понятия (понятия, изучаемого теорий. — В. Д., Л. Р.): ведь объяснять, как мы видели, и значит выходить за собственные границы в поисках внешней причины» [6; 21]2. Проблему соотношения категорий объяснительный принцип — предмет изучения он подробно прослеживает на примере наиболее известных психологических теорий того времени (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и т.д.).

Итак, первый принцип Л.С. Выготского-методолога: за теорией необходимо вычленять объяснительный принцип, определяющий ее границы и структуру. Наряду с этим он выделяет и еще один важный момент, который также должен быть опорным при составлении типологии научных теорий. Речь идет о единицах анализа [6; 208].

То, что Л.С. Выготский придавал большое значение выделению единиц психологического анализа, отмечают почти все пишущие о нем. Однако обычно приводят лишь высказывание Выготского о том, что химические свойства воды нельзя изучать, разлагая ее на далее неразложимые составляющие — атомы водорода и кислорода (анализ по элементам). Необходимо искать минимальную единицу, сохраняющую

 

69

 

свойства целого,— молекулу (анализ по единицам). Подобно этому необходимо искать и адекватные единицы психической жизни.

Смысл этого примера, который Л.С. Выготский действительно любил приводить [9], [7], обычно видят только в том, о чем прямо говорит здесь Л.С. Выготский, — в отказе от элементарности, поиске целостных образований и т. д. Однако в таком прочтении это тривиальное заявление. В 20-е гг. внимание психологов мира было вплотную приковано к проблеме единиц анализа психики (обзор взглядов советских ученых по этому поводу см. у А.Н. Ткаченко [35]). В это время неоднократно высказывались идеи необходимости того, что Л.С. Выготский назвал «анализом по единицам» (ведь и сам он приведенный выше пример заимствовал у Р. Мюллера-Фрейенфельса [43]). Однако Л.С. Выготский все же не случайно выделял этот момент. Исследователи его творчества правильно чувствовали, что данный пример несет у Л.С. Выготского не банальный смысл.

Мысль Л.С. Выготского о необходимости «анализа по единицам» приобретает совсем другое значение, если рассматривать ее в общей системе его методологических взглядов. Если исходить из методологической посылки Л.С. Выготского, что психологическая теория очерчивается и структурируется общим, часто неэксплицированным объяснительным принципом, то понятно, что тот же объяснительный принцип задает и размерность единицы психологического анализа. Между тем единица анализа — один из наиболее ясно зафиксированных моментов в психологической теории.

Таким образом, Л.С. Выготский пытается использовать единицу анализа как один из индикаторов скрытого объяснительного принципа теории.

Теперь мы вплотную подошли к выяснению того, каким методом Л.С. Выготский-методолог предполагает исследовать психологические теории (а в дальнейшем, опираясь на это, Л.С. Выготский-психолог будет пытаться разрабатывать собственную концепцию). Перед ним не статичная и одномерная картина теории, а картина, включающая момент динамики отношений «объяснительный принцип» — «предмет изучения», динамики развертывания объяснительного принципа.

Однако картина будет неполной, пока не выяснен вопрос о происхождении объяснительного принципа. Это понятие (как правило, полифункциональное), отражает определенную реальность, детерминирующую психические явления и дающую возможность их реконструкции. Л.С. Выготский считал, что объяснительные принципы, адекватные для психологии, наиболее развернуто представлены в философии. Из нее они заимствовались психологами.

Но введение в психологию объяснительных принципов часто проводится психологами без достаточной опоры на философскую культуру мышления. Задача методолога состоит в контроле за этой работой. Философские понятия в ходе своей пересадки в психологическую науку должны подвергаться конкретизациям, адекватным логике той философской традиции, в которой они зародились [6; 224].

По Л.С. Выготскому, методологический анализ в психологии проделывает двойной путь. Вначале — от наличного концептуального аппарата теории (в частности, единиц анализа) к выявлению объяснительного принципа и определению его места в определенной философской традиции. Затем — в обратном порядке — проверка с точки зрения логики этой философской традиции всего пути превращения философского понятия в объяснительный принцип психологической теории и ее развертывания на основе данного объяснительного принципа. Сам Л.С. Выготский называл этот метод «логико-историческим» в противоположность формально-логически-семантическому [6; 55].

 

70

 

Какие же результаты давал этот метод Л.С. Выготского применительно к поставленной им перед собой задаче — разработке методологических основ марксистской психологии? Он давал именно то, что и должна давать методология при построении определенной теории. Не предрешая конкретных путей такого построения, он задавал общую систему нормативных требований и способ проверки получающихся результатов.

Фиксировалась необходимость многоэтапного построения психологической теории как органической системы, имеющей философские предпосылки, с вычленением и развернутым описанием каждого этапа (в том числе и таких, которых большинство психологов не замечали). Многоэтапность же эта была тесно связана с другим важнейшим моментом — с фиксацией неправомерности однозначной, непосредственной детерминации и редукции: с фиксацией необходимости поиска опосредствующих звеньев, связанных между собой сложными, в частности генетическими, отношениями.

Такая общая установка применительно к задаче построения марксистской, материалистической психологии проявлялась на разных уровнях и вела к ряду следствий. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, с самого начала закрывался путь построения марксистской психологии путем комбинирования отдельных положений диалектического материализма с материалом конкретных психологических теорий. Л.С. Выготский показал необходимость разработки «промежуточных звеньев» такого синтеза. Исходя из внутренней логики философии марксизма, необходимо строить соответствующую методологию психологии и лишь затем, выделив объяснительный принцип, переходить к конкретным теориям.

Во-вторых, такая установка была направлена против идеи прямой детерминации психики конкретным материальным носителем (например, головным мозгом); она стимулировала к поиску особой реальности, промежуточной между «внешней» действительностью и человеческой психикой. Понятие, выражающее именно эту реальность, может выступать в роли объяснительного принципа в категориальном аппарате нередукционистской психологической теории.

В-третьих, эта общая установка Л.С. Выготского накладывала свой отпечаток и на вопрос о единицах анализа. Понятно, что двучленная схема «стимул — реакция», предполагающая именно прямую детерминацию, не может устраивать его. Если же исходить из того, что Л.С. Выготский вынужден как-то отнестись к этой схеме (что было неизбежно в 20—30-е гг.), то методологическое единство его теории требует трансформации двучленной схемы за счет введения какого-либо опосредствующего звена.

Эта система требований достаточно ясно указывает то направление, в котором нужно искать реальность, детерминирующую психику. Еще в статье «Сознание как проблема психологии поведения» Л.С. Выготский рассматривал сознание в связи с трудовой деятельностью. В рукописи «Исторический смысл психологического кризиса» он писал о важности для психологии анализа практической деятельности людей.

Если исходить из внутреннего содержания очерченных выше методологических требований, то можно сделать вывод о том, что роль общего объяснительного принципа, представляющего реальность, детерминирующую психику, должна, по мысли Л.С. Выготского, выполнять категория практической деятельности людей. Содержание этой категории сколь-нибудь подробно у Л.С. Выготского не раскрыто. Одной из основных причин этого была недостаточная разработанность в марксистской философской литературе тех лет самого понятия «деятельность». Однако смысл работы Л.С. Выготского-методолога состоит в утверждении

 

71

 

идеи деятельности как объяснительного принципа психологической теории.

Теперь остановимся на вопросе, касающемся выражения этой идеи в психологической теории Л.С. Выготского.

 

Л. С. ВЫГОТСКИЙ — СОЗДАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Психологическая теория Л.С. Выготского достаточно подробно рассмотрена в работах советских и зарубежных авторов, написанных в 1930—1979 гг. [32; 204 — 226]. Мы не стремимся что-либо добавить к этому разбору с фактической точки зрения. Наша цель сейчас состоит в выяснении еще одного аспекта вопроса о месте категории деятельности в творчестве Л.С. Выготского.

Исходным моментом теории Л.С. Выготского считается выдвинутая им идея опосредствования элементарных (натуральных) психических функций так называемыми психологическими орудиями [7], [29]. Такой подход представляется нам достаточно оправданным. Идея опосредствования элементарных психических функций психологическими орудиями имеет, как минимум, такие следствия:

1. Одна из стержневых мыслей Л.С. Выготского состояла в следующем. По его мнению, объяснительная психология сводит высшие психические функции к низшим и поэтому не может адекватно объяснить специфику высших психических функций. Понимающая же психология, утверждая специфику высших психических функций, вместе с тем разрывает связи между ними и низшими психическими функциями и отказывается от причинного объяснения высших психических функций. Одну из главных своих задач Л.С. Выготский всегда видел в преодолении этого распада психологии на две науки, в такой трансформации объяснительной психологии, чтобы она могла быть приложима к анализу высших психических функций. Гипотеза психологических орудий давала ему решение этой задачи: если считать, что высшие психические функции возникают на основе низших (благодаря опосредствованию психологическими орудиями), то появляется возможность через анализ психологических орудий подойти к объяснению специфики высших психических функций (что было недоступно объяснительной психологии) и их связи с «низшими» функциями (что было недоступно понимающей психологии).

2. Эта идея прямо задает целостно-исторический подход к психическим функциям, составляющий одну из важных сторон теории Л.С. Выготского. Действительно, предположение об опосредствовании ведет к пониманию психических функций как целостных образований со сложной структурой. С другой стороны, психические функции раскрываются с точки зрения своего генезиса (онто- и филогенеза), в котором и происходит процесс опосредствования. Целостность и историзм здесь неразрывно связаны, выступают как проекции одной идеи — идеи опосредствования.

3. Эта идея вплотную приводила Л.С. Выготского к проблеме интериоризации, которая считается центральной в его психологическом творчестве. Одновременно она служила способом конкретного раскрытия социально-культурной детерминации человеческой психики. По мысли Л.С. Выготского, все «орудия» выработаны человечеством искусственно, представляют собой элементы культуры — так появляется не декларативная, а конкретная возможность научного анализа социально-исторической детерминации психики. Изначально «психологические орудия» повернуты «вовне», к партнеру. Затем они оборачиваются «на себя», т. е. становятся средствами управления собственными психическими процессами, и далее «вращиваются внутрь». Психическая функция

 

72

 

теперь опосредствуется «изнутри», отпадает необходимость во внешнем, по отношению к ней, стимуле — средстве. Весь этот процесс Л.С. Выготский называл, как известно, полным кругом культурно-исторического развития психической функции в онтогенезе [10]. Это дает ключ к раскрытию процессов интериоризации.

4. Известно, что в роли психологических орудий Л.С. Выготский видел знаки. Знаки он понимал весьма специфически: не как рефлексолог (знак как условный раздражитель в системе условных рефлексов), не как представитель глубинной психологии (знак как зрительный символ, носитель бессознательных влечений). Знак для Л.С. Выготского — это символ, имеющий определенное, выработанное в истории культуры значение. Эта трактовка символа идет еще от ранних работ Л.С. Выготского по психологии искусства и от всей его гуманитарно-филологической культуры. Здесь можно выделить несколько направлений, особенно сильно повлиявших на Л.С. Выготского: историческое языкознание, линии Гумбольдт — Штейнталь — Потебня; «ОПОЯЗ» (общество по изучению языка) и близкие по духу исследователи, в частности М. М. Бахтин; символизм в литературе и искусстве начала XX в.; этнопсихология (Л. Леви-Брюль, Р. Турнвальд) и, возможно, собственно семиотические работы Ф. де Соссюра. Идея знака как психологического орудия в теории Л.С. Выготского является одним из наиболее успешных примеров приложения семиотических идей к психологии. В этом часто видят основную заслугу и результат исследований Л.С. Выготского-психолога3.

5. Введение понятия психологическое орудие позволило Л.С. Выготскому трансформировать двучленную схему анализа психики, принятую бихевиористами, в трехчленную схему, введя в нее в качестве промежуточного звена психологическое орудие [5; 226].

Самое важное, что перечисленные (и некоторые иные) аспекты образуют единую систему существенно новых психологических представлений. Они показывают, какой новый пласт психологической реальности Л.С. Выготский сумел сделать объектом научного анализа, введя в концептуальный аппарат психологии представление о психологических орудиях. При этом возникли особые методики исследования (например, методики двойной стимуляции), являющиеся конкретным воплощением идеи психологических орудий; начали предсказываться и подтверждаться, подчиняясь единому закону, особенности развития различных психических функций (внимания, памяти, мышления). Этот вновь открытый для психологии мир конституировался идеей психологических орудий, представляющей собой ключ к пониманию творчества Л.С. Выготского4.

Исходя из предположения о целостности всего творчества Л.С. Выготского, мы считаем, что анализ его психологической теории адекватнее всего вести в соответствии с теми приемами, которые разрабатывал для анализа психологических теорий Выготский-методолог. Сумма этих приемов была реконструирована выше. Первый вопрос, который ставил Л.С. Выготский-методолог, это вопрос об объяснительном принципе теории.

Какой же объяснительный принцип лежал за идеей психологических орудий, а тем самым и за психологической теорией Л.С. Выготского? Обратившись к этому вопросу, мы сталкиваемся на первый взгляд с удивительной картиной.

 

73

 

Происхождение гипотезы о роли психологических орудий следующим образом описано Л.С. Выготским, например, в статье «Инструментальный метод в психологии»: «В поведении человека встречается... ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными психическими процессами. Эти приспособления по аналогии с техникой могут быть... условно названы психологическими орудиями» [5; 224]. Не может не казаться странным, что с помощью довольно условной аналогии обосновывается фундаментальная гипотеза. В самом деле, наличие некоторой аналогии между, скажем, узелками, зарубками «на память» (известные образцы психологических орудий) и орудиями труда можно установить (ее и прослеживал, например, Турнвальд, на работы которого скорее всего [45] ссылается в этой связи сам Л.С. Выготский). Однако почему же на основании этой аналогии Выготский предполагает столь огромную роль психологических орудий, относит к ним даже такое фундаментальное психологическое образование, как речь, слово?

Здесь существует известный парадокс. Многие факты, например, относительно роли внешних средств в запоминании, были прекрасно известны психологам и до Л.С. Выготского (существовал даже термин «мнемотехника»). Однако для такого выдающегося исследователя памяти, как А. Вине [42], эти факты означают наличие лишь некоторого искусственного приема симуляции, выдающейся памяти, и не более того. Л.С. Выготский те же самые факты рассматривал как такие, которые проливают свет на основные закономерности онтогенетического развития памяти. Следовательно, главное различие между А. Бине и Л.С. Выготским — различие в их исходных теоретических позициях. Как же могла эта теоретическая позиция сложиться у Л.С. Выготского на основании аналогии с орудиями труда?

Тот факт, что в процессах труда орудия играют центральную роль, отмечался многими мыслителями, среди которых можно назвать Ф. Бэкона5, Б. Франклина и других. Для Л.С. Выготского особенно важны в этом плане были указания Ф. Энгельса, содержащиеся в «Диалектике природы». Однако встает вопрос: если орудия труда играют решающую роль в структуре и генезисе трудовой деятельности, то почему Л.С. Выготский предполагает, что существуют их аналоги в сфере психики — так называемые психологические орудия? Далее можно, конечно, искать эти аналоги, но, даже найдя их, на каком основании можно предполагать, что психологическим орудиям принадлежит решающая роль в структуре и генезисе психических функций?

На наш взгляд, ответ может быть только один. Если считать, что психика детерминируется не трудовой деятельностью, то введение в качестве важнейшей категории психологии психологических орудий на основании аналогии с процессами труда может представляться лишь случайным шагом, совершенно не совместимым с глубокой методологической рефлексией Л.С. Выготского, с осознанным поиском им объяснительного принципа своей теории. Если же считать, что, по мнению Л.С. Выготского, психика детерминируется именно трудовой деятельностью, а категория практической деятельности является общим объяснительным принципом его теории, то гипотеза Л.С. Выготского становится оправданной и логичной6.

 

74

 

Как говорилось выше, Л.С. Выготский всегда выступал против понимания детерминации в психологии (и в методологии) как прямой, непосредственной по типу редукции. Это вполне приложимо и к данному случаю7.

Гипотеза деятельностной детерминации психики ставила практическую деятельность и психические функции человека в отношения филогенетической преемственности. Эта гипотеза предполагает у Л.С. Выготского принципиальное сходство в структуре трудовой деятельности и психических процессов8. При этом в анализе деятельностной детерминации психики и самой практической деятельности он опирается на положения марксизма. В соответствии с этим он выделяет как центральный (в структурном и генетическом отношении) момент трудовой деятельности наличие в ней орудийной опосредствованности и предполагает возможность аналога этому в структуре и генезисе психических функций. Он сознательно ищет психологические орудия (а вовсе не случайно обнаруживает их под влиянием произвольной аналогии) и придает им центральное значение9.

Не менее важен вопрос о том, почему конкретным воплощением психологических орудий для Л.С. Выготского стал знак. Это привело к тому, что в 30-е гг. в качестве единицы психической жизни у него стало выступать значение. Здесь опять следует идти путем, подсказанным Л. С. Выготским-методологом: через анализ единицы необходимо уточнить понимание объяснительного принципа.

Знак в близкой к семиотике трактовке выступает у Л.С. Выготского в роли психологического орудия не случайно, а в результате сознательной теоретической установки. Тот факт, что «стимулы-средства» (первоначальное наименование психологических орудий) имеют значение, т. е. являются знаками, был «открыт» Л.С. Выготским в ходе экспериментов на обобщение [29]. Однако это меньше всего можно назвать «открытием» в эмпирическом смысле слова — это было не открытие, а иной ракурс рассмотрения ситуации, задаваемый общей теоретической установкой.

Бесспорно, что на формирование этой установки Л. С. Выготского оказал влияние тот семиотический и околосемиотический круг идей, в котором он вращался начиная с 1910 г. Нас, однако, интересует не детальное раскрытие этих влияний, а то, в какой мере подобная — семиотическая — интерпретация психологических орудий согласуется с идеей деятельности как объяснительным принципом психологической теории.

 

75

 

Именно на этом месте и возникла критика Л.С. Выготского (в том числе исходящая от его учеников) за недеятельностный подход, за противоречивость его творчества.

Критика эта вполне понятна, так как она обозначает тот пункт, в котором расходятся деятельностный подход Л.С. Выготского и деятельностный подход его учеников, а также тот центральный момент во всем творчестве Выготского, о котором говорилось во введении к первой части настоящей статьи, — момент начала явной психологической реализации скрытой методологической программы Л.С. Выготского. Этот вопрос представляет для нас центральное значение. Остановимся на нем подробнее.

Мир культуры, представленной знаковыми системами, вписывается в мир деятельности только в том случае, если накладываются определенные условия на трактовку самой деятельности. Деятельность в этом случае должна выступать как исторически развивающаяся предметно-практическая родовая деятельность человечества, детерминирующая и саму культуру. Эта трактовка деятельности представляет собой скрытый момент в теории Л.С. Выготского и вместе с тем момент, во многом объясняющий ее происхождение и ее актуальность.

Попытка Л.С. Выготского строить психологическую теорию, апеллируя к категории родовой (и в этом смысле надиндивидуальной) деятельности, была достаточно оригинальной и даже парадоксальной для его времени. В XX в. многие психологические теории стремились выйти за пределы субъективного мира при объяснении психики. Но категории, к которым они обращались, — поведенческие реакции, бессознательные влечения (здесь, правда, дело обстояло сложнее — вспомним «коллективное бессознательное») и т. д. — соотносились лишь с индивидуумом. Детерминация психики надиндивидуальными категориями, как правило, признавалась «в принципе» (скажем, на уровне ее детерминации всей объективной реальностью, законами природы и т. д.), но не выступала в качестве актуального момента теории.

В особом положении стояла, пожалуй, французская школа от Дюркгейма до Пиаже, близость которой к позициям Л.С. Выготского не случайно отмечалась исследователями его творчества. Не касаясь важного вопроса о соотношении его теории и французской школы, отметим лишь их существенно разные философские корни, что вело и к более конкретным различиям. Так, для французской школы такая надиндивидуальная категория, как социальное взаимодействие, обозначала, по сути дела, последний, «актуальный» слой реальности, детерминирующий генезис и строение психики. Л.С. Выготский же шел дальше — к предметно-практической деятельности человечества, благодаря чему он смог раскрыть для психологического исследования новый пласт реальности.

Перед Л.С. Выготским вставал, однако, важнейший вопрос: как «психологизировать» и «индивидуализировать» такую категорию, как предметно-практическая деятельность человечества, как ввести ее в реальную ткань психологического исследования? В решении этого вопроса он действительно разошелся со своими учениками, что и привело к тому, что последние видели в его теории недостаточно разработанный деятельностный подход.

Суть решения Л.С. Выготского, с одной стороны, состояла в разработке идеи психологического орудия или знака, который является основой генезиса психических функций. Здесь в принципе могла возникнуть в психологии гомогенная многоступенчатая теория, в которой деятельность как объяснительный принцип адекватна такому продукту культуры, как знаковая система, опосредствующая психические функции (конечно, знаковая система не единственный проводник деятельностной детерминации). С другой стороны, средством «психологизации» исторически

 

77

 

развивающейся предметной деятельности человечества служила капитальная идея Л.С. Выготского о том, что всякая высшая психическая функция первоначально возникает интерпсихологически и лишь затем становится интрапсихологической.

Однако это решение по ряду причин (о некоторых из них см. ниже) не было в достаточной степени осознанно учениками Л.С. Выготского. Они избрали иное решение — они проводили «психологизацию» методологического деятельностного подхода путем обращения к существенно новой идее индивидуальной деятельности, носящей отпечаток внеиндивидуальной деятельности. Эта идея составила основу цикла работ А.Н. Леонтьева и его сотрудников с 1930-х по 1970-е гг. На этом пути ими были получены существенные результаты (например, выделение структуры деятельности, описание специфических действий, соответствующих ряду конкретных психических процессов, и т. д.; см. по этому поводу [14]).

Для нас важной является здесь демонстрация момента «развилки» между Л.С. Выготским и его учениками, определившей, в частности, их невосприимчивость к его идее знаков. С объективной точки зрения в этом моменте проявилось различие между двумя способами конкретизации в психологии философско-методологического деятельностного подхода к человеку.

До сих пор мы говорили только о начальной методологической установке исследователя. В какой же мере эта начальная установка сохранялась в работах Л.С. Выготского?

Нам представляется, что понимание проблемы «знак и значение» в конкретных работах Л.С. Выготского в значительной степени вышло за пределы изначальной методологической программы, особенно на последнем этапе его творчества. В последних работах Л.С. Выготского проблема значения приобретает самодовлеющий характер, а идея деятельности как объяснительного принципа, идея деятельностной детерминации, хотя бы в опосредствованной форме, не представляется логически необходимой. Вместе с тем она имплицитно содержится во всех его работах. Так и возникло реальное противоречие в трудах Л.С. Выготского — противоречие между исходной методологическо-философской установкой и ее реализацией. Важно понять причины этого противоречия (причем это важно не только в историческом плане, но и учитывая перспективы современных исследований).

Понять эти причины можно, если использовать разработанный Л.С. Выготским принципиальный метод анализа научных теорий. Объяснительный деятельностный принцип теории Л.С. Выготского был создан им в марксистской философской традиции. Л.С. Выготский призывает пройти весь путь анализа психологической теории в обратном порядке — от философской традиции до конкретно-научных построений, на каждом этапе сверяя логику построения теории с логикой изначальной философской традиции. Психологическая теория тем более монолитна и органична, чем ближе совпадают эти логики.

И здесь Л.С. Выготский сталкивался с независящей от него, но практически непреодолимой трудностью. Мы уже говорили о том, что марксистская теория деятельности не была сколько-нибудь проработана философами и психологами в 20-е гг. Поэтому Л.С. Выготский не мог в достаточной мере на нее опереться10. Не была в достаточной степени разработана и диалектическая логика марксизма.

В свое время В.И. Ленин писал: «Если Marx не оставил «Логики»

 

77

 

(с большой буквы), то он оставил логику «Капитала» [1; 301]. Но эту диалектическую логику марксизма необходимо было реконструировать. Советская философия достигла выдающихся успехов в этом направлении (прежде всего в работах М.М. Розенталя [32], Б.М. Кедрова [21] и особенно Э.В. Ильенкова [20]), но лишь через 25—30 лет после смерти Л.С. Выготского. Сам он, несмотря на внутренне присущую ему диалектичность мышления, решить эту задачу не смог.

Эта проблема имеет более широкий и принципиальный характер. В сущности аналогия «процессы труда — психические процессы», «орудия труда — психологические орудия» имела не диалектический, но, скорее, формальный характер. Она может рассматриваться как первый подступ к проблеме, но не как законченный элемент органической системы марксистской психологии. По-видимому, так оценивал ситуацию и сам Л.С. Выготский — недаром он не называл свою теорию законченной системой марксистской психологии.

«Зазор» между основной методологической установкой и конкретными психологическими результатами был слишком велик, и заполнить его в тех условиях было не по силам одному человеку. Актуальность идей Л.С. Выготского именно в том и состоит, что только сегодня, на базе достигнутого уровня реконструкции марксистской философской теории деятельности и диалектической логики, мы можем попытаться ответить на вопрос, поставленный Л.С. Выготским, т. е. последовательно реализовать в психологии деятельностный подход, опираясь на адекватную этой задаче диалектическую логику.

Подведем итоги нашего анализа поставленной темы.

1. В творчестве Л.С. Выготского следует разводить два аспекта — методологический и психологический. Они образуют не хронологическую, но логическую последовательность. Л.С. Выготский-методолог формулирует нормативные требования к построению и анализу психологических теорий. Л.С. Выготский-психолог стремился реализовать эту методологическую программу и добился выдающихся результатов при создании конкретной психологической теории. Особое место занимает план самооценок Л.С. Выготского, его рефлексия по поводу собственного творчества как в методологическом, так и в конкретно-научном отношении. Между тем, не разводя эти планы, исследователи часто •судят все творчество Л.С. Выготского только по его самооценкам.

2. Среди основных идей Л.С. Выготского-методолога следует выделить следующее:

а) разведение в психологических теориях категории «объяснительный принцип», отражающей реальность, исходя из которой объясняется совокупность психических процессов, и категории «предмет изучения» на примере различных психологических теорий и анализ динамики отношений между этими категориями;

б) понимание философского происхождения объяснительных принципов, требование разработки и соответственно анализа психологических теорий как органических систем — от их философских предпосылок до конкретно-научных выводов; причем на каждом этапе должна работать логика анализа, соответствующая логике той философской традиции, в которой возник данный объяснительный принцип;

в) антисубстанционализм и антиредукционизм; понимание детерминации не как прямой, субстанциональной и редукционистской, а как опосредствованной, функциональной, генетической;

г) понимание предметно-практической деятельности (в ее марксистской интерпретации) как реальности, детерминирующей психику, и понимание категории деятельности как объяснительного принципа психологической теории.

 

78

 

3. Основное противоречие творчества Л.С. Выготского связано с противоречием между его методологическими и психологическими работами. В 20-е гг. марксистская теория деятельности и диалектическая логика не были в достаточной мере реконструированы и развиты. Поэтому Л.С. Выготский не смог реализовать свою методологическую программу. Его конкретная психологическая теория не полностью отвечала сформулированным им же нормативным требованиям к научным теориям.

4. Тем не менее по своему замыслу психологическая теория Л.С. Выготского может рассматриваться как полноценное направление в русле деятельностного подхода. Основные идеи здесь были следующие:

а) психические процессы (их генезис, структура) детерминируются исторически развивающейся предметно-практической, орудийной деятельностью человечества;

б) эта детерминация предполагает наличие аналогии в структуре внешней (трудовой) деятельности и психических функций (гипотеза психологических орудий);

в) понимание детерминации как механизма опосредствования в ходе онто- и филогенеза; проводники детерминации — психологические орудия, в роли которых выступали такие продукты исторической деятельности человечества, как знаковые, коммуникационные системы (это открывало широкий путь приложения семиотических идей в психологии) .

Рассмотренные нами проблемы имеют совсем не историческое, но сугубо актуальное значение для деятельностного направления в советской психологии (и шире — для советской психологии в целом). Причина этого заключается в том, что как общая методологическая культура Л.С. Выготского, так и образующие единую систему с ней капитальные психологические идеи не были после его смерти в достаточной степени отрефлексированы и реконструированы в психологии. Приведем несколько наиболее известных примеров.

1. После смерти Л.С. Выготского его ученики детально разрабатывали основную линию его творчества — деятельностный подход к психологии (правда, при этом деятельностный подход самого Л.С. Выготского был проанализирован недостаточно). Вслед за Л.С. Выготским они видели в предметной деятельности общий объяснительный принцип психологической теории. Именно в этом контексте была разработана известная трехчленная схема: деятельность — действие — операция. Но затем эта схема стала все чаще приниматься за схему предмета изучения. Налицо, таким образом, стало явное смещение двух методологических функций: объяснительного принципа и предмета изучения, притом смещение, специально неоговариваемое и неосознаваемое (этот момент впервые отметил только в 70-е гг. Э.Г. Юдин [39]). Принципиальная возможность такой методологической неточности была проанализирована Л.С. Выготским еще в 20-е гг., при зарождении теории деятельности (более того, как показано выше, категория деятельности как объяснительного принципа была им разработана именно для преодоления подобных методологических ошибок).

2. Идея знака и знаковых систем не была ассимилирована направлением, доминирующим в деятельностной подходе после Л.С. Выготского. О причинах этого уже говорилось. Но если полемика с конкретными работами Выготского по проблеме знака необходима и естественна, то снятие самой этой проблематики в принципе ведет лишь к существенному «обуживанию» теории деятельности. К методологическим следствиям такого «обуживания» относится то, что не вычленена одна из основных сторон всего научного мировоззрения Л.С. Выготского —

 

79

 

его постоянный призыв к поискам не прямой, но опосредствованной детерминации в психологии на всех уровнях и его наиболее радикальный из всех известных отказ от «постулата непосредственности», возведенный им в ранг основного философско-методологического принципа. Любая детерминация в психологии, в частности и детерминация исторически развивающейся деятельностью генезиса и структуры человеческой психики, должна, по Л.С. Выготскому, носить опосредствованный характер. Один из возможных механизмов такого опосредствования применительно к психологии он и попытался наметить в идее знака.

3. В психологии как до, так и после Л.С. Выготского господствовала формальная логика. Это проступало во всем — ив аналогиях с естественными науками, и в самом подходе к решению конкретных психологических задач. Яркий пример здесь — психология обучения. Идея усвоения знаний по типу обобщения от конкретного к абстрактному — типичный случай формально-логического и эмпирического подхода в психологии. Л.С. Выготский еще в 30-е гг. в работе по формированию обобщений разбил этот подход, показал его неадекватность реальным психологическим процессам формирования обобщения и указал, что выход здесь — в обращении к диалектической логике [15]. Однако это направление начало развиваться лишь в 60-е гг. под прямым влиянием идей Л.С. Выготского — с того места, где он остановился в 30-е гг., и на базе вновь разработанного аппарата диалектической логики [13].

Пример с психологией обучения характерен. Нам думается, что многие отрасли психологии (прежде всего общая психология и методология психологии) находятся в том же положении, что психология обучения в начале 60-х гг. Именно поэтому 80-е годы могут стать годами «ренессанса Выготского». Психология (и прежде всего теория деятельности Выготского — Леонтьева — Лурия) пришла в своем развитии к такому моменту, когда она испытывает необходимость и имеет возможность ассимилировать методологическую культуру Л.С. Выготского и развивать его конкретные идеи на базе современной методологии и логики.

 

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29.

2. Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. — М., 1972.—336 с.

3. Бэкон Ф. Новый органон. — В кн.: Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М., 1978, т. 2, с. 5—215.

4. Выготский Л. С. Из неизданных материалов: Выступления Л. С. Выготского по докладу А. Р. Лурия 5 и 9 декабря 1933 г. — В кн.: Психология грамматики/Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1968, с. 178—196.

5. Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии. — В кн.: Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960, с. 224—234.

6. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. — М., 1926.— 258 с. (Рукопись. Личный архив Г. Л. Выготской).

7. Выготский Л. С.Развитие высших психических функций. — М., 1960. — 223 с.

8. Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования.— В кн.: Проблемы современной психологии/Под ред. К. Н. Корнилова. Л., 1926, т. 2, с. 26—46.

9. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934. — 324 с.

10. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка. — Педология, 1928, № 1, с. 58—77.

11. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. — В кн.: Психология и марксизм / Под ред. К. Н. Корнилова. М.; Л., 1925, с. 175—198.

12. Гальперин П. Я. Введение к статье Л. С. Выготского «Спиноза и его учение о страстях в свете современной психоневрологии». — Вопросы философии, 1970, № 6, с. 119—120.

13. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.

 

80

 

14. Давыдов В. В. Категория деятельности и психического отражения в теории А. Н. Леонтьева. — Вестник МГУ. Психология, 1979, № 4, с. 25—41.

15. Давыдов В. В. Проблема обобщения в трудах Л. С. Выготского. — Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 42—45.

16. Джемс В. Существует ли сознание?—-В кн.: Новые идеи в философии. СПб., 1913, вып. 4, с. 102—127.

17. Зинченко П. И. Проблемы непроизвольного запоминания. — Научные записки. Харьковского гос. пед. ин-та иностранных языков, 1939, т. 1, с. 146—187.

18. Иванов В. В. Комментарии. — В кн.: Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968, с. 499—560.

19. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. — М., 1976.—304 с.

20. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. — М., 1960.— 285 с.

21. Кедров Б. М. Диалектическая логика как обобщение истории естествознания. — В кн.: Очерки истории и теории развития науки. М., 1969, с. 9—34.

22. Корнилов К. Н. Современная психология и марксизм. — В кн.: Психология и марксизм / Под ред. К. Н. Корнилова. М.; Л., 1925, с. 9—23.

23. Корнилов К. И. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. — Л., 1926. — 164 с.

24. Леонтьев А. Н. Борьба за проблему сознания в становлении советской психологии.— Вопросы психологии, 1967, № 2, с. 14—23.

25. Леонтьев А. Н. Л. С. Выготский. — Советская психоневрология, 1934, № 6, с. 187—190.

26. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1959.— 495 с.

27. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — 304 с.

28. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р. Психологические воззрения Л. С. Выготского. — В кн.: Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 4—36.

29. Петровский А. В. История советской психологии.-—М., 1967. — 367 с.

30. Радзиховский Л. А. Анализ творчества Л. С. Выготского советскими психологами.— Вопросы психологии, 1979, № 6, с. 58—67.

31. Радзиховский Л. А. Основные этапы научного творчества Л. С. Выготского: Канд. дне. — М., 1979. — 226 с.

32. Розенталь М. М. Принципы диалектической логики.—М., 1969. — 478 с.

33. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. — М., 1975. — 352 с.

34. Таланкин А. А. О повороте на психологическом фронте. — Советская психоневрология, 1931, № 2—3, с. 8—23.

35. Ткаченко А. Н. Проблема исходной единицы анализа психического в истории советской психологии(1920—1940). — Вопросы психологии,1980, №3, с.155—159.

36. Челпанов Г. И. Психология и марксизм.—М., 1925. — 60 с.

37. Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системных исследований. — М., 1964.— 48 с.

38. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского. — Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 32—42.

39. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978. — 391 с.

40. Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1976. — 463 с.

41. Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С. Л. С. Выготский — исследователь проблем методологии науки. — Вопросы философии, 1977, № 8, с. 91—106.

42. Binet A. L'etude experimentale de Intelligence. — Paris, 1922. — 307 p.

43. Muller-Freienfels R. Psychologie der Kunst. Bd. 1. — Leipzig—Berlin.

44. Thurnwald R. Psychologie des primitiven Menschen. — In: Handbuch der vergleichenden Psychologie / Red. К Murchison. Munchen, 1922, 148—320 S.

1922. —246 S.



1 Интересно сложилась судьба данной рукописи. Она хорошо известна широкому кругу советских психологов с конца 20-х — начала 30-х гг. (Многочисленные, хотя и не совсем точные, упоминания «рукописи Выготского о кризисе в психологии», а также отдельных мест из нее встречаются в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др.). Но она фактически не анализировалась до 70-х гг.

Первые попытки рассмотрения и анализа этой работы были предприняты М.Г. Ярошевским и Г.С. Гургенидзе [41]. Не обсуждая их интересную интерпретацию, отметим лишь основное: они сумели увидеть в Выготском выдающегося методолога науки — одного из предтеч современного науковедения.

До сих пор эта рукопись не опубликована. Ее издание будет осуществлено в I томе шеститомного Собрания сочинений Л.С. Выготского (1983).

2 Отметим еще раз, что эта формула является по сути дела обобщением и экспликацией проделанного Л.С. Выготским анализа сознания. В самом деле, главная методологическая ошибка традиционной психологии сознания именно в том, что объяснительный принцип не выходил за пределы основного понятия (предмета изучения), не совпадал с ним.

3 Подробнее по этому вопросу см. работы В.В. Иванова [18], [19].

4 Не случайно поэтому и эволюцию психологических взглядов Л.С. Выготского обычно описывают как эволюцию его представлений о психологических орудиях, видя здесь специфику и средоточие его теории. Так считал и сам Л.С. Выготский, разделявший в своих работах два периода: когда он не рассматривал и стал рассматривать психологические орудия — знаки — как имеющие значение[4].

5 Л.С. Выготскому близка была чеканная формула Бэкона, которую он поставил эпиграфом к «Этюдам по истории поведения» и вообще многократно цитировал: «Ни голая рука, ни предоставленный сам себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями» [3; 12].

6 Сходные идеи уже высказывались в историко-психологической литературе, в частности А.В. Петровским [40; 429].

7 Именно этого не понимали критики Л.С. Выготского (А.А. Таланкин и др.) в 30-е гг. Они упрекали Л.С. Выготского в немарксистских взглядах, в частности в том, что он не признает детерминацию психических процессов трудовой деятельностью [34]. И по-своему они были правы. Л.С. Выготский, действительно, никогда не признавал эту детерминацию в той форме, в какой ее признавали они, — в форме прямой и однозначной зависимости, а то и простой редукции психики к трудовой деятельности. Исходя из таких представлений о детерминации, они пытались разрабатывать оригинальные концепции (например, так называемая исторически-трудовая теория А.А. Таланкина).

8 Таким образом, здесь Л.С. Выготский фиксирует близость структуры внешней деятельности и психических функций. Это оказало влияние на аналогичные мысли, высказанные позже А. Н. Леонтьевым [26].

9 Гипотеза деятельностной детерминации психики, реально играющая центральную роль в теории Л.С. Выготского, была им достаточно ясно оценена. Мы не считаем декларации, самооценки Л.С. Выготского единственным мерилом при анализе его творчества, однако бесспорно, что они представляют большой интерес. Из многих высказываний приведем лишь одно: «Допустить, что труд... не связан с изменением типа поведения человека, нельзя, если принять вместе с Энгельсом, что «орудие означает специфически человеческую деятельность, преобразующее воздействие человека на природу — производство». Неужели в психологии человека ничто не соответствует тому отличию в отношениях к природе, которое отделяет человека от животных?» [7; 80—81].

10 В разработке теории знаковых систем в русле деятельностного подхода в последние годы достигнуты определенные успехи (см. работы Г.П. Щедровицкого [37] и др.).