Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ

 

М. А. ЖИДЕЛЕВ, В. Я. ДЫМЕРСКИЙ

Москва

 

В настоящее время не приходится доказывать высокую педагогическую и экономическую эффективность применения тренажеров в различных видах и на, различных этапах профессиональной подготовки. Эта эффективность в основном обусловлена следующими факторами: 1) характером и степенью психологического соответствия деятельности на тренажере и данной профессиональной деятельности; 2) психолого-педагогическим соответствием применения тренажера задачам, содержанию и структуре процесса профессиональной подготовки в целом.

Однако на практике указанные условия далеко не всегда реализуются. В значительной мере это объясняется отсутствием учебно-методических пособий по рассматриваемой проблеме, которые бы отвечали комплексу следующих требований: насыщенность конкретным материалом, доступность широкому кругу, мастеров производственного обучения и преподавателей системы профтехобразования, высокий научный уровень.

Всем этим требованиям соответствует рецензируемая книга1. Она отличается четкостью структуры, доступностью и ясностью изложения, большим количеством практических примеров, обилием и высоким качеством иллюстраций. При: всём, этом автор никак не мог ограничиться популярным изложением известных в науке сведений. Психологическую теорию тренажеров ему пришлось в значительной мере развивать и конкретизировать. В связи с этим книга интересна и специалистам-психологам. Она состоит из двух частей.

Первая часть посвящена психологическим принципам конструирования и применения тренировочных устройств. Изложив важнейшие сведения о психологической структуре трудовой деятельности оператора, автор характеризует затем психологические условия эффективности тренировочного процесса, раскрывает возможности тренировочных устройств в повышении его эффективности. На основе проведенного анализа формулируются психологические требования, которые должны учитываться как при разработке тренировочных устройств, так и при их применении.

Во второй части в соответствия с указанными психолого-педагогическими требованиями, анализируется отечественный и зарубежный опыт создания и применения тренировочных устройств, предназначаемых, для использования в обучении ряда массовых профессий (токарь, операторы электростанций и химических производств, водители транспорта, машинистки, наладчики электронного оборудования).

Психологическую теорию тренировочных устройств автор, разрабатывает на основе комплексного учета положений общей, инженерной и педагогической психологии, а также кибернетики, дидактики и других областей, науки. Стержневую роль в концепции автора играет понятие психологической модели: тренировочный процесс рассматривается, как психологическая модель трудовой деятельности, а тренировочное устройство как психологическая модель производственного оборудования. Такой, подход поможет читателям преодолеть сложившееся у многих практических работников ошибочное представление об универсальной необходимости возможно большего внешнего сходства между тренажером и реальным производственным, оборудованием и, что еще важнее, позволит с единых, позиций подойти к анализу многочисленных частных проблем — конструкторских и методических.

Несомненный интерес представляет, предложенная в книге классификация тренировочных устройств по их структуре и функциям.

В книге последовательно проводится мысль о том, что «создание любого тренировочного устройства следует начинать с психологического анализа требований предъявляемых к этому устройству» (с. 96), и четко характеризуются последовательные этапы установления и реализации таких требований. Справедливо отмечается, что «сам по себе тренажер, каким бы автоматизированным он ни был,— это всего лишь техническое средство, которым инструктор пользуется для повышения эффективности тренировочного процесса. Достижение этой цели, реализация возможностей, заложенных в тренажере, непосредственно зависит от деятельности инструктора» (с. 122). Далее рассматриваются те функции (в том числе относящиеся к уточнению цели упражнений, обеспечению и поддержанию мотивации учащихся), которые в любом случае остаются обязанностью инструктора. Рекомендации, которые даются в связи с

 

175

 

этим, будут, несомненно, полезны всем, кто применяет тренировочные устройства в учебном процессе.

Отдельные выдвигаемые в книге положения являются, на наш взгляд, спорными. Определяя весьма важное для реализуемого в книге подхода понятие модели (с. 29), автор характеризует модель как специально созданное подобие прототипа — «какого либо явления или предмета, существовавшего ранее» (курсив наш — авторы). Такая характеристика недостаточно полна: модель может быть создана и раньше, чем то, что моделируется.

Понятие мыслительного навыка не раскрыто автором достаточно глубоко. Поэтому при чтении соответствующего фрагмента книги (с. 25—26) у читателя может сложиться ложное впечатление, будто таких навыков достаточно для решения «нестереотипных и сложных задач».

Приведенные замечания носят, однако, частный характер. Их легко можно устранить при подготовке переиздания, потребность в котором велика, поскольку тираж изданной книги — 2700 экз.— не соответствует потребности в такого рода пособиях.

 

Новые книги издательства «Педагогика»

 

Бабанский Ю. К., Победоносцев Т. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. — 80 с. — 20 к. 40 000 экз.

Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В.. Запорожца, Т. А. Марковой. — 272 с. — 1 р. 50 к. 40 000 экз.

Семыкин Н. П., Бака И. И. Трудовая подготовка в сельской школе: (Из опыта работы школ Кировоградская обл.). — 80 с. — 20 к. 40 000 экз.

Забота о здоровье детей: Из опыта работы школы продленного дня № 710 Москвы / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. Б. Антроповой. — 104 с. — 25 к. 40 000 экз.

От передового учителя к передовому коллективу: Опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах Москвы / Под ред. Ю. К. Бабанского, А. Н. Зевиной. — 104 с. — 20 к. 40 000 экз.

Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. — 160 с. — 50 к. 30 000 экз.

Обухов В. М., Берман В. В. Изучение Советской Конституции в системе воспитательной работы школы: (Организация внеклассной работы).— 80 с.— 10 к. 30 000 экз.

 

 



1 Гильбух Ю. З. Тренировочные устройства в профессиональном обучении. — Киев: Вища школа, 1979.— 199 с