Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

148

 

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

 

УЖЕ НЕ ШКОЛЬНИКИ, ЕЩЕ НЕ РАБОЧИЕ

(о некоторых особенностях социального поведения учащихся ПТУ)

 

Ф. С. МАХОВ

Ленинград

 

Кто приходит в ПТУ?

Подростковый возраст не случайно называют переходным. Именно в эти годы происходит наиболее сложный этап перехода от детства к взрослости — этап, который предполагает не только физическое созревание, но и созревание нравственное, социальное, приобретение определенной системы знаний, норм, навыков, благодаря чему индивид становится личностью.

Если в возрастной (физиологической) периодизации жизни человека этап от 14 до 18 лет лежит в разных периодах (старший подростковый возраст и ранняя юность), то с точки зрения общественного положения и освоения социальных норм Поведения этот этап жизни представляется более единым и цельным, что обусловлено рядом социально-экономических факторов, в числе которых важное место занимает создание в нашей стране широкой системы профессионально-технического образования. Эта система в основном охватывает подростков и юношей от 15 до 19 лет.

Именно в этот период развития личность подростка и юноши претерпевает целый ряд фундаментальных изменений, определяющих нередко всю дальнейшую жизнь человека. Уже к 14—15 годам вырисовываются контуры тех характерологических и социальных черт, которые составляют ядро личности. В это же время заканчивается и этап полового созревания, играющий тоже немалую роль в общем психолого-физиологическом развитии индивида.

Для многих подростков этот период жизни имеет еще одну важнейшую особенность: после окончания VIII класса общеобразовательной школы им предстоит определить свою будущую профессию путем выбора профессионально-технического училища, где они продолжат свое образование и получат рабочую специальность.

Статистика утверждает, что около 35—40% восьмиклассников поступают в профтехучилища. Так, например, в 1980 г. в средние ПТУ пришло учиться свыше 1 млн. 300 тыс. юношей и девушек.

Если психологические и физиологические особенности этого возраста изучены достаточно полно, то социальный портрет подростка и юноши нарисовать труднее, так как процесс социализации, сознательного усвоения нравственных, культурных ценностей и социальных ролей (взрослых), бытующих в данном обществе и перенимаемых подростками, всегда динамичнее и изменчивее процесса их психолого-физиологического развития.

Какими же особенностями характеризуется социальное развитие подростков и юношей в возрасте 15—18 лет? Нам представляется, что его главными чертами являются: а) повышение роли общения в системе межличностных отношений; б) возрастание значения и объема учебно-профессиональной деятельности (по сравнению с другими видами: абстрактно-познавательной, игровой и т. д.); в) появление чувства взрослости — очень важного социально-психологического новообразования этого возраста, которое неизбежно ведет к росту независимости, новым формам самоутверждения и изменению характера ценностей и социальных притязаний.

В условиях оптимального психологического и социального развития личности эти особенности являются естественными и необходимыми и, как правило, играют лишь положительную роль в процессе вхождения молодежи во взрослую жизнь.

Однако если развитие протекает в ненормальных психологических и социальных условиях (чаще всего это происходит на семейном уровне), то все эти новообразования подросткового возраста приводят: а) к обособлению подростка и юноши от семьи, коллектива и к дисгармонии отношений со взрослыми и сверстниками; б) к отставанию в учебе и учебно-производственной деятельности, что неизбежно приводит к появлению чувства неуверенности в себе; вначале это касается решения каких-то определенных учебно-производственных задач, которые даются подростку все труднее, а позже захватывает уже всю сферу общения целиком; в) к разрыву между уровнем

 

149

 

взрослых» притязаний и реальных «подростковых» возможностей (экономических, интеллектуальных, культурных, коммуникативных, деловых и т. д.), т. е. приводит к появлению неадекватности самооценки подростка.

Отмеченные особенности социального развития личности подростка (как в положительном, так и в отрицательном варианте) типичны как для учащихся старших классов общеобразовательной школы, так и для учащихся профессионально-технических училищ. Однако для последних эти особенности имеют свою специфику, свои отличительные черты, что позволяет говорить о своеобразии воспитательной работы с этой категорией молодежи.

«Уже не школьник, еще не рабочий». Эта короткая, но емкая фраза, характеризующая промежуточное социальное положение учащегося ПТУ, в известной мере определяет особенности его сознания и поведения по сравнению со сверстниками — учащимися старших классов общеобразовательной школы. Следовательно, учащийся ПТУ — это не только возрастное понятие, но и социальное, свидетельствующее о качественно новой ступени воспитания, образования и обучения подростка.

Каковы же эти особенности и как они влияют на сознание и поведение подростков?

В отличие от старшеклассников общеобразовательной школы у учащихся ПТУ уже реализован основной выбор жизненного пути; определена специальность, намечена ближайшая перспектива (по крайней мере, на несколько лет вперед), сформирована в основном система профессионально-социальных ожиданий.

Другими словами, поступив в училище, подростки знают: кем они будут, какую работу будут выполнять, в каких условиях будут работать.

Своевременная и умело организованная профессиональная ориентация школьников, подготовка их к труду и выбору своей будущей профессии не только являются необходимыми условиями для приобретения прочных специальных знаний и производственных навыков, но и способствуют формированию у подростков положительных идеалов и высоких нравственных качеств.

Для большинства учащихся, особенно для тех, кто этот выбор сделал сознательно и пришел в училище в результате проявившихся склонностей и интереса к конкретной трудовой деятельности, ранняя профессионализация ничего кроме пользы принести не может. Тем более, что абсолютное большинство учащихся вместе со специальными знаниями и практическим опытом работы получают сегодня после окончания училища и свидетельство о среднем образовании.

Однако поступают в учебные заведения и такие подростки, у которых отсутствует интерес к данной специальности, нет желания работать и учиться. Определенная часть из них попадает в училища лишь потому, что не в состоянии овладеть школьной программой из-за систематического отставания в учебе и недисциплинированного поведения. Причем, как правило, такие педагогически запущенные подростки зачисляются в те училища, которые испытывают хронический недобор учащихся. Чаще всего это отличает профессионально-технические училища строительного профиля (каждое третье ПТУ в стране является строительным, и именно эти училища ежегодно остаются неукомплектованными на 10—15 %) и металлообработки, т. е. те учебные заведения, которые готовят молодых рабочих столь необходимых для нашего народного хозяйства профессий.

Довольно значительная часть учащихся разрывает связи с родителями и школой, уезжая учиться в ПТУ, нередко расположенных в крупных городах, на значительном удалении от постоянного места жительства.

О недостатках семейного, школьного воспитания, а затем и о просчетах в учебно-воспитательной работе в профтехучилищах говорят такие данные: среди обследованных выпускников ПТУ 15% имеют низкие показатели работы, 14,4% допускают прогулы, нарушения дисциплины и общественного порядка [1].

Что меняется в системе социальных связей учащихся ПТУ?

Учащиеся профтехучилищ отличаются от своих сверстников — старшеклассников общеобразовательной школы не только завершенностью этапа профессиональной ориентации, но и целым рядом других социально-психологических особенностей, влияющих на развитие личности.

К ним следует отнести прежде всего повышенный уровень взрослости, который объясняется рядом причин и обстоятельств: изменением социального положения учащихся ПТУ (уже не школьники); изменением условий их жизни (многие живут отдельно от родителей); наличием карманных денег, заработанных во время производственной практики или присылаемых родителями; расширением сферы общения с противоположным полом в период практики; относительно большая свобода в распоряжении своим личным временем1 и т, д.

 


150

 

Одной из важных особенностей подросткового и юношеского возраста является повышение роли и значения общения как фактора, определяющего положение, подростка или юноши в микросреде: ученическом коллективе, семье, стихийной компании и т. д. Во-первых, это связано с тем, что общение (его направленность, интенсивность, избирательность) часто выступает как показатель наиболее значимых в данной среде личностных качеств (например, сообразительности, находчивости, трудолюбия, смелости и т. д.). Трудности в общении нередко свидетельствуют о трудностях развития, об отсутствии авторитета среди товарищей. Во-вторых, неблагополучие в сфере общения (его узость, слабая интенсивность, отсутствие избирательности) часто толкает подростка к поискам другой среды, другого окружения, где бы он мог самоутвердиться с помощью иных личностных качеств или средств, которые в этой новой среде являются одобряемыми и распространенными [1]. Другими словами, общение в подростковом возрасте часто выступает и как цель, и как средство самоутверждения личности.

Особое значение это приобретает для тех подростков, которые во время учебы в школе испытывали немалые трудности в общении, чьи отношения с одноклассниками, учителями и родителями характеризовались конфликтностью и отсутствием взаимопонимания. Во многих исследованиях подчеркивается изолированность, трудных подростков от большинства одноклассников. Это связано в первую очередь с наличием у педагогически запущенных подростков определенных личностных качеств, мешающих общению (грубость, лживость, отсутствие чувства товарищества и т. п.).

Значительно отличаются педагогически запущенные учащиеся от своих одноклассников и по уровню взрослости. По мнению одноклассников, 64,7% трудных подростков (данные Л. И. Белозеровой) являются более взрослыми по сравнению с другими ребятами в классе, 17% по уровню взрослости не отличаются от других ребят в классе и лишь 18,3% выглядят менее взрослыми, чем остальные. С возрастом среди трудных подростков увеличивается количество более взрослых ребят, что свидетельствует о все большем их отрыве от сверстников.

Повышенный, уровень взрослости у педагогически запущенных учащихся нередко является одновременно и причиной, и следствием их включения в различные неформальные стихийные подростковые группы (компании) разновозрастной структуры, где тон, как правило, задают более старшие по возрасту подростки. В таких компаниях больше внимания уделяется собственной внешности, развлечениям; быстрее приобретаются вредные «взрослые» привычки: курение, употребление алкоголя и т. д.

Что касается второй категории педагогически запущенных учащихся — «менее взрослых», то они, как правило, находят иной выход из изолированного положения в классе, Общаясь с младшими по возрасту подростками вне стен школы, такие ребята (уже в ином социальном окружении) сами являются старшими, занимая в этих компаниях лидирующее положение, компенсируя тем самым подчиненное положение в классе.

Однако и в том и другом случае педагогически запущенные подростки во время учебы в школе испытывают постоянное ощущение тревожности и психологического дискомфорта, вызванного сознанием своего отчуждения от класса, от общественной жизни коллектива. Заканчивая восьмилетнюю школу и поступая в ПТУ (или техникум), такие подростки надеются на то, что в новых условиях жизнь у них пойдет по-другому.

Если новые условия жизни и учебы в ПТУ дают подростку такую возможность я его социальное положение в учебно-производственной группе выгодно отличается от того, которое было у него в школе, то есть веские основания рассчитывать на то, что такой подросток во время учебы в ПТУ изменит свое поведение в лучшую сторону. Немалую роль будет играть новая система ценностей, одним из важнейших элементов которой является участие подростка в общественно полезном труде в рамках производственного обучения и производственной практики.

Помимо благотворного воздействия труда на сознание подростка, в ПТУ действует ряд других объективных положительных факторов, 'характеризующих условия учебы и жизни учащихся. К их числу следует отнести: лучшую, по сравнению со школой, материально-техническую базу профтехучилищ, повышение удельного веса мужчин среди инженерно-педагогических кадров, отрыв многих учащихся, живущих в общежитиях, от отрицательного влияния прежней микросреды и т. д.

Вместе с тем на сознание и поведение подростка влияют и некоторые субъективные факторы, к числу которых прежде всего следует отнести изменения в системе социальных ожиданий подростка. В этот период главными ожиданиями являются: надежда на установление благополучных отношений с новыми товарищами по учебе, расчет на повышение уровня своей учебно-производственной деятельности и надежда на появление новых возможностей для самоутверждения с помощью спорта, технического творчества или какой-либо другой общественно полезной деятельности.

Не будет ошибочным сказать, что, если бы вся система ожиданий при переходе подростка из школы в ПТУ реализовывалась, то уровень противоправного поведения среди этой категории учащейся молодежи был бы минимальным. Однако процесс смены ожиданий сложен и противоречив. Прежде всего потому, что в изменяющихся

 

151

 

условиях жизни возникают новые трудности и проблемы, которые решаются далеко не просто.

Взять хотя бы проблему возрастания независимости учащихся профтехучилищ (по сравнению с учащимися, общеобразовательной школы) от взрослых. Рост самостоятельности означает переход от системы внешнего управления поведением подростка к самоуправлению. Но как отмечают психологи, всякое управление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе, т. е. самосознание, которое тесно связано с развитием интеллекта.

Вот тут и возникает одно из серьезных противоречий подросткового и юношеского возраста. С одной стороны, подросток постоянно стремится к психологической самостоятельности и независимости от взрослых, а с другой стороны, добившись их, не умеет правильно распорядиться ими из-за неразвитости своего самосознания и недостаточно ясного представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». По сравнению со сверстниками из общеобразовательной школы для учащихся ПТУ противоречие обостряется еще больше, так как у них возможности для такой автономии растут быстрее, нежели уровень их самосознания. В этом случае внешние проявления взрослости нередко свидетельствуют лишь о социальном инфантилизме отдельных подростков, об отсутствии у них чувства ответственности за совершаемые поступки.

Немалую роль играет и стремление освободиться от контроля и опеки родителей. Конечно, степень и интенсивность этой потребности во многом зависят от характера внутрисемейных отношений (например, от наличия центробежных или центростремительных тенденций в этих отношениях), от образовательных и культурных «ножниц» между детьми и родителями, от степени взаимопонимания между ними, от условий проживания и т. д. Следует отметить, что условия жизни и учебы учащихся ПТУ и ТУ значительно меньше, чем у старшеклассников общеобразовательной школы, зависят от материального уровня семьи. Другими словами, экономически учащийся ПТУ более независим, чем его сверстник — ученик IX или X класса средней школы. Тот факт, что государство берет на себя основные заботы по обучению и содержанию подростков во время их учебы в ПТУ (бесплатное обучение общеобразовательным и специальным дисциплинам, питание, обмундирование, предоставление стипендии и т. д.), в определенной степени способствует усилению психологической независимости учащихся от родителей и старших. В результате этого меняется стиль взаимоотношений подростка с родителями, все чаще проявляется противодействие (выходящее за рамки возрастного негативизма) авторитетному стилю воспитания в семье, все активнее подросток отстаивает свое право на принятие самостоятельных решений, все энергичнее выступает против попыток ограничить его желания и потребности, особенно связанные с выбором друзей, знакомых, проведением досуга.

Все это неизбежно приводит к изменению эмоционального тона в отношениях со старшими, к возникновению различных трений и конфликтов в семье. Как правило, это происходит в тех семьях, где не учитываются трудности роста детей, их возрастные и социально-психологические особенности, одной из которых является объективация их оценки старших и прежде всего родителей. На смену детским полуинстинктивным чувствам к родителям приходит сознательное к ним отношение, складывающееся не только из чувства любви, но и уважения (или неуважения) к личности отца или матери. Далеко не все родители правильно реагируют на такую динамику отношений, пытаясь старыми средствами заставить взрослеющих детей считаться с мнениями, которые все чаще и чаще не являются для них бесспорными. Приказ, крик, грубый диктат, подчеркивание своих родительских прав вообще являются плохими союзниками в воспитании детей, а применительно к учащимся профтехучилищ эти средства воздействия оказываются еще менее эффективными. Опять же это связано не только с возрастными, но и с социальными особенностями подростков и юношей — учащихся ПТУ, по праву считающих себя более независимыми и самостоятельными, чем их сверстники из общеобразовательной школы.

К сожалению, нередко бывает так, что всевозрастающая самостоятельность подростков и их большая экономическая независимость дает им как бы моральное право освободиться от тех или иных обязанностей в семье, но не мешает пользоваться добротой и помощью родителей. Иногда такая родительская «доброта» приводит к нежелательным последствиям. Так, например, в некоторых училищах подростки, проживающие в общежитиях, получают денежные переводы от родителей на довольно крупные суммы (иногда 50, 100 и даже 200 рублей) и, не умея правильно ими распорядиться, тратят их на пустые развлечения, вино, на покупку ненужных, но престижных импортных вещей и т. д. «Легкие» деньги нередко приводят к тяжелым проступкам, а иногда и к преступлениям.

Что же касается подростков, живущих вместе с родителями, то и они, поступив учиться в ПТУ, сознательно и бессознательно тоже ожидают определенных изменений в своих взаимоотношениях с родителями. Воспитателю, педагогу, мастеру трудно рассчитывать на помощь со стороны родителей в организации воспитательной работы в тех семьях, где не замечают важных изменений, происходящих с детьми. Более того, именно в таких семьях (нередко внешне благополучных и устойчивых) отчуждение подростков от родителей в этот переломный период становится криминогенным

 

152

 

фактором, который при определенных условиях может способствовать совершению подростком проступка или правонарушения.

Возрастание психологической автономии учащихся ПТУ от родителей и старших имеет еще одно очень важное последствие, выражающееся, в усилении контактов со сверстниками в стенах училища и вне его. По нашим наблюдениям, интенсивность общения со сверстниками у учащихся профтехучилищ в целом даже выше, чем у учащихся старших классов средней школы, хотя избирательность общения, наиболее ярким выражением которой является парная дружба, несколько ниже.

Причин усиления межличностных контактов у учащихся ПТУ несколько. Этому способствуют, во-первых, ослабление связей с родителями, во-вторых, расширение сфер общения (в процессе производственной практики, в общежитиях), в-третьих, общее изменение социального положения подростков, о котором уже говорилось.

Возрастание интенсивности внутри группового общения у учащихся профтехучилищ может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Все дело в том, какова направленность этого взаимодействия, каковы цели и содержание совместной деятельности. Если подросток попадает в здоровый, сильный коллектив училища, курса, учебно-производственной группы, усиление интенсивности общения будет играть положительную роль. Если же такого коллектива нет и общение подростка с друзьями носит скорее стихийный, неуправляемый характер, повышение интенсивности общения может играть в его поведении отрицательную роль. Не потому ли среди учащихся ПТУ больше наблюдается групповых правонарушений, чем среди старшеклассников средней школы?

Представляет определенный интерес также проблема общения подростков и юношей — учащихся ПТУ с девушками. Тем более, что в сравнении со старшеклассниками школы эта сторона общения (особенно на 2 и 3 курсах обучения в ПТУ) тоже характеризуется повышенной интенсивностью. Объясняется это все теми же причинами: изменением социального положения подростков и юношей, изменением условий жизни (многие живут отдельно от родителей), наличием карманных денег, заработанных во время производственной практики и присылаемых родителями, большими возможностями общения с противоположным полом во время практики, в условиях общежития и т. д. Этот фактор тоже должен учитываться при организации профилактической работы в училищах, ибо поведение некоторой части педагогически запущенных подростков характеризуется извращенным отношением к противоположному полу: грубостью, цинизмом, развязностью, нелепой бравадой и т. д.

Проблема взаимоотношения полов приобретает особое значение в условиях профессионально-технических и технических училищ еще и потому, что во многих из них исчезает так называемый «социальный матриархат». Речь идет об абсолютном преобладании в средней школе женщин-педагогов и относительном преобладании в ней девочек-активисток. По данным социологов, наиболее сложные и ответственные поручения в школе выполняют: среди девочек — 45%, а среди подростков и юношей — лишь 17% [6; 49], а такое качество, как самокритичность, отмечается у девочек в 7 раз чаще, чем у мальчиков [4]. Причины относительной социальной пассивности мальчиков-школьников заключаются «в слабости их контактов со сверстниками и взрослыми вследствие отсутствия специализации воспитательной работы с учетом пола, а также известной «феминизации» труда в школе в связи с преобладанием в учительском коллективе женщин» [4].

В учебных заведениях системы профессионально-технического образования положение меняется: значительно увеличивается доля мужчин среди инженерно-педагогических кадров и создаются более благоприятные условия для вовлечения юношей в общественно полезную деятельность. Однако этот процесс тоже нелегок, так как социальная пассивность многих подростков в школе, отсутствие организаторских навыков и исполнительности долгое время еще дают себя знать во время пребывания в училище, особенно на первом году обучения.

 

ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА КАК РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ УЧАЩИХСЯ ПТУ

 

Особенно большие изменения происходят в сфере оценочных суждений подростков, обучающихся в ПТУ. Желание узнать о себе как можно больше настолько велико, что подросток нередко сам ищет новую обстановку, новые ситуации, которые бы помогли ему (с помощью оценочных суждений о нем других людей) понять, на что он способен, какие потенциальные возможности в нем заложены, что ему по плечу, а что нет.

Следует отметить, что в этот период жизни подростки все больше и больше ориентируются не на педагогические или родительские оценки, а на мнения сверстников и самооценку. Причем чем старше становится подросток, тем большую роль в его представлении играет самооценка. В этиологии отклоняющегося поведения подростков этот психологический феномен играет важную роль и не должен игнорироваться при организации и проведении профилактической работы в учебных заведениях.

 

153

 

Чем же вызван столь стремительный рост интереса к своей личности: к внешнему виду, физическому развитию, способностям и возможностям? Основную причину этого следует искать в бурном нарастании потребности к самоутверждению.

Будучи одной из самых динамичных и эмоциональных потребностей подросткового юношеского возраста, она нередко доминирует над всеми остальными духовными потребностями, подавляя или заглушая их. Найти такую среду и такое поле деятельности, где бы подросток мог быть «не хуже других» (а может быть, даже лучше) — вот основной мотив самоутверждения. Не будет ошибочным сказать, что обостренное чувство самолюбия зачастую управляет поступками и действиями подростков больше, чем голос рассудка, требования дисциплины и осведомленность о правовых и нравственных нормах. При отсутствии социально одобряемых путей самоутверждения подросток будет стремиться найти другую среду, другие возможности, даже если они противоречат иногда общепринятым нормам поведения, праву и морали. Конечно, многое зависит от ближайшего социального окружения учащегося, ценностных ориентации и индивидуальных особенностей. Процесс самоутверждения протекает не только в рамках учебно-производственной группы и не всегда носит позитивный общественно полезный характер. ..Это подтверждает тот факт, что лидерами в стихийных асоциальных группах (компаниях) чаще всего становятся подростки и юноши, не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе или ПТУ. Причем подмечено, что «чем выше социометрический статус юноши в стихийной группе, тем ниже он в официальном коллективе» [3; 103]. Этот разрыв в социальном положении и в критериях оценок училищных и внеучилищных лидеров тоже не может не усложнять организацию профилактической работы.

Процесс самоутверждения в подростковом возрасте сложен и противоречив еще и потому, что, во-первых, самооценка подростка часто не совпадает с присущими ему реальными чертами характера, способностями и возможностями, а во-вторых, потому, что сам процесс оценки других людей и самого себя необычайно труден, чреват ошибками и заблуждениями.

Самое прямое отношение к характеру поведения подростков имеет и их собственное мнение о самих себе. Завышенная или заниженная самооценка нередко приводит к осложнению межличностных отношений в коллективе, а следовательно, как уже отмечалось, к поискам иной среды и иных путей самоутверждения, которые могут привести подростка к проступку или правонарушению.

Каким же образом, влияет неадекватность самооценки на поведение подростка, на его отношение со сверстниками и взрослыми?

Подростки с завышенной самооценкой часто претендуют на роль лидеров в формальных и неформальных группах, не имея на то достаточных оснований (соответствующих организаторских способностей, волевых качеств и т. д.). Об этих людях говорят, что они страдают неоправданно высоким уровнем социальных притязаний.

Казалось бы, довольно высокий уровень популярности такого подростка, занимающего поначалу лидирующее положение в группе, должен стимулировать его общественную активность, побуждая на деле доказать своим сверстникам, что он не зря пользуется в группе популярностью. Однако, как показывает практика, такие случаи довольно редки. Как правило, учащиеся с завышенной самооценкой и высоким уровнем социальных притязаний не стремятся к изменению своей деятельности в сторону повышения общественной активности, а, наоборот, стараются создать вокруг себя своеобразный ореол исключительности, оригинальности, смелости, силы и т. д. Причем особое значение здесь приобретает псевдосоциальная активность такого подростка, выражающаяся в том, что в его поведении критиканство часто заменяет критику, умение играть на гитаре — организаторские навыки, а ранняя «взрослость» (курение, употребление алкоголя, рассказы, нередко сильно преувеличенные, о своих любовных победах и т. д.) — самостоятельность и инициативу.

Небезынтересно отметить, что некоторые учебно-производственные группы, в которых есть такие лидеры из числа трудных подростков, отличаются довольно высоким уровнем сплоченности. Однако, как справедливо подчеркивает Я. Л. Коломинский, применявший социометрическую методику при изучении подросткового коллектива: «...высокий коэффициент сплоченности еще ничего не говорит о том, на какой почве возникли эти взаимоотношения, каков их характер. Нас устраивает не сплоченность любой ценой, а коллективистическая сплоченность на основе общей для всех подростков общественно полезной деятельности» [8; 447].

По нашему мнению, в основе антиколлективистской сплоченности как раз и лежит псевдосоциальная активность некоторых педагогически запущенных учащихся, претендующих на роль неформальных лидеров в группе. Вот почему исключительно важно изучить, какие отношения обусловливают популярность таких учащихся, чем вызвана переоценка их социальной позиции и роли в группе.

В этой- связи хотелось бы также отметить, что сплоченность подросткового коллектива, особенно в начальный период учебы и взаимных контактов, не является четким критерием социального благополучия в группе. Коэффициент сплоченности, а вместе с ним и уровень популярности подростков, претендующих на лидерство, могут оказаться более низкими в хорошо организованных и потенциально здоровых коллективах, где к выборам и симпатиям подходят более объективно, требовательно и строго. Следует отметить, что педагогически запущенные учащиеся с, завышенной самооценкой представляют для педагогов не меньшую, если не большую трудность по сравнению с подростками, страдающими заниженной самооценкой (т. е. томи, кто находится в коллективе на положении изолированных или «отщепенцев»).

В нашей воспитательной работе с педагогически запущенными учащимися был такой случай. Узнав о том, что один из изолированных и неавторитетных подростков прекрасно разбирается в грибах и знаком с народной медициной, мы решили поставить его во главе взвода поиска грибов и лекарственных трав, во время его нахождения в военно-спортивном лагере для подростков. Спустя неделю, когда этот взвод по экономическим показателям обогнал даже старших ребят, работавших в леспромхозе, было ясно, что от изолированности подростка не осталось и следа. Своей умелой работой и любовью к природе он завоевал искреннее уважение и авторитет своих товарищей.

Говоря о трудных учащихся с заниженной самооценкой, следует отметить, что часто их низкий уровень социальных притязаний является не столько результатом отсутствия у них определенных способностей и возможностей, сколько вызван ошибками воспитания и отставанием таких ребят в учебе. Будучи еще в школе на положении изолированных и не имея возможности самоутвердиться в коллективе посредством учебы или общественной работы, эти подростки либо привыкают к такому отношению к ним, либо тоже ищут вне стен школы компанию себе подобных, среди которых чувствуют себя более равными, свободными и независимыми. Переходя из школы в ПТУ, подростки с заниженной самооценкой и низким уровнем социальных притязаний рассчитывают на то, что новые условия жизни и учебы помогут им избавиться от пренебрежительного отношения сверстников, сделают возможным обрести среду, в которой их социальные притязания будут наконец удовлетворены. Со многими подростками так и происходит. Самоутверждаясь в труде, техническом творчестве, спорте, новых межличностных отношениях, ребята забывают о том, что еще недавно в школе они числились в разряде трудных, не получая признания со стороны соучеников и педагогов.

Вот почему так важно с самых первых дней учебы в ПТУ помочь ребятам с заниженной самооценкой обрести себя, поверить в свои силы, установить прочные неформальные связи со сверстниками, мастерами, преподавателями.

Отмеченные выше социально-психологические особенности учащихся профессионально-технических училищ (речь идет прежде всего о тех подростках и юношах, для которых учеба в ПТУ открывает новые возможности для позитивного самоутверждения) определяют во многом и своеобразие организации учебно-воспитательного процесса в этих учебных заведениях. Труд в ПТУ, являясь уже не детским, а по-настоящему взрослым делом, нередко заполняет тот социальный вакуум, который был образован в сознании подростка из-за потери интереса к учебе в школе.

При правильной и умелой организации воспитательного процесса коллективная трудовая деятельность в условиях ПТУ может стать и эффективным средством улучшения дисциплины и порядка в училищах. Скажем, хочет подросток не появиться день-другой в училище без уважительной причины, но не может, себе этого позволить (не то, что раньше в школе!), так как за это время никто из товарищей его работу делать не будет. Тут ведь нередко как в бригаде: не сделал — значит подвел товарищей. Так рождается коллектив, который постепенно корригирует поведение подростка и в других сферах деятельности, в том числе и в процессе учебы и в рамках свободного времени. Думается, что и в этих сферах деятельности профессионально-технические училища обладают такими потенциальными возможностями, которые еще полностью не раскрыты и не используются.

Отыскать эти резервы, резко поднять коэффициент полезного действия как урока, так и внеучебного времени — насущная задача педагогических коллективов учебных заведений системы профессионально-технического образования.

 

1.         Воспитание учащихся профтехучилищ на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, революционных, боевых и трудовых традиций советского народа: Тезисы докладов научно-практической конференции. — Казань, 1980.

2.         Зюбин Л. М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних. — Вопросы психологии, 1973, № 4, с. 59—64.

3.         Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.— 175 с.

4.         Кондратьева С. В. Межличностное понимание и его роль в общении: Автореф. докт. дис.—Дрогобыч, 1977.

5.         Мороз О. М. Усвоение учащимися поведенческих критериев как одно из условий повышения уровня объективности самооценки личностных качеств: Научные труды ВНИИ ПТО, 1976, вып. 34.

6.         Общественная активность молодежи. — М., 1978.

7.         Проблемы общения и воспитания, — Тарту, 1974.

8.         Проблемы общественной психологии. — М., 1973.



1 По данным исследования, проведенного отделом физиологии ВНИИ профтехобразования, на фактическую подготовку домашних заданий в среднем у учащихся ПТУ уходит лишь 1/6—1/8 часть времени, отводимого по режиму для этой цели. Остальная часть переходит в разряд свободного времени, которое далеко не всегда расходуется подростками рационально.