Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

139

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

В ТРУДАХ Н. X. ВЕССЕЛЯ

 

А. А. НИКОЛЬСКАЯ

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

 

1

 

Имя Н. X. Весселя (1837—1906) совершенно неизвестно в истории русской психологии. Его психологические взгляды до сих пор нигде не получили освещения, его роль в развитии русской психологии не нашла никакой оценки. Однако деятельность Н. X. Весселя выпала из поля, зрения историков русской науки незаслуженно. Во второй половине XIX в., особенно в 60—70-е гг., он принимал очень активное участие в прогрессивных преобразованиях русской жизни, начавшихся после отмены крепостного права. Наибольшее его внимание (как и многих других деятелей науки, вообще широких кругов интеллигенции того времени) привлекали вопросы воспитания и обучения подрастающих поколений, призванных строить жизнь общества и государства на новых, гуманистических принципах. Н. X. Вессель сыграл в эти годы важную роль и как организатор русской педагогической науки, и как ее теоретик. Он явился основателем и редактором прогрессивных журналов «Учитель» (осн. в 1861 г.) и «Педагогический сборник» (осн. в 1864 г.), объединивших передовые круги ученых, интересовавшихся проблемами воспитания и обучения, таких, как К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Каптерев и др. На страницах этих журналов глубоко и серьезно обсуждались проблемы теории педагогики, научного обоснования педагогического процесса, вопросы всестороннего развития личности ребенка в ходе воспитания и обучения, рассматривались вопросы детской психологии, вопросы дидактики и т. п. Автором многих статей по этим вопросам выступал сам Н. X. Вессель. В эти же годы он стал научным экспертом по вопросам педагогики при министерстве народного просвещения и военном министерстве и принял активное участие в реорганизации системы военных учебных заведений на основания общих педагогических идей того времени. Он явился одним из организаторов Педагогического музея военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге (открыт в 1864 г.), сыгравшего не только огромную просветительную роль, но и явившегося научно-организационным центром, развернувшим научно-исследовательскую работу по многим важнейшим вопросам педагогической науки. В частности, здесь была начата широкая работа по педагогической психологии; позднее при музее была организована первая в России экспериментальная лаборатория по педагогической психологии.

Н. X. Вессель внимательно следил за всеми достижениями в мировой педагогической и психологической науке, особенно тщательно изучал исследования в области детского развития, считая знание закономерностей психического и физического развития основой правильного руководства воспитанием и обучением. Большое значение придавал он популяризации важнейших научных идей, знакомству широких масс педагогов с достижениями передовой педагогической мысли, в том числе и зарубежной. В этих целях он провел большую переводческую и комментаторскую работу.

Н. X. Вессель оставил большое научное наследие, показывающее широту и разнообразие его научных интересов, включавших вопросы философии, психологии, теории и истории педагогики, дидактики. Им написаны многочисленные обширные статьи в журналах и ряд монографий. Наибольшее значение имеют его работы, связанные с проблемой психологического обоснования педагогического процесса. Особый интерес с точки зрения истории психологии представляют его труды «Опытная психология в применении к воспитанию и обучению» и в особенности обширное двухтомное «Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов», насчитывающее свыше 1100 страниц и обобщающее огромный исторический и теоретический материал о целях и содержании общего образования, понимаемого им как развитие всех сил и способностей человека на основе знания законов духовного и физического развития ребенка. В трудах Н. X. Весселя собраны многочисленные данные об условиях формирования познавательной, волевой и эмоциональной сферы в ходе возрастного развития.

 

140

 

Эти данные в его произведениях находятся в непосредственной связи с выявлением основ и условий правильного научного руководства умственным, нравственным и эстетическим развитием ребенка.

Основная масса трудов Н. X. Весселя относится к 60—70-м гг. В эти годы он наряду с К. Д. Ушинским был широко известен как прогрессивный и оригинальный деятель педагогической науки. Начиная с 80-х гг. — годов засилья политической реакции — научная активность Н. X. Весселя и круг его деятельности заметно сократились. Он остался советником по вопросам педагогики при министерствах, редактировал детский журнал «Задушевное слово», но к обсуждению важных теоретических проблем обращался мало.

Жизнь и деятельность Н. X. Весселя изучена недостаточно. В дореволюционный период скупые данные о нем были помещены в справочных изданиях, в некрологах и в юбилейной брошюре, посвященной 50-летию журнала «Педагогический сборник» [6], [7], [8], [9], [12], [13]. В советский период были изданы его избранные произведения [5]. Во вступительной статье проф. В. Я. Струминского (он же является составителем и автором комментария) показана роль Н. X. Весселя как теоретика и историка педагогики, его значение в постановке и обосновании содержания общего образования, дана высокая оценка его педагогической деятельности. Статьи о Н. X. Весселе помещены в Педагогической энциклопедии и Педагогическом словаре [10], [11]. Однако этого недостаточно. Как Показывает анализ его трудов, научное наследие Н. X. Весселя заслуживает внимательного и серьезного изучения. Многие волновавшие его проблемы актуальны до сих пор, а высказанные им положения могут быть полезны и в наши дни. Представляет интерес, в частности, его. подход к такому сложному, чрезвычайно важному и актуальному вопросу, как психологическое обоснование руководства процессом воспитания, базирующееся на его общих представлениях о механизме психической деятельности.

 

 

2

Вопрос о психологических основах воспитания Н. X. Вессель рассматривал в тесной связи с вопросом об общих условиях и закономерностях психического развития, о его движущих факторах и причинах.

Анализируя результаты изучения духовного и телесного развития человека, Н. X. Вессель пришел к убеждению, что человек при рождении получает лишь возможность образования всего будущего духовного достояния, возможность развития, но эта возможность остается действительной на протяжении всей жизни человека. «Новорожденный, — утверждал он, — заключает в себе только одну возможность сделаться вследствие развития тем, чем он должен быть. Развивается же человек в продолжение всей своей жизни, и ни в один из моментов жизни человека нельзя сказать: он сделался вполне человеком» в каждый из них он только делается таким. Жить — значить развиваться (делаться), а развиваться — жить» [2; 181]. Для того чтобы возможность развития реализовалась, необходимо наличие двух необходимых условий: природных основ способностей и впечатлений внешнего мира. «Способности видеть, слышать, осязать и т. д., — писал Н. X. Вессель, — мы называем врожденными основами душевных способностей, из которых развиваются все прочие способности и силы духа нашего» [3; 457]. Но это развитие начинается лишь в том случае, если вступает в действие второй необходимый фактор — «внешний деятель», т. е. окружающие внешние предметы. «Духовная деятельность дитяти, — отмечал Н. X. Вессель, — вполне зависит от впечатлений внешнего мира, она возбуждается, вызывается только этими впечатлениями» [1, № 6; 212]. Таким образом, заключал он: «Все духовное достояние развитого человека есть произведение двух деятелей: врожденных основ способностей и всего того, что извне действовало на эти основы» [1, № 22; 875]. В связи с этим он указывал на необходимость уделять серьезное внимание совершенствованию органов чувств и характеру внешних воздействий, начиная с раннего детства.

Существенно отметить при этом, что процесс психического развития Н. X. Вессель рассматривал как активный, действенный процесс. Психическое развитие, подчеркивал он, отнюдь не является результатом механической реакции организма на воздействия внешнего мира, а представляет процесс активного усвоения этих воздействий. «Основы способностей стремятся усвоить себе впечатления от внешних предметов посредством органов зрения, слуха и других чувств, а не воспринимают их невольно, страдательно [3; 515]. На этом он основывает возможность воспитательного воздействия на внутренний мир человека и определяет конечную цель воспитания как самовоспитание, сознательное формирование у себя нужных качеств. «Все дело воспитания,— писал он, — заключается в побуждении к самовоспитанию. Человек, строго говоря, не может быть воспитан—другими; другие могут только побудить, его к тому, чтобы он сам себя развивал» [2; 182]. «Не только образование всего человека, но даже отдельные сведения и знания, точно говоря, не могут быть сообщены человеку без его собственного содействия... Человек имеет только то, что он сам приобрел, и собственным трудом» [2; 184].

В своем представлении о закономерностях психического развития Н. X. Вессель исходил из того, что «все здоровые люди имеют от природы общие человеческие способности» [2; 183]. Из этого он выводил необходимость общего для всех первоначального воспитания и образования. Однако, подчеркивал он, вместе с тем каждый человек — это индивидуальность. «Ни один человек не может быть тождествен с другим,

 

141

 

каждый проявляет свои характерные свойства, личные, индивидуальные особенности» [2; 183]. Эти различия, по его мнению, происходят от трех причин. Во-первых, различна сама физическая организация людей, состояния их телесного организма, что неизбежно отражается и на психологической деятельности. Во-вторых, степень совершенства врожденных основ духовных способностей у разных людей различна. «Основы способностей у разных детей бывают уже от природы одарены в различной степени восприимчивостью, впечатлительностью и живостью» [3; 516]. От этого существенно зависит скорое или медленное, отчетливое или слабое усвоение внешних впечатлений, более или менее продолжительное их сохранение. Третью причину индивидуальных различий составляет различие внешних условий, в которых совершается развитие человека. Все эти обстоятельства надо постоянно иметь в виду при руководстве развитием ребенка.

Важное условие для правильного психического развития Н. X. Вессель видел в том, чтобы соблюдать принцип постепенности, учитывать, что «развитие способностей в смысле возможностей совершается не вдруг и мгновенно, а путем постепенных возбуждений... Нельзя достигнуть высшей степени прежде, чем развита низшая» [2; 182]. Так же важно знать специфику каждой способности и адекватные средства и способы ее развития, ибо «каждое неестественное возбуждение способности или не сопровождается никакими результатами, или эти последние бывают противоестественны, превратны и гибельны» [2; 182].

Так как в детстве любая из способностей еще не является способностью в полном смысле слова, а представляет скорее лишь возможность сделаться таковой с течением времени и при благоприятных условиях, то, настойчиво подчеркивал Н. X. Вессель, в детстве нельзя определить, к какого рода деятельности способен данный человек. Поэтому ему должна быть предоставлена возможность для всестороннего развития всех сил и способностей. «Ни одна из способностей не должна совершенствоваться за счет другой», — утверждал он [2; 182]. В связи с этим основную задачу воспитателя он видел в том, чтобы внимательно присматриваться к особенностям развития каждого воспитанника, помочь каждому ребенку найти себя, наиболее полно раскрыть свои возможности. Единственно верным средством выполнения этой задачи Н. X. Вессель считал знание закономерностей детского развития вообще и изучение психологических особенностей каждого конкретного ребенка. «Воспитатель, — отмечает он, — может усвоить себе всю педагогическую теоретическую мудрость, все правила; но все эти знания останутся совершенно бесплодными, если он не изучит природы своего питомца» [2; 181].

Для характеристики общеметодологических взглядов Н. X. Весселя в области психологии важно отметить, что он исходил из признания единой основы всей психической сферы и подчинения всех психических проявлений, независимо от их уровня, одним и тем же закономерностям. В тот период признание взаимозависимости духовного и телесного развития, в частности зависимость психической деятельности от деятельности нервной системы, стало уже широко распространенным. Однако нередко проводилось деление проявлений психической жизни на низшие, или душевные, имеющие непосредственную связь с телесной жизнью, подчиняющиеся природным закономерностям развития и доступные объективному наблюдению и познанию, и высшие, или духовные, специфически человеческие, лежащие за пределами компетенции природных закономерностей и являющиеся объектом только самонаблюдения. Н. X. Вессель отрицал такое деление. «Некоторые психологи, — писал он,— разделяют проявления психической жизни человека на низшие и высшие,... полагают различие между душою и духом. Мы... не делаем этого различия и употребляем душа и дух, душевный и духовный как синонимические выражения» [3; 425].

Психическую жизнь он рассматривал в неразрывном единстве с телесной. «Законы человеческого развития тождественны с законами развития всех организмов вообще, — утверждал он. — ... Всякие изменения в телесном организме сопровождаются изменением духовной деятельности, и наоборот» [2; 182—183].

Принципиальное значение имеет и его отношение к умозрительной и опытной психологии. Путь умозрительного познания. психической деятельности он считал бесплодным. «В наших психологических разъяснениях,— подчеркивал он, — мы будем следовать опытному наблюдательному направлению» [3; 426]. Только систематические и правильно организованные наблюдения за развитием детей начиная с самого раннего детства могут, по его убеждению, дать необходимые сведения для объяснения начала духовного развития человека, ответить на вопрос, получает ли человек при рождении в готовом виде способность воспринимать, познавать, чувствовать и желать, или она формируется в процессе и вследствие развития. Следует иметь в виду, что в эти годы вопрос об эксперименте в психологии еще не стоял. Поэтому обоснование метода объективного наблюдения было важным шагом вперед.

Таким образом, четкий материалистический подход к вопросу о факторах психического развития, не упускающий в то же время из виду активный характер психической деятельности, позволил Н. X. Весселю подвести научный фундамент в принципиальное определение путей воздействия на внутренний мир человека. Обоснование в качестве основного принципа построения теории и практики воспитания принципа изучения закономерностей развития ребенка делало психологию неотъемлемой основой педагогики и тем самым закладывало основы педагогической психологии.

 

142

 

3

 

Представления Н. X. Весселя об условиях и факторах психического развития находятся в тесной связи с его представлениями о механизме образования психической сферы вообще и особенностях формирования ее отдельных сторон — познавательной, волевой и эмоциональной.

Формирование психической сферы, согласно взглядам Н. X. Весселя, подчиняется трем основным закономерностям. Во-первых, каждое действие внешних предметов на органы чувств, если оно было достаточно сильно и обратило на себя внимание, оставляет след. Эти следы сохраняются с помощью памяти. Первый след обычно бывает неясен, слаб, но при повторении того же впечатления он становится все яснее в силу действия второй закономерности, суть которой состоит в том, что все однородные элементы, одинаковые и подобные следы, соединяются друг с другом в одно целое. Из прояснившихся следов составляются образы предметов; поэтому следы составляют самые первые основные части всех наших знаний и сведений, подчеркивал Н. X. Вессель. Третью закономерность составляет то обстоятельство, что впечатление от предмета никогда не сохраняется целиком, часть его всегда исчезает из области ясного сознания в область бессознательного, поэтому психическая жизнь представляет постоянное чередование сознательного и бессознательного.

Особенности проявления этих закономерностей в ходе развития каждого отдельного человека определяются особенностями природных основ способностей (степенью их восприимчивости, впечатлительности и живости) и характером внешних воздействий. Среди впечатлений внешнего мира в их отношении к основам способностей Н. X. Вессель выделял пять видов: впечатления слабые; впечатления полные, вполне удовлетворяющие нашим стремлениям; впечатления приятные; впечатления утомляющие; впечатления болезненные. Только полные и приятные впечатления способствуют укреплению духовных и телесных сил человека, все остальные их ослабляют. Слабые впечатления не оказывают благотворного влияния потому, что они не удовлетворяют стремлению основ способностей к деятельности, не оставляют достаточных следов, вследствие чего возникают лишь неопределенные смутные образы, и в результате этого способности будут постепенно ослабевать и затемняться. Также неблагоприятно действуют утомляющие и болезненные впечатления. «Дух наш, — писал Н. X. Вессель, — при развитии своем усиливается или ослабляется, смотря по впечатлениям. Он усиливается и светлеет, если внешние впечатления вполне усваиваются нами или возбуждают в нас новое отрадное, живительное стремление; он остается слабым или еще более слабеет и омрачается, если внешние впечатления мало удовлетворяют стремлениям нашим, или пресыщают, утомляют, или, наконец, разом потрясают нас» [3; 543]. Поэтому, считал он, с самого раннего возраста надо обращать серьезное внимание на характер окружающей ребенка обстановки, когда формирование психики совершается еще во многом бессознательно.

Рассматривая с точки зрения общих закономерностей развития психики формирование познавательной сферы, Н. X. Вессель в качестве ее основы берет представление. Впечатления внешнего мира при действии на органы чувств вызывают чувственные восприятия и ощущения, следы которых, повторяясь, образуют представление. Все пред ставления, подчеркивает он, это результат развития: дитя «не принесло с собою, на землю никаких готовых представлений, понятий, суждений, чувств» [3; 515]. Смутные и неясные вначале представления при правильном соединении основ способностей с соответствующими внешними впечатления ми становятся все яснее и полнее, и ребенок в ходе развития получает все большую возможность свободно ими оперировать, сближать и разъединять их по, одинаковым и различным признакам. Представления сохраняются в сознательном или бессознательном состоянии. Хранящиеся в бессознательном состоянии представления при возбуждении могут соединяться с новыми признаками, и могут образоваться совершенно новые представления (становится возможной деятельность воображения). Накопление представлений, совершенствование органов чувств и способности воспринимать и усваивать внешние впечатления, умение свобод но оперировать представлениями Н. X. Вес сель рассматривает как первый период умственного развития, лежащий в основе всего дальнейшего совершенствования умствен ной деятельности. Из соединения и сравнения отдельных представлений ребенок получает возможность образовывать свои первые понятия. Качество этих понятий, подчеркивал Н. X. Вессель, самым существенным образом зависит от представлений. «Полнота, ясность и отчетливость состав ленного понятия зависит от числа и совершенства усвоенных отдельных представлений, входящих в это понятие» [3; 505]. В первую очередь ребенок составляет понятия о внешних признаках предметов (о цвете, звуке и т.п.), а затем формируются понятия все более высокого порядка и становится возможной сложная мыслительная деятельность (суждения, умозаключения).

Образование понятий Н. X. Вессель рассматривал как важный, качественный скачок в умственном развитии. Понятия, считал он, «составляют первый плод начинающейся духовной самодеятельности нашей, и только с приобретением понятий о каком-нибудь предмете мы начинаем разуметь, сознавать, понимать этот предмет» [3; 510]. При образовании понятий ребенок в первый раз постепенно переходит от сознавания действительно существующих предметов к сознаванию представлений, существующих только в сознании, «то есть здесь начинается в ребенке переход от сознания... мира внешнего, окружающего его,

 

143

 

к постепенному сознанию мира духовного [3; 511]. Оперирование понятиями лежит в основе развития самосознания. «Ребенок беспрестанно составляет новые понятия, уясняет и пополняет прежние, вовсе не замечая этого. Он уже чувствует и понимает, что он видит глазами, слышит ушами, обоняет носом и т. д., и таким образом начинает отличать себя от окружающего мира» [3; 521]. От ясности и правильности понятий зависит ясность и правильность всего умственного развития, считал Н. X. Вессель. Высшие проявления духовной деятельности он представлял как закономерный результат развития первоначальных оЪнов способностей. «Рассудок, ум и разум не только не представляют „особых способностей, образующих наши представления, понятия, суждения и умозаключения, но, напротив того, они сами являются как общий результат или продукт процесса развития этих душевных образов» [3; 515].

Развитие волевой сферы («области стремлений», по его выражению) Н. X. Вессель связывает с прирожденной активностью психики, врожденным стремлением основ способностей к активному восприятию внешних впечатлений.

Основу области стремлений, по его представлению, составляет желание. Поэтому процессу образования желаний он уделяет наибольшее внимание, стремится вскрыть психологический механизм их образования, их генезис, их зависимость от характера основных движущих сил психического развития (особенностей природных основ способностей и характера внешних впечатлений). Желания, считал Н. X. Вессель, развиваются из природного стремления основ способностей к получению внешних впечатлений; вначале это стремление бывает диффузным, неопределенным (зрение стремится к получению световых ощущений вообще, слух — звуковых и т. п.); в результате получения соответствующих впечатлений развивается стремление к определенным, специализированным впечатлениям (например, из стремления к получению вкусовых впечатлений вообще возникает стремление к получению определенной пищи). Это происходит потому, что первоначально полученные впечатления основами способностей не могут удержаться полностью; большая часть их переходит в область бессознательного; в результате этого «основы способностей, утратив часть воспринятого впечатления, становятся стремящимися, с тою только разницею, что они стремятся не к впечатлениям вообще, а именно к тем, которые уже действовали на них... или которых они, так сказать, уже отведали. Такие определенные стремления к известным пред метам называются желаниями» [3; 534]. Желания развиваются преимущественно из образов от приятных впечатлений, так как они сильно возбуждают основы способностей и сообщают им новое усиленное стремление. «Каждое отдельное желание — отмечал Н. X. Вессель,— вначале бывает слабое и простое. Но так как в человеке мало-помалу развиваются постоянно новые отдельные желания, вследствие приятных впечатлений, и так как все отдельные однородные желания, при повторении тех же приятных впечатлений, постоянно сливаются в один образ, то понятно, отчего они превращаются в склонности, в страсти, которые получают страшную силу, влекущую немилосердно человека к восприятию известных впечатлений, несмотря на то, вредны ли они, или полезны они» [3;538].

Желания, считал Н. X. Вессель, находятся в неразрывной связи с представлениями как по механизму образования, так и по содержанию: желая какой-нибудь предмет, мы его себе в то же время более или менее отчетливо представляем. Поэтому желание и представление он рассматривал как две различные формы воспроизведения приятных образов (или неприятных — при образовании отвращений). «Один и тот же образ, составившийся в душе нашей, — писал он,— может быть или желанием, или представлением. Он будет представлением по мере того, как впечатление, его произведшее, сохраняется в основах; он становится желанием по мере того, как это впечатление исчезает, и в основах является новое стремление отыскать, вновь приобрести его. Представление и желание поэтому в подобных случаях представляют только две различные формы (формы развития) одного и того же образа (действия, процесса), а отнюдь не два различных образа» [1, № 15; 563]. Отмечая связь представления и желания, Н. X. Вессель в то же время четко выделял и психологическую суть их различий. От одной отправленной точки развитие образа в представлении и желании идет как бы в противоположном направлении. Представления (а также соответственно и суждения, понятия) при повторении становятся все более ясными, сознательными, так как впечатления все более усваиваются основами способностей. Желания, склонности, страсти, усиливаясь при повторении тех же впечатлений, никогда не могут сделаться столь же ясными, как представления, так как для самого их возникновения необходимо, чтобы часть впечатления исчезла, следовательно, впечатление в этом случае никогда полностью не усваивается основами способностей. «Этим объясняется,— заключает Н. X. Вессель,— почему большая часть людей не осознает своих склонностей и страстей. Страсти помрачают, затемняют разум человека» [3; 540].

На образование желаний, считал Н. X. Вессель, большое влияние оказывают врожденные особенности основ способностей, в первую очередь восприимчивость и живость. Восприимчивость значительно способствует образованию желаний (например, человек с тонким слухом наслаждается простой тихой песней, а не обладающему слухом необходим шум труб и бapaбанов). Живость также способствует образованию желаний, так как чем быстрее исчезает впечатление, тем скорее возникает

 

144

 

желание. Третье свойство основ способностей — впечатлительность — не играет такой роли в образовании желаний. Чем сильнее впечатлительность, тем дольше в основах способностей удерживается впечатление, а ведь для образования желания как раз и нужно, чтобы, по крайней мере, некоторая часть впечатления исчезла. Это не значит, что ее вообще не должно быть, так как чрезмерная слабость основ способностей ведет к тому, что от впечатления не остается никаких следов или они являются недостаточными. Без известной степени впечатлительности не могут образоваться склонности и страсти.

Очень существенное влияние на образование желаний имеет характер внешних воздействий, на что необходимо обращать серьезное внимание с самого раннего детства. «Различные расположения духа,— отмечал Н. X. Вессель,— возникающие совершенно бессознательно в ребенке еще в период его развития, вследствие тех или других внешних впечатлений, составляют основу его желаний, его нравственности, всего его будущего характера» [3; 526].

Желание, согласно представлениям Н.. X. Весселя, служит основанием для всех других, более сложных образований волевой сферы. Аналогично механизму образования желаний возникают хотения человека. Но разница между ними в том, что для хотения необходимо наличие средств для исполнения того, что мы хотим. Различные проявления хотения, вместе взятые, составляют волю. «Человеческая воля,— подчеркивал И. X. Вессель,— поэтому не есть простое душевное явление, а весьма сложное» [3; 547].

Анализируя сферу чувств, Н. X. Вессель также стремился раскрыть, механизм образования чувств, выявить сущность чувства, его составные части, определить объем и силу чувств, проследить зависимость характера чувств от состояния основ способностей и характера внешних воздействий, показать сходство и различие сферы чувств с познавательной и волевой сферой.

Возникновение чувства Н. X. Вессель связывает с тем, что в сознании в одно и то же время всегда находится не один образ, а несколько (одновременно или последовательно). Каждый отдельный образ (представление, понятие, желание и т. д.) отличается от другого не только по содержанию, но и по качеству; двух совершенно одинаковых образов не бывает, иначе они слились бы в один. Различие между образами осознается, происходит их сравнение. Это и составляет сущность чувства. «Чувство,— утверждал Н. X. Вессель,— есть не что иное, как сознание различия между отдельными душевными образами, одновременно приходящими в наше сознание» [3; 5561. Образы, с которыми сравниваются новые образы (состояния, обстоятельства), он называет основанием чувства, Или мерилом. Мерило и настоящее положение представляют составные части чувства, его возбудители. Пока эти составные части находятся в тесной связи, до тех пор и существует чувство. Как только связь между ними нарушается, чувство исчезает (например, изменение положения человека к лучшему вызывает у него приятное чувство; привыкнув к новому положению, человек может совершенно забыть о прошлом, и оно не будет вызывать никакого чувства). В этом, считал Н. X. Вессель, и состоит особенность чувства, его отличие от представлений и желаний. Представления и желания являются самостоятельными образами, а «чувства не представляют новых особенных душевных образов, а только новое, особенного рода сознательное состояние прежних образов» [3;556].

Чувства различаются по объему и силе — от едва заметных до очень сильных. Силу чувства Н. X. Вессель ставит в зависимость от величины различия между одновременно сознаваемыми, образами. Чем это различие больше, тем сильнее чувство (так, всегда здоровый человек не чувствует от этого особого удовольствия; но стоит заболеть и выздороветь, как это доставит огромную радость). Сила чувства зависит и от числа следов, в результате которых сложился образ. Чем больше было следов, тем сильнее образ и сильнее различие нового образа с мерилом. Чувства, возникающие по отношению к чему-либо, могут претерпевать изменения, иногда очень существенные, вместе с изменением представлений, желаний и т. п. «Для чувствования, — отмечал Н. X. Вессель — необходимо, как мы видели, известное мерило. Как только это мерило изменяется, вместе с ним изменяются и самые чувства. При продолжающемся развитии человека прежнее мерило не может оставаться неизмененным» [3; 563].

Чувства могут быть приятными и неприятными. Это, считал Н. X. Вессель, зависит, с одной стороны, от характера внешних воздействий, а с другой стороны, от состояния основ способностей и от того, что служит мерилом для сравнения (у голодного и сытого, у бедняка и гурмана одна и та же пища может вызвать разные чувства).

Область чувств по способу своего образования и движущим источникам своего развития выступает у Н. Х. Весселя в неразрывной связи с областью познавательной и волевой. «Представление, желание и чувство, — считал он,— представляют только три различные формы или три вида проявления одной и той же духовной деятельности, при этом одна из трех форм обыкновенно преобладает» [1, № 18; 696]. Но особенно тесно связаны между собой области чувств и стремлений, так как «побуждения к какой-нибудь деятельности находятся в наших желаниях и чувствах. Поэтому-то желательную и чувствительную способности мы можем назвать практическими, ...а познавательную способность — теоретическою» [1, № 21; 827].

 

145

 

Попытка Н. X. Весселя показать механизм формирования психики, определить характер и роль внутренних и внешних факторов в этом процессе, выделить общие закономерности психического развития и вместе с тем выявить своеобразие их действия в разных психических сферах была значительным шагом вперед в поисках путей сознательного воздействия на внутренний мир человека, научного руководства психическим развитием давала возможность определить психологическую специфику умственного и нравственного воспитания.

 

4

 

Указывая на активный характер психики, Н. X. Вессель вместе с тем вовсе не считал, что психическое развитие совершается чисто стихийно, спонтанно. Наоборот, он подчеркивал необходимость продуманного педагогического руководства. На основе своего представления о механизме формирования различных сторон психики он наметил пути руководства развитием умственной, эмоциональной и волевой сферы, основные формы педагогического воздействия на различные стороны психической деятельности. Путем тщательного анализа результатов изучения психического развития и педагогического опыта он показал, что особенности формирования познавательной сферы определяют в качестве основного средства для своего развития обучение, а эмоциональной и волевой — воспитание.

В развитии познавательных способностей в первые годы жизни, считал Н. X. Вессель, огромную роль играет окружающая среда. Но уже и на этом этапе возможны элементарные формы учения, а в дальнейшем учение становится основной, главной формой развития познавательной деятельности. Только в ходе систематического обучения, подчеркивал Н. X. Вессель, можно организовать правильное совершенствование различных сторон мыслительной деятельности. «Чтобы духовное развитие дитяти не остановилось на понимании одних внешних форм и проявлений человека и окружающей природы, а шло бы постоянно вперед и вперед и приводило бы его постепенно к самопознанию, необходим разумный руководитель — человек» [1, № 22; 877]. Задачу всестороннего развития познавательных способностей должно решать, считал он, общеобразовательное учение, обоснованию содержания которого он посвятил многие годы (его взгляды по данному вопросу составляют самостоятельную тему).

Особенности формирования волевой сферы, большая зависимость ее от органических основ способностей и внешних впечатлений от окружающей ребенка обстановки делают недостаточным для ее правильного развития организацию процесса обучения. «Одно сухое, точное учение,— отмечал Н. X. Вессель.— не может возбудить в нас никакого дальнейшего стремления, никакого желания, следовательно, посредством одного такого учения нельзя образовать нравственности, характера, воли» [1, № 14; 527]. Для этого необходимы собственно воспитательные средства. Выбор этих средств он ставил в тесную зависимость от развития эмоциональной сферы. Механизм развития эмоциональной сферы, с точки зрения концепции Н. X. Весселя, определяет, почему эта область также составляет предмет воспитания, а не учения. Так как сущность чувства составляет сознание различия душевных состояний, которых может быть бесконечно много, то и чувства могут представлять бесконечное разнообразие по числу, свойствам, силе. Поэтому нельзя рассчитывать на существование у разных людей совершенно одинаковых условий развития чувства.' А следовательно, и невозможно одинаковое объективное воздействие и почти невозможно учение. «Сообщение живых чувств, стремлений, настроений и т. д. посредством учения,— подчеркивал Н. X. Вессель,— не только затруднительно, но почти невозможно: цель эта доступна лишь воспитанию, которое может ставить питомца в условия жизни, необходимо вызывающие данное душевное состояние» [4; 45].

Характер развития волевой и эмоциональной сферы человека, по мнению Н. X. Весселя, определяет нравственный облик личности.

Чувства Н. X. Вессель рассматривает как своеобразный барометр нравственного развития человека, способ оценки, и понимания его нравственного состояния. «Одни и те же действия, слова, наказания, — отмечал он,— имеют, как известно, совершенно разное влияние на различных воспитанников. В проявляющихся чувствах обнаруживается успех или неуспех, польза или вред такого влияния. Из проявления различных чувств воспитатель может яснее и вернее всего познать личную нравственную природу воспитанника, потому что чувства составляют верный отголосок то-го, что вошло в нравственную природу человека и как , оно отозвалось в ней» [1, № 22; 875].

Нравственное поведение, считал Н. X. Вессель, действия и поступки человека определяются нравственными оценками и желаниями его, а не внешними предметами, которые сами по себе ни нравственны, ни безнравственны. Они приобретают значение только через призму внутреннего отношения к ним человека, через систему его оценок и желаний. «Если эти желания и оценки ложны, безнравственны, то человек будет и действовать безнравственно; если же они истинны, нравственны, то он будет действовать нравственно» [1, № 21; 827] Если у человека в результате правильного нравственного развития преобладают высокие нравственные образы, чувства, желания, то он приобретает нравственную свободу, способность поступать нравственно любых внешних обстоятельствах, образом, нравственная свобода, с точки зрения развиваемой Н. X. Весселем концепции, представляет собой не произвол, а

 

146

 

закономерный результат правильного нравственного развития. Поэтому он уделял огромное внимание проблеме формирования нравственной оценки и пытался раскрыть психологический механизм ее образования.

Первоначальная оценка добра и зла, лежащая в основе правильного или ложного взгляда на вещи, зависит от характера чувств. «Предмет,— отмечал Н. X. Вессель,— становится для нас добром или злом в той степени, в какой он возбуждает в нас приятное или неприятное чувство» [3; 567]. Поэтому, считал он, необходимо с раннего детства обращать внимание на формирование чувства вырабатывать правильное отношение к источникам удовольствия и неудовольствия. Чем чаще возбуждаются низшие чувств в ущерб высшим, тем скорее возникает превратная оценка предметов, ложное понимание добра и зла. Чрезмерное накопление следов отдельных чувств (приятных или неприятных) придает чрезмерную силу этому чувству, искажает правильный взгляд на предметы, его вызвавшие. При этом пока ложная оценка остается только оценкой, она проявляется лишь внутренне или, проявляясь в словах, выражает ложный взгляд на вещи. Но когда она приобретает форму желания или отвращения, то обусловливает все действия и поступки человека. Чем больше возникает однородных желаний и отвращений и чем чаще они возбуждаются, тем сильнее, они влияют на поведение (в соответствии с описанными выше общими закономерностями формирования психических процессов). Чрезмерное возбуждение отдельных желаний и отвращений ведет к их чрезмерному развитию, образованию склонностей, страстей, пороков, которые иногда развиваются до чрезвычайного размера, заглушают разумный контроль человека над собой. Чрезмерная, т. е. превосходящая меру истинной оценки вещей, сила желаний или отвращений и представляет собой, с точки зрения Н. X. Весселя, безнравственность или отсутствие нравственной воли.

Психологический механизм образования нравственных оценок определяет особенности нравственного воспитания. Чтобы действия и поступки человека были справедливы, необходимо иметь ясное сознание истинного достоинства предметов. Но привести к этому сознанию нельзя только теоретическим учением. «Длинные наставления и нравоучения,— писал Н. X. Вессель,— как бы они ни были красноречивы, не в состоянии возбудить и утвердить в возрастающем поколении истинно нравственные стремления и положить, в нем прочную основу твердым здоровым убеждениям» [1, № 21; 827]. Основным средством нравственного воспитания является организация собственного опыта ребенка в выработке правильных оценок. Надо ставить детей в такие жизненные ситуации, в которых они могли бы почувствовать истинное достоинство вещей и правильно оценить их. При этом чрезвычайно большое значение имеет пример, особенно пример, воспитателей. Нравственная атмосфера, в которой живет ребенок, нравственный облик окружающих людей, действия и поступки, а не слова оказывают решающее влияние на формирование нравственной сферы ребенка.. «Человек вообще может благодетельно действовать на другого только тем, что он действительно есть, своими делами, а не тем, чем он кажется и что он говорит» [2; 184]. Поэтому, отмечал Н. X. Вес-сель, не удивительно, что существует множество простых честных и достойных людей, не получивших никакого образования, и множество таких, которые при всем своем блистательном образовании оказываются пошлыми негодяями.

Формируя нравственный облик человека, подчеркивал Н. X. Вессель, следует помнить, что основным направлением нравственного развития должно быть пробуждение у человека стремления к высоким человеческим идеалам, так как именно это делает человека, человеком в подлинном смысле слова. Критикуя обычное воспитание в богатых семьях, Н. X. Вессель внушал родителям: «Поймите, что ваши дети развиваются не по каким-либо для них особенно составленным законам... Говорите, внушайте детям вашим, приведите в ощутительное сознание их, что они прежде всего люди, а не князья, графы, аристократы... Сознайте сами достоинство человека; оно выше всех ваших званий и богатств» [1, № 8: 292—293]. Рассматривая чувства как основной источник формирования нравственных оценок, Н. X. Вессель вовсе не обособлял нравственное развитие от развития познавательной сферы. Ложная оценка, отмечал он, может быть и следствием недостатка умственного образования, когда человек не в состоянии понять, а потому и правильно оценить достоинства и недостатки предмета. В этом случае психологический механизм возникновения ложной оценки совершенно другой. Здесь мы имеем дело с тем, что можно определить как нравственное невежество, для устранения которого необходимо только дальней шее образование. Не исключает Н. X. Вессель и значение обучения нравственности, необходимость знания определенных нравственных норм, но в формировании нравственного сознания ребенка оно играет второстепенную роль. Для характеристики взглядов Н. X. Весселя важно отметить его предупреждение о том, что «не должно смешивать нравственности с обучением религии» [3; 577]. Бывают вполне нравственные люди при малой религиозности, и есть множество религиозных людей, которые тем не менее остаются безнравственными, подчеркивал он.

Нравственное развитие человека Н. X. Вессель понимал как процесс длительный. Устойчивые нравственные взгляды складываются постепенно, истинная или ложная оценка вещей развивается медленно. «Внезапная испорченность человека так же невозможна, как и внезапное облагорожение его»,— отмечал он [3; 570].

 

147

 

Явления в нравственной жизни, так же как все вообще формы психической деятельности (ощущения, чувства, желания), достигают своего полного развития тогда, когда они вполне осознаются самим человеком, когда на основе знания своих особенностей и возможностей человек сознательно ставит перед собой задачу развития у себя определенных качеств. «Возможность сознания есть исходная точка ваших душевных образов,— считал Н. X. Вессель, — всего проявления духовной жизни нашей, так же точно, как полное совершенное самопознание и проявление его во всех наших действиях есть окончательная степень нашего духовного развития» [1, № 22; 876]. Из этого основания Н. X. Вессель выводил свое представление о конечных целях воспитания и обучения как развитии стремления к самообразованию и самовоспитанию. «Воспитание окончено и достигло своей дели, если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам» [1, № 22; 880].

Развитие нравственной сферы Н. X. Вессель рассматривал как более важную задачу, чем развитие умственной сферы. Для жизни; развитие воли и ее стремлений к справедливому и нравственному имеет гораздо большую важность, чем одностороннее развитие познавательных сил. Желания и стремления человека должны получить благородную цель» [2; 185]. «Сила характера, самообладание и самосознание .... составляют конечные цели человеческого образования. Поэтому воспитатель должен вести питомца так, чтобы последний научился умерять и обуздывать свои душевные движения, господствовать над своей чувственностью, управлять привычками ... гнушаться постыдным, бороться с превратными обстоятельствами и действовать всегда так, как требует его человеческое достоинство» [2; 185].

Проблемы, поставленные Н. X. Весселем в области нравственного воспитания (условия и факторы формирования нравственного облика, движущие силы нравственного поведения, основные средства нравственного воспитания), весьма актуальны до сих пор. Намеченные им пути руководства нравственным развитием (создание нравственной атмосферы и необходимость ставить ребенка в соответствующие жизненные ситуации, пример - воспитателя, отыскание высокого человеческого идеала, пробуждение стремления к самовоспитанию и самообразованию) заслуживают анализа с современных позиций и задач воспитания.

 

* * *

 

Постановка вопроса об определении закономерностей процесса воспитания и обучения, доказательство необходимости изучения закономерностей детского развития, анализ факторов, движущих сил и механизма образования различных сторон психики, психологическое обоснование задач а форм преимущественного воздействия воспитания и обучения в ходе возрастного развития, определение путей руководства развитием умственной, волевой и эмоциональной сферы психики, гуманизм и демократизм в решении задач воспитания и обучения выдвигают Н. X. Весселя в число наиболее значительных деятелей русской педагогической психологии дореволюционного периода, наследие которого подлежит серьезному изучению.

 

1.    Вессель Н. X. Опытная психология в применении к воспитанию и обучению — Учитель, 1861, № 2, 3, 5—10, 14—22. Вышла отд. книгой в 1862. Спб.— 192 с.

2.         Вессель Н. X. Об основных положениях педагогики. — Учитель, 1863, № 1—4 22, 23.— В кн.: Вессель Н. X. Очерка об общем образовании и системе народного образования в России. Избр. соч. — М., 1959, с. 163—209.

3.         Вессель Н. X. Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов. Спб., т. 1, 1873.— 598 с.

4.         Вессель Н. X. Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов.— Спб., 1874, т. 2.— 533 с.

5.         Вессель Н. X. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. — Избр. соч. — М., 1959.— 320 с.

6.         Венгеров С. А. Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых.— 2-е изд. — Пг., 1915, т. 1, с. 127.

7.         Демков М. И. История русской педагогики. Ч. III. — М., 1909 (о Весселе упомин. на с. 212, 219, 266, 317, 465, 472).

8.         Задушевное слово, 1906, № 35. Некролог.

9.         Новое время, 1906, № 10857. Некролог.

10.     Педагогическая энциклопедия.— M., 1964, т. 1, с. 323—324.

11.     Педагогический словарь.— М-, 1960, т. 1, с. 158.

12.     Симонов И. С. «Педагогический сборник» за 50 лет. — Пб., 1914.

13.     Энциклопедический словарь, изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. 1892, т. VI. —с. 112.