Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

И ВНЕДРЕНИЕ ДОСТИЖЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В ПРАКТИКУ

 

Н. Г. САЛМИНА, В. К. ЧЕРНЫШЕВА

Москва

 

В соответствии с приказом Минвуза СССР от 17 января 1980 г. в Московском университете на факультете психологии с 19 по 29 февраля было проведено совещание (семинар) заведующих кафедрами психологии и педагогики университетов и других высших учебных заведений.

Цель совещания состояла в обсуждении задач, вытекающих из постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» и «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях».

Работа совещания была направлена на дальнейшее улучшение организации учебного процесса, научной работы и коммунистического воспитания студенческой молодежи, а также на решение вопросов научного, учебно-методического и организационного характера.

Зам. министра высшего и среднего специального образования А. Л. Шапошникова выступила с докладом о задачах высшей школы в свете постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Доклад Л. А. Бодалева и Б. Ф. Ломова был посвящен состоянию и перспективам развития психологической науки в целом. О современном состоянии отдельных отраслей психологии и смежных наук сообщалось в докладах Я. П. Бехтеревой, Е. Н. Соколова, Н. П. Дубинина, А. С. Прангишвили, Ю. К. Бабанского, Е. В. Шороховой и др.

На совещании работали шесть секций: общей психологии (председатель Ю. Б. Гиппенрейтер), возрастной и педагогической психологии (председатель П. Я. Гальперин), социальной психологии (председатель Г. .М. Андреева), психологии труда и инженерной психологии (председатель В. П. Зинченко), медицинской психологии (председатель Е. Д. Хомская), психологии и педагогики непсихологических факультетов (председатели Е. И. Руднева и В. Я. Ляудис).

Проблемы возрастной и педагогической психологии обсуждались как на пленарных, так и на секционных заседаниях.

Новые экспериментальные данные о возможностях управляемого формирования творческого процесса были представлены П. Я. Гальпериным. Метод поэтапного формирования умственных действий, примененный к исследованию решения творческих задач, задач на соображение, позволил выявить структуру и оптимальные условия протекания творческого процесса. Обучающая программа, основным содержанием которой было формирование систематического обследования условий задачи с применением определенных средств, анализом каждой из догадок, значительно повысила возможности решения творческих задач.

Современное состояние деятельностной теории учения было раскрыто Я. Ф. Талызиной. В докладе сообщалось о различных, уровнях исследования любой деятельности, в том числе и учебной: структурном, функциональном, об уровне свойств, и представлялись результаты последних экспериментальных исследований по каждому из» этих уровней. Теория поэтапного формирования умственных действий, как отметил, докладчик, намечает новый подход к проблемам психодиагностики, а также пути самостоятельного овладения знаниями: цель «научить учиться», не имевшая до сих пор конструктивного решения, достигается через обучение инвариантному содержанию любой деятельности.

Проблема соотношения учения и развития была поставлена в докладе Н. А. Менчинской. На материале исследований, проведенных под ее руководством, она осветила ряд условий, при которых обучение носит развивающий характер.

Специальному рассмотрению была подвергнута проблема социального развития детей (В. С. Мухина).

В докладе А. В. Запорожца было показано особое значение ранних периодов детства для психического развития личности. С. Я. Карпова, а также М. И. Лисина совместно с А. Г. Рузской проанализировали, результаты, раскрывающие роль речи на разных этапах развития ребенка, роль общения ребенка со взрослым.

На заседаниях обсуждались также проблемы, связанные с нарушением психического, развития. Так, в докладе В. И. Лубовского были освещены различные виды задержек психического развития и намечены пути психолого-педагогических исследований в этой области.

Одно из заседаний было посвящено умственному развитию детей. Я. Я. Поддьяков поставил вопрос о таком свойстве-знании, как ригидность и пластичность. Докладчик подчеркнул, что для воспитания? пластичности очень важным является формирование готовности к изменению имеющихся у детей знаний. Большими возможностями для формирования пластичности знаний у дошкольников обладает самостоятельное

 

178

 

экспериментирование, при котором ребенку не даются средства, но соблюдается степень доступности задач и постепенность в ее усложнении.

В докладе Л. А. Венгера была показана роль моделирования в умственном развитии детей. Экспериментальные данные обнаружили,- что дошкольники успешно справляются с моделированием (используют готовые модели и строят новые в пространственной и формализованной форме). Докладчик рассматривает эти данные как результат освоения ребенком модельных форм представления окружающей действительности в различных видах деятельности дошкольника — в игре, конструировании, рисовании, лепке, которые являются моделирующими по своей природе.

В. Я. Ляудис дала содержательную характеристику развития памяти путем сравнительного анализа структуры и функции различных ее форм. Становление генетически различных форм памяти было показано в связи с развитием деятельности, требующей особых условий: определённого типа задач, специальных средств и т. п. Элементарные формы памяти изучались в процессе обучения слепоглухонемых детей предметно-практической деятельности. Интересные материалы были представлены по «формированию письменной речи как средству памяти.

З. А. Решетова осветила результаты исследований, посвященных роли системной ориентировки в предмете обучения. Представление учебного предмета как системы изучаемой действительности с выделением инвариантов внутри нее и формирование у учащихся системных представлений об объекте открывают большие возможности для формирования современной формы теоретического мышления независимо от специфики изучаемого предмета. Исследования данной проблемы проводились на различном материале — производственное обучение, химия, математика и др.

Специальное заседание было посвящено внедрению достижений психологической науки в практику народного хозяйства. В работе этого заседания принимали участие не только преподаватели вузов, но и представители ряда сфер народного хозяйства. Задачей заседания было выявление потребностей практики, оценка участия психологов в решении практических задач и меры по улучшению психологической подготовки студентов.

Представители практики были единодушны в положительной оценке роли психологов в различных областях практики: подготовке кадров, судебно-психологической экспертизе, обучении в школе и др. Вместе с тем были указаны области, которые требуют дальнейших психологических исследований: проблема профессиональной пригодности, проблема психологического климата в коллективе, проблема психологической совместимости и психологических основ взаимоотношений в семье и т. д. Говорилось о необходимости создания психологической службы — консультационных центров по проблемам семьи и брака. На заседании было отмечено, что научная работа студентов должна быть связана с проблемами их будущего места работы. Особо подчеркивалось, что психолог должен уметь ставить проблемы на языке практики.

Представители гороно г. Ижевска, в течение последних девяти лет организующие обучение математике по экспериментальным программам, разработанным на факультете психологии МГУ, отметили высокие результаты обучения по этим программам. Однако широкому внедрению программы мешает отсутствие стабильных учебников и продолжающей программы для среднего и старшего звена школы.

Со своей стороны представители психологических факультетов и отделений указали на ряд трудностей, которые мешают эффективной работе выпускников-психологов, а именно: на предприятиях не предусмотрена должность психолога, не определены его функции и обязанности, имеет место определенный разрыв между практическим характером работы выпускников и преимущественно теоретической направленностью обучения в вузе.

На заседании широко обсуждался вопрос о перестройке учебных программ с целью усиления практической направленности обучения студентов, вопрос о привлечении к преподаванию профессионалов-практиков, а также проблема специализации психологов, а именно вопрос о том, специалистов какого профиля — широкого или узкого должен готовить вуз. Ряд представителей вузов и практики высказались за специализацию широкого профиля, требуемую спецификой предприятия, условиями работы психолога на нем.

В качестве важных проблем, связанных с практикой, А. А. Бодалев в своем заключении указал на следующее: исследование личности на всех уровнях, проблемы производственного коллектива, необходимость пропаганды возможностей психологической науки, т. е. указание областей, где использование психологической службы повышает эффективность работы.

В результате проведенной на семинаре работы были выработаны важные рекомендации, направленные на дальнейшее развитие психолого-педагогических наук, повышение уровня подготовки кадров по этим специальностям. Слушатели обсудили важнейшие теоретико-методологические проблемы, связанные с исследовательской работой и чтением курсов, получили новейшую информацию по основным разделам психолого-педагогических наук, познакомились с использованием современных технических средств в учебном процессе, новыми методиками исследований, а также обменялись опытом организационной работы.