Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

162

 

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ

 

Olweus D. Aggression in the schools. Bullies and whipping boys. Washington: Hemisphere Publishing Corporation, 1978. 218 p.

 

Книга Дэна Олвеуса, известного своими работами в области агрессивного и асоциального поведения детей, привлекает к себе внимание как объемом эмпирического материала (исследовано около 1000 школьников в возрасте 12—16 лет), так и фундаментальностью постановки и раскрытия проблемы агрессивного поведения школьников. Монография состоит из 9 глав, приложения (опросных методик), обширной библиографии, предметного и авторского указателя.

В первой главе автор уточняет понятия, применяемые обычно при исследовании агрессивного поведения, и выделяет ряд спорных, неоднозначно понимаемых вопросов (групповая и индивидуальная агрессия, ситуативная и хроническая агрессия, роль девиантного поведения жертвы и др.).

Во второй главе представлен концептуальный анализ проблемы, выделены смежные области исследований, сформулирована система факторов, влияющих на возникновение и развитие агрессивного поведения школьников. В комплекс факторов агрессии включены внешние и психологические характеристики обидчиков и их жертв, психологический климат в классе, величина школы, школьные программы, учителя, обстановка в семье. В самом общем виде намечен характер взаимосвязей между этими факторами. И хотя объект исследования ограничивается мальчиками, автор не исключает необходимости специального изучения агрессивного поведения и среди девочек.

Поскольку в работе речь идет главным образом о собственных исследованиях автора, постольку в третьей главе дается достаточно подробный перечень комплекса оригинальных опросных методик, использованных Д. Олвеусом, а также способы обработки полученных результатов.

Четвертая глава содержит материалы опроса классных воспитателей и учителей по труду в VI и VII классах. Оказалось, что учителя достаточно точно определяют с помощью четко сформулированных критериев агрессоров и объекты агрессии; валидность оценок учителей подтверждается и оценками сверстников.

В пятой главе показано, что решающими факторами появления агрессивного поведения у школьников являются межличностные отношения между детьми, которые, как оказалось, весьма устойчивы во времени; в меньшей мере проявляется значение отношения к учителям и к учебе.

Считается, что обижают обычно детей, сильно отличающихся по внешнему виду или одежде (толстых, новеньких и т. п.). Однако в шестой главе показано, что типичный для широкой публики и неспециалистов чрезмерный акцент на внешних характеристиках является известным преувеличением. Внешние характеристики являются лишь факторами риска.

Роль психологических характеристик обидчиков и жертв рассматривается в седьмой главе. По результатам самооценок школьников и оценок их матерей (Q — сорт методика) основные различия между обидчиками и обижаемыми выразились в интенсивности мотива агрессивности и в разном отношении к агрессивным средствам решения проблем. Для агрессоров была характерна большая уверенность в себе, меньшая тревожность, однако их контакты с родителями оказались менее прочными и менее благоприятными, чем у детей, подвергающихся агрессии. У хорошо адаптированных мальчиков, как и у агрессоров, самооценка была также в целом адекватной, но контакты с родителями более благоприятные. Общее неагрессивное поведение жертв, их безответность были связаны с повышенной

 

163

 

тревожностью, неуверенностью в себе, боязнью агрессивного поведения. Неагрессивность хорошо адаптированных ребят проистекает из совершенно других причин. Примечательно, что и агрессоры, и их жертвы по уровню успеваемости (среднему или несколько ниже среднего) не отличались между собой; следовательно, успеваемость не являлась фактором, вызывающим агрессию. Не было обнаружено и каких-либо существенных различий в социоэкономическом статусе родителей агрессоров и их жертв, хорошо адаптированных мальчиков и у ребят из контрольной группы.

Обстоятельное обсуждение и интерпретация полученных результатов приведены в восьмой главе, где дается развернутая характеристика агрессоров и их жертв, выделяются четыре типа ситуаций, в которых возникает агрессия в школьных классах. Особый интерес представляют привлекаемые автором социально-психологические механизмы агрессивного поведения в школе (социальное заражение, ослабление контроля или торможения агрессивных тенденций, распределение ответственности и когнитивные изменения), с помощью которых можно предсказать, когда чаще всего и в каких именно классах возникнут проблемы агрессивного поведения и что именно способствует формированию обидчиков в школе.

В заключительной главе формулируются конкретные практические предложения по искоренению агрессивного поведения школьников. Большая роль отведена формированию благоприятного климата в классе и в школе, активной позиции учителей и родителей, а также введению соответствующих групповых норм, которые бы не позволяли безнаказанно обижать своих товарищей по классу.

Оценивая книгу в целом, можно с полным основанием сказать, что она представляет несомненный интерес для самых различных читателей, в той или иной мере связанных со школой. И исследователи, и учителя, и родители найдут в ней массу вопросов, над которыми стоит задуматься. Особенно хочется отметить удачную форму изложения материала и высокий научный уровень работы в целом. Методики, приведенные в приложении, а также логика всего исследования с успехом могут быть использованы для сравнительных кросс-культурных исследований.

 

Ю. Л. Ханин

Ленинград