Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

184

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА И ШКОЛА

 

Д. Б. БОГОЯВЛЕНСКАЯ

Москва

 

Этому острому вопросу был посвящен симпозиум, проходивший. 26—27 марта в Таллине. В работе симпозиума приняли участие 100 человек, которые представляли около 50 научных и учебных институтов 28 городов 9 союзных республик. По сравнению с прошлым симпозиумом число учреждений, приславших своих представителей для работы на симпозиуме, увеличилось вдвое. Это говорит о возросшем интересе и актуальности поднимавшихся на симпозиуме вопросов.

Учитывая огромную практическую значимость психодиагностики и настоятельную необходимость более эффективного и интенсивного обмена мнениями, президиум организационно-программного комитета (К- М. Гуревич, В. И. Лубовский, Д. Б. Богоявленская, Москва; Ю. Л. Сыэрд, Таллин) в материалы, изданные к симпозиуму, включил тексты пленарных докладов проблемного и методологического характера.

По наметившейся традиции, перед участниками симпозиума со вступительным словом выступил министр просвещения Эстонской ССР Ф. М. Эссен.

Симпозиум открылся обсуждением проблемы «Принципы советской психодиагностики и проблемы психодиагностики познавательной деятельности». 

В своем выступлении Н. Ф. Талызина (Москва) показала, что советская психология открывает принципиально новый путь для развития психодиагностики; в частности, были показаны преимущества деятельностного подхода по сравнению с диагностикой, констатирующей лишь конечный продукт познавательной деятельности. Н. Ф. Талызина остановилась также на месте разных методов при психодиагностике: методе срезов и формирующем методе. Она осветила результаты исследований, основанных на использовании шкалы Гальперина при диагностике некоторых видов познавательной деятельности. Была показана также целесообразность использования этой шкалы для оценки диагностических возможностей классических тестов.

 

185

 

Л. А. Венгер (Москва) сформулировал основные принципы разработки и применения диагностических методик, вытекающие из общепсихологической теории деятельности и реализованные в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР при создании тестов умственного развития детей дошкольного возраста. Докладчик выразил удовлетворение тем, что, идя разными путями, его лаборатория и группа сотрудников МГУ пришли к весьма сходным выводам в отношении основных принципов психодиагностики.

Следующая важная проблема, рассмотренная на симпозиуме, — «Психологическая диагностика профессионального самоопределения школьников». В ходе обсуждения этой проблемы Е. А. Климов (Ленинград) заострил внимание присутствующих на вопросах: что целесообразно диагностировать и какой может быть психологическая диагностика в системе профессионального консультирования юношей и девушек? В качестве таких психологических индикаторов профконсультаций Е. А. Климов предлагает рассматривать эмоциональные переживания. Преимущество этих индикаторов состоит в том, что они по своей природе являются интегрирующими, опыт человека, а также то, что ими легко может пользоваться и сам диагностируемый, что очень важно с точки зрения реализации идеи самостоятельности выбора и построения трудового жизненного опыта человека. Докладчик рассмотрел общую схему психодиагностического подхода, основанную на использовании эмоциональных индикаторов.

Проблемам психологической службы в школе были посвящены доклады X. Лий-метса и Ю. Сыэрда (Таллин). В них говорилось, что психологическая служба в школе может быть эффективной только тогда, когда психолог будет снабжен необходимыми для своей деятельности психодиагностическими средствами. Их разработка — сложная задача, с выполнением которой может справиться только определенный республиканский или даже общесоюзный центр. В докладе X. Лийметса был оглашен проект положения «О работе школьного психолога», который был составлен комиссией Эстонского отделения общества психологов СССР и утвержден Коллегией Министерства просвещения ЭССР.

Положения о гуманистической направленности советской психодиагностики, которая ставит перед собой задачи не селекции, но своевременной профилактики, нашли свое развитие в выступлениях Д. Б. Эльконина, Д. Б. Богоявленской и Л. М. Фридмана (Москва). Д. Б. Богоявленская в своем докладе показала возможные и реальные, пути ранней педагогической коррекции становления творческой личности. Эта коррекция становится возможной благодаря специально разработанному методу диагностики творческих возможностей личности. Метод позволяет четко дифференцировать доминирование познавательной мотивации, т. е. видеть, имеет ли процесс познания самостоятельную ценность для личности или рассматривается ею лишь как средство достижения  внешних к познанию целей, что препятствует становлению творческой личности.

На симпозиуме обсуждалась также проблема этиологии индивидуальных различий. В докладе о природных предпосылках индивидуальности II. В. Равич-Щербо (Москва) показала, что чем выше в реализации навыка удельный вес специфически человеческой речевой произвольной регуляции, тем меньшую роль играют факторы генотипа. Иначе говоря, при изменении механизмов реализации фенотипически одного и того же признака может измениться н его связь с генотипом. Так, наследственная обусловленность индивидуальных параметров двигательных реакций оказывается сильной на уровне хорошо автоматизированного навыка; в этом случае отсутствуют периоды врабатывания. Подобно этому индивидуальные особенности распределения и переключения внимания с возрастом теряют свою зависимость от генотипа. Таким образом, влияние факторов генотипа проявляется в относительно более элементарных функциях.

На проблеме диагностики детей с задержками психического развития остановилась в своем выступлении З. И. Калмыкова (Москва). Она акцентировала внимание на том, что в настоящее время стоит вопрос о введении в систему народного образования школ и классов для детей с задержкой умственного развития. В связи с этим необходима разработка методик для отбора детей в эти школы.

После лекции Ю. М. Забродина (Москва), посвященной проблемам разработки практической психологии, открылась широкая дискуссия по темам, намеченным оргкомитетом и поставленным в основных докладах. В ней приняли участие: А. В. Баторшов (Казань), Г. В. Залезский (Тернополь), В. Б. Заремба (Москва), П. С. Железко (Бельцы), В. В. Погосян (Ереван), Е. А. Милерян (Ереван), Ю. З. Гильбух (Киев), Е. Ф. Рыбалко (Ленинград), Я. А. Розе (Ленинград), Л. А. Головей (Ленинград), М. П. Коровина (Ленинград). В. В. Столин (Москва), А. В. Захарова  (Москва).

 

РЕШЕНИЕ УЧАСТНИКОВ СИМПОЗИУМА «ПСИХОДИАГНОСТИКА И ШКОЛА»

 

Развитие теоретических и прикладных психолого-педагогических исследований, развертывание психологической службы в школе должны быть обеспечены разработкой и совершенствованием диагностических методик, построенных в соответствии с методологическими принципами советской психологии, и подготовкой специалистов, владеющих этими методиками. При помощи психодиагностических методик изучаются становление социалистической личности школьника и учащегося ПТУ, особенности их психического развития в конкретных условиях обучения и воспитания, а также аномалии психического развития детей школьного возраста; по диагностическим критериям производится сравнение между собой различных систем и методов обучения и воспитания.

 

186

 

Обсудив указанные вопросы, участники Всесоюзного симпозиума рекомендуют правлениям республиканских и областных отделений Общества психологов СССР:

1.  Организовать секции психологической диагностики при отделениях Общества психологов СССР.

2. Наладить их связь с комиссией по психологической диагностике при Центральном совете Общества психологов СССР для координации исследований.

3. При планировании работ секций по психологической диагностике целесообразно обратить внимание на следующие темы:

Исходные теоретические позиции при разработке тестов и других диагностических методик. Методики психологической диагностики уровня сформированности личности школьника и учащегося ПТУ. Соотношение тестов развития и тестов успешности. Изучение индивидуальных особенностей психики. Проблема нормативов развития. Диагностика детей с задержками развития. Методики психологической диагностики в проблемах профессионального самоопределения школьников на протяжении всего периода школьного обучения. Проблема критического освоения опыта зарубежной психологической диагностики. Проблемы психологической диагностики в развертывании психологической службы в школе.

При планировании работ следует учесть содержание докладов на настоящем симпозиуме и их обсуждение.

4. Обратиться к руководству НИИ, в которых ведутся психолого-педагогические исследования, и руководству вузов, где готовят специалистов-психологов, е предложением усилить разработку научно обоснованных диагностических методик и улучшить подготовку психологов, владеющих теорией и практикой психологической диагностики.

5. Поручить Комиссии по психодиагностике при Центральном совете Общества психологов СССР разработать систему предложений по экспертизе и оценке диагностических методик.

6. Регулярно подводить итоги текущей работы по психодиагностике. Производить отчеты региональных секций.

7. Просить редакции «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии» организовать в ближайших номерах обсуждение отдельных проблем психологической диагностики.

8. Провести следующий симпозиум по психодиагностике в 1983 г.

Участники, симпозиума призывают всех работников по психологической диагностике добиваться всемерного совершенствования обучения и воспитания молодого поколения в духе решений XXV съезда КПСС и реализаций постановлений партии и правительства о школе и народном образовании.