Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

 

А. ФАРАПОНОВА

Москва

 

Перед трудовым политехническим обучением в школе стоит задача подготовки подрастающего поколения к труду в современном производстве, воспитание активной жизненной позиции и психологической готовности к труду на современном производстве. Для этого необходимо, чтобы выпускникам школ и ПТУ были обеспечены возможности профессионального самоопределения, подвижности функций в труде и перемены

 

179

 

профессий, в случае необходимости. Нужно воспитывать в них умение активно, творчески подходить к своей работе, внося при этом усовершенствования, изобретая новое, и наряду с этим осуществлять всестороннее развитие личности учащихся, формирование мотивации к труду и потребности трудиться.

Для решения этих задач политехническое трудовое обучение должно прежде всего моделировать самые существенные, самые общие стороны различных и в то же время наиболее перспективных областей современного производства, оно должно формировать у учащихся систему обобщенных политехнических знаний, которые обеспечивают понимание общих принципов и закономерностей работы основополагающих технических устройств, самых общих основ технических и технологических процессов, организации производства, таких знаний, которые благодаря их обобщенному характеру могут быть применены в разных видах производства.

Трудовое обучение в школе (на уроках труда, на занятиях в школьных мастерских я учебно-производственных комбинатах) открывает учащимся особую, сторону действительности — трудовую человеческую деятельность. Труд есть генетически исходная и ведущая форма деятельности человека, связывающая его с внешним миром в единую систему жизни, формирующая и реализующая его взаимосвязи и отношения с природой, обществом, с окружающими людьми, формирующая мировоззрение и нравственность человека. Обучение труду в школьные годы должно ознакомить подрастающее поколение с трудовой деятельностью, сформировать у учащихся широкий технический кругозор, вооружить их системой знаний, умений, навыков, опытом собственной учебной трудовой деятельности, сформировать трудовую направленность личности учащихся, воспитать активную жизненную позицию и подготовить школьников к профессиональному самоопределению. Активное участие в учебной трудовой деятельности является необходимым условием гармоничного разностороннего развития современного школьника.

Анализ исследований по психологии труда, инженерной психологии, эргономике, данные экономики и социологии свидетельствуют о всевозрастающей роли человеческого фактора в труде на современном производстве. Резко ускоряющиеся темпы научно-технического прогресса, широкое внедрение научных знаний в производство изменил характер труда, предъявили новые требования к человеческой деятельности: в условиях комплексной механизации и автоматизации, использования ЭВМ в управлении производством повышается значение действий, связанных с приемом и переработкой информации, принятием решений. Сокращаются и видоизменяются чисто исполнительские операции, снижаются физические нагрузки. Возрастают требования к интеллектуальной сфере человека, к техническому кругозору рабочих, их теоретическому мышлению, овладению элементами инженерно-технической деятельности. Вместе с тем растут требования к мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сфере человека, устойчивости и развитости форм саморегуляции.

Данные, накопленные в советской педагогической и возрастной психологии, вскрыли значительные резервы познавательных возможностей учащихся средней школы. Исследования Б. Г. Ананьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и, др. показали наличие большого познавательного потенциала уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Многолетние исследования лаборатории трудового политехнического обучения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР выявили значительные неиспользованные возможности в трудовом обучении школьников. Выяснилось, что в конструкторско-технической и трудовой деятельности даже младших школьников, осуществляемой в условиях специальным образом организованной учебной деятельности, проявляются черты, характерные и для развитых форм трудовой профессиональной деятельности взрослых. У учащихся экспериментальных классов возникает новый подход к предметному миру, они вступают с ним в субъективно новые для них отношения — отношения, свойственные для развитых форм труда: школьники начинают выделять в предмете особенности, существенные с точки зрения его устройства и изготовления. Они учатся выделять части (детали), определять их структурные особенности и функциональные взаимосвязи, обусловливающие способы соединения частей в целостный предмет, и т. д. Необходимо специально обучать школьников общим способам анализа предмета в разных условиях постановки трудовых задач (Э. А. Фарапонова).

У учащихся формируются умения представлять себе предмет, являющийся целью труда, что психологически существенно для образования щели труда и удержания этой общей цели в процессе осуществления трудовой деятельности. Представления учащимися предмета труда в его завершенном виде и на разных этапах работы становятся в результате специального обучения более полными и четкими, обобщенными, устойчивыми и динамичными.

Результаты экспериментального обучения, проведенного в ряде школ Москвы, Ярославля, Ростова-на-Дону, Таганрога, показали, что при соответствующей организации обучения уже первоклассников можно научить общим способам действий по решению задач определенного класса. Например, выделению способов изготовления простейших объемных предметов и фиксации этих способов в виде словесных описаний на естественном языке, в виде знаковой модели, представленной формулой записи общих размеров в буквенных символах, а также в виде графического моделирования (чертежа-развертки) и использования этих моделей при организации учащимися своего труда, планирования предстоящей деятельности. Если ребенок умеет выделять способы действия и моделировать процесс изготовления

 

180

 

предмета, то потом он сможет содержательно обобщать способы изготовления предложенных объектов и теоретически ориентироваться в этих способах. У учащихся, включенных в специально организованную учебную деятельность, ориентация происходила преимущественно не на внешние, чувственно воспринимаемые признаки (форму, размер, цвет и т. д.), что соответствовало бы эмпирическому типу ориентации, а на внутренние (скрытые) существенные признаки, характеризующие функциональные взаимосвязи частей предмета и определяющие общие способы изготовления объектов. Велика роль моделирования в формировании у школьников общих способов действия по решению задач определенного класса, развитии теоретического типа ориентации в учебном материале, развитии технического мышления учащихся и общетрудовых умений интеллектуального характера. Как показали исследования, школьники, планируя свою работу, применяют разные уровни обобщения. Вначале планирование бывает более развернутым, затем оно протекает в форме обобщенных указаний лишь основных этапов работы, допускающих творческое, многовариантное решение задачи в целом. Одновременно происходит развитие действий контроля и оценки успешности трудовой деятельности, которые включаются в общий план работы, осуществляются в процессе и в итоге труда.

При соответствующей организации обучения труду у школьников возникают и развиваются творческие возможности, проявляющиеся в умении самостоятельно задумать и изготовить предмет, применяя чертежи и расчеты, рационально планируя н организуя собственную трудовую деятельность.

У школьников развивается познавательный интерес к собственной трудовой деятельности, к окружающей технике и производству. У них появляется мотивация нового типа, связанная с интересом к самому процессу работы, к овладению основными способами действий при решении трудовых задач. У учащихся закладываются основы развития технического кругозора, интереса к трудовой деятельности взрослых. Организация деятельности учащихся в процессе обучения труду, обеспечивающая их высокую активность и инициативу, самостоятельность, закладывает основы теоретического подхода к решению задач, дает школьникам возможность уже на начальных этапах обучения осуществлять творческое решение задач определенного типа, а также и более сложных трудовых и конструктивно-технических задач.

Лаборатория психологии трудового и политехнического обучения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР разрабатывает психологические основы создания системы обучения труду, которая позволила бы реализовать идею политехнизации трудового обучения на базе единой программы. В апробации отдельных разделов программы принимают участие пединституты в Ростове-на-Дону, Ярославле, Таганроге (Е. А. Пустовой, Л. А. Волчегурский, М. М. Рыбакова, Н. П. Воронин, А. И. Котовский. и др.). В основу исследований положен генётико-моделирующий метод (систематически формирующий эксперимент), выявляющий познавательные возможности учащихся разного возраста. Этот метод применяется также и при разработке психолого-педагогических принципов создания материально-технической базы (лаборатория Сотрудничает с Ростовским-на-Дону государственным педагогическим институтом) и активных методов трудового обучения школьников. Разрабатываются психологические обоснования комплексного подхода к формированию в разные возрастные периоды оптимальной структуры технического мышления, характеризующейся высоким уровнем развития понятийного, образного и практического компонента, их динамическим единством и взаимодействием. Принято такое построение программы, при котором благодаря развертыванию базисного значения сквозных понятий из области механики и электроники у учащихся формируются необходимые обобщения, система знаний и владение обобщенными способами действия; в программу включаются сведения из области технологии, организации и экономики производства, т. е. осуществляется изучение целостного производства со всеми его компонентами (в целом осуществляется подход к производству как сложной развивающейся социотехнической системе).

Программа исследований лаборатории предусматривает разработку активных методов политехнического трудового обучения в школе. Проблемный метод, как наиболее адекватный природе технического мышления, используется как средство управления формированием технического мышления учащихся, воспитанием творческой активности школьников. Учебно-воспитательный процесс на занятиях по труду строится в соответствии с принципами теории учебной деятельности, разработанной в советской психологии Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, А. К.. Марковой и их сотрудниками. Обучение на уроках труда строится по принципу восхождения от общего и абстрактного к частному и конкретному, при этом учитывается значение раннего введения общих способов решения задач определенного класса, моделирования (схематизации) своих действий и осознания (рефлексии) собственных действий для теоретического типа ориентации в материале при решении технических задач.

Развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности рассматривается как необходимое звено целостной системы трудового обучения, перспективной в плане общего развития личности школьника. Умение организовать, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свою работу присуще любому виду сознательной деятельности. Существенным показателем трудовой культуры являются такие качества личности, как умение действовать целенаправленно и настойчиво, активно и дисциплинированно участвовать в совместной трудовой деятельности. Теоретическое и практическое ознакомление учащихся с трудовой деятельностью человека в современном

 

181

 

производстве с учетом тенденций, его развития имеет большое образовательное и воспитательное значение. Вне трудовой политехнической подготовки в школе невозможно разностороннее гармоническое развитие учащихся, формирование у них научного мировоззрения и активной жизненной позиции.

Психологическим ядром современной трудовой политехнической подготовки в школе является не только формирование у учащихся интеллектуальных компонентов трудовой деятельности — развитие теоретического типа технического мышления и основных общетрудовых умений интеллектуального характера, развитие мотивационно-по-требностной сферы и качеств личности, существенных для воспитания трудовой направленности, для последующей профессиональной ориентации и успешной профессиональной адаптации, осуществления активной трудовой деятельности на современном производстве, но и развитие единства интеллектуальной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы личности учащихся, становления основ саморегуляции (Э. А. Фарапонова и др.). В настоящее время обосновывается необходимость организации комплексных системных исследований психологических проблем, связанных с задачами совершенствования подготовки подрастающих поколений к трудовой деятельности (Э. А. Фарапонова, Т. И. Данюшевская).

В исследованиях выявлена возможность внедрения принципов теории учебной деятельности в построении системы трудовой политехнической подготовки в школе. Исследованы психологические условия формирования в разные возрастные периоды (младший, средний и старший школьный возраст) оптимальной структуры технического мышления, характеризующейся высоким уровнем развития и динамическим единством и взаимодействием его основных интегральных компонентов (понятийно-образного и практически-действенного) (Э. А. Фарапонова, Т. В. Кудрявцев, Т. И. Данюшевская, И. В. Терешкина). Вы явлены возможности развития содержательных обобщений (теоретического типа технического мышления) на более ранних этапах обучения (Э. А. Фарапонова). Для построения программы по принципу содержательного обобщения были определены понятия, имеющие базисное значение, для построения курса механики и электротехники, — понятия используемые в этой области; выделены генетически исходные всеобщие отношения между функцией и конструкцией, рассмотрение которых под разным углом зрения позволяет выстроить систему знаний по механике и электротехнике (Э. А. Фарапонова, Н. В. Соломин, Т. И. Данюшевская, И. В. Терешкина).

Проведены исследования решения технических задач как средства формирования теоретического мышления у школьников. Вопросы формирования теоретического мышления в условиях специально организованной учебной деятельности в настоящее время разрабатываются группой исследователей под руководством В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А. К. Марковой. Особое внимание лаборатория трудового обучения уделяет выявлению психологических особенностей теоретического подхода в процессе обучения техническим знаниям школьников младших и старших классов, учащихся ПТУ.

Исходя из положений В. В. Давыдова об основных принципах формирования теоретического мышления, можно предположить, что решение технических задач может способствовать формированию теоретического мышления при соблюдении следующих условий: а) задачи должны предъявляться в определенной, постепенно усложняющейся системе, построенной на основе восхождения от абстрактного к конкретному; б) место неизвестного в данных задачах должны занимать новые общественные знания и общие способы действий; в) в процессе решения задач должно происходить обобщение способа решения, который специально выделяется в чистом виде и моделируется с помощью различных обозначений.

С целью формирования у учащихся теоретического мышления были разработаны специальные учебно-проблемные технические задачи, удовлетворяющие принципам формирования содержательных обобщений. Обобщенные выводы как модели способов решения задач учащиеся формулировали вначале совместно с преподавателем. Затем постепенно учащиеся переходили к самостоятельной работе. При этом учащиеся обращали внимание на совокупность собственных действий при решении задач, так как способ решения задачи служил непосредственной целью действий и являлся результатом решения задачи. Учащиеся при этом смогли выделить способ решения в чистом виде, что позволило им понять, как решаются все задачи подобного класса, и осуществить перенос обобщенного способа решения в частные, конкретные случаи. Кроме того, такой способ обучения содействовал проявлению творчества и расширению теоретико-познавательных возможностей учащихся, развитию их мышления и воспитанию познавательных интересов (Э. А. Фарапонова, А. М. Аверин, Т. И. Данюшевская и др.). Исследована роль различных видов моделирования для формирования у школьников содержательных обобщений и общих способов действия по решению задач определенного класса (Э. А. Фарапонова, Чан Щи Нгуен и др.). Выявлены функции моделирования: моделирование исходно-генетических всеобщих отношений и моделирование общего способа действий по решению определенного типа задач (Э. А. Фарапонова, Т. И. Данюшевская).

Проведены экспериментальные исследования роли обобщенных видов технической наглядности в трудовом политехническом обучении учащихся. Обобщенные виды технической наглядности моделируют существенные всеобщие отношения реальных технических объектов в наглядно-воспринимаемых связях и отношениях знаковых элементов, выраженных графически. При овладении учащимися действием- моделирования


(на примере построения кинематических и электротехнических схем) важной психологической задачей кроме самого построения схем является превращение этих схем в модель действия (Э. А. Фарапонова, Т. И. Данюшевская, Н. В. Соломин, И. В. Терешки-на, А. М. Аверин). Такую функцию кинематическая и электрическая схемы (специально разработанные технологические карты) могут выполнять при сформированно-сти у учащихся общего способа составления и чтения схем, обеспечивающего понимание ее условного, обобщенного характера, умение видеть в графической, в общем-то неподвижной кинематической и электротехнической схеме движение и мысленно их преобразовывать, осуществлять переход от реальных объектов к схеме и обратно. Выделены два типа задач, связанных с оперированием обобщенными видами наглядности и основывающихся на различном психологическом содержании деятельности: I тип, где моделирование функциональных зависимостей технических объектов в форме кинематической или электротехнической схемы и само составление схемы являются целью решения задачи; II тип, где знаковая модель (кинематическая или электротехническая схема) является средством решения конст-рукторско-технической задачи. Опыт экспериментального обучения, проводимого в течение нескольких лет в школе № 91 Москвы со школьниками младших, средних и старших классов, убеждает, что овладение учащимися общими способами решения этих двух основных типов учебных задач позволяет успешно решать все многообразие конкретно-практических задач, относящихся к каждому из обозначенных выше типов. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости специального выделения двух указанных типов задач и включения соответствующих тем в содержание программы трудовой политехнической подготовки школьников.

Выше было указано, что в исследованиях лаборатории разработана система учебно-проблемных задач и проблемных ситуаций для их введения в учебный процесс на занятиях по труду. Разработаны новые типы проблемных ситуаций, позволяющих реализовать основные принципы теории учебной деятельности, внесено новое в дидактику и психологию проблемного обучения; выделены новые типы проблемных ситуаций — проблемные ситуации, направленные на обобщение способа действий и моделирование с помощью знаковых обозначений обобщенного способа действий (Э, А. Фарапонова, Т. И, Данюшевская).

Проводятся исследования формирования общетрудовых умений у школьников разных возрастов: умения анализировать задачу и ставить цели — конечную и промежуточную, ведущие к достижению главной; умения планировать трудовой процесс, расчленяя единую сложную деятельность на ряд промежуточных этапов разной степени обобщенности; умение контролировать и регулировать процесс и результаты своей деятельности; умение самостоятельно оценивать успешность своего труда.


Формирование общетрудовых умений, основы саморегуляции — важное, условие адаптации школьников к современным про* фессиям, предъявляющим высокие требования к надежной саморегуляции в условиях сложной творческой деятельности.

Содержание, и методы работы на уроках труда, активизирующие учебно-познавательную и трудовую деятельность учащихся, приводят к выработке и прочному закреплению общетрудовых умений, которые становятся качествами личности, устойчиво характеризующими человека, повышают его любознательность, самостоятельность в выполнении трудовых заданий, инициативность, творческое отношение к труду. В этом случае трудовое обучение сливается с трудовым воспитанием, чем достигается их. единство, способствующее формированию важнейших черт личности активного строителя коммунизма. В проведенных исследованиях изучены , пути формирования общетрудовых умений (планирования, самоконтроля и др.) на занятиях по труду (Э. А. Фарапонова, Л. А. Запорожец, И. И. Будниц-кая, Н. В. Соломин и др.). Выявлены возросшие познавательные возможности учащихся младших, средних и старших классов в усвоении технического и технико-технологического материала предмета трудовой политехнической подготовки (Э. А.. Фарапонова, Т. И. Данюшевская, Л. А. Запорожец, И. В. Терешкина, Е. Л. Шарова, А. М. Аверин, С. В. Ушиев). Развернуты исследования роли совместной и. совместно-распределенной деятельности учащихся на занятиях по труду в формировании их по-требностно-мотивационной и интеллектуальной сферы личности. Ведется исследование эффективности специальным образом орга-. низованного трудового обучения и воспитания для разностороннего развития учащихся.

В последние годы развернуты исследования роли различных способов организации совместной деятельности школьников на уроках труда (А. М. Михайлец, Е. Л. Шарова, С. В. Ушнев, Э. А. Фарапонова, Л. А. Запорожец и др.) и выявлен развивающий эффект таким образом организованного обучения. Как показали исследования, организованная на уроках труда совместная и коллективно-распределенная деятельность повышает уровень интеллектуальной активности уже у младших" школьников.

Систематическая организация совместной деятельности на уроках труда способствует более четкому выделению учебной задачи, осуществлению действий контроля и оценки, повышению качества и успешности деятельности. Для формирования мотиваци-онной стороны контроля у школьников необходима особая организация совместной деятельности на уроках труда, при которой им должна открываться социальная значимость контроля как необходимого звена совместной деятельности людей по производству продуктов труда.

Совместное решение учебных трудовых задач требует от младших школьников больших интеллектуальных усилий, поэтому для успешного решения задач школьникам не-


обходимы учебные модели, которые явились бы средством организации деятельности и способом совместного решения задач.

При организации совместной деятельности младших школьников необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Ученики е низкой эмоциональной устойчивостью даже при высоком интеллектуальном развитии могут давать отказы при совместном решении задач, особенно в затруднительных ситуациях. Межличностные отношения младших школьников оказывают меньшие воздействия на успех в совместной деятельности, чем личностные особенности (черты характера, эмоциональная устойчивость) каждого участника совместной деятельности (С. В.. Ушнев).

В условиях совместно осуществляемой трудовой деятельности у школьников воспитываются такие положительные личностные качества, как настойчивость в достижении общей цели, ответственность за выполняемую работу, добросовестность, инициативность, и дисциплинированность в работе и др.

Профессиональная ориентация молодежи в единстве со всей системой воспитательно-образовательной работы школы является одним из условий формирования молодого человека социалистического общества.

Начальными этапами профориентации являются, во-первых, профессиональное просвещение школьников, ориентирование в мире современных профессий, ознакомление их с возможностями трудоустройства в избранной области труда в стране и в данном регионе,, с перспективами их профессионального образования и совершенствования. Во-вторых, включение учащихся в комплекс мер по стимулированию их профессионального самоопределения и развитию у них качеств личности, способствующих успешной трудовой деятельности. В этой связи необходима информация о требованиях, предъявляемых современными массовыми профессиями, к уровню общетрудовой подготовки и к качествам личности человека (Т. И. Жукова).

В ряде исследований (Л. Н. Шестакович) показано, что успешному овладению профессиями на начальных этапах способствует сформированность у учащихся таких положительных качеств личности, как добросовестность, аккуратность, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении пели. Показано, что именно эти качества способствуют развитию специальных способностей- В этой связи невозможно ие-pe:^.t:-i;:Ti i .:-,:-г;:-: :т';;;г5:^ :;::;::':::"." и ответственности ва уроках труда, на занятиях в школьных мастерских и в учебно-производственных комбинатах. В процессе таким образом организованного трудового обучения я воспитания у школьников развиваются широкий технический кругозор и интерес к технике и производству, развиваются техническое мышление и возможности к творческому решению трудовых задач и т. д. Психолого-недагогическая задача состоит в том, чтобы воспитать у учащихся внутреннюю готовность, личную активную жизненную позицию в профессиональном


самоопределении с учетом своих ценностей и идеалов, общественных и личных нравственных принципов, с учетом своих возможностей и требований предстоящей профессиональной деятельности, потребностей общества, народного хозяйства.

В лаборатории НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР проводятся экспериментальные исследования возможностей и психолого-педагогических условий проведения более раннего начала профориентации на уроках труда (Э. А. Фарапоно-ва, Л. Н. Шестакович). Исследуются возможности введения элементов профессиональной ориентации на уроках труда в начальных классах. В экспериментальную программу включены такие занятия. Задачей работы с первоклассниками стало формирование, у них представлений о мире труда как едином целом, в котором все . отрасли труда и профессии взаимосвязаны. С этой целью в процессе обучения учащиеся получают сведения о больших группах профессий разных отраслей народного хозяйства, в которых необходимым элементом работы является умение самостоятельно ориентироваться в технической документации, отбирать необходимый материал и инструменты для работы, планировать и организовывать собственную и коллективную трудовую деятельность, проявлять трудолюбие и настойчивость в достижении цели и т. д., т. е. владеть системой общетрудовых умений интеллектуального характера, присущих профессиональной трудовой деятельности в разнообразных сферах: массовых рабочих профессиях, инженерных, медицинских, преподана, тельских и т. д. Коллективное изготовление учениками технических моделей используется и для того, чтобы показать, что в реальном производстве участвуют представители десятков и сотен профессий. Это помогает формированию представлений о едином мире профессий, в котором все работы являются ценными и необходимыми. Это служит формированию интереса к рабочим профессиям, уважения к людям труда, что является актуальной задачей формирования трудовой направленности школьников, их профессиональной ориентации. Большое внимание уделяется активизации учащихся, в работе используются соревнования, конкурсы, игры. Дети готовят рассказы о работе родителей, делают рисунки. Специальная работа проводится с родителями, которых знакомят с задачами проф-орпентацнонной работы и основными психологическими требованиями к рассказам о профессиях дом детей разных возрастов.

Таким образом, нссяедования показыва ют, что врн соответствующем отборе мате риала в экспериментальную программу, при соответствующей организации учебного про цесса, основывающейся на принципах тео рии учебной деятельности, возможно целе направленное управление развитием уча щихся, активизация их деятельности и раз витие их творческих возможностей, позна вательных интересов и общей трудовой на правленности.             .

В лаборатории проведены исследования возможностей и путей повышения, эффек-


тивности учебно-воспитательного процесса на занятиях по труду через вооружение учителей труда приемами и методами работы, характерными для творчески работающих преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в ПТУ и школе (В. Н. Забелин). Выделены наиболее эффективные приемы воздействия преподавателя, мастера (или будущего учителя — студента-практиканта) при решении задач на всех этапах урока в ПТУ, т. е. при постановке проблемы, ее принятии учащимися, разрешении и проверке. Подобраны учебно-производственные задачи, выявлены условия их использования, и разработана методика их применения в -учебном процессе на уроках развивающего обучения в ПТУ. Подготовлен и апробирован спецкурс, посвященный психолого-дндактическим основам развивающего обучения, в ходе которого коллектив студентов включается в исследовательскую работу по - определению наиболее эффективных педагогических методов и приемов работы. Выявлены психологические условия формирования творческих методов и приемов работы опытных учителей, у студентов и начинающих учителей.

Основным результатом работы можно считать подтверждение гипотезы о том, что специальное обучение начинающих преподавателей, мастеров и студентов педагогического института психолого-дидактическим основам развивающего обучения, применение специально разработанной схемы проблемного урока и перечня наиболее эффективных методов и приемов работы, выделенных на основе психолого-педагогнче-


ского анализа практики опытных, творчески работающих учителей, создание обстановки творческого поиска при подготовке и проведении проблемных уроков, организации исследовательской деятельности преподавателей, мастеров и студентов, анализ и отбор наиболее эффективных средств воздействия учителя при решении учебно-производственных задач способствуют форми-. рованию педагогического мастерства преподавателей, мастеров и студентов и в конечном итоге — повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и ПТУ.

Некоторые итоги работы лаборатории отражены в публикациях: «О комплексном подходе к политехническому трудовомуобу-чению в школе» (Вопросы психологии, 1978, № 6); «Исследование возможности формирования теоретических обобщений в процессе решения технических задач» (Вопросы психологии, 1979, № 4); «Психологические вопросы трудовой политехнической подготовки» (Вопросы психологии, 1978, № 3); «Развитие профессионально важных качеств при овладении рабочей профессией учащимися ПТУ» (Вопросы психологии, 1980, № 1); публикации докладов в материалах V Всесоюзного съезда психологов (1976), материалах IV и V Всесоюзных педчтений (1976 и 1979); в сборниках: «Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда» (М., 1977); «Проблемы деятельности в советской психологии» (ч. I, II. М., 1977); «Воспитание, обучение и психическое развитие» (М., 1977); «Психологические проблемы учебной деятельности школьника» (М., 1977).