Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

 

В. Я. ДЫМЕРСКИЙ

Москва

 

Труд в сфере современного производства предъявляет повышенные требования ко многим качествам личности работника и в особенности к его интеллектуальному потенциалу. Вместе с тем под влиянием научно-технического прогресса создаются предпосылки многостороннего развития личности.

Подготовка к труду неразрывно связана с формированием интеллектуальных умений и навыков, обеспечивающих не только умственное развитие учащихся, но, в значительной мере, и их творческое отношение к овладению профессией. К таким умениям относятся планирование, наблюдение и контроль, чтение технической документации, создание на ее основе адекватных образов и оперирование ими в процессе работы; самостоятельное пополнение знаний и их применение в разнообразных практических условиях, рациональная организация своего труда, эффективный и экономный расход производственных средств и материалов. Именно эти умения обеспечивают возможность проявлять профессиональное мастерство и новаторство, трудиться творчески и инициативно.

Формирование интеллектуальных умений является предпосылкой овладения не одной, а рядом смежных специальностей и тем самым способствует воспитанию профессионала широкого профиля.

Что такое интеллектуальные умения и навыки, какова их роль в современных видах профессиональной деятельности, из каких психических компонентов они складываются, каковы пути их формирования в процессе обучения в ПТУ — все это глубоко и содержательно описывается в книге И. С. Якиманской1.

Автор на основе многолетних наблюдений за процессом обучения в ПТУ, экспериментальных исследований роли интеллектуальных умений в деятельности наладчика токарных автоматов и полуавтоматов, слесаря-ремонтника, токаря, оператора АСУ на богатом фактическом материале раскрывает особенности деятельности, направленной на техническую эксплуатацию оборудования, его наладку, контроль за автоматически действующим оборудованием, выполнение технологических операций и управление технологическим процессом в целом. В книге раскрывается специфика трудовой деятельности, связанной с опосредствованным характером управления действующими станками и механизмами, и психологические условия, обеспечивающие эффективность этой деятельности: Большой интерес представляют сравнительные характеристики сигнализирующих устройств (телевизионных установок, приборных шкал, панелей и т. п.) и пультов управления, рассматриваемых с точки зрения их влияния на характер приема и переработки человеком наглядной и знаковой информации. Убедительно обосновывается роль образного мышления, необходимость его планомерного формирования в процессе обучения специальности.

Хотя автор вплотную подошел к классификации видов наглядности, используемой в современном производственном обучении, в книге, к сожалению, намечены лишь общие психологические основания для такой классификации. Большое значение, с нашей точки зрения, имеет разработка научно обоснованных требований к учебной наглядности, используемой при подготовке профессионала. Этот вопрос является естественной перспективной линией рецензируемого исследования.

Раскрывая роль интеллектуальных умений в овладении рабочими профессиями, автор справедливо подчеркивает, что эти умения есть своеобразный «сплав головы и рук». Использование интеллектуальных умений в профессиональной деятельности — это обязательно их практическое применение, в процессе которого происходит проверка их действенности, полноты, истинности и обогащение новым содержанием. Вне применения интеллектуальных умений на практике не может быть их полноценного формирования.

В книге рассматривается вопрос о соотношении теоретических и практических знаний, о взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения, даются научно обоснованные рекомендации о путях формирования интеллектуальных умений и навыков в производственном обучении. Как справедливо подчеркивает автор, интеллектуальные умения включают в себя знания особого рода: в них отражается не только результат труда, но и процесс его достижения. Овладение этим процессом (осознание его, самостоятельное, построение) возможно при формировании у учащихся умственных приемов, которые должны быть специальным предметом усвоения. В книге показано, из каких умственных приемов состоят, например, такие действия, как осмотр заготовки и готовой детали, наблюдение за состоянием автоматически работающих станков, планирование последовательности выполнения практических действий, чтение технической документации и т. п. Овладение ими обеспечивает не только профессиональную подготовку, но и формирование важных качеств личности: наблюдательности и оперативности в принятии решений и их реализации, способности выбора оптимальных и предвосхищения возможных

 

175

 

результатов, оценки их продуктивности и т. п. Автором подробно раскрыты также формы организации производственного обучения, обеспечивающие развитие профессионально значимых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

Книга непосредственно адресована мастеру производственного обучения ПТУ. Однако анализ профессиональной деятельности с позиций психологии, выполненный автором, делает ее интересной для широкого круга читателей. В книге содержится много ценных мыслей и рекомендаций для усовершенствования трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ, высших и средних специальных учебных заведений; ставятся актуальные проблемы единства и преемственности развивающего обучения, формирования личности профессионала.

В книге справедливо подчеркивается, что учебная и трудовая деятельность, несмотря на различие их функций, имеют в психологическом содержании ряд общих компонентов, что является предпосылкой единой логики развития личности на разных этапах ее формирования. Однако эта важная мысль не нашла достаточно полной реализация.

В целом рецензируемая книга характеризуется умелым подбором фактического материала, сочетанием четкости психологического анализа, конкретности и ясности изложения, практически-педагогической направленностью.

 



1 Якиманская И. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. — М.: Высш. школа, 1979 .— 88 с.