Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

164

 

КАРЕН ХОРНИ. ТИХИЙ БУНТАРЬ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

 

Rubins J. Karen Horney. Gentle Rebel of Psychoanalysis. — London: Weidenfeld and Nico-los, 1979. — XVIII + 362 p.

 

Работа профессора клинической психиатрии Нью-йорского медицинского колледжа Джека Рубинса является по сути биографическим исследованием, однако она дает определенное представление и о психоаналитических концепциях К. Хорни (1885 — 1952), и об истории развития психоанализа на Западе.

Автор освещает эволюцию взглядов Хорни в контексте ее семейного и интеллектуального окружения. Он последовательно рассматривает жизненный путь Хорни, на фоне которого излагает ее основные психоаналитические идеи, начиная с первых интерпретаций сновидений и трактовки бессознательных мотивов поведения человека и кончая критикой ряда теоретических положений психоаналитического учения Фрейда и выдвижением собственных концепций «внутриличностных конфликтов», «основного беспокойства», «идеализированного Я», «самореализации» сущностных сил индивида.

На протяжении всей работы Дж. Рубинс стремится показать, кто из западных психоаналитиков и философов оказал наибольшее влияние на формирование теоретических представлений Хорни о природе человека, его движущих силах, взаимоотношениях с окружающим миром. По мнению автора, на становление психоаналитических концепций Хорни существенное влияние оказали наряду с 3. Фрейдом такие психоаналитики, как К. Абрахам, Г. Гроддек, Ф. Алексапдер, Г.-С. Салливэн, Э. Фромм, К. Томпсон и др. Хорни была знакома и с философскими работами Ницше, Канта, Кьеркегора, Гуссерля, Ясперса. Будучи практикующим психоаналитиком, Хорни участвовала в дискуссиях с П. Тиллихом и Г. Циммером по поводу трактовки и понимания экзистенциализма М. Хайдеггера, логического позитивизма Р. Карнапа, символизма Э. Кассирера. Она не только обнаруживает глубокое знание феноменологии и экзистенциализма, но и соотносит свои психоаналитические концепции с философскими идеями Платона, Августина, У. Джеймса. В последние годы жизни, по свидетельству автора, Хорни стала проявлять особый интерес к восточной философии, в частности к дзен-буддизму: она находит общие мотивы между психоанализом и дзен-буддизмом, пытается интерпретировать основные понятия этой философии в терминах своего психоаналитического учения.

Автор уделяет внимание эволюции взглядов Хорни на причины возникновения невротических заболеваний, существо неврозов и понимание движущих сил, лежащих в основе человеческого поведения. Так, в первой своей работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) Хорни обратила внимание на культурные факторы, обусловливающие невротические реакции индивида, однако все же не смогла удовлетворительно объяснить, как эти внешние факторы соотносятся с внутрипсихическими силами и механизмами, порождающими невротические реакции индивида. В последующих работах Хорни внесла изменение в понимание как существа неврозов, так и природы человека. В частности, в книге «Наши внутренние конфликты» (1945) акцент сделан не столько на социокультурном окружении, сколько на взаимоотношениях между людьми. Психические стрессы, возникающие на почве установления противоречивых, а подчас и враждебных отношений между людьми, рассматриваются теперь Хорни как источник так называемого основного конфликта, образующего ядро всех неврозов. Впоследствии в книге «Неврозы и развитие человека» (1950) эта концепция также была

 

165

 

подвергнута модификации. В окончательно сформулированном виде психоаналитическое учение Хорни основывается уже на предпосылке, что неврозы обусловлены отчуждением личности от «самости», преобладанием в ней идеализированного Я, являющегося продуктом иррационального воображения индивида. Психоаналитическая терапия сводится к тому, чтобы путем раскрытия идеализированного Я с его невротическими попытками разрешения внутриличностиых конфликтов помочь человеку в его подлинном развитии, в развертывании его сущностных сил в направлении достижения «самости». Такова эволюция взглядов Хорни, приведшая к выдвижению концепции самореализации человеком своих внутренних потенций, конструктивных сил.

В заключительной части работы показывается, какое влияние оказали психоаналитические концепции Хорни на развитие некоторых направлений в современной психологической мысли на Западе. Автор считает, что ее идеи органически вписались в «эго-психологию». Концепция идеализированного Я была в дальнейшем подхвачена такими западными психологами, как А. Рейх и С. Нови. Представления Хорни об интеграции личности, патологической самооценке и защитных механизмах Я были развиты Г. Кохутом и О. Кернбергом. Идеи Хорни, относящиеся к пересмотру взаимоотношений между аналитиком и пациентом, ее терапевтическая методика, ориентированная на то, чтобы осознание пациентом своего внутреннего мира было не просто интеллектуальным знанием, а эмоциональным переживанием, легли в основу гештальттерапии Ф. Перлза, Д. Уитакера и «эмпирической терапии» Мэлоуна. Концепция самореализации получила отражение в школе самоактуализирующей психотерапии. Некоторые идеи Хорни легли в основу психологических теорий К. Гольдштейна и А. Маслоу.

В книге содержится ряд интересных соображений, проливающих свет и на жизненный путь Хорни, и на ее психоаналитическое учение. Однако в ней имеются такие оценки, касающиеся понимания существа концепций Хорни и истории психоаналитического движения, которые не только представляются сомнительными, но и вызывают серьезные возражения. Так, нельзя согласиться, на наш взгляд, с утверждением автора, что классификация Хорни как неофрейдиста культурной ориентации является ошибочной. Не может быть принята как нечто само собой разумеющееся разделяемая им версия, будто сформулированные Фрейдом психоаналитические идеи вызвали резкую оппозицию на Западе, обусловившую изоляцию основателя психоанализа от научного мира. К этому следует добавить, что в книге далеко не полно раскрыт, по нашему убеждению, вопрос об идейном влиянии на Хорни западных теоретиков. Крайне бегло говорится и о новых направлениях в современной западной психологии, сторонники которых активно используют психоаналитические идеи Хорни. В целом же, являясь одной из немногих работ, излагающих биографию Хорни и рассматривающих ее психоаналитические концепции, книга Дж. Рубинса может заинтересовать психологов, специализирующихся в области критического осмысления теоретических принципов и методологических установок психоанализа, а также исследующих проблемы истории психологии.

 

В. М. Лейбин

Москва