Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

161

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ

 

Kihlstrom J. F., Evans F. J. (eds.) Functional disorders of memory. Hillsdale, N. J.: L. Erlbaum Ass. (disfr. by J. Wiley & Sons), 1979. XI + 420 p.

 

Существует практически необозримая литература, посвященная экспериментальному изучению тех или иных аспектов нормального функционирования памяти и анализу ее выраженных, чаще всего нейропсихологических, нарушений. В рецензируемой книге речь идет о функциональных расстройствах памяти, не имеющих явного патологического происхождения.

Книга состоит из трех разделов. Первый раздел «Нарушения и аномалии памяти в повседневной жизни» включает четыре статьи, которые группируются тематически вокруг таких проблем, как различия между эффективностью воспроизведения и узнавания, природа детской амнезии и специфические изменения памяти в старческом возрасте. Наиболее детально в эмпирическом и теоретическом отношении разработана последняя из этих проблем (Д. Шопфилд и М. Стоуне). Что касается двух статей по детской амнезии, то одна из них содержит описания достаточно далеких по тематике опытов на животных, тогда как вторая посвящена в основном теоретическим рассуждениям: используя концепцию Ж. Пиаже, авторы (Ш. Уайт и Д. Пилимер) утверждают, что постепенная социализация закрывает доступ к ранним, «не социализованным» содержаниям психических процессов ребенка.

Второй раздел книги содержит пять статей о нарушениях памяти, связанных с особыми состояниями сознания. Он открывается (довольно неожиданно, если учесть, что речь должна идти о сознании) обзором исследований по ретроградной амнезии, вызываемой электрошоковым раздражением у животных. За этим следуют статьи об изменении памяти под влиянием общего наркоза, гипнотических инструкций и о восстановлении содержания сновидений. Раздел завершается серьезной работой Дж. Свенсона н М. Кинсборна, рассматривающих современное состояние исследований феномена зависимости воспоминания от общего функционального состояния индивида.

Третий раздел книги «Психодинамические факторы памяти» содержит статьи, в основном посвященные проблеме вытеснения. Поскольку эта проблема впервые была поставлена в психоаналитической литературе, понятно, что особое место здесь должно было быть уделено разбору случаев вытеснения, описанных в работах П. Жане, 3. Фрейда, Б. Харта и других авторов. К сожалению, статьи этого раздела, как правило, содержат лишь пересказ этих случаев, не добавляя современных научных данных, на основе которых можно было бы перевести разработку этой проблематики из области мифологии в область экспериментальной психологии. Лишь М. Эрдели и Б. Голдберг предприняли попытку объяснить вытеснение с позиций теоретических моделей современной когнитивной психологии. Кратко объяснение сводится к указанию на селективность

 

162

 

ряда этапов переработки информации человеком: при поиске информации в окружающем мире, считывании из иконической памяти, повторении в первичной памяти, поиске в памяти и т. д. Однако столь общие соображения также едва ли позволяют говорить о существенном прогрессе в понимании механизмов вытеснения.

Книга «Функциональные расстройства памяти» представляет интерес как одна из первых попыток анализа проблем, разработка которых может иметь большое практическое значение.

 

Б. М. Величковский

Москва