Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

141

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ

ПРИБОР ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

СОВМЕСТНОЙ ГРУППОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ю. В. СИНЯГИН, Н. Ю. СИНЯГИНА

Ульяновский педагогический институт

 

В последнее время в методах социально-психологических исследований групповых процессов наблюдается тенденция сближения их с методами естественных наук, заключающаяся в стремлении экспериментаторов максимально стандартизовать методики исследований, шире использовать возможности математического аппарата, применять различные технические средства. Этот процесс в значительной мере определяется логикой развития социально-психологической науки, теория которой, достигнув определенного уровня, настоятельно требует качественных изменений и в сфере методик.

Одним из путей технического оснащения социально-психологических исследований является создание различных устройств и приборов, моделирующих совместную групповую деятельность, которая служит предметом исследования при решении широкого круга проблем, связанных с изучением эффективности групповой деятельности, психологической совместимости, лидерства, а также целого ряда других проблем, ставящих исследователя перед необходимостью изменения многих параметров: сложности и характера групповой задачи, степени взаимосвязи членов группы в процессе совместной работы и т. д.

В настоящее время создан и довольно широко используется в различных социально-психологических исследованиях целый ряд приборов, позволяющих моделировать групповую деятельность [1], [2], [3], [5].

В данной статье описывается прибор, являющийся одним из вариантов подобных устройств, созданный на кафедре психологии Ульяновского государственного педагогического института им. И. Н. Ульянова под общим теоретическим руководством Р. С. Немова (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва).

Общий вид прибора изображен на рис. 1.

Конструктивно прибор выполнен в виде двух основных блоков.

1. Блок экспериментатора (1-—1) состоит из пульта управления, на переднюю панель которого вынесены: а) 24 переключателя, позволяющие экспериментатору установить структуру связей в групповой задаче, определяемой целями экспериментального исследования и числом членов изучаемой группы, б) выключатель напряжения

 

 

142

 

сети, в) индикаторная лампочка. На задней панели пульта экспериментатора размещено шесть четырехконтактных разъемов для подключения панелей испытуемых.

2. Блок испытуемых включает шесть идентичных панелей, на каждой из которых расположена электрическая кнопка и электромеханический импульсный счетчик (1—2). Каждая панель соединяется с пультом экспериментатора при помощи четырех-жильного кабеля длиной 1,5 ÷ 2,0 м.

Электрическая схема обеспечивает возможность различного соединения кнопок и электромеханических счетчиков при помощи переключателей, расположенных на панели экспериментатора. Нажатие кнопки на панели испытуемого вызывает, в зависимости

 

 

Рис. 2. Некоторые возможные варианты связей.

(Кружочек с цифрой условно обозначает панель с электромеханическим счетчиком, стрелка — электрическую связь между кнопкой, расположенной на данной панели, и панелями других членов группы.)

 

от установленного режима работы, срабатывание от одного до четырёх счетчиков на панели данного испытуемого и других членов группы, в результате чего показания счетчиков увеличиваются на единицу.

Задача, которая ставится перед группой, заключается в наборе членами группы на индивидуальных счетчиках чисел, заданных экспериментатором, путем нажатия электрических кнопок, расположенных на панелях. Однако, так как при этом происходит срабатывание счетчиков на панелях других испытуемых, задание не может быть выполнено без взаимодействия членов группы, установления определенной договоренности о последовательности действий по решению задачи (т. е. плана предстоящей деятельности). Задача считается решенной только в том случае, когда на счетчиках всех испытуемых набраны заданные экспериментатором числа.

Попытка индивидуального решения задачи приводит к тому, что на счетчиках набирается число, превышающее заданное. В этом случае члены группы должны нажать кнопку «сброс» на индивидуальных счетчиках и вернуться в решении задачи к исходной позиции. Число групповых сбросов может служить в связи с этим одним из показателей успешности группового взаимодействия. Исключение представляют ситуации, в которых экспериментатором специально не оговаривается сброс показаний счетчиков всеми членами группы, в этом случае кнопка «сброс» может быть использована каждым испытуемым в отдельности для достижения групповой цели.

От характера установленной структуры связей зависит вид групповой задачи, которая может быть симметричной (рис. 2а, б, в) и несимметричной (рис. 2г). В первом случае все члены группы находятся в одинаковом положении: каждый связан с одинаковым числом партнеров (от одного до трех). Так, на рис. 2а изображена ситуация, в которой каждый член группы с помощью кнопки может воздействовать на показания своего счетчика и на счетчик еще одного члена группы. Несимметричные задачи возникают при выборе .экспериментатором такого режима работы, при котором некоторые члены группы связаны с большим числом партнеров, чем другие. На рис. 2г это испытуемые, работающие за пультами «2» и «3» (они могут влиять сразу на показания трех счетчиков).

 

143

 

На рис. 2в изображена полная система связей, установление которой возможно с помощью прибора.

Вид групповой задачи определяет ее сложность, относительная величина которой может быть определена, например, по количеству реализуемых в задаче связей. Однако сложность групповой задачи может изменяться и варьированием других параметров — в частности ее условия. Так, ограничив возможность использования кнопки «сброс» отдельными испытуемыми и поставив условие о сбросе показаний на всех счетчиках при наборе хотя бы на одном из них числа, превышающего заданное, можно существенно

 

 

 

Рис. 3. Процесс решения задачи.

 

увеличить сложность задания. В этом случае показателем сложности будет уже, при неизменной структуре связей, число возможных решении предложенного группе задания. Возможны и другие пути варьирования сложности: наложение определенных ограничений на последовательность действий, на способы группового взаимодействия и т. д.

Одной из отличительных особенностей прибора является возможность достаточно простого математического описания алгоритма решения задачи, что, на наш взгляд, дает возможность более четко фиксировать процесс нахождения решения, оценивая его с точки зрения соответствия взаимодействия членов группы заданному алгоритму, дифференцировать различные этапы решения, регистрировать динамику поиска.

Математически структура связей может быть описана с помощью системы шести алгебраических уравнений. Параметрами в этих уравнениях являются: число импульсов, поданных от каждой кнопки, и показания соответствующих счетчиков.

Приведенная ниже Система уравнений описывает полную структуру связей, изображенную на рис. 2в.

 

 

где: Х1 — показатель счетчиков, а1 — число импульсов от соответствующей кнопки.

При изменении характера взаимосвязи изменяется и описывающая ее система уравнений, причем симметричные задачи описываются циклической системой, имеющей, как известно из математики, ограниченное число целочисленных решений, количество которых определяется видом системы (отражающей число связей) и значениями величин Х1, заданных экспериментатором. Благодаря этому появляется еще одна возможность изменения сложности групповой задачи, заключающаяся в варьировании значений X1 в пределах фиксированного режима.

 

144

 

Вид системы уравнений при несимметричных задачах может быть различным в зависимости от выбранной структуры связей. Такие задачи могут иметь как множество решений, так и единственно возможное решение, определяющееся режимом «работы и величинами X1. При этом также возможно варьирование сложности в пределах фиксированного режима.

Таким образом, прибор позволяет изменять характер и сложность, групповой задачи путем изменения структуры связей, варьирования значений Х1 а также наложением определенных ограничений на процесс решения.

Исследования, проведенные с помощью прибора, показали, что процесс решения испытуемыми задачи включает, как правило, ряд этапов: попытка индивидуального решения, установление характера взаимосвязи, составление плана решения, реализация плана. Если после прохождения этих стадий решение задачи не найдено, процесс повторяется с этапа планирования (рис. 3). Первый этап (попытка индивидуального решения) наблюдается обычно лишь при выполнении первой задачи, решение последующих задач начинается сразу после второго этапа.

Показателями успешности работы группы могут служить: время, затраченное группой на каждом этапе работы, общее время решения задачи, число попыток (групповых сбросов). Кроме того, в процессе работы группы над решением задачи фиксируется активность членов группы и ее характер с помощью «регистратора групповой активности» (Р. С. Немов, Ю. В. Синягин [4]) как на отдельных этапах, так и при выполнении задания в целом.

Данные проведенных с помощью прибора исследований показывают достаточную стабильность получаемых результатов. Так, среднее время, затрачиваемое группами на решение задач типа «кольцо» (рис. 2а), составляет 10,6±1,9 м, а задачи, изображенной на рис. 26, — 16,2±2,8 м.

Высокая чувствительность предлагаемой аппаратурной методики была зафиксирована при сравнении успешности работы групп, отличающихся по уровню социально-психологической зрелости. Некоторые результаты, полученные в ходе этого исследования, приведены в таблице.

 

 

Значительное количество различных режимов работы позволяет, на наш взгляд, наряду с исследованием проблем групповой эффективности использовать прибор и в других социально-психологических исследованиях.

Так, возможны режимы работы, при которых испытуемые могут влиять на показания счетчиков, расположенных на панелях других членов группы, но не могут воздействовать на свои индивидуальные счетчики. Сопоставление времени выполнения задания при этом режиме работы с временем работы в других режимах может, как нам кажется, дать некоторую информацию о коллективистической направленности группы и отдельных ее членов. Несимметричные задачи могут быть использованы при исследовании проблем лидерства и т. д.

 

1.       Горбов Ф. Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. — М., 1975.

2.       Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. — Л., 1967.

3.       Медведев В. В. Экспериментальная установка для исследования согласованности групповых действий и рационального подбора группы. — Вопросы психологии, 1967, №2.

4.       Немов Р. С, Синягин Ю. В. Регистратор групповой активности. — Вопросы психологии (в печати).

5.       Уланский Л. И., Чернышев А. С., Тарасов Б. В. Групповой сенсомоторный интегратор. — Вопросы психологии, 1969, № 1.