Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

118

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ

УЧИЛИЩ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 

А. А. КИРИЛЬЦЕВА

НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва

 

Современный этап развития промышленного производства выдвигает проблему производственной адаптации молодежи как одну из самых актуальных. Известно, что удельный вес молодежи среди увольняющихся составляет 70—74%, причем самый большой отсев новичков приходится на первые два-три года работы [5]. На первом месте по числу оставляющих работу находится возрастная группа молодых рабочих, от 16 до 19 лет [3]. Это в. основном юноши и девушки, окончившие общеобразовательные школы и профтехучилища. Тот факт, что профессиональная устойчивость среди названных выше категорий молодежи невысока, со всей очевидностью выдвигает проблему изучения периода вхождения молодых людей в профессию, поисков путей и способов оптимизации процесса адаптации молодых рабочих на предприятии.

Исследования по производственной адаптации молодых рабочих были проведены в нашей стране в основном социологами. Их работы способствовали выявлению содержания и структуры процесса, определению факторов и критериев производственной адаптации. В последнее время особое внимание исследователи стали обращать на рассмотрение психологического и социально-психологического аспектов производственной адаптации. Во многих работах указывается, что трудности, с которыми сталкиваются гоноши и девушки, осваивая первую профессию, связываются прежде всего с этой стороной адаптации [2], [4].

Задачей предпринятого нами исследования явилось выделение и изучение психологических особенностей производственной адаптации выпускников профтехучилищ и средних школ. До сих пор дифференцированного подхода к изучению этих категорий не проводилось, они рассматривались в общем контингенте новичков, приступающих к работе.

Мы понимаем производственную адаптацию как процесс знакомства с производством, постепенного вхождения в него. Критерии, на основании которых можно судить об эффективности данного процесса, могут быть: объективные — скорость овладения производственной специальностью, нормы выработки, рост мастерства, социальная позиция в коллективе, отношение к нравам и обязанностям члена коллектива и субъективные — удовлетворенность работой, коллективом, своей позицией в коллективе.

Хотя исследований, посвященных психологическому и социально-психологическому аспектам адаптации на производстве, еще недостаточно, из опубликованных материалов следует, что различия в особенностях адаптационного процесса тех и других существуют [2], [1]. Мы предположили, что эти различия будут связаны с удовлетворенностью работой и коллективом, социально-психологической позицией, самооценкой личности и некоторыми другими факторами.

Для того чтобы выяснить, каковы специфические особенности изучаемых нами категорий молодежи, широко использовались как интенсивные, так и экстенсивные методы сбора информации. Опросники, стандартизованные интервью, беседы, анкеты, самоотчеты дали обширный материал о характере процесса адаптации молодых рабочих. смИсследование проводилось среди выпускников школ и ПТУ, пришедших на промышленные предприятия Москвы и Казани в 1977—1979 гг. Построение выборочной совокупности осуществлялось в три ступени. На первой определялся список промышленных предприятий, имеющих достаточно большое число молодежи, окончившей школы или ПТУ. Таких предприятий было отобрано 10. На второй ступени определялся перечень цехов данных предприятий, рабочие которых должны были принять участие в опросе. Цеха отбирались с тем расчетом, чтобы в равной мере были представлены и те, где производственная адаптация молодых рабочих проходила эффективно, и те, где, наоборот, она была малоэффективной. В качестве объективного критерия адаптации мы взяли текучесть кадров. На третьей ступени составлялись списки юношей и девушек, окончивших ПТУ или пришедших со школьной скамьи. Мы ограничили выборку возрастными рамками от 17 до 20 лет, в которую вошли молодые люди, имеющие стаж работы от нескольких недель до трех лет. Данное место работы для них было первым в их трудовой биографии. Главным критерием отбора на последней ступени было требование включить в выборку лиц, занятых непосредственно производительным трудом, т. ё. работающих на станках, конвейере и т. и. Всего было

 

119

 

опрошено 730 человек. В окончательную выборочную совокупность вошли 658 юношей и девушек обеих категорий. 80% юношей и девушек работают на станках и 20 заняты по различным специальностям основного производства. Среди опрощенных 378 молодых рабочих, пришедших на завод сразу после окончания школы, и 280 человек, окончивших профессионально-техническое училище.

Мы предполагали, что выпускники ПТУ будут себя чувствовать на предприятия увереннее выпускников школ. Мы исходили из следующих соображений: психологическая готовность к работе в сфере материального производства у молодых людей, имеющих профессиональное образование, во многом определяется самим ходом учебно-воспитательного процесса в училище. Напротив, для большинства юношей и девушек, пришедших со школьной скамьи, переход к новому для них виду деятельности не обеспечен предшествующим этапом профессиональной ориентации. Кроме того, теоретическая и практическая подготовка по специальности для выпускников ПТУ служит исходной предпосылкой для получения ими профессионального статуса на первом этапе включения в новый трудовой коллектив. Выпускники школ, имея лишь самые общие трудовые умения и навыки, специальностью профессионально не владеют. Приобретение имя специальности происходит в более трудных условиях (отсутствие глубокой теоретической подготовки, сжатые сроки обучения и др.).

Как показали материалы нашего исследования, выдвинутое предположение не подтвердилось. Оказалось, что в первые полгода выпускники ПТУ считают, что меньше освоились на новом рабочем месте, чем выпускники школ. Ответы на вопрос «Можете ли вы сказать, что вы на новом рабочем месте освоились?» распределились следующим образом (см. табл. 1).

Из таблицы следует, что обе группы испытуемых различаются на статистически значимом уровне 0,001 (критерий Стьюдента t=4,70 при р<0,001). Мы видим, что почти половина новичков, пришедших на предприятие после окончания ПТУ, отвечали отрицательно или воздержались от прямого ответа. Это означает, что овладение специальностью на белее высоком уровне по сравнению с выпускниками школ не дает им преимущества на первом этапе адаптации. Профессиональная подготовка как предпосылка для овладения новым видом деятельности является важным и необходимым, но недостаточным условием эффективной производственной адаптации. Примером служат нередкие случаи, когда человек, хорошо владеющий специальностью, тем не менее при соответствующих условиях принимает решение сменить ее на другую по причинам, выходящим за рамки узкопрофессиональных интересов. Для адаптации не менее важным оказывается чувство включенности, освоенности на рабочем месте.

Разумеется, данные, приведенные в табл. 1, нельзя интерпретировать таким образом, что выпускники ПТУ адаптируются на предприятии хуже, чем выпускники школ. Чувство освоенности, включенности, которое отметило у себя большинство выпускников школ, еще не может быть принято за подлинную адаптацию. Это чувство может быть преходящим, поверхностным. Оно может иметь своим источником внешнюю мотивацию трудовой деятельности. Не всегда такая адаптация есть социально желательное явление. Адаптация молодых рабочих, например в коллективах низкого уровня развития, имеет негативные последствия как для личности самого рабочего, так и для общества в целом.

Как показали исследования, для выпускников ПТУ и школ серьезные трудности представляют именно психологический и социально-психологический аспекты производственной адаптации. Для каждой категории молодых рабочих они носят специфический характер.

В настоящей статье излагаются некоторые результаты проведенного нами исследования производственной адаптации выпускников ПТУ и школ. Материалы относятся главным образом к самооценке молодых рабочих и удовлетворенности работой на производстве. Данные, описанные в этой статье, касаются первого полугодия пребывания молодых рабочих на предприятии.

Таблица 1

Ответы выпускников школ и ПТУ на вопрос: «Освоились

ли вы на новом рабочем месте?»

(в %)

 

 

120

 

Хорошо известно, что первоначальный период вхождения в работу является особенно трудным. На этом этапе происходят важнейшие психологические перестройки личности молодого человека, изменяется его потребностно-мотивационная сфера, формируется новый уровень самосознания, самооценка, более сложными становятся его связи с социальным окружением. Новая социальная позиция, естественно, приводит к изменению требований, предъявляемых к бывшим учащимся ПТУ или школы.

Мы задались вопросом о том, какие представления о выпускниках, приходящих после ПТУ и после школы, существуют у членов производственных коллективов. Для этого мы предложили мастерам, бригадирам, наставникам, административным работникам (всего опрошен 121 человек) составить совокупный портрет типичного выпускника ПТУ и типичного выпускника школы. Производственников просили отметить точкой на семибалльной шкале степень сформированности некоторых качеств, характеризующих отношение молодых людей (отдельно по каждой категории) к работе, людям, нормам выработки. Шкала представляла собой континуум, один полюс которого принимался за высокую степень развития качества (+3), другой — за низкую (—3). Всего предлагались 24 дихотомические пары. Список предлагаемых качеств был составлен на основе предварительного опроса экспертов (ими были руководители производства разных уровней), отметивших данные качества как существенные и необходимые для выполнения работы в условиях производства.

Помимо этого, производственников просили оценить некоторые деловые качества новичков, относящиеся к выполнению работы по специальности: умение читать чертежи, подбирать и пользоваться инструментом, планировать работу, переключаться с одной операции на другую. Мастера должны были также охарактеризовать некоторые стороны поведения новичков в коллективе (ответственность, общительность и др.).

Как показало исследование, у членов производственных коллективов сложился устойчивый обобщенный образ новичка — выпускника ПТУ и новичка — выпускника школы. Представления о данных в социально-психологических группах существенно различаются. Образ выпускника ПТУ преимущественно связывается с представлением о молодом рабочем, способном быстро включиться в производственный процесс, в сравнительно короткий срок достичь установленных норм производительности труда и хорошего качества продукции. Мастера отмечают хорошую профессиональную подготовку у большинства выпускников ПТУ, самостоятельность при выполнении производственных заданий, неплохую ориентировку в технологии.

Таблица 2

Ответы выпускников школ и ПТУ на вопрос: «Устраивает

ли вас сейчас ваша работа (в %)

 

 

Таблица 3

Ответы выпускников школ и ПТУ на вопрос: «Чего лично вы

ждали от работы?» (в %)

 

 

121

 

Образ выпускника школы скорее всего ассоциируется с хорошо эрудированным молодым человеком. Общеобразовательная подготовка служит ему хорошей базой для успешного овладения профессиональными умениями и навыками. По мнению мастеров, выпускников школ отличает добросовестное отношение к делу, стремление к самоусовершенствованию.

Для оценивания, как выяснилось, применяются различные, неодинаковые мерки и эталоны. Эталонные представления о новичках отражают два аспекта оценивания: деловые качества и межличностное общение. При оценивании выпускников ПТУ на первое место выдвигается деловая сторона. При оценивании выпускников школ — межличностное общение. Это объясняется разными социальными ожиданиями по отношению к новичкам. От выпускника ПТУ ожидают прежде всего хорошей профессиональной подготовки. От выпускника школы — высокого общеобразовательного и культурного уровня.

Из вышесказанного следует, что обобщенный образ новичков (выпускников ПТУ или школы), сложившийся в сознании представителей определенных профессиональных групп, является одним из регуляторов взаимоотношений, устанавливаемых между коллективом наличностью, участвующей в нем. Явление стереотипизации особенно сильно сказывается на характере адаптационного процесса в самый первоначальный период. Сложившиеся стереотипные представления отразились на характере рефлексивных ожиданий личности, входящей в коллектив.

Изменение самооценки личности молодых рабочих, проведенное в нашем исследовании, показало следующее. Самооценка измерялась с помощью методики полярных профилей. Мы рассматривали самооценку как соотнесение своих способностей в профессиональной деятельности, коммуникативных способностей и личностных черт, характеризующих отношение к нормам коллектива, с некоторым идеальным представлением молодого рабочего о работнике и о члене коллектива. Новичкам предлагались те же самые качества, список которых ранее оценивали мастера. Приведем самые общие результаты. Замер проводился спустя три месяца после поступления на предприятие.

Наши данные говорят о том, что самооценка выпускников ПТУ в целом ниже, чем у выпускников школ. Исключение составляет самооценка уровня профессионального мастерства. Здесь, наоборот, выпускники школ оценивают себя ниже (на «хорошо» и «отлично» оценивают качество знаний по специальности 46% опрошенных выпускников ПТУ и 26% выпускников школ). Выпускники ПТУ, высоко оценивая свои профессиональные умения и навыки, при этом считают, что у них менее развиты такие качества, как организованность, добросовестность и дисциплинированность.

Выпускники школ оценивают себя выше по общеобразовательному уровню. Так, считают свои знания отличными и хорошими 37% выпускников школ и 23% выпускников ПТУ. Добросовестное выполнение производственных обязанностей отметили у себя 75% выпускников школ и 66% выпускников ПТУ.

Сравнивая самооценки с оценками, данными новичкам мастерами, бригадирами и наставниками, заметим, что наиболее адекватные самооценки наблюдаются у выпускников ПТУ. Тенденция к высокой самооценке, свойственная молодым людям, пришедшим после школы, и сравнительно невысокая самооценка выпускников ПТУ говорят о разном видении себя в новой деятельности, о разном самочувствии на первом этапе вхождения в работу. Разная позиция, которая выступила на первых порах у этих двух категорий молодых рабочих, не может не сказаться в дальнейшем.

Это отразилось на степени удовлетворенности работой (см. табл. 2).

Сравнение показывает, что удовлетворенность работой у молодых рабочих обеих групп неодинаковая. Различия достоверны (t = 2,05 при р<0,05). Чем можно объяснить эти различия? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к уровню притязаний данных групп молодежи, к тому, каковы ожидания в профессиональной сфере. Мы пока не касаемся вопроса о том, что вкладывает в понятие «удовлетворенность работой» каждая категория работающих. Критерии, которыми они руководствуются, различны.

 

Таблица 4

Ответы выпускников школ и ПТУ на вопрос: «Получили ли

вы в результате работы то, чего ждали?»

 

 

122

 

Результаты, касающиеся основных ожиданий, связанных с предстоящей работой, отражены в табл. 3. Из предлагаемого перечня возможных ответов испытуемые могли выбрать не один, а несколько вариантов, в результате чего общая сумма ответов больше 100%.

Сравниваемые группы различаются на уровне значимости 0,05 (t=2,08). Самой многочисленной оказалась группа, для которой ожидания связывались с интересной работой. Ориентировка на содержательную сторону труда есть, несомненно, положительное явление. Оно способствует вовлечению в профессию и в конечном итоге стимулирует процесс адаптации. Что вкладывается молодыми людьми в понятие «интересная работа»? Предварительное исследование позволило выяснить, что 80% испытуемых под интересной работой подразумевают разнообразие выполняемых производственных заданий. Для них характерны такие высказывания: «Интересная работа — значит каждый день делаешь что-нибудь новое, то, что не повторяется». Хотя эти данные получены на небольшой выборке испытуемых (70 человек) и их следует рассматривать как ориентировочные, можно заключить, что известная часть молодых рабочих в интересной работе видит возможность удовлетворения собственной любознательности. При этом наметились различия в критериях отнесения работы к интересной или неинтересной у выпускников школ и ПТУ. Первые склонны считать ту работу интересной, которая дает им возможность испытать свои способности, проявить смекалку, вторые — если результатом работы является продукция, имеющая важное значение в технологическом процессе.

Естественно было бы предположить, что удовлетворенность работой связана с оправдавшимися или неоправдавшимися ожиданиями в профессиональной сфере. Значимая связь действительно имеет место. Коэффициент корреляции Пирсона равен 0,48. Вопрос формулировался следующим образом: «Получили ли вы в результате работы то, чего ждали?» Результаты приведены в табл. 4.

Из таблицы следует, что ожидания оправдались у 50% выпускников школ и 61% выпускников ПТУ. Различия статистически значимы (t=2,81, при р<0,05). Мы видим, что почти половина новичков в своих ожиданиях обманулась. Этот факт требует пристального внимания и глубокого анализа. Явилось ли это результатом; нереальных прогнозов относительно новой жизни, завышенных притязаний, или причина в чем-то другом?

Одной из причин, на которой нам хотелось бы остановиться, является отношение молодых людей к работе на производстве. Материалы опроса свидетельствуют о разных позициях, на которых стоят молодые люди в решении этого вопроса. Об этом говорит тот факт, что в случае неудовлетворенности своей работой и принятии решения ее сменить выпускники ПТУ ориентируются на перемену скорее места работы или коллектива, в то время как выпускники школ — на перемену профессии. Предварительное исследование показало, что на вопрос «Желали бы вы сменить профессию?» утвердительно ответили 50 % выпускников школ и только 10% выпускников ПТУ. На что ориентируются молодые люди, выбирая вторую профессию? Наши данные носят предварительный характер. Результаты опроса показали, что выпускники ПТУ ориентируются на приобретение или смежной специальности, или другой профессии, но при этом хотели бы остаться в сфере материального производства. Намерение учиться (с отрывом от производства) свойственно им в меньшей мере. Выпускники школ ориентируются, как правило, на высокий социальный престиж профессии и склонны переходить в нематериальную, сферу труда или поступать учиться дальше.

Итак, обобщая изложенные материалы, можно сказать о том, что для обеих категорий молодых рабочих процесс адаптации на производстве протекает с известными трудностями. Главным образом они связаны- с психологическим и социально-психологическим аспектами адаптации. В данной статье речь шла о двух субъективированных критериях адаптированности: самооценке и удовлетворенности работой. Конечно, адаптация новичков на производстве не сводится только к ним, но они являются важными характеристиками трудового процесса, показателями отношения к работе. Материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что на первом этапе вхождения в работу самооценка выпускников ПТУ в целом сравнительно невысокая в сопоставлении с самооценкой выпускников школ. Но самооценки выпускников ПТУ ближе к адекватным, чем у выпускников школ, чьи самооценки несколько завышены. Что касается удовлетворенности работой, то она невысокая у обеих категорий работающих. Результаты показали, что у выпускников ПТУ удовлетворенность работой ниже, чем, у выпускников школ. Установлена положительная зависимость между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью ожиданиями в профессиональной сфере. Анализируя отношение молодых людей к работе на производстве, необходимо, в частности, заметить, что выпускники ПТУ рассматривают свою рабочую профессию как основную, в то время как выпускники школ склонны считать свою профессию скорее как временное занятие.

Выводы, которые мы привели в этой статье, не могут быть, естественно, экстраполированы на решение всей проблемы в целом. Для этого требуется подробный анализ каждого из остальных критериев (как субъективных, так и объективных), которые остались за пределами данной статьи. Нами не рассматриваются также и вопросы о том, какова в последующем динамика изменения отмеченных критериев у обеих групп молодежи. Хотя в настоящей статье освещены далеко не все вопросы, связанные со

 

123

 

специфическими особенностями вхождения в работу выпускников ПТУ и школ, но и рассмотренных здесь фактов достаточно, чтобы составить представление о сложности и малоизученности этого процесса.

В заключение необходимо сказать о том, что в ближайшее десятилетие молодежь данных категорий будет сохранять наибольший удельный вес в приросте трудоспособного населения. Изучение причин текучести и научное управление процессом садив только в том случае будет эффективным, если будет осуществлен дифференцированный подход, к обеим категориям молодых рабочих на основе знаний психологических и социально-психологических особенностей данных групп молодежи.

 

1.        Артемов С. Д. Социологические проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии. — В кн.: Молодежь и труд. — М., 1970, с. 135—148.

2.        Будякина М. П., Русалинова А. А. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве. — В сб.: Человек и общество, вып. 8. Л., 1971, с. 52.

3.       Зарихта Т. Р., Назимов И. Н. Рациональное использование трудовых ресурсов молодежи. — М., 1970, 222 с.

4.       Парыгин Б. Д., Милославова И. А. К вопросу о социально-психологической адаптации молодежи к труду. — В сб.: Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. — Материалы V научной конференции. — Ярославль, 1971, с. 68—69.

5.       Сидоров Н. Д., Маханькова М. Т. Эффективное использование труда молодежи. — М., 1974, с. 53.