Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

 

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. Ф.ДОБРЫНИНА

 

18 мая 1980 г. исполнилось 90 лет со дня рождения и 70 лет научной и педагогической деятельности одного из старейших советских психологов, профессора кафедры психологии МГПИ им. В. И. Ленина, доктора психологических наук Николая Федоровича Добрынина.

Профессор Н. Ф. Добрынин относится к старшему поколению советских психологов, стоявших у колыбели марксистской психологической науки, одним из организаторов и видных деятелей которой он является.

Жизненный путь Н. Ф. Добрынина неразрывно связан с историей становления и развития советской психологии. Еще в 20-е гг., будучи аспирантом Психологического института Московского университета, он активно участвует в борьбе против идеалистических концепций Г. И. Челпанова, отстаивает материалистические принципы построения психологической науки. Это нашло отражение в учебном пособии Н. Ф. Добрынина «Введение в психологию», где с материалистических позиций ставились и решались многие теоретические проблемы психологии.

В своем первом крупном экспериментальном исследовании «Колебание внимания», которое он защитил как кандидатскую диссертацию в 1925 г., Н. Ф. Добрынин выступил зрелым ученым, тонким экспериментатором, прочно связавшим психологическое исследование с глубоким пониманием физиологических основ изучаемых явлений.

Основные научные интересы ученого концентрируются вокруг проблемы внимания. Именно внимание на протяжении долгого времени не поддавалось материалистической трактовке и экспериментальному исследованию. Вместе с тем правильное решение вопроса о природе внимания и его сущности давало, с точки зрения Н. Ф. Добрынина, ключ к пониманию проблемы активности личности, активности познания. В работах Н. Ф. Добрынина впервые был выдвинут принцип значимости, вскрывающий связь познавательных процессов человека с мотивацией его поведения и таким образом подчеркивающий момент активности личности в познании мира. Значимость, как было показано в работах Николая Федоровича и его сотрудников, придает специфическую направленность вниманию человека, выступая, таким образом, в качестве одного из существенно важных определяющих его признаков. Практическим выражением теоретических положений Н. Ф. Добрынина явился целый ряд работ, посвященных проблемам воспитания внимания, интереса, памяти, проблемам формирования личности учащихся.

Вся последующая научно-исследовательская деятельность профессора Н. Ф. Добрынина и его учеников направлена на изучение различных характеристик внимания, его видов, типологии, динамики, а также различных его свойств и сторон: переключения, устойчивости, распределения, объема.

Под руководством Н. Ф. Добрынина подготовлено и успешно защищено более 40 кандидатских диссертаций, посвященных проблеме внимания.

Многогранна и плодотворна научно-педагогическая деятельность ученого. Преподавательскую работу он начал еще в 20-е гг., а в 1935 г. получил звание профессора. Лекционное мастерство Н. Ф. Добрынина отличается живостью изложения, простотой и доступностью интерпретаций сложнейших собственно-психологических, а также философско-психологических проблем, умелым сочетанием теоретических вопросов с профессиональными интересами будущих педагогов. Высок авторитет Н. Ф. Добрынина как ученого. Разносторонняя образованность его, наряду с его большой объективностью, являлась одной из причин того, что в течение многих лет он был председателем экзаменационной комиссии по приему государственных экзаменов на факультете МГУ. Николай Федорович был введен в первый состав редколлегии журнала сВонросы психологии», он является членом редсовета журнала и в настоящее время.

Н. Ф. Добрынин был активным участником многих всесоюзных конференций, совещаний, симпозиумов по психологии, выступал на них с докладами о своих научно-исследовательских работах.

В настоящее время Н. Ф. Добрынин ведет активную творческую работу на кафедре психологии МГПИ им. В. И. Ленина: руководит аспирантским объединением, осуществляет

 

184

 

научное руководство кандидатскими диссертациями, а также дипломными, работами студентов, читает спецкурс по психологии внимания, ведет спецсеминар, является членом Специализированного совета по присуждению ученой степени кандидата наук, ежегодно публикует статьи в сборниках научных трудов кафедры, а также других изданиях. За последние годы им подготовлен к печати курс лекций по психологии внимания для учителей средней школы.

За свою научно-исследовательскую и педагогическую деятельность доктор психологических наук, профессор Н. Ф. Добрынин награжден орденом Ленина, медалью «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне», медалью «В память 800-летия Москвы», медалью К. Д. Ушинского, значком «Отличник народного просвещения».

Вся советская научно-психологическая общественность поздравляет Николая Федоровича со знаменательной датой и желает ему долгих лет здоровья и новых успехов в работе.

Редакция, редколлегия и редакционный совет журнала «Вопросы психологии» присоединяются к этим поздравлениям и самым добрым пожеланиям Н. Ф. Добрынину.