171
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
Grác J. Pohlády do psychológie hodnotovej arientácie mládeže. Slovenské pedagogické nakladatel'stvo. Bratislava, 1979. — 340 S.
Основную задачу своего исследования автор, доцент Братиславского университета Ян Грац, видит в том, чтобы представить психологам, педагогам и всем тем, кто занимается воспитанием молодежи, новые данные о факторах, влияющих на регуляцию и саморегуляцию личности.
Первый раздел монографии, состоящий из пяти глав, посвящен терминологическому и понятийному аппарату. Широко используя разнообразные литературные источники, автор показывает комплексный, междисциплинарный характер проблемы ценностей, выделяет собственно психологический аспект, в отличие от философского, этического, социологического. Для анализа этой проблемы привлекаются положения классиков марксизма-ленинизма. При этом автор демонстрирует хорошее знание работ советских психологов.
Особое значение придается рассмотрению социальных ценностей. Подчеркивается важная роль учения, в процессе которого происходит интериоризация общественных ценностей. Интересен вывод автора о том, что не всем ценностям можно приписывать регуляторные функции. В работе различаются: а) неизвестные (неосвоенные) ценности;
б) ценности известные; но непризнаваемые;
в) ценности признаваемые, но нежелаемые;
г) ценности желаемые, притягательные. Последние выполняют регуляторные функции. Они и являются предметом дальнейшего анализа автора.
В завершающих главах теоретической части книги показана диалектическая взаимосвязь понятий «система ценностей» и «ценностная ориентация», решается вопрос о методике психологического исследования обозначаемых этими понятиями явлений. Наряду с широкоизвестным интерценностным анализом автор предлагает применять ннтраценностный анализ, показывает его возможности и затем реализует его в своих исследованиях.
Во втором разделе обсуждается влияние ценностных факторов на профессиональную ориентацию молодежи — учащихся средних и высших учебных заведений. В качестве методики исследования была использована разработанная автором номинальная шкала ценностей, дополненная некоторыми другими приемами («обратная связь» и др.). Полученные результаты анализируются с учетом возраста, пола, академической успеваемости.
Третий раздел посвящен вопросам ценностной ориентации молодежи с позиции ее отношения к деньгам. Вначале автор останавливается па значении и функциях денег в психолого-воспитательном аспекте, показывает место денег в системе ценностных ориентации учащейся молодежи. Рассмотрены данные, раскрывающие взаимосвязь между финансовым положением индивида и отношением к деньгам. Обсуждаются возможности диагностики и прогноза денежных устремлений молодежи в связи с разработкой адекватных воспитательных мер регуляции этих устремлений.
В заключительном, четвертом разделе книги автор, исходя из полученных им результатов, ставит вопрос о том, переживается ли время как ценность, каков характер этого переживания и его регуляторная функция. Переживание времени рассматривается в двух аспектах: познавательном и оценочном. Освещаются такие вопросы, как регуляторная функция времени в процессе принятия решения (своеобразие принятия решения подростками с учетом кратковременной и долговременной перспективы), время и планы молодежи на будущее и др. Несомненный интерес представляют данные, касающиеся субъективного переживания учащимися-подростками ценностно-временных параметров школьной нагрузки, умения противостоять различным стрессовым ситуациям, связанным с дефицитом времени. Сформулированы выводы по оптимизации воспитания у молодежи отношения к времени как ценности, выработке умения рационально использовать время.
Книга содержит два приложения (методики, разработанные автором), библиографию, состоящую более чем из 200 наименований, предметный и именной указатели, а также перечень используемых в работе сокращений и условных обозначений.
Оценивая монографию в целом, следует отметить, что автором представлены новые теоретические и эмпирические данные, а также обстоятельный анализ тенденций и перспектив в исследовании психологии ценностных ориентации молодежи. Несомненной заслугой являются разработанные практические рекомендации. Можно с полным основанием полагать, что знакомство с рецензируемой работой будет полезно широкому кругу специалистов, работающих в области социальной, возрастной и педагогической психологии, а также преподавателям высшей школы, учителям и воспитателям детских учреждений.
Л. Ф. Бурлачук, М. И. Алексеева
Киев