Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

164

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ. УСПЕХИ В ГРУППОВОМ ТРЕНИНГЕ

 

Cooper С. L. (ed.) Developing social skills in managers. Advances in group training. London: The MacMillan Press Ltd., 1976, 1979. — 165 p.

 

Рецензируемая книга представляет собой сборник статей ведущих английских и американских специалистов в области группового тренинга в промышленности. 12 глав, объединенных в 4 части, и заключение дают достаточно полное представление о развитии, современном состоянии, наиболее перспективных путях развития групповых экспериментальных методов в подготовке руководящих кадров и проблемах, возникающих при формировании у менеджеров навыков эффективного общения и взаимодействия.

Первая часть (главы 1—3) вводит в проблематику социально-психологического тренинга, раскрывает возможности экспериментальных групповых методов (Т-групп). К.Л. Купер приводит описание типичного взаимодействия, наблюдаемого в процессе группового тренинга руководителей, выделяет наиболее существенные характеристики подобных групп и специально останавливается на важнейших проблемах использования

 

165

 

Т-групп в области управления. Это прежде всего проблемы переноса и адекватности (усвоенных навыков общения и новых установок в условиях реальных организаций, где работают руководители; возможность одновременного решения задачи формирования личности и оптимизации условий работы организации; необходимость и возможность объективной оценки психологических последствий группового тренинга (его действительной пользы и вреда для людей и организаций); проблема создания условий, которые бы сводили к минимуму опасность психической травматизации и других нежелательных побочных эффектов, и т. п. Г. Хиггин прослеживает возникновение и развитие групповых методов и анализирует ситуацию, сложившуюся в этой области в течение 20 последних лет. Исходя из положения о том, что групповые процессы детерминированы существующими социальными и культурными условиями и ценностями, а также требованиями конкретной социальной макросреды, автор показывает основные различия в подходах к групповому тренингу в США и Англии: для американской традиции характерен акцент на межличностном и личностном уровне, в Англии большее внимание уделяется самой группе и собственно групповым процессам. С. Р. Милл, детально останавливаясь на последних разработках экспериментальных групповых методов в США, отмечает выраженное смещение в целях группового тренинга: снижение интереса к групповой динамике как таковой и в связи с этим отход от традиционного ознакомления членов Т-групп с групповыми процессами, больший акцент на создании условий самопознания и самосовершенствования в межличностном общении. Приводится краткая сводка существующих тренировочных программ, ориентированных на личность и социальные преобразования в рамках конкретных организаций. Примечательно расширение и диапазона и прикладное™ Т-групп: выход на подготовку руководителей различного уровня, кросс-культурную тренировку и адаптацию (для студентов и специалистов, попадающих в другую социокультурную среду).

Во второй части книги (главы 4—6) анализируются условия и основные факторы, обеспечивающие успешное решение задач группового тренинга. Л. Болмэн подробно останавливается на функциях руководителя Т-группы как лидера и показывает, что успех группового тренинга и возможные психологические последствия (запланированные и незапланированные) во многом зависят от того, насколько руководителю группы удается а) быть источником обратной связи, б) генерировать стимулирующие вопросы, в) выступать в качестве модели для подражания, г) обеспечивать своевременную поддержку членам группы, д) концептуально формулировать подходы к решению групповых проблем и е) структурировать поведение и деятельность членов группы. Интересна попытка автора на основании имеющихся данных составить интегративный портрет эффективного лидера Т-группы. Показана продуктивность применения существующей в настоящее время системы индексов и методик для оценки эффективности в групповом тренинге.

В статье Д. Бредфорда и К. Йойэнга дается определение структурированных тренировочных упражнений, формулируется их назначение, показаны их основные достоинства и недостатки. П.Б. Смит затрагивает вопрос об оценке эффективности работы Т-групп. Автор совершенно справедливо отмечает недостаточность фиксации лишь факта эффективности той или иной тренировочной программы. Значительно важнее знать, при каких именно условиях конкретная методика позволяет получить заранее запланированный эффект (изменения в поведении или деятельности отдельных членов или всей группы). Среди такого рода условий следует учитывать длительность и периодичность занятий, особенно состава группы (студенты, руководители, знакомые или не знакомые друг с другом и др.), появление сиюминутного и отдаленного эффекта. Устойчивого успеха, как правило, добиваются в группах, где создается ситуация, способствующая интериоризации желаемых поведенческих образцов (а не только идентификации или согласию с ними — по типологии процессов социального влияния, предложенной X.С. Келманом в 1958 г.).

В третьей части (главы 7—9) рассматриваются общие и частные проблемы, с которыми обычно сталкиваются исследователи и практические работники при разработке и планировании занятий с лабораторными Т-группами. Р. Спинк специально анализирует структуру и процесс группового тренинга с точки зрения условий, в которых членам искусственных групп предстоит работать в дальнейшем. Б. Рид останавливается на вопросах организационного ролевого анализа и показывает логику развития методов группового тренинга в рамках подхода, обычно связываемого с работами Тавистокского и Граббского научных центров. Справедливо подчеркивается мысль, что важно не просто формировать коммуникативные умения и навыки, а помочь руководителям улучшить их управленческую деятельность за счет обучения их анализу и оценке реального опыта и конкретных проблемных ситуаций, возникающих в их работе, с обязательным учетом специфики задач той или иной организации. М. Рейнолдс обобщает опыт практической разработки и ведения краткосрочного курса для руководящих кадров, в основу которого положено участие членов группы в работе реальных организаций. При этом каждый участник начинает лучше осознавать происходящее в группе и яснее понимать свою роль в конкретной организации при решении тех или иных проблемных ситуаций.

В четвертой части (главы 10—12) читатель знакомится с тем, как различные групповые методы могут применяться и уже применяются для работы с реальными группами в промышленности (повышение сплоченности и сработанности группы, формирование

 

166

 

навыков эффективного общения, решение проблем профориентации).

И. Мэнгхэм, подчеркивая неэффективность «чистых» лабораторных Т-групп, обосновывает необходимость группового тренинга в уже сложившихся группах и организациях, который был бы нацелен на формирование внутригруппового сотрудничества и сплоченности. М. Бергер и К. Харрисон предпринимают попытку сформулировать новый подход к формированию навыков эффективного общения у руководителей. Суть подхода заключается в том, чтобы «помочь участникам выявить свои ведущие потребности в сфере межличностного общения, а также свои сильные и слабые стороны». Авторы предлагают краткосрочную программу активного обучения коммуникативным навыкам с конкретизацией типа осваиваемых умений и ситуации общения. Приведя результаты экспериментальной проверки эффективности пяти программ, авторы не без основания приходят к выводу о том, что преобладающие в настоящее время методики направлены главным образом на тренировку умения общаться на межличностном уровне. Многое еще предстоит сделать для формирования навыков эффективного общения у руководителей на межгрупповом уровне.

Б. Хопсон обосновывает и описывает две программы с набором разнообразных методик и средств формирования личности и анализа установок на профессиональную карьеру. С помощью набора оригинальных групповых опросных методов и практических упражнений решает 5 задач: 1) помочь самопознанию личности, 2) выявить степень удовлетворенности или неудовлетворенности человека собой и своим образом жизни, 3) установить (диагностировать) уровень притязаний личности, наметить ее жизненные перспективы, 4) помочь увидеть человеку, как и на что он тратит свое время, 5) помочь члену группы пересмотреть свою деятельность и наметить новые цели.

В заключительной, 13 главе К. Л. Купер подводит итоги анализа и намечает интересные перспективы дальнейшего использования групповых экспериментальных методов в прикладном плане, приближенном к реальным условиям и проблемам практической деятельности. Сюда относятся: применение Т-групп в реальных условиях деятельности, более активная работа на межгрупповом уровне общения, расширение сферы применения группового тренинга на область внутренней и внешней политики и т. д.

Для советского читателя и специалистов в области группового тренинга особый интерес могут представить те разделы книги, в которых речь идет о перспективах использования Т-групп в реальных условиях деятельности конкретных организаций и групп. Понятно, что особое значение, например для психологии управления, будет иметь анализ опыта подготовки и переподготовки руководящих кадров.

Оценивая книгу в целом, можно с достаточным основанием сказать, что она представляет собой известный итог большой исследовательской и практической работы. Накопленный в этой области опыт имеет несомненную ценность.

 

Ю. Л. Ханин

Ленинград