Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА ДЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Рарр Agoston, Perczel Tamàs. Völgyesy Pàl Munkapsihológia. Tankönyvkiadó, Budapest, 1979.

 

Авторы предприняли попытку создать учебное пособие, которое было бы доступно специалистам, не имеющим психологического образования, и одновременно могло использоваться при подготовке психологов. Книга является дополненным и переработанным вариантом первого издания, которое с интересом было встречено психологами и специалистами в области управления и — теперь уже можно сказать — прошло апробацию в Будапештском экономическом университете им. К. Маркса, в соответствии с учебными программами которого оно было подготовлено. Изложение материала в учебном пособии ведется с привлечением последних достижений развития науки и техники. Учебное пособие выгодно отличает то, что в нем предпринята попытка рассмотрения теоретических проблем и прикладных задач психологии труда на основе системного подхода.

Достаточно большой объем учебного пособия (30 п. л.) распределен по девяти главам. В первой главе авторы определяют место психологии труда в системе наук о труде и характеризуют ее роль в повышении эффективности и гуманизации труда. Дается характеристика основных направлений исследований, сфер приложения результатов и методов психологии труда. Подчеркивается необходимость интеграции наук, изучающих человека в труде. «Интеграция отдельных отраслей наук,— отмечают авторы,— происходит не на уровне практического использования результатов, а на стадии формирования подхода, определения методов исследования и проектирования» (с. 9).

Современные задачи психологии труда рассматриваются в контексте комплексного подхода к изучению человека в труде. В этой связи говорится о взаимосвязи психологии труда и эргономики. Характеризуя взаимоотношения эргономики и инженерной психологии, авторы отмечают тенденцию «использования термина «эргономика» в более широком смысле для анализа общей системы «человек — работа», а термина «инженерная психология» — исключительно для анализа деятельности по управлению и контролю» (с. 13). Дается краткая характеристика развития эргономики и инженерной психологии. Особо обращается внимание на интенсивное развитие указанных сфер научной и практической деятельности в Советском Союзе. Авторы выделяют три направления развития эргономики — коррективное, проективное и системное. В целом содержание первой главы можно рассматривать как теоретическое введение к учебному пособию в целом.

Две следующие главы содержат основные сведения по физиологии и психологии труда.

 

164

 

В третьей главе раскрываются взаимосвязи между объективными характеристиками трудового процесса и психофизиологическими возможностями и особенностями человека. Особое внимание обращается на изменение характера труда в условиях научно-технической революции и, соответственно, выдвижение новых требований к человеку. Характеризуются основные виды труда, начиная с тех, которые требуют значительной мышечной активности, и кончая трудом операторов автоматизированных систем управления, преобладающее место в котором занимает оценка ситуации и выработка решения. При этом, однако, в учебном пособии слишком мало внимания уделено характеристике умственного труда, особенно выявлению психологических механизмов творческого мышления и поведения.

В четвертой и пятой главах освещаются эргономические аспекты формирования физической среды на производстве, показывается ее влияние на психику и на осуществление трудовой деятельности; много внимания уделено вопросам создания безопасных условий труда.

Проблеме «личность и труд» посвящена шестая глава. Обстоятельно рассматриваются проблемы профессионального отбора, ориентации и обучения. Раскрывается содержание понятий «профессиональная пригодность» и «профессионально значимые качества». Затрагиваются вопросы валидности и надежности методик профессионального отбора.

В седьмой главе рассматриваются вопросы формирования социальной среды, в которой осуществляется соответствующая трудовая деятельность. Характеризуются социально-психологические явления в больших группах (в макросреде) и малых группах (в микросреде) на производстве. Большое место в главе уделено проблемам социально-психологического климата рабочего коллектива и отношения человека к своему труду.

Принимая во внимание назначение учебного пособия, представляется вполне оправданным то, что психологические проблемы управления в нем характеризуются более обстоятельно, чем все остальные. Содержание восьмой главы, в которой освещаются эти проблемы, удачно сочетает теоретическое рассмотрение вопросов с конкретными практическими рекомендациями. Рассматриваются методы руководства людьми на производстве, психологические аспекты управления трудовыми коллективами, а также дается характеристика качеств личности руководителя. Включение в содержание этой главы проблематики типологии личности представляется не совсем оправданным, хотя и достаточно хорошо увязано с излагаемым в ней материалом.

Последняя, девятая глава учебного пособия посвящена психологическим аспектам научной организации труда. Рассматриваются роль и место психологии труда и эргономики в решении задач научной организации труда; подчеркивается необходимость укрепления связи этих дисциплин. Положительно оценивая содержание этой главы, хотелось бы высказать пожелание, чтобы учебное пособие завершалось рассмотрением не одной только сферы приложения психологии труда, но и других ее сфер, что представляется существенным для управленческой подготовки специалистов.

В целом учебное пособие заслуживает достаточно высокой оценки. Материал изложен четко, систематизированно, теоретически обоснованно и дидактически правильно. Содержательная трактовка современных задач психологии труда убедительно показывает беспочвенность отдельных утверждений, смысл которых в том, что якобы эта отрасль психологии устарела, исчерпала свои возможности в условиях современной научно-технической революции. Глубокий анализ взаимоотношений психологии труда, инженерной психологии и эргономики лишний раз убеждает в жизненности позиций каждой из них и перспективности их содружества для решения теоретических проблем и практических задач.

 

В. П. Зинченко, В. М. Мунипов

Москва