Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

143

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ВЕРОЯТНОСТНЫХ СРЕДАХ

 

С. А. КОШМАН Институт психологии АН СССР, Москва

 

В последние годы в психологии важное место отводится изучению поведения человека в вероятностных средах. Особенно широко такого рода исследования проводятся в инженерной, медицинской и дифференциальной психологии.

При создании экспериментальных моделей вероятностных сред обычно используют заранее составленные таблицы случайных чисел [2], [3], [9] и др. Созданные таким образом экспериментальные модели являются в определенной степени искусственными, а многократно предъявляемые последовательности событий практически — псевдослучайными.

С целью создания «естественной, природной» случайной последовательности часто используют разного рода игральные автоматы и рулетки [1], [5] и др.

При таких способах создания случайных сред затруднена оперативная оценка и обработка результатов деятельности испытуемых, а также изменение вероятностей событий в ходе эксперимента. Имеет место большая затрата ручного труда, потеря полезной информации.

Предлагаемая нами модель в значительной степени лишена отмеченных недостатков. При сравнительной простоте и надежности в эксплуатации она позволяет с большой точностью создавать различные вероятностные среды бернуллиевского типа и фиксировать характеристики прогностической деятельности в ее динамике. Установка может быть собрана из серийных приборов, которыми, как правило, располагают исследовательские лаборатории.

Блок-схема устройства бинарного варианта модели вероятностной среды представлена на рис. 1. Принцип ее работы следующий. Испытуемый выдвигает прогноз о наступлении

 

 

Рис. 1. Блок-схема устройства

 

определенного (например, о вспышке или невспышке лампочки) события и нажимает соответствующую кнопку (Si или 52). Нажатие кнопки вызывает формирование остроугольного положительного импульса, поступающего на схему совпадений. Параллельно на эту схему от генератора подается непрерывная последовательность положительных прямоугольных импульсов. Если остроугольный импульс поступает на схему совпадений одновременно с прямоугольным, то он проходит на стимулятор и вызывает появление события-стимула. Если же остроугольный импульс приходит на схему совпадений между прямоугольными импульсами, то стимулятор не срабатывает. Плавно изменяя скважность прямоугольных импульсов, экспериментатор может изменять вероятность совпадения остроугольного и прямоугольного импульсов, т. е. изменять вероятность запуска стимулятора, а в конечном счете — вероятность появления

 

144

 

того или иного стимула (практически от 0 до 100%). Предварительно проградуировав задающий генератор (в %), можно предъявлять события с требуемой вероятностью. Частота задающего генератора подбирается сравнительно высокой, например 1 кГц, чтобы исключить возможность случайной подстройки под нее испытуемого.

В качестве задающего генератора можно использовать любой серийный низкочастотный генератор прямоугольных импульсов, имеющий широкий диапазон изменения скважности импульсов. Для этой цели могут быть также использованы электростимуляторы типа ЭСУ-1, ЭСУ-2 и др.

 

 

Рис. 2. Схема «И» и ждущий мультивибратор

 

Формирователем одиночных импульсов является цепочка C1 R1 (рис. 2). В качестве схемы совпадений взята известная схема «И» (V2, V3). Стимулятор запускается ждущим мультивибратором (V4. V5), который является также и регулируемой линией задержки (изменяя С3, R7, R11, если в эксперименте требуется разнести во времени момент выдвижения прогноза и появление события).

В качестве регистраторов могут быть использованы магнитографы или самописцы (Н3020-3, SDR-41 и др.), позволяющие многократное воспроизведение результатов эксперимента.

Для визуального контроля и предварительной оценки результатов прогностической деятельности могут использоваться электроцифровые приборы типа 43-33, 43-35, Ф-480 и др., с помощью которых можно фиксировать частотности прогнозов, их подтверждение или неподтверждение, измерять время принятия и реализации прогнозов. Цифровые выходы этих приборов позволяют подавать информацию в ЭВМ для дальнейшей обработки.

Выходные сигналы устройства могут быть использованы для запуска приборов, регистрирующих вызванные потенциалы и. другие биоэлектрические характеристики испытуемых.

Используя несколько задающих генераторов и добавив соответствующее количество схем совпадения, можно при необходимости увеличить количество предъявляемых испытуемому альтернативных стимулов.

Как показала эксплуатация устройства в лаборатории дифференциальной психологии им. В. Д. Небылицына Института психологии АН СССР, задаваемая экспериментатором вероятность событий устанавливается уже после 100—150 проб с погрешностью 1—2%. Некоторые результаты, полученные с помощью предложенной нами установки, уже опубликованы в печати [1], [б], [7], [8].

 

1.       Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости. — М., .1962.

2.       Иванников В. А. Поведение человека в ситуации выбора. — В кн.: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. — М., 1977, с. 112—133.

3.       Коул М., Корж Н. Н., Келлер Л. Обучение вероятности при длительной тренировке. — Вопросы психологии, 1965, № 2, с. 75—78.

4.       Кошман С. А. Формально-динамические, аспекты активности поведения человека в вероятностной среде. — Вопросы психологии, 1979, № 1, с. 84—88.

5.       Журавлев Г. Е., Цискаридзе М. А. Прогнозирование в «игре с природой» и в конфликте. — В кн.: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977, с. 134—154.

 

145

 

6.       Русалов В. М., Кошман С. А., Васильева А. Г. О связи способности к обучению в случайных средах с некоторыми интегральными характеристиками ЭЭГ человека. — Материалы VII Всесоюзной конференции по электрофизиологии центральной нервной системы. Каунас, 1976, с. 330.

7.       Русалов В. М. Дифференциально-психологический анализ вероятностно-прогностической деятельности человека. — Материалы V Всесоюзного психологического съезда. — М., 1977, с. 112.

8.       Русалов В. Б., Бодунов М. В. О связи интеллектуальных способностей человека с уровнем пространственной синхронизации и когерентности фоновой ЭЭГ.— Физиология человека, т. 3, № 1, с. 3—12.

9.       Фейгенберг И. М. Порог вероятностного прогноза и его изменения в патологии. — В кн.: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. — М., 1977, с. 169—188.