Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

121

 

ИЗУЧЕНИЕ ВЫБОРА ЦВЕТА

ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ

ЭМОЦИИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

 

В. Н. ВОРСОБИН, В. И. ЖИДКИН

Мордовский пединститут им. М. Е. Евсевьева

 

Известно, что в зависимости от эмоционального состояния человека происходят специфические изменения цветовой чувствительности глаза [1], [2], [4], [8]. В исследовании Л. А. Шварц была показана связь положительных эмоций с увеличением чувствительности глаза к красно-желтой части цветового спектра и отрицательных эмоций с повышением чувствительности к сине-зеленой части [8]. Более сложные отношения между знаком эмоции и цветовой чувствительностью глаза были установлены в работах М.Э. Бразман и соавт. и Э. Т. Дорофеевой [2]. По их данным, каждому эмоциональному состоянию соответствует вполне определенное изменение чувствительности глаза к трем основным цветам спектра: красному, зеленому и синему.

В отношении выбора цвета детьми в условиях эмоциогенных ситуаций среди различных авторов нет единого мнения. Так, по данным Альтшулер и Хатвич (цит. по [3]), в условиях фрустрации дошкольники используют для рисования преимущественно красный и желтый цвета. Гезелл и соавт. (цит. по [3]) установили, что в зависимости от плохого или хорошего настроения ребенок выбирает соответственно черный либо красный карандаш. Однако, по данным других исследователей (3. В. Денисова [3]), не обнаружено статистически значимого предпочтения в выборе цвета дошкольниками в условиях эмоциогенных ситуаций.

Кроме того, имеются сведения о том, что при действии внезапных экстрараздражителей дети рисуют первым попавшимся под руку карандашом, т. е. их выбор случаен [3].                                                                         

В связи с противоречивостью литературных данных возникает необходимость в дополнительном изучении выбора цвета детьми как в условиях фона (без внешних воздействий), так и в эмоциогенных ситуациях.

В задачу настоящего исследования входило: 1) изучение устойчивости повторного фонового выбора цвета;

2) изучение изменений выбора цвета в условиях эмоциогенных ситуаций (страх и радость) по сравнению с фоном.

 

МЕТОДИКА

 

В экспериментах приняли участие 123 дошкольника в возрасте 5—7 лет — воспитанники яслей-садов № 64 и 67 г. Саранска. Большая часть испытуемых принимала участие в повторных экспериментах.

Изучение выбора цвета проводилось в трех сериях экспериментов индивидуально и в одной серии в условиях групповых занятий. В индивидуальных занятиях детей просили выложить на решетке из плексигласа красивую, на их взгляд, фигуру из 16 либо 30 шаров, окрашенных в семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

В групповых занятиях дети раскрашивали аналогичную фигуру из соприкасающихся друг с другом кружков диаметром 2 см. Для раскрашивания предлагались карандаши тех же цветов, что и шары в предыдущих опытах.

В эксперименте использовались следующие ситуации:

1)  двукратный и трехкратный фоновые выборы цвета с 5-минутным интервалом между пробами;

2)  двукратный фоновый выбор с интервалом между пробами от 2 до 69 дней;

3)  первое выкладывание фигуры фоновое, второе — в условиях экспериментально вызванной эмоции страха;

4)  первое раскрашивание фоновое, второе — в условиях экспериментально вызванной эмоции радости.

Фоновые выборы проводились индивидуально без специальных воздействий на испытуемых. Индуцирование отрицательных эмоций страха осуществлялось в процессе индивидуальных занятий, при этом применялись следующие приемы:

1)  выкладывание фигуры в положении стоя на гимнастическом бревне на высоте 140 см от уровня иола;

2)  выкладывание фигуры, когда испытуемые были предупреждены о возможном воздействии слабого электрического тока.

Поскольку характер выбора цвета в обеих ситуациях был однотипным, для статистической оценки результатов обе ситуации были объединены в одну выборку.

 

122

 

Индуцирование положительных эмоций осуществлялось в групповых занятиях; ты: радость и счастье, по П. В. Симонову, «возникают только в ситуации межличностных отношений» [7], то в группе детей их вызвать легче. Эмоция радости созывалась проведением группового музыкального занятия продолжительностью 25 мин. В программу были включены: 1) марш И. О. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята»; 2) детская полька М. И. Глинки; хоровое исполнение песни М. Красева «Первое мая». Заканчивалось занятие веселой игрой «Лиса по лесу ходила» и маршем А. Островского. Показателями эффективности примененных нами эмоциогенных воздействий служили экспрессивные проявления эмоций (мимика, характер движений, изменения громкости и темпа речи), а также словесный отчет испытуемых.

В процессе статистической обработки результатов оказалось, что в каждой эмоциогенной ситуации по сравнению с фоном происходило изменение выбора не одного, а целого комплекса цветов. В ситуации радости наблюдалось увеличение выбора красного, оранжевого и желтого цветов, а в ситуации страха — уменьшение красного, синего, фиолетового и увеличение зеленого и голубого. На основе этого были выделена три функциональных сочетания (части) цветов спектра: 1) красно-желтое, включающее в себя красный, оранжевый и желтый цвета (К+О+Ж); 2) зелено-голубое, включающее зеленый и голубой цвет (З+Г); 3) красно-фиолетовое, включающее красный, синий и фиолетовый цвета (К+С+Ф).

Красный цвет в силу различной функциональной нагрузки оказался в разных ситуациях включен в два.цветовых сочетания: красно-желтое и красно-фиолетовое.

В связи с ограниченным количеством элементов, составляющих фигуру, выбор каждого цвета внутри фигуры оказался связан с выборами других цветов, т. е. увеличение одного или группы цветов вело к уменьшению другого цвета или другой группы цветов.

Принцип взаимной связи цветов, использованный в данной методике, взят по аналогии с принципом взаимной связи, между рецепторами цвета, лежащего в основе оппонентных процессов и наведенного (индуцированного) контраста в цветовом зрении [6].

Объединение рецепторов в пары и связь пар друг с другом в пределах сетчатки делает возможным выделение и усиление отдельных цветов и их сочетаний (сцеплений) по принципу индуцированного контраста. Аналогично этому принцип данной методики позволяет использовать ее для изучения выбора как отдельных цветов, так и их сцеплений (сочетаний).

Выбор сочетания цвета каждым испытуемым выражался количественно в виде доли по отношению ко всему выбору. Затем по способу парных сравнений для зависимых выборок определялась средняя разность между выборами данного сочетания в разных ситуациях (фон1 — фон2, фон —страх, фон — радость) и вычислялась, ошибка этой разности.

Достоверность различий оценивалась по критерию t-Стьюдента [5].

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В табл. 1а показаны величины средней разности между долями различных сочетаний цветов, которые выбирали 80 испытуемых при двукратном фоновом выборе в течение одного эксперимента. Как следует из таблицы, различия между фоновыми выборами, оцениваемые по величине средней разности, оказались статистически недостоверными для всех частей спектра.

Для выяснения влияния возможного утомления испытуемых на выбор цвета в группе из 25 человек была проведена серия экспериментов, в которых каждый испытуемый

Таблица 1

ОЦЕНКА РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ДОЛЯМИ ВЫБОРА ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ СПЕКТРА ПРИ ДВУКРАТНОМ ФОНОВОМ ВЫБОРЕ ЦВЕТА В ОДНОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ (А) И С ИНТЕРВАЛОМ ОТ 2 ДО 69 ДНЕЙ (Б)

 

 

Примечание. Знак «—» обозначает уменьшение средней доли выбора, знак «+» — ее увеличение при повторном выборе

 

123

 

производил трехкратное фоновое выкладывание фигуры в течение одного эксперимента с интервалами в 5 мин. Статистическая обработка результатов этой серии экспериментов показала, что и в этом случае статистически значимых различий между фоновыми выборами не имеется. Средняя разность между долями наиболее активной в плане изменений зелено-голубой части спектра составила 0,007 ори ошибке средней разности Md = 0,036, т. е. была статистически недостоверной (р<0,50).

Результаты этих двух серий показывают, что само по себе повторное выкладывание фигуры два и даже три раза подряд не приводит к достоверным изменениям выбора использованных нами цветов спектра. С целью дальнейшего изучения фонового выбора было проведено сравнение средних долей фоновых выборов цвета, сделанных в разное время с интервалом от 2 до 69 дней. В этой серии (табл. 16) статистически достоверные различия между фоновыми выборами были установлены лишь для зелено-голубой части спектра, различия в остальных частях спектра были статистически недостоверны (р>0,1).

В ситуации радости по сравнению с фоном сопоставление средних долей выборов цвета (табл. 2) показало достоверное увеличение доли красно-желтой части спектра (р<0,001). Наряду с этим наблюдалась тенденция к уменьшению выбора зелено-голубой части спектра.

Таблица 2

ОЦЕНКА РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ДОЛЯМИ ВЫБОРА ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ СПЕКТРА В СИТУАЦИИ РАДОСТИ ПО СРАВНЕНИЮ С ФОНОМ

 

 

Выбор красно-фиолетовой части спектра в ситуации радости по сравнению с фоном не изменялся (р<0,50).

В ситуации страха по сравнению с фоном (табл. 3) установлено достоверное уменьшение выбора красно-фиолетовой и увеличение зелено-голубой частей спектра. Выбор красно-желтой части спектра в этой ситуации оставался без изменений.

Таблица 3

ОЦЕНКА РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ДОЛЯМИ ВЫБОРА ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ СПЕКТРА В СИТУАЦИИ СТРАХА ПО СРАВНЕНИЮ С ФОНОМ

 

 

Полученные нами результаты позволяют предположительным образом объяснить причину некоторых различий в данных Альтшулера и Хатвич, Гезелла с соавт. и других об изменении отношения к красному цвету в состоянии фрустрации. Согласно нашим данным, красный цвет постоянно выбирается детьми как при переживании эмоции страха, так и эмоции радости, т. е. сам выбор одного красного цвета недостаточно специфичен. Таким образом, одно и то же изменение выбора цвета может отражать различные эмоциональные состояния испытуемого в зависимости от того, в составе какого цветового сочетания (или части спектра) оно оценивается.

Предлагаемая методика дает возможность не только выразить отношение к цвету, но и активно подобрать цветовые сочетания, созвучные определенному настроению испытуемых; тем самым она позволяет в какой-то мере оценить потребности детей в сочетаниях цветов и их активное стремление к цветовому комфорту, тесно связанное с комфортом эмоциональным. Вместе с другими методика может быть применена для изучения цветового восприятия и эмоций у детей дошкольного возраста.

 

1.       Бразман М. Э., Дорофеева Э. Т., Щербатов В. А. О дифференцировании некоторых эмоциональных состояний методом измерения цветовой чувствительности. — Проблемы моделирования психической деятельности. — Новосибирск, 1967, с 171—174.

 

124

 

2.        Дорофеева Э. Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний. — Проблемы моделирования психической деятельности. Вып. 2. — Новосибирск, 1968, с. 279—280. .

3.        Денисова З. В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. — Л., 1974. — 196 с.

4.        Ивашкин В. С. Изменения цветоощущения при мотивационном психическом напряжении.— В сб.: Структуры познавательной деятельности. Владимир, 1974, с. 87-108.

5.        Лакин Г. В. Биометрия. — М., 1973. — 343 с.

6.        Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. — М., 1974.— 550 с.

7.        Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоцнональные аспекты. — М., 1975.— 175 с.

8.        Шварц Л. А. Изменение цветоощущения в эмоциональных состояниях. — В сб.: Проблемы физиологической оптики. Т. 6. — М.; Л., 1948, с. 314—320.