Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

РУКОВОДСТВО ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

 

Michael Gazzaniga (ed.) Handbook of behavioral neurobiology, v. II. Neuropsychology. — N. Y., Plenum Press, 1979.—759 p.

 

Выход в свет второго тома «Hanbоок of behavioral neurobiology», посвященного нейропсихологии, несомненно является значительным событием. Цель серии из десяти томов дать фундаментальный анализ традиционных проблем и картину современного состояния данной науки. Книги этой серии могут быть использованы как учебное пособие для студентов и как руководство для исследователей в области проблем нейробиологической регуляции поведения (психологов, физиологов, врачей, дефектолов и т. д.).

Первый том этой серии был посвящен проблемам сенсорной интеграции. В последующих будут рассмотрены проблемы моторной координации, научения и памяти, биоритмов, мотивации, полового поведения, социального поведения и общения, эволюции нервной системы и поведения.

Данный том представляет собой фундаментальный коллективный труд 25 ученых из 5 стран. Содержание 7 основных частей, включающих 17 глав, следующее: нейропсихологическая оценка, нейропсихология развития, механизмы речи и их нарушения,

общие проблемы мозговых механизмов и поведения, нарушение психологических процессов при мозговых поражениях, механизмы сознания.

Работы, собранные в этом руководстве, достаточно представительны, и по ним можно судить о панораме современной западной нейропсихологии. Характерно, что глубина анализа в значительной мере отражает уровень достижений в разработке той или иной проблемы.

В главах, посвященных традиционным подходам и проблемам нейропсихологии, наряду с обстоятельными историческими обзорами и систематическим изложением фактов авторы выделяют наиболее актуальные проблемы, предлагают подходы, которые представляются эвристичными. Это в значительной мере относится к анализу симптоматики по отделам мозга (главы 2—4), к изложению афазиологии (глава 10).

В работе Дж. Ле Докса «Теменно-затылочная симптоматика: перспективы расщепленного мозга» ряд теменно-затылочных нарушений, связанных с рассечением комиссур, сопоставляется с симптоматикой локальных поражений этих зон. Такой подход оказался более плодотворным, чем раздельный анализ, доминировавший до

 

177

 

сих пор. Соответственно повышаются требования к гипотезам и моделям, направленным на объяснение полученных фактов.

Значительное место в главе «Лобные доли» М. Жондэ и М. Газанига уделяется анализу исследований А. Р. Лурия и его сотрудников. В связи с этим обсуждается проблема качественного и количественного методов анализа в нейропсихологии. Отмечается, что хотя эпизодическое описание отдельных случаев недостаточно, но и предлагаемые сейчас количественные тесты, хорошо апробированные на приматах, недостаточно разработаны для измерения познавательных процессов у человека.

Несомненной удачей данного руководства является то, что в нем уделяется значительное внимание проблеме латерализации в работе головного мозга. Как известно, последние 15 лет эта проблема стала одной из наиболее активно разрабатываемых. Новые факты интенсивных экспериментальных исследований (расщепленный мозг, дихотические тесты, клинические наблюдения и т. д.) требовали для своего объяснения новых гипотез, которые стимулировали новые исследования для их доказательства или опровержения. Сейчас трудно найти такую область нейропсихологии, где был бы оправдан отказ от анализа межполушарного взаимодействия. Это нашло свое отражение и в данном руководстве, правда, в ряде работ авторы практически не выходят за рамки традиционней трактовки проблемы доминантности: компенсаторная роль правого полушария мозга при афазии, афазия у левшей, способности правого полушария комиссуротомированных больных (главы 8, 10).

Выделяется работа Ф. Ноттебойма «Источники и механизмы формирования мозговой доминантности» (глава 11). В последнее время экспериментальные исследования в поисках корней развития феномена доминантности распространяются и на животных. Автор систематически излагает данные по эмбриогенезу право-левых различий по анатомической ассиметрии центральной нервной системы беспозвоночных, приматов, по онтогенезу полушарных функций у человека. Наряду с этим приводятся данные оригинальных исследований автора по асимметрии у певчих птиц. Особое внимание привлекает блестящая работа М. Московича «Переработка информации в мозговых полушариях», где дан концептуальный анализ развития проблемы от концепции доминантности до гипотезы двойственной переработки информации. Анализ различных концепций ассиметрии с точки зрения вклада каждого из полушарий в переработку информации представляется плодотворным как для нейропсихологии, так и для теории информации. Однако автор отмечает, что в обоих направлениях гораздо успешнее осуществляется процесс выделения простых элементов из сложных систем, чем последующая реинтеграция этих компонентов в целостную систему.

Но такое положение весьма характерно для современной западной нейропсихологии. Общая недостаточность системного анализа проблемы мозговой организации поведения отразилась особенно явно в главе 1, написанной Г. Гудглассом и Э. Каплан «Определение нарушений познавательных процессов у больных с локальными поражениями мозга». Здесь отсутствие четкой концепции определило аморфно-описательный характер изложения.

Наряду с работами хрестоматийного плана руководство содержит и работы с остродискуссионными новаторскими гипотезами. Они связаны с наименее разработанными проблемами: нейропсихология развития и нейропсихология сознания.

В главе, посвященной нейропсихологическим механизмам онтогенетического развития, Г. Ван дер Влугт выдвигает гипотезу о тройственной организации мозга «triunе brain» и о трех соответствующих ступенях в развитии мозговой регуляции поведения. Он основывается на анализе и обобщении 8 концепций различных авторов, в которых присутствуют те или иные функциональные или анатомические триады систем. Так, в центральной схеме работы автор устанавливает определенное соответствие между тремя функциональными блоками гипотетической модели А.Р. Лурия и безусловным, условнорефлекторным и второсингнальным уровнем организации поведения по И.П. Павлову. Такие основания вызывают недоверие и ко всей концепции в целом. Всякая схематизация может быть эвристичным абстрагированием, но до определенной степени, превзойдя которую автор рискует выхолостить содержание схематизированных идей.

Очень интересной представляется гипотеза Дж. Ле Докса, Д. Вильсона и М. Газаниги о существовании как бы надмодальной вербальной системы, постоянно наблюдающей наше актуальное поведение, познание, эмоции. Придавая поведению и психическим состояниям причинность, внося пристрастный взгляд на мир, эта система составляет главный механизм самосознания.

Таким образом, работы данного руководства позволяют выделить, во-первых, традиционные области исследования, составляющие фундамент нейропсихологических знаний; они наиболее разработаны и удачно изложены в данном пособии. Во-вторых, актуальные проблемы, наиболее активно разрабатываемые на современной этапе; здесь накоплен уже богатый фактический материал, есть свои успехи и проблемы в теоретическом осмыслении. В-третьих, наименее разработанные, но актуальные проблемы; работы, посвященные этим проблемам, изложены в остродискуссионном плане и несомненно привлекут внимание специалистов.

В целом данное руководство представляется этапным событием в развитии нейропсихологии и является как теоретически, так и практически ценным для широкого круга специалистов.

 

Б.С. Котик

Ростов-на-Дону