Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ФРУСТРАЦИОННЫИ ТЕСТ РОЗЕНЦВЕЙГА

 

Saul Rosenzweig. Aggressive behavior and the Rosenzweig Picture — Frustration Study. — N. Y., Praeger Publishers, 1978.—164 p.

 

Рецензируемая книга представляет собой обстоятельный, хорошо систематизированный критический обзор экспериментальных и клинических исследований за период с 1934 по 1977 г., в которых использовался известный картиночный фрустрационный тест Сола Розенцвейга. Как известно, фрустрационный тест Розенцвейга представляет собой разновидность полупроективной методики, сочетающей в себе особенности ассоциативного метода Гальтона и Юнга и тематического апперцепционного теста (ТАТ) Моргана и Маррея. В нем, как полагает автор, сочетаются черты, характерные для систематических наблюдений, психометрических методов (шкал и опросников) и клинического (качественного) подхода.

Центральное место в книге занимает первая часть, состоящая из четырех глав, в которой рассматриваются теоретические и методические вопросы измерения фрустрации и агрессивного поведения и дается достаточно полная картина современного состояния проблемы.

Давая общую характеристику и определение агрессивного поведения (глава 1), автор предлагает более широкое понимание агрессивности — как проявление активности, напористости, настойчивости в самоутверждении, поиске решения проблемы, особенно при наличии препятствия. При этом подобного рода активность человека не обязательно сопровождается или приводит к нанесению физического или морального вреда (урона) другому человеку или предметам. В связи с этим узкое понимание агрессивности, сведение ее только к деструктивности представляется автору непродуктивным. Именно в таком, более широком смысле и предлагается поэтому интерпретировать диагносцируемые с помощью фрустрационного теста направленность и характер реакций человека.

Приводя краткое описание методики, которая, как известно, существует в трех вариантах: для детей 4—13 лет, подростков 12—18 лет и взрослых 18 лет и старше, автор совершенно справедливо обращает внимание на чрезвычайно важное обстоятельство, часто упускаемое в исследованиях и практической клинической работе. Дело в том, что девять факторов, извлекаемых из сочетания различных показателей в тесте, дают представление не о типах (или чертах) личности, а только о типах реагирования (на вербальном уровне), присущих любому человеку и не обязательно неизменных, устойчивых или универсальных. При этом чрезвычайно важно, как подчеркивает автор, обсуждая процедуру тестирования и проблемы интерпретации результатов, учитывать, на каком уровне реагирования проявляет себя испытуемый (принятый и социально одобряемый уровень мнений, действительное внешне наблюдаемое поведение или скрытое, подразумеваемое или неосознаваемое поведение).

В связи с этим обращает на себя внимание попытка автора, в отличие от своих прошлых работ, несколько расширительно трактовать термин «эго-защитные» реакции. Вместо него предлагается понятие «это-защитные» реакции — по аналогии с известными в этологии подходами, к изучению поведения животных, с тем чтобы не ограничивать сферу анализа только человеческим поведением. Этот раздел книги изложен несколько фрагментарно и недостаточно, аргументированно, а некоторые положения представляются спорными.

Добротно и основательно рассматриваются в книге вопросы надежности (глава 2) всех трех форм методики, а также концептуальной (глава 3) и прагматической (глава 4) валидности. В этом разделе интересны не столько данные экспериментальных исследований, сколько обсуждение общих проблем надежности и валидности проективных и полупроективных методов. В частности, отмечается часто упускаемое из виду обстоятельство, что процедуры проверки надежности, применяемые обычно при работе с опросными методиками (например, «расщепление» пунктов шкалы), для оценки внутренней однородности (гомогенности) вопросов менее эффективны, чем двукратные замеры (тест-ритест).

Особый интерес для исследователей и специалистов представляет вторая часть книги, включающая небольшие по объему главы 5 и 6, в которых представлен краткий исторический экскурс в разработку и исследования теста, и тематический указатель к обширной библиографии, насчитывающей более 500 книг с применением картиночного фрустрационного теста Розенцвейга.

О продуктивности практического применения методики свидетельствуют и данные кросс-культурных исследований, проведение которых стало возможным благодаря тому, что тест Розенцвейга переведен (и специально адаптирован) на 8 языков (французский, немецкий, итальянский, португальский, испанский, шведский, хинди и японский)1 Автор ограничивается лишь ссылками на соответствующие публикации, хотя более подробное изложение результатов исследований в этом направлении представляется оправданным и целесообразным. Здесь же уместно было бы коснуться и проблемы адаптации проективных и полупроективных методик. В частности, неизвестно, в какой мере существующий и принятый в практике международных исследований стандартный алгоритм адаптации опросных методик является пригодным для фрустрационного теста и других полупроективных

 

175

 

методик. Эти и другие вопросы не нашли должного отражения в монографии, а между тем автор, видимо, располагает такими данными. В обширной библиографии отсутствуют ссылки на работы советских авторов, хотя, как известно, методика достаточно активно используется и у нас в стране, главным образом в медицинской практике, в спорте и других видах деятельности.

Однако, оценивая работу в целом, можно с полным основанием считать, что она представляет несомненный практический и теоретический интерес для психологов, психиатров, аспирантов, студентов и всех занимающихся проблемами личности, дифференциальной, медицинской, социальной и промышленной психологии.

 

Ю. Л. Ханин

Ленинград



1 Существует и русский вариант теста. См., например: Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: Автореф. канд. дис. — Л., 1973. — 19 с.