Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

W. Doise, J.-C. Deschamps, G. Mugny. Psychologie sociale expérimentale.—Paris: Armand Colin, 1978.—264 p.

 

Авторы рецезируемой книги — профессора Женевского университета (Швейцария), стоящие на позициях Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, президентом которой является в настоящее время В. Дуаз.

Рассматриваемые в книге проблемы сосредоточены на методологическом осмыслении границ и возможностей применения экспериментального метода в социальной психологии. Цель эксперимента авторы видят не в абстрагировании исследуемых переменных от социального контекста, но в построении таких ситуаций, которые позволили бы обнажить в эксперименте роль общесоциальных факторов в детерминации изучаемых явлений и процессов.

Книга состоит из четырех разделов, по четыре главы в каждом. Первые два раздела посвящены изучению динамики социальных систем, в частности процессов межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции. Вторые два раздела сосредоточены на анализе социально-психологических проблем личности: проблемах индивидуальной автономии и межперсональной взаимозависимости. При этом наряду с рассмотрением ставших уже «классическими» работ американских авторов предпринимается анализ широкого массива относительно малоизвестных и новых по проблематике исследований, выполненных в западноевропейских странах.

В первом разделе «Межгрупповые «отношения» в теоретико-экспериментальном плане рассматриваются основные эмпирические исследования в этой области. Авторы выступают с позиций концепции социальной

 

173

 

категоризации, предложенной известным английским исследователем А. Тешфелом. В главе «Предрассудки и категориальная дифференциация» анализируется роль социальных стереотипов и представлений в структурировании межгрупповых отношений. Сквозь теоретическую призму концепции социальной категоризации в последующих трех главах авторы рассматривают проблемы социальной идентификации личности (гл. 2), референтных групп и их роли в социализации индивида (гл. 3), а также проблему отклоняющегося поведения (гл. 4).

Второй раздел «Социальное влияние» посвящен анализу механизмов регуляции социального поведения, прежде всего различных форм группового воздействия на активность индивида и группы. Авторы обозначают три формы, в которых могут выступать результаты социального влияния: а) конформность, предполагающую существование доминантной нормы и согласие индивида с тем стилем поведения, который она предписывает; б) инновацию, или нововведение, когда посредством усилий группового меньшинства происходит смена нормативных регулятивов поведения большинства; в) нормообразование, при котором посредством взаимовлияния субъектов происходит выработка ранее не существовавшей нормы. Отдельные главы второго раздела как раз и посвящены последовательному описанию экспериментальной верификации названных форм социального влияния. Открывает этот раздел глава 5 «Производство норм», где всесторонне обсуждается цикл исследований, начатый М. Шерифом в его работе по нормообразованию («автокинетический эффект»). Рассматриваются исследования, посвященные анализу групповых решений и внутригрупповой поляризации (гл. 6), конформизма и подчинения давлению группы (гл. 7), а также относительно новое направление исследований, известное под названием «влияние меньшинства» (гл. 8).

Третий раздел «Субъект» нацелен на изучение того, каким именно образом система межперсональных связей, выступающая посредником социокультурных влияний, способствует формированию личностной индивидуальности. Здесь авторы основываются на том положении, что становление «я» и адаптация к социальной общности не только не являются антагонистическими процессами, но органично взаимодополняют друг друга. Если дифференциация рассматривается как важнейший процесс формирования самосознания индивида, подчеркивают авторы, то необходимо признать, что этот процесс может быть осуществлен лишь посредством социального сравнения со значимыми другими. Восприятие причин собственного и чужого поведения, система средств по установлению и осознанию личной автономии — все эти процессы являются, по мнению авторов, специфическим отражением характера межличностных взаимосвязей индивида. В этом ключе в отдельных главах рассматриваются проблема социальной идентификации (гл. 9), теория социальных сравнений (гл. 10). Глава 11 посвящена анализу феноменов каузальной атрибуции. Авторы рассматривают экспериментальные исследования условий' приписывания ответственности за поведенческие последствия собственных и чужих действий. В главе 12 «Свобода выбора» анализируется проблема форм сопротивления субъекта в ответ на «угрозу» его поведению и личности.

Четвертый раздел «Социокогнитивное функционирование» развивает и углубляет идеи предыдущего раздела о социально-психологических предпосылках формирования личности. Ни одна из концепций развития личности, отмечают авторы, не обходится  без социально-психологических импликаций. Так, в частности, модель равновесия, понимаемого как механизм организации социальных представлений субъекта, может быть видоизменена и трансформирована лишь в процессе социального взаимодействия, а значит, не может быть понята вне его анализа (гл. 13). Подобным же образом уменьшение когнитивного диссонанса отвечает не сугубо индивидуальной потребности, но социальным требованиям той ситуации, в которую включен индивид. Изложению серии экспериментальных исследований, использующих теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера на социально-психологическом уровне анализа, посвящена глава 14. В главе 15 авторы показывают, что роль эмоциональных и телесных состояний субъекта в детерминации его поведения основывается на той системе значений, которые эти состояния получают в рамках социального контекста развития индивида. В последней главе 16 книги на материале экспериментальных исследований авторы проводят мысль о том, что когнитивные структуры, которыми пользуется субъект в процессе решения задач, вырабатываются и актуализируются лишь в ситуации социального взаимодействия с другими людьми.

Приступая к написанию книги, во введении авторы поставили заманчивую цель «посредством анализа индивидуальных или межиндивидуальных процессов, осуществляющихся в экспериментальной ситуации, прийти к пониманию этих процессов в зависимости от социологических факторов» (р. 9). Во многом авторам действительно удалось реализовать это намерение, что позволяет более оптимистично взглянуть на судьбу экспериментального метода в социальной психологии. Однако тем самым авторы поставили под сомнение другой выдвинутый ими тезис: «Нет оснований априори рассматривать экспериментальную социальную психологию быть приговоренной без помилования узницей доминирующей идеологии» (р. 7). Априори, возможно, таких оснований и нет, но апостериори их представляют сами авторы. Не случайно, по-видимому, они отказались от отсутствующего в книге общего заключения.

 

А. И. Донцов

Москва