Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

100

 

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА МОТИВАЦИИ

НА КОГНИТИВНЫЙ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В. Н. АБРАМОВА

Филиал МИФИ, Обнинск

 

Задачей настоящего исследования является анализ процессов принятия цели и определение взаимосвязи между интенциональным, когнитивным и операциональным компонентами целёобразования. При определении характеристик интенционального компонента ставилась дополнительная задача выявления внешней по отношению к деятельности и внутренней, т. е. обусловленной деятельностью, мотивации. Мотивы действий выяснялись опосредствованно через определение отношения испытуемых к предложенному заданию и их готовности выполнить его определенным способом, т. е. через выявление установок испытуемого в данной деятельности. Предпосылкой анализа установок служило представление установки в виде трехуровневого образования, причем уровни смысловой, целевой и операциональной установок [1] в совокупности выражают общее отношение человека к поставленной перед ним цели в готовности достичь эту цель, выполнить деятельность тем или иным конкретным способом.

В нашем исследовании рассматривалось осознаваемое отношение к заданию и к необходимости его выполнения, а кроме того, анализировались осознаваемые характеристики и других компонентов процесса принятия цели. В соответствии с концепцией В. П. Зинченко, координация интенциональных, когнитивных и операциональных составляющих в целостную структуру деятельности определяется как система взаимосвязей этих компонентов через установление зависимости одного компонента от другого [2], [3], [4]. Под когнитивными компонентами подразумеваются образы, понятия, представления, значения и другие средства отражения в сознании человека содержания задачи, предмета его деятельности; под операциональными — способы выполнения целостной деятельности, а также действия, операции.

Получение сведений об этих компонентах осуществлялось с помощью самоотчетов, по методике, аналогичной опытам Ф. Герцберга [7]. Данные самоотчета сопоставлялись с объективными показателями, в качестве которых служили данные о продуктивности и времени 1 выполнения задания, фиксировавшиеся в протоколах профессиографического анализа [5].

Целеобразование, в том числе принятие заданной цели, в соответствии с концепцией О. К. Тихомирова [6], выступает как ключевой | процесс в общей организации деятельности. В упомянутой работе [5] мы провели исследование структуры процесса принятия цели в познавательной, учетной деятельности, и это исследование позволило выявить наличие в принятии цели таких составляющих, как сосредоточение внимания на учебной инструкции, на формулировке задания, определение смысла задания, появление или угасание интереса к нему, отражение этого явления в сознании, поиск информации о возможных

 

101

 

способах выполнения задания, оценка субъективных и объективных возможностей и необходимости его выполнения, использование стандартных схем решений и действий, формирование представления о конечном результате деятельности, осознание готовности выполнить действия по достижению конечного результата. Каждый из указанных структурных компонентов включает в себя элементы всех трех компонентов деятельности или может быть полностью отнесен к одному или двум из них.

 

МЕТОДИКА

 

Испытуемые были студенты-системотехники V курса, мужчины и женщины в возрасте 23—25 лет, всего 140 человек. Все они получили подготовку по методам профессиографии и анализа трудовой, в том числе и познавательной, деятельности, ознакомились с некоторыми положениями общепсихологической теории деятельности и концепцией системно-структурного исследования трудовых процессов (в рамках применения этих сведений в анализе и проектировании деятельности человека в АСУ). Опыты велись в условиях лабораторного практикума по курсу «Инженерная психология», где испытуемые выполняли лабораторную работу по выявлению элементов деятельности и исследовали для этого собственную учебную работу с прибором. В большинстве случаев испытуемые проявили интерес к проведению эксперимента, с готовностью отвечали на вопросы экспериментатора, тщательно анализировали собственные переживания и действия.

В первой части эксперимента, подробно представленной ранее [5], с помощью профессиографического анализа определялись составляющие деятельности. Испытуемому давалась инструкция: «Изучите работу с генератором Г5—15, практически измерив любую выходную характеристику этого прибора. При выполнении задания постарайтесь выделить и запомнить известные вам элементы деятельности (интенциональные, когнитивные и оперативные)». Эта инструкция задавала относительно свободный режим действий с прибором, могла инициировать познавательный интерес к строению деятельности человека и (или) интерес к работе самого прибора.

После завершения практического задания исследовался тот аспект деятельности, который нашел отражение в рефлексии испытуемых. Испытуемым было предложено проанализировать и в форме ответов на вопросы описать свое представление о цели деятельности, о способах выполнения задания, свое отношение к работе до и после получения конкретного задания. Их аналитическая деятельность при этом направлялась перечнем факторов, или вопросов (см табл. 1), разработанных по результатам предварительного профессиографического анализа содержания деятельности и условий ее выполнения. Ответы испытуемых шкалировались с помощью шестибалльной оценки самим испытуемым «присутствия» каждого фактора в его деятельности. Оценке «0» соответствовало отсутствие, отрицание фактора, «1» — неуверенное его опознание только после тщательного анализа собственной деятельности, «2» — незначительное присутствие фактора, «3» — подтверждение некоторого значения данного фактора в деятельности, «4» — уверенное подтверждение наличия и значимости фактора, «5» — подтверждение совершенно очевидного для испытуемого наличия фактора. В предварительном анализе содержания рассматриваемой деятельности и условий ее выполнения, который проводился экспериментатором методом наблюдения и опроса, определялись когнитивные характеристики задания, исследовались методика лабораторного занятия, на котором проводились опыты, отношение испытуемых-студентов к изучаемому ими курсу, к учебе в целом, к данному конкретному занятию, к заданию. Объективными показателями отношения служили успеваемость студентов, число пропусков занятий, качественные характеристики выполнения задания.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

В анализе условий выполнения деятельности выяснилось, что источниками мотивов, обусловливающих принятие цели испытуемых, могли быть:

1)    познавательные процессы, которым соответствуют такие мотивы, как интерес к прибору, к овладению приемами работы с ним, интерес к психологическим вопросам строения деятельности;

2)    ситуативные характеристики деятельности, продуцирующие такие мотивы: интерес к работе с прибором как средству получения зачета, как желание поступать так, как поступают все; стремление справиться с заданием не хуже, чем другие; мотивы престижные, утилитарные,

 

102

 

Таблица 1

Исследуемые элементы деятельности оператора

 

 

103

 

 

избегание конфликта; мотивы, определяемые уровнем притязания, и т. д.;

3) прошлый опыт, профессиональная подготовка испытуемого, определяющие доминирование того или иного мотива, стремление к качественному выполнению деятельности в целом.

Группы мотивов, выделенные по признаку принадлежности к тому или иному источнику, создают общую картину мотивации испытуемого к рассматриваемой деятельности.

В отчетах испытуемых и в данных наблюдения и опроса фиксирование осознаваемых мотивов выражалось в определении отношения испытуемых к работе (элементы социальной установки), в оценке готовности выполнить заданную работу на определенном качественном уровне (элементы целевой установки), в оценке необходимости выполнить работу в условиях эксперимента (элементы ситуативной установки). Логическое соответствие установок внутренней или внешней мотивации отражено в табл. 2 (номера позиций факторов соответствуют их наименованию в табл. 1). При определении факторов установки мы исходили из предположения, что в смысловой установке, присущей

 

имманентно рассматриваемой деятельности, может быть выражено: л отношение к работе, обусловленное опытом, воспитанием человека, его социальной установкой; отношение к данному конкретному заданию, обусловленное преломлением общего отношения к работе в ситуации выполнения этого задания, ситуативной установкой.

В материале задачи, предлагаемой испытуемым, содержатся когнитивные факторы 23+28, каждый из которых или различные их комбинации определяют субъективное представление о цели, ее когнитивные элементы. Операциональные составляющие целеобразования представлены факторами 7, 8. В факторах 9 + 15, 29, 30 оценивается степень осознанности когнитивных и оперативных элементов деятельности испытуемыми.

Оценки присутствия выделенных 30 факторов в деятельности 140 испытуемых подверглись статистической обработке и корреляционному анализу на выявление выборочных парных связей между всеми факторами. Предполагалось, что психологический анализ результатов математической обработки выявленных оценок присутствия факторов позволит проверить возможные взаимосвязи между отдельными компонентами процесса принятия цели.

Данные наблюдения за деятельностью испытуемых были стандартизованы аналогичным описанному выше образом и оценивались экспериментатором по той же шестибалльной шкале (см. табл. 2). Проверка взаимной связанности в каждой паре оцениваемых факторов производилась по стандартной программе корреляционного анализа на ЭВМ Минск-22. Достоверность результатов утверждалась на уровне 0,95, значимые величины выборочных коэффициентов корреляции Кх,y 0,13, в соответствии с подтверждением нормальности распределения оценочных значений каждого фактора и проверкой гипотезы Кх,y ≠ 0 по критерию Стьюдента. (Здесь х, у — позиции факторов по табл. 1.)

Результаты корреляционного анализа подтверждают наличие взаимной зависимости, координированности как внутри групп элементов процесса принятия цели, создающих интенциональный, или когнитивный, или оперативный компонент принятия цели деятельности, так и между элементами, входящими в различные компоненты.

Доминирование признаков внутренней мотивации, имманентной содержанию рассматриваемой познавательной деятельности, как и ожидалось, неоднозначно сказывается на показателях успешности ее выполнения. Так, отношение к работе как к процессу, полезному для собственного развития, чаще всего вызывает желание показать умение работать вообще, реже — желание научиться работать с данным прибором. При осознании необходимости Данной работы для дальнейшей профессиональной деятельности испытуемые были склонны к тщательности ее выполнения, к контролю за выполнением каждого действия, каждой операции, и коэффициент корреляции между факторами 1 и 14 (К11, 14) получился равным 0,43; здесь не проявлялось стремление избавиться от работы как можно скорее (K1,20 = —0,41). Естественны взаимоисключающие отношения между подходом к работе как полезному процессу и аффективной оценкой ее как неприятной неизбежности (К2,5 = —0,42); высокая взаимная обусловленность отношения к работе как к полезному процессу и желания сознательно анализировать каждую позицию, каждое действие (К2,14 = 0,47); осознания полезности работы и желания показать умение работать (К2,14 = 0,57).

В большинстве случаев внутренняя мотивация выражалась в установках, направленных на качественно особое, тщательное выполнение деятельности, но при этом не осознавалось желание сделать эту заботу «эффективно», в привычном значении этого слова, т. е. быстро, точно провести измерения выбранного параметра.

 

105

 

Внешняя по отношению к деятельности мотивация представлена в опроснике отношением к заданию как достаточно сложному и только поэтому интересному делу, как к осознанной ситуативной необходимости, как к некоторому разнообразию в учебной работе и т. д. Различные виды внешней мотивации также по-разному отражаются в когнитивных и операциональных характеристиках деятельности.. Фактор отношения к работе как к осознанной необходимости неоднозначно определяет развитие деятельности, имеет очень слабую корреляцию с показателями успешности деятельности испытуемых, при весьма высоком среднем значении оценки этого фактора (М4 = 4,1) испытуемыми; каждый из них, по-видимому, вкладывал свой собственный смысл в понимание необходимости задания. При легкомысленном подходе к работе, когда основной целью испытуемого является получение удовольствия от возможности пообщаться с товарищами, приятно провести время (К3,19 = 0,42), наблюдается достаточно высокий уровень корреляции этого отношения с другими факторами: работа не представляется препятствием намерению развлечься (K3,5 = —0,46); над структурой, элементами деятельности испытуемый не особенно задумывается, работа не представляется сложной (К3,6 = —0,22).

В этом случае действия если и планируются, то только в связи с отсутствием опыта работы с приборами (К3,7 = 0,24), в связи с необходимой развернутостью действий и затруднениями в достижении промежуточных целей. Склонностей к анализу собственных действий испытуемый не проявляет.

Значение K5,19 = —0,47 подтверждает предположение о том, что человек, воспринимающий работу как наказание, как нечто неизбежное и неприятное, не ставит себе цели превратить эту работу в удовольствие. При таких признаках внешней мотивации есть некоторое представление только о конечной цели деятельности (К5,20 = 0,30), структурные же компоненты, подцели действий, общий план деятельности не рефлексируются, не представляют интереса, в этом случае не всегда производится контроль за ходом операций (K5,12 = —0,30; К5,13 = —0,26; К5,14 = —0,34). Если работа представляет интерес как процесс преодоления некоторой трудности, что также является характеристикой внешней мотивации, то и в корреляционных значениях видна связь между осознанием сложности выполнения работы и видением цели в образе процедуры выполнения (К6,23 = 0,38), при этом представление, о конечном результате может связываться с ощущением облегчения от того, что работа будет закончена (К6,28 = 0,34).

Таким образом, каждый вид внешнего мотива, характеризуемый его предметным содержанием, обладает своей спецификой в координационных отношениях с другими компонентами деятельности. Общим для выделенных в настоящей работе элементов внешних мотивов является отсутствие координации с представлениями о выполняемых действиях и их целях, направленность на конечный результат, отсутствие интереса к выбору, средств и способов достижения конечной цели.

Координация когнитивных и операциональных компонентов деятельности является функцией преобразования мотивов в процессе принятия цели и ее достижения. Определение соотношения интенциональных и когнитивных характеристик в этом процессе в некоторой степени открывает возможность прогнозирования продуктивности действий человека по достижению цели. Если к началу формирования представления о цели доминирующее положение занимает один из внутренних мотивов, можно ожидать тщательности, своеобразия, даже оригинальности решения. Когнитивные компоненты конечной цели в этом случае включают в себя представление о последовательности действий и их целях, здесь превалируют образные представления, здесь усиливается

 

106

 

положительная аффективная окраска положительной оценки собственных действий.

При доминировании внешней, не имманентной деятельности мотивации еще большее значение приобретает ее конкретное содержание, направленность, источник ее появления. Здесь может быть и стремление избавиться от неинтересного дела, и стремление выполнить его эффективно, чтобы достичь целей другой деятельности, выполнение которой включает в качестве промежуточного этапа и результаты исследуемой деятельности. Но в каждом случае характерна направленность на конечный результат без проработки промежуточных целей, непродуманность выбора средств достижения конечной цели. Аффективная характеристика целевого представления несущественна и скорее смещена к отрицательным эмоциям.

Каждый из выделенных элементов деятельности различным образом связан с другими, определяется содержанием других элементов, что говорит о неоднородности, гетерогенности их структуры и что подтверждает наличие взаимных влияний компонентов — когнитивного на интенциональный, оперативного на когнитивный и т. д. Это в какой-то мере объясняет появление конкретной цели у субъекта при наличии определенных взаимосвязей мотивов и установок деятельности и знаний субъекта о задаче и цели, появление субъективной цели при наличии представления о результате и установки на его достижение.

 

1.       Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М., 1979.— 150 с.

2.       Величковский Б. М., Зинченко В. П. Методологические проблемы современной когнитивной психологии. — Вопросы философии, 1979, № 7, с. 67—79.

3.       Зинченко В. П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? — В кн.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования / Под ред. А. С. Прангишвили. Тбилиси, 1978, с. 133—146.

4.       Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии. — Вопросы философии, 1977, № 7, с. 109—125.

5.       Романова В. Н. Анализ процесса принятия цели в формирующейся профессиональной деятельности оператора. — Техническая эстетика, 1978, № 12, с. 22—24.

6.       Тихомиров О. К. — ред., «Психологические механизмы целеобразования». — М., 1977, 2—259 с.

7.       Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М., 1969. — 200 с.