Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

А. М. МАТЮШКИН

Москва

 

24—25 сентября 1979 г. в Москве проходил симпозиум по проблемам непрерывного образования. Его открыл президент АПН СССР, председатель Научного совета по проблемам непрерывного образования В. Н. Столетов. Он отметил, что центральным звеном непрерывного образования является формирование активного гражданина нашего общества, способного к творческой деятельности и к выполнению задач, поставленных XXV съездом КПСС и другими решениями нашей партии. Непрерывное образование поэтому является не некоторым новым модным направлением, а отвечает природе становления человека, способного к постоянному самообразованию.

В докладе А. А. Бодалева были сформулированы принципы системного исследования психолого-педагогических проблем непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Была отмечена необходимость разработки эффективного диагностического и прогностического - инструмента, который обеспечивает возможности «определения у человека степени воспитанности ансамбля свойств, делающих его субъектом  непрерывного  образования».

Значительная часть докладов была посвящена проблемам психологии личности и анализу таких характеристик личности, которые необходимы для последующего самообразования. В докладе А. М. Матюшкина «Психологические проблемы готовности личности к самообразованию» были рассмотрены вопросы об общей психологической структуре активности личности. Выделены адаптивная и продуктивная (творческая) активность, составляющие единую систему, но обладающие различной психологической структурой и подчиняющиеся

 

179

 

различным психологическим закономерностям. В системе непрерывного образования особенно важное значение имеет развитие познавательной мотивации и познавательных возможностей личности, составляющих основу ее готовности к самообразованию. Г. С. Сухобская выделила важные проблемы, требующие специального изучения: 1) исследование реальных ценностей знаний для различных демографических групп; 2) учет этих ценностей в системе организованных форм обучения и в массовой пропаганде знаний; 3) разработка особой области педагогики — андрагогики как теории и методов управления развитием познавательных интересов человека. Л. И. Анциферова отметила недостаточную изученность психологических -закономерностей развития взрослой личности, одна из причин которой заключена в различии подходов к изучению развития личности. Теория непрерывного образования может исходить только из того принципиального подхода, который предполагает возможности непрерывного развития личности на всех этапах жизни. В. Г. Асеев рассмотрел содержательный и динамический аспекты мотивации в обучении. Под содержательным аспектом понимаются прежде всего социально создаваемые и предъявляемые требования к личности, а под динамическим — внешние и внутренние стороны процесса мотивации, включающие интеллектуальные и эмоциональные процессы. Динамика мотивации требует ее учета в решении проблем образования, и прежде всего в диалектическом понимании целей и средств в обучении.

Рассмотрение специальных проблем психологии личности показало, что проблема личности, ее структуры и особенностей развития является одной из центральных общепсихологических проблем непрерывного образования. Много внимания на симпозиуме было уделено также проблеме профессионального обучения человека в системе непрерывного образования. С. Я. Батышев указал, что проблема профессиональной педагогики включает две важнейшие области законов — педагогики и производства. Докладчик рассмотрел основные этапы развития системы подготовки рабочих кадров в нашей стране и возможности совершенствования системы профессионального обучения на современном этапе. К. М. Гуревич в докладе «Психолого-педагогические предпосылки совершенствования специалиста в системе непрерывного образования» отметил, что в системе непрерывного образования нельзя ставить границы формированию личности, исходя из возрастных пределов. Серьезным препятствием для формирования личности специалиста зрелого возраста является утрата чувства современности. Система непрерывного образования призвана поддерживать в человеке чувство современности, чувство общественной адекватности. В. Н. Турченко рассмотрел проблемы профессиональной подготовки в школе и предложил систему развития школьного обучения в этом направг лении. С. Г. Вершиловский выделил функции непрерывного образования в социалистическом обществе. Л. Н. Лесохина рассмотрела соотношение двух категорий — непрерывное образование и деятельность, остановилась на проблеме осмышления человеком факта непрерывного образования с позиций деятельности личности, включенной в общественный процесс. В докладе была прослежена система связей и взаимозависимостей образования и деятельности, показано единство деятельности и образования. Т. Н. Кухтевич и А. А. Алов подчеркнули, что на этане развитого социализма образование превращается в часть образа жизни человека и «прежде всего рабочего класса как производительной силы общества». М. В. Прохорова остановилась на значении проблемы физического воспитания человека и рассмотрела систему мер, способствующих занятиям физической культурой. Ю. А. Шумов, Л. Г. Кедровская и Н. Д. Скороспешкина обсудили психолого-педагогические проблемы непрерывного образования руководителей в системе учреждений повышения квалификации и специальные вопросы решения задач непрерывного образования с помощью государственной системы научно-технической информации.

Важное место в симпозиуме было отведено обсуждению общих и специальных проблем педагогической деятельности преподавателя, особенностей и структуры педагогического процесса, подготовки специалиста-педагога, способного решать проблемы непрерывного образования. В докладе В. И. Войтко было показано, что при анализе обучения взрослого человека нельзя непосредственно переносить факторы, выявленные в школьной педагогике, на педагогику в системе непрерывного образования. Важной целью непрерывного образования является более полное использование творческих возможностей человека. Докладчик подчеркнул важную роль общества «Знание» в решении задач непрерывного образования. Н. В. Кузьмина отметила, что главной фигурой в процессе подготовки личности к самообразованию является педагог. При этом большое значение приобретает непрерывное образование самих педагогов. Были приведены экспериментальные данные о том, что способности педагога к самообразованию зависят от особенностей личности и от педагогического стажа. В докладе Т. Н. Мальковской был рассмотрен вопрос о зависимости возможностей к самообразованию от творческой активности личности. Специально была рассмотрена проблема отношения личности к обучению и образованию на примере отношения учащихся ПТУ к учебной деятельности. Показано, что положение ученика-троечника характеризуется не только уровнем его умственных возможностей, но — что более важно — у него формируется особая позиция троечника, выражающая пассивное отношение к учению, невысокий уровень самооценки, т. е. определенный тип личности. В докладе П. А. Просецкого на материале экспериментального исследования

 

180

 

были рассмотрены психологические особенности адаптации первокурсников к вузовскому коллективу и приведены специально разработанные приемы, способствующие адаптации. В. А. Мунасипова и В. Т. Третьяков представили опыт организации системы непрерывного образования в педагогическом институте. Н. В. Горностаев рассказал об истории проблем непрерывного образования взрослых в советской педагогике. Доклад А. И. Галагана содержал анализ принципов построения систем непрерывного образования в развитых капиталистических странах, их соотношение с другими видами образования.

В решении проблем непрерывного образования в настоящее время принимают участие многие учреждения. В связи с этим становится очевидной необходимость координации всех исследований. В настоящее время выявлены различные уровни проблем непрерывного образования — от академических до организационных проблем. Целесообразно в связи с этим специально обсудить и сформулировать как наиболее значимые теоретические проблемы, так и перечень текущих организационных мероприятий, решение которых способствовало бы совершенствованию системы непрерывного образования.