Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

 

М. В. ГАМЕЗО

Москва

 

Проблема учета эффективности педагогического процесса и контроля за ходом развития детей является одной из наиболее актуальных современных психолого-педагогических проблем. Переход от критики зарубежного опыта тестологии к интенсивной разработке диагностических методов, основывающихся на принципах современной советской психологии, связан с осознанием того, что от решения этой задачи существенно зависит дальнейшее развитие теория: и практики обучения1. Рецензируемая книга2 уже до ее выхода стала необходимостью и для исследователей, и для практических работников.

 

171

 

Важность выхода книги обусловлена прежде всего тем, что среди диагностических работ она является в нашей стране единственной (по дошкольному возрасту) за последние 40 лет. Кроме того, она, на наш взгляд, наиболее полно и адекватно реализует систему теоретических подходов к проблеме, развиваемых в советской психологии за последние десятилетия. И наконец, она оснащает исследователя и практического работника арсеналом конкретных диагностических средств — методик, включая рабочие материалы.

Авторы исходили из фундаментального положения советской психологии о тесной взаимосвязи обучения и развития, о ведущей роли обучения в психическом и, в частности, в умственном развитии.

Разработанная и представленная в книге система диагностических методик направлена главным образом на выявление уровня общего умственного развития детей от 3 до 7 лет. Авторы изложили свой опыт разработки, апробации и стандартизации этих методик.

Книга состоит из предисловия, 9 глав, 3 приложений, списка литературы.

В предисловии освещаются основные задачи книги и пути, предпринятые авторским коллективом для разработки диагностических методик, дается общее краткое описание полученных результатов. В книгу включены не только конечные варианты диагностических заданий, но также начальные и промежуточные, в дальнейшем либо отброшенные, либо видоизмененные. Авторы обсуждают также условия применения разработанных методик, указывают на известное ограничение получаемых с их помощью практических выводов, ставят вопрос о необходимости создания специальной психологической службы, способной обеспечить достаточно квалифицированное руководство практическим применением диагностики в целях дальнейшего совершенствования системы дошкольного воспитания.

В первой главе дается критический анализ теории и практики создания и применения интеллектуальных тестов зарубежными специалистами и выдвигаются новые принципы психологической диагностики, основанные на теории умственного развития ребенка, сложившейся в советской возрастной психологии. Критике подвергается направленность зарубежных психологических тестов на выявление внутреннего, якобы не зависящего от условий жизни и воспитания умственного потенциала ребенка, чисто количественный подход к умственному развитию и эмпиризм в подборе тестовых задач. В противоположность этому подходу в книге проводится идея направленности диагностики на выявление реальных достижений ребенка в умственном развитии, сложившихся под решающим влиянием обучения и воспитания, принцип сочетания количественной и качественной характеристик уровня умственного развития и теоретико-экспериментального содержания каждого диагностического задания.

Основным показателем умственного развития, позволяющим охарактеризовать его уровень со стороны качества (т. е. с точки зрения особенностей содержания и структуры выполняемой ребенком умственной деятельности), авторы предлагают считать степень сформированности пяти основных этапов умственных действий, свойственных дошкольникам; три из них относятся к области восприятия и два к области мышления. В главе излагаются материалы исследований советских и зарубежных авторов, послужившие источником для теоретического обоснования этих показателей.

Вторая глава посвящена изложению общих принципов отбора и построения диагностических задач, обсуждению критериев диагностической пригодности методик. В частности, рассматривается вопрос о связи между степенью сформированности у ребенка определенного умственного действия и успешностью решения конкретной диагностической задачи. В силу того, что эта связь является не прямой, а вероятностной, зависящей от множества причин, подчеркивается необходимость применения методов вариационной статистики для оценки качества диагностических методик. В связи с этим в главе анализируется смысл таких важных статистических показателей диагностической ценности методик, как надежность, валидность, дискриминабильность. Излагаются также способы отбора отдельных диагностических задач, проверки их трудности, формы стандартизации 'методик. Специально обсуждается и решается положительно вопрос о возможности и целесообразности использования количественной оценки в качественной по своей общей направленности диагностике.

В следующих пяти главах описывается процесс разработки и экспериментальной проверки отдельных методик, включенных в предложенную систему. Каждая глава начинается с теоретико-экспериментального обоснования того задания, которое служит цели выявления определенного показателя умственного развития. Далее описывается работа над начальными, промежуточными и конечными вариантами методик, приспособленных для обследования детей четырех различных дошкольных возрастов. В главах приводятся статистические характеристики методик, полученные в ходе экспериментальных проверок и в результате стандартизации.

Восьмая глава посвящена методике, непосредственно не входящей в систему диагностики умственного развития, но выступающей в качестве ее дополнения. Она нацелена на выявление у детей 6—7 лет уровня сформированности качеств, выступающих как предпосылки овладения учебной деятельностью, таких, например, как умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу в условиях последовательного выполнения словесных указаний взрослого.

Девятая глава освещает некоторые результаты проверки валидности всего комплекса диагностических методик, возможности определить при его помощи реальные различия в уровне умственного развития детей, воспитывающихся в разных условиях:

 

172

 

в городских и сельских детских садах, в городской и сельской семье, в детских садах и семьях, детских садах, работающих по общепринятой программе воспитания, и базовых детских садах, работающих по расширенной экспериментальной программе умственного воспитания, а также воспитывающихся в специальных учреждениях для детей с задержками развития. Приводятся показатели диагностической и прогностической валидности методик, полученные в результате сопоставления данных диагностического обследования детей с некоторыми внешними характеристиками умственного развития тех же детей (мнением воспитателей детских садов, оценками школьной успеваемости по основным предметам).

В приложении к книге приведены описания и образцы диагностических материалов и тезисы инструкций к проведению исследования детей разных дошкольных возрастов, что позволяет использовать ее в качестве практического руководства по диагностике.

Книга рассчитана на специалистов в области детской психологии и дошкольной педагогики.

Наши замечания носят главным образом характер пожеланий к дальнейшей работе над книгой. Сформулируем лишь два из них, важнейших. Во-первых, конечно же хотелось бы иметь в книге методики исчерпывающего диагностирования готовности ребенка к обучению в школе, которые позволили бы более мотивированно  подойти к вопросу комплектования учебных групп, помочь организации пропедевтической коррекционной работы с детьми, готовящимися к обучению в школе. Во-вторых, учитывая опыт экспериментального  бучения  дошкольников, обеспечивающий на основе схематизации и других приемов знакового моделирования существенное повышение, а порой и качественное изменение мыслительной деятельности дошкольников старшей и подготовительной к школе групп, хотелось бы иметь в книге методики  не только для «диагностики степени овладения некоторыми (выделено  нами. — М. Г.) предпосылками учебной деятельности» (глава восьмая), но и для выявления уровней этих специфических форм мышления, далеко выходящих за пределы образного мышления в его традиционном понимании. Судя по содержанию второй главы (см. с. 26—31), авторы отдают должное этому аспекту проблемы. Думается, что именно в этом направлении должно и может идти углубление исследований мышления дошкольника, а следовательно, и разработка новых методик диагностики умственного развития ребенка.

Выход в свет рецензируемой книги знаменует собой существенный шаг в развитии детской и педагогической психологии.



1 За последние годы по проблеме диагностики психического развития проведен ряд научных симпозиумов и конференций. Над ними работают коллективы исследователей под руководством В. И. Лубовского, Н. А Менчинской, Д: Б. Эльконина, Н. И. Непомнящей, З. И. Калмыковой и др.

2 Диагностика умственного развития до школьников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, M.: Педагогика, 1978, — 248 с.