Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА

 

Л. И. БОЖОВИЧ

Москва

 

Предлагаемое студентам-дефектологам учебное пособие1 подробно и полно знакомит их с психологией умственно отсталого ребенка и ориентирует в подходе к его обучению и воспитанию.

Оно содержит три части. В первой освещаются общие вопросы психологии умственно отсталого ребенка, раскрывается понятие умственной отсталости, дается всесторонняя характеристика учащихся вспомогательных школ с учетом особенностей их высшей нервной деятельности и их психического развития. Автор рассматривает различные методы экспериментально-психологического изучения детей и подвергает критическому анализу традиционный метод тестов.

Во второй части излагаются данные, характеризующие своеобразие познавательной деятельности умственно отсталых детей, — особенности процессов ощущения, восприятия, памяти и внимания, особенности развития мышления и речи.

Третья часть учебного пособия посвящена личности умственно отсталого школьника н закономерностям ее психического развития. Автор рассматривает здесь и общие вопросы формирования личности в условиях дефекта, и своеобразие различных ее сторон: эмоционально-волевой сферы, самооценки и характера.

Изложение представленного в книге богатого содержания отличается простотой и ясностью стиля. Предлагаемый студентам материал отобран с учетом научных достижений в смежных с дефектологией дисциплинах, особенно достижений в области возрастной и педагогической психологии. Наиболее полно в учебном пособии представлены идеи Л. С. Выготского — его общая концепция культурно-исторического развития психики и его взгляды на проблему умственной отсталости и на возможности психического развития умственно отсталого ребенка. Кроме того, для решения ряда специальных вопросов автор умело привлекает идеи А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и многих других советских психологов. В этом большое достоинство учебного пособия, так как нельзя понять особенности психического развития умственно отсталого ребенка вне контекста закономерностей развития нормальных детей и общих проблем происхождения и развития психики, в частности проблемы отношений психики и мозга.

Хочется отметить, что учебное пособие С. Я. Рубинштейн проникнуто духом гуманизма и оптимистическим взглядом на возможности развития больного ребенка. «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости, — пишет автор. — Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т. е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием. Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую самую тяжкую патологию организма» (с. 42).

Этот взгляд С. Я. Рубинштейн обосновывает принятым в современной психология положением о том, что наследственные структуры мозга хотя и влияют на успешность формирования новых функций, но отнюдь не определяют уровня, которого они могут достигнуть. Зависимость между строением органа и его функциями не односторонняя: не только функция зависит от строения, но и строение зависит от функции.

В этом же контексте С. Я. Рубинштейн привлекает и общую теорию Л. С. Выготского, и его учение о формировании психики дефективного ребенка. Критикуя традиционную дефектологию, Л. С. Выготский развивает мысль о том, что необходимо различать первичные (ядерные) особенности больного ребенка и вторичные, происходящие в результате социального развития. Согласно его взглядам, многие психологические особенности умственно отсталых детей являются не, прямым следствием первичного дефекта, а вторичными образованиями, возникающими в результате некорригирующего воспитания и обучения. При этом он показывал, что чем дальше отстоит тот или иной симптом от первопричины, тем легче он поддается воспитательному и лечебному воздействию. Таким образом, многие особенности психики умственно отсталого ребенка могут быть профилактически предупреждены и преодолены. Более того, согласно учению Л. С. Выготского, при правильном воспитании и обучении у умственно отсталого ребенка могут быть выработаны даже высшие психические функции.

Сама С. Я. Рубинштейн также придает исключительно важное значение олигофренопедагогике. «Воспитание и обучение умственно отсталых детей во вспомогательных школах, — пишет она, — гуманное и благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами» (с. 6). В своей книге она неоднократно обращается к вопросу о силе и возможностях педагогического воздействия, подвергает резкой доказательной критике пессимистические взгляды на возможности развития, дефективного ребенка.

Автор стремятся; к целостному подходу в. изучении и описании психологии умственно отсталых детей. Не случайно в этом пособии большое место уделено особенностям формирования их личности.

Тщательно проанализировав патологические особенности эмоциональной и волевой сферы учащихся вспомогательной школы, показав вторичность этих особенностей, она критикует до сих пор еще сохраняющиеся за рубежом взгляды о якобы существующей: особой моральной дефективности некоторой части умственно отсталых детей; «Никакие мозговые заболевания, — пишет она, — не могут быть причиной возникновения антисоциальных, аморальных склонностей» (с. 150).

Рассматривая личность больного ребенка в, целом, С. Я, Рубинштейн выдвигает в качестве одной из важнейших задач воспитание у него высших культурных потребностей. Она подчеркивает, что у умственно отсталых детей, имеет место дисгармоничный характер развития элементарных, и духовных потребностей (непропорционально слабее развитие последних), и придав этому очень серьезное значение. С ее точки зрения, воспитание именно высших, культурных потребностей приведет к общей положительной направленности личности ребенка, что, в свою очередь, является необходимым условием успешного формирования всей его личности и условием преодоления многих вторичных психологических образований, наслаивающихся на имевший место первичный дефект.

С. Я. Рубинштейн указывает также на гипобуличность (слабость воли), свойственную умственно отсталым детям, но и здесь ей удается показать, что эта особенность не является непосредственным следствием самой дебильности, а возникает в качестве вторичного синдрома.

Большое значение она придает развитию у олигофренов высших чувств — дружбы, товарищества, коллективизма — и намечает некоторые пути их воспитания.

Особое внимание она уделяет формированию у больных детей адекватной самооценки так как, по данным; современных психологических исследований, последняя, будучи тесно связанной с уровнем притязаний ребенка и его аффективной сферой, в ряде случаев оказывает решающее влияние на формирование его личности.

Учебное пособие сообщает студентам не только необходимые научные знания, оно ориентирует их и в практическом отношении: в нем даются методы экспериментально-психологического изучения детей, способствующие правильному отбору во вспомогательные школы и правильному выбору приемов индивидуального подхода к детям в процессе их обучения и воспитания; на многочисленных примерах автор показывает, что внешне сходное поведение требует совершенно разных воспитательных воздействий. В заданиях, обращенных к студентам, она требует от них решения, например, таких вопросов: как следует подходить к учащимся, которые перенесли: а) травму головного мозга; б) энцефалит? В чем должен состоять индивидуальный подход к учащимся: а) больным эпилепсией; б) страдающим гидроцефалией? И т. д. (с. 36).

Итак, учебное пособие по психологии умственно отсталого ребенка обладает большими достоинствами и несомненно будет расширять и углублять знания студентов-дефектологов и помогать им в их практической работе.



1 Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Просвещение, 1979. — 192 с