Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

162

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ, УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ

 

Mehlhorn G., Mehlhorn Н.-G. Untersuchungen zum schöpferischen Denken bei Schülern, Lehrlingen und Studenten. — Volk und Wissen Volkseigener Verlag Berlin, 1978. — 283 S.

 

Настоящая публикация является второй частью докторской диссертации авторов, посвященной анализу проблем творчества1. Она содержит «психолого-дидактический, общественно-ориентированный теоретический анализ процессов творческого мышления» и результаты экспериментально-методического исследования по обучению приемам творческого мышления школьников, молодых ученых и инженеров. Книга состоит из шести глав.

В первой главе авторы вводят читателя в круг основных проблем исследования творчества. Авторы пишут: «Мы рассматриваем индивидуальное творчество как единство творческого мышления и деятельности, направленных на выполнение общественных требований. Индивидуальное творческое мышление есть активный и комплексный социально-детерминированный процесс познания, и за счет этого — предпосылка, составной элемент, а также результат творческой деятельности как социального процесса» (с. 27).

Вторая глава посвящена анализу процесса творческого мышления. В ходе человеческой деятельности по отношению к человеку выдвигаются определенные «требования результата» («Leistungsanforderungen»), которые обычно формулируются в виде проблем и задач. Авторы анализируют диалектику переходов от исходных требований результата к задачам и проблемам, подчеркивая большое педагогическое значение формулирования задач в виде проблем для развития творческой личности.

Анализ процесса (Prozesse) творческого мышления (используются работы Матюшкина, Ярошевского, Штрауса, Ломпшера, Альтшуллера, Пономарева, Пойи, Гилфорда и др.) приводит авторов к констатации двойной обусловленности уровня творческой умственной деятельности индивида: со стороны мотивации уровень определяется целью и содержанием деятельности, а со стороны процесса (Verlanf) — актуальным уровнем развития процессуальных качеств (Verlanfsqualitäten) мышления и существующими внутри них связями. Мотивация и процесс поэтому суть два разных предмета изучения творческого мышления.

С другой стороны, анализ процесса (Prozesse) творческого мышления позволяет авторам выявить два его главных элемента — уточнение проблемы и нахождение идеи решения. Уточнение проблемы — это прогрессивное умственное переструктурирование исходных требований и отраженной за счет них проблемной ситуации. Субъективно, для индивида, уточнение проблемы часто выступает как возникновение проблемы. В процессе уточнения происходит точное различение известного и неизвестного, что облегчает на следующей фазе — фазе нахождения идеи — выдвижение плана решения. Оба процесса трудно строго разграничить: часто они идут параллельно или взаимно проникают друг в друга.

Для иллюстрации проведенных различений авторы приводят примеры из исследований творческого мышления Дункера, Богоявленской, Вертгаймера и других психологов.

Основным содержанием третьей главы «Обеспечение развития индивидуального творческого мышления» является классификация видов «требования результата» по их структуре, введение представлений о так называемом продуктивном принципе, анализ процессуальных характеристик умственной деятельности и способов их развития.

 

163

 

«Требование результата» содержит три структурных элемента: исходные данные, путь решения и конечные данные. По принципу наличия или отсутствия одного, двух или всех трех элементов может быть теоретически выделено восемь основных форм (структур) «требований результата». Авторы подробно анализируют особенности таких структур, приводят примеры из практики обучения, соотносят эти структуры с другими классификациями типов проблем, например у Ф. Кликса (1971).

Исходя из представления, что творческое мышление можно развить в педагогическом процессе за счет систематического овладения основными компонентами процесса решения проблемы, авторы разработали оригинальную поисковую технику для решений проблем — «продуктивный принцип». При разработке учитывались два требования: продуктивный принцип должен быть приспособлен для «базисного анализа исходной проблемной ситуации», т. е. для уточнения проблемы; на основе этого он должен помочь выдвижению по возможности большего числа предложений по решению проблемы. Несмотря на очевидную ограниченность этого принципа, он может быть использован в науке и технике при решении широкого круга проблем. Авторы приводят примеры работы продуктивного принципа в ходе решения практических и учебных творческих задач.

Заключает главу анализ процессуальных характеристик умственной деятельности. Авторы различают в структуре умственной деятельности три элемента: содержание, мотивацию и процесс (Verlauf). В свою очередь процесс умственной деятельности составляют следующие компоненты: умственные операции, процессуальные качества, установки. Уровень умственной деятельности, связанный с особенностями всех указанных составляющих, определяет уровень творческих возможностей человека.

Четвертая и пятая главы содержат описание, анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования овладения и использования продуктивного принципа.

По результату исследования было разработано специальное «Программированное пособие по овладению продуктивным принципом», которое дается в виде приложения к книге.

 

А.Г. Лидерс

Москва



1 Первая часть диссертации вышла в виде отдельной книги ранее (Zur Kritik der burgerlichen Krcativitatsforschung. Berlin, 1977); она содержит критику буржуазных концепций творчества.