Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

154

 

ШАРЛОТТА БЮЛЕР — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Н. А. ЛОГИНОВА

Казахский институт физкультуры, Алма-Ата

 

Психологическая наука в капиталистических странах отличается разнородностью направлений, одной из причин которой является отсутствие единой методологической основы. В качестве таковой в большинстве случаев выступают Позитивизм и прагматизм, а в послевоенный период также и экзистенциализм. Своеобразная переработка экзистенциалистского мировоззрения произошла в определенных кругах психологов ряда капиталистических стран, особенно США и ФРГ. Психологи-персонологи, тяготеющие к персонализму В. Штерна и «понимающей» психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, осознали себя как определенное течение на почве философии экзистенциализма. Как отмечает один из ведущих психологов этого направления А. Маслоу, экзистенциализм выступил интегратором многих персонологических теорий, возникших в психологии самостоятельно. Одно из вновь образовавшихся направлений — так называемая гуманистическая психология находится в самом близком родстве с экзистенциальной психологией (нередко две эти ветви психологической персонологии не различаются даже их представителями). В центре гуманистической и экзистенциальной психологии находится проблема индивидуальности человека, которая понимается как нечто духовное, первично заданное. Психологи экзистенциалистской ориентации концентрируют внимание на этических темах выбора и ответственности, устремленности человека в будущее, на явлениях аутентичности и творческих потенциалов личности [16]. В отличие от философского экзистенциализма и его прямых наследников в психологии гуманистические психологи имеют по-своему оптимистический взгляд на человека и его судьбу. Они верят в альтруизм и творческие силы человека, в возможность счастливой жизни, жизни со смыслом на путях самоактуализации.

Основной исследовательский пафос гуманистической психологии состоит в том, чтобы изучать целостную личность, а не отдельные подструктуры, чтобы найти специфически человеческие формы жизнедеятельности и мотивы поведения. Гуманистические психологи высоко ценят методы, основанные на самонаблюдении, которые, по их мнению, дают возможность непосредственно проникнуть в субъективный мир индивидуальности. Они провозглашают изучение жизненного пути человека, т. е. биографический метод, основным в гуманистической психологии [7].

В советской философской и психологической литературе появились статьи и обзоры, раскрывающие идейную суть данного течения [3], [4], [5], [6]. В статье М. Г. Ярошевского «Экзистенциальная психология и проблема личности» указаны гносеологические и онтологические корни этого течения, возникшего как реакция на дегуманизацию человека в условиях современного буржуазного общества. Гуманистическая психология противопоставляет себя редукционистским тенденциям, присущим поведенческим наукам на Западе.

Идеалистическая и иррационалистическая сущность экзистенциализма и родственного ему направления в психологии убедительно раскрыта учеными-марксистами. Однако интерес представляет также специальный содержательный анализ концепций отдельных наиболее крупных его представителей.

В своей статье мы обращаемся к концепции личности и ее жизненного пути одного из лидеров гуманистической психологии — Шарлотты Бюлер. Имя этой исследовательницы обращает на себя внимание уже тем, что она была избрана президентом Ассоциации гуманистических психологов в 1970 г., а ее довоенные исследования в области генетической персонологии явились, наряду с работами Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса,

 

155

 

прологом гуманистической психологии на Западе. Теоретические представления Шарлотты Бюлер отличаются богатой эмпирической обоснованностью. Она и ее сотрудники, ученики (Э. Френкель, Э. Брунсвик, П. Гофштэттер, Л. Шенк-Данцингер) собрали и изучили биографические данные многих десятков людей. Кроме того, Ш. Бюлер находила фактические подтверждения своим взглядам, практикуя в качестве психотерапевта. Есть основания расценивать Ш. Бюлер как крупного специалиста по проблемам индивидуального психического развития человека на всем протяжении его жизни. Все же знакомство с научным наследием ученой еще раз убеждает в методологической несостоятельности свойственного ей стремления автономизировать проблему личности путем сведения ее к чисто духовным явлениям.

Шарлотта Бюлер родилась в 1893 г. в Берлине. Училась в Берлинском и Мюнхенском университетах. В Мюнхене она познакомилась с известным уже тогда Карлом Бюлером и вскоре вышла за него замуж. В начальный период своей научной карьеры Ш. Бюлер занималась психологией мышления, потом стала работать по проблемам детской и юношеской психологии. В этой области она провела серьезные исследования и недаром считалась авторитетным специалистом по детскому развитию, а также по психологии юношества (см., например, многократно издававшуюся ее книгу «Душевная жизнь юноши» [12]). Под руководством Ш. Бюлер разрабатывались методы точного наблюдения за ходом раннего детского развития. До сих пор на вооружении психодиагностики находятся созданные Ш. Бюлер совместно с Г. Гетцер тесты для детей-дошкольников.

Исследования по детской психологии привели Ш. Бюлер к идеям о фазах развития (причем конституирующим моментом считалась смена особой установки к окружающей среде, образ мира — Weltbild), о роли творческих устремлений в этом процессе. Эти идеи получили дальнейшее развитие в цикле биографических исследований, организованных ею в. Венском институте психологии на рубеже 20—30-х гг.

Суть исследований хорошо отражена в названии книги, написанной в 1933 г. на основе собранного материала. Мы имеем в виду произведение Ш. Бюлер «Жизненный путь человека как психологическая проблема» (10]. Стоит отметить, что даже тридцать лет спустя этот труд расценивался как «основополагающий при изучении жизненного цикла и генетических связей между его фазами» [2; 156].

Индивидуальное психическое развитие рассматривается Ш. Бюлер в свете итогов жизни, с точки зрения реализации внутренней сущности личности. Главный интерес сосредоточен на общих возрастных закономерностях развития в сопоставлении с биологическим циклом индивида, онтогенезом. Были намечены фазы жизненного пути и онтогенеза, а также типы индивидуального развития. Человеческая жизнь предстает у Ш. Бюлер как, процесс становления целевых структур личности.

Как и другие представители гуманистической психологии, Ш. Бюлер постулирует идею об интенциональном ядре личности — Selbst, или Self, — и развивает эту идею в своеобразной генетической концепции. В ее понимании Selbst, «самость», есть духовное образование, изначально данное и в основном постоянное — меняется только форма его проявления. Главной движущей силой психического развития является врожденное стремление человека осуществить себя. (Правда, дефекты воспитания могут извратить, подавить это стремление. Именно такие варианты развития предоставляют поле деятельности для психотерапевта.) Как пишет исследовательница, «самость» (Selbst) «представляет собой интенциональность или целенаправленность всей личности. Эта целенаправленность ориентирована на исполненность (Erfuilung) лучших потенциалов, исполненность экзистенции человека» [14; 99].

Исполненность достигается по мере самоосуществления (Verwirklichung) человека в профессиональных делах, в общении, в самопожертовании ради претворения в действительность своих убеждений. Самоосуществление возможно при целеустремленной жизни, когда человек ориентирован в будущее (Ш. Бюлер, как и другие гуманистические психологи, всячески подчеркивает роль будущего в организации личности и ее жизнедеятельности).

Понятие самоосуществления близко по смыслу самореализации, самоактуализации. Сама Ш. Бюлер различает их. Самоосуществление понимается ею как итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» [8; 753]. Но вместе с тем можно рассматривать самоосуществление и как процесс, который в разные возрастные фазы может выступать то как. хорошее самочувствие (в возрасте до полутора лет), то как переживание завершения детства (12— 18 лет), то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости) [8].

Ш. Бюлер доказывает, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность называется у Ш. Бюлер самоопределением (Selbstbestimmung). Основное русло, в котором происходит самоопределение, есть «темы бытия» (Daseinthema) [13].

Самоопределение связано с интеллектуальным уровнем личности, поскольку от интеллекта зависит глубина понимания человеком собственных потенциалов. Чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Надо сказать, что Ш. Бюлер обходит стороной вопросы о социальных условиях, способствующих или препятствующих самоосуществлению. Но если обстоятельства жизни в капиталистическом обществе блокируют индивидуальность человека, то как быть с его самоопределением? Столкновения смелых стремлений к самоосуществлению с социальными преградами могут привести к разочарованию в жизни, к крушению и гибели личности; это прекрасно

 

156

 

отражено еще в классической литературе прошлого века.

Ш. Бюлер считает, что обладание целями и смыслом жизни — признак психического здоровья личности. Она полагает, что причиной неврозов являются не столько проблемы адаптации, как учит психоанализ, сколько недостаток направленности, неадекватное самоопределение. Психотерапия должна помочь становлению правильного самосознания. Именно обретение целей жизни, соответствующих сущности индивида, приводит к интеграции личности [9]. В связи с таким пониманием задач психотерапии Ш. Бюлер пишет о «возвращении человеку его внутренней свободы», имея в виду свободу выбора жизненной цели [14; 92].

Вопрос о целях жизни выходит за рамки психологии в сферу аксиологии, этики. Психотерапевт, чтобы быть последовательным, должен задуматься о социально-исторической природе ценностей, которые он открывает пациенту. Смысл индивидуальной жизни базируется на основе тех или иных общественных идеалов. Идеалы, господствующие и насаждаемые в буржуазном обществе, противоречат родовой сущности человека и никак не способствуют его духовному и психическому здоровью (чего только стоит культ насилия?). Психотерапия в таких общественных условиях в конце концов бессильна избавить личность от тех внутренних конфликтов и дефектов, которые постоянно воспроизводятся окружающей действительностью.

Для обоснования своей концепции самоосуществления через самоопределение Ш. Бюлер использует некоторые, идеи современного естествознания, а именно теорию открытых систем австрийского ученого Л. Берталанфи. В этой теории ей импонирует мысль о свойственной живым системам тенденции к активному преодолению среды. Биологические процессы, направленные на подъем в открытой системе «личность», дают энергию для самоосуществления [15]. Концепция спонтанной активности психофизического организма противопоставляется тому пониманию движущих сил поведения, согласно которому индивид стремится к снятию напряжения, к равновесному состоянию. Как и другие представители гуманистической психологии, Ш. Бюлер утверждает активный, а не реактивный характер поведения личности и критикует с этой позиции фрейдизм и бихевиоризм.

После переезда в США в 1940 г. Ш. Бюлер на основе теоретических поисков формулирует идею о четырех врожденных базальных тенденциях личности, сочетание которых определяет путь человека к самоосуществлению. Эти основные тенденции суть направления, по которым развивается «самость» личности [8]. Ш. Бюлер рассматривает их в генетическом плане и ищет первые проблески в самом раннем детстве. Итак, первая тенденция есть стремление к удовлетворению простых жизненно важных потребностей. Эта тенденция доминирует в раннем возрасте и проявляется, когда ребенок требует пищи, тепла, комфорта, не считаясь с возможностями удовлетворения этих нужд.

Другая тенденция — адаптация к объективным условиям среды. Ее Ш. Бюлер усматривает в корригировании движений ребенка адекватно качествам предмета. Адаптация вместе с первой тенденцией лежит в основе поведения, направленного на уравновешение со средой.

Творческая экспансия — стремление к расширению жизненной активности, к овладению новыми предметами. Ее проявлениями в детстве можно считать своеобразные экспериментирующие движения младенца. В зрелости она реализуется в разных формах социальной активности. С ней связаны достижения человека.

Тенденцию к установлению внутреннего порядка Бюлер находит в фактах первичной, произвольности детского поведения, в написании личных дневников в юношеском возрасте, в образовании самооценки на основе жизненных достижений в зрелости, в мемуарных занятиях стариков.

Основные тенденции сосуществуют во времени. Но в зависимости от возраста и индивидуальности доминирует то одна, то другая из них. Для самоосуществления наибольшее значение имеет творческая экспансия. Но оптимальным для психического здоровья вариантом является тот, когда каждая базальная мотивация получает свое развитие [11]. Понятие о базисных тенденциях в полной мере соответствует духу гуманистической психологии. Здесь подразумевается наличие с самого рождения таких природных потребностей, которые сами по себе в силу чисто внутренних причин приобретают в юности и зрелости духовные формы. Таким образом, речь не идет о формировании личности— личность как будто задана в свернутом виде до того, как человек включается в общественные способы жизнедеятельности. В теории Ш. Бюлер психологическая картина развития постоянно соотносится с биологической, с онтогенезом. Такой ход мысли вполне закономерен, он представлен и в советской психологии (например, у Б. Г. Ананьева, см. [2]). Однако онтогенез представлен у Ш. Бюлер в самом общем виде, в так называемой жизненной кривой (Lebenskurve). Она вовсе не ставит вопрос об онтогенезе как психофизиологическом функциональном развитии индивида. Но тогда соотнесение жизненного пути личности с, биологическим циклом организма получается довольно поверхностным. Кроме того, в связи с игнорированием реальных психофизиологических механизмов индивида остается неопределенной идея гуманистических психологов о творческих потенциалах, которые нуждаются  в самоосуществлении. Вопреки проводимым параллелям между биологическим и личностным развитием процесс развития индивидуальности оказывается изолированным  от своей природной онтологической основы.

Аналогично, предполагаемым стадиям онтогенеза Ш. Бюлер намечает пять фаз жизненного пути и дает их характеристику. Изучение фаз жизни на всем ее протяжении остается на повестке современной возрастной

 

157

 

психологии, поэтому интересно обратиться к богатому эмпирическому материалу биографических исследований Ш. Бюлер. Анализ биографий разных людей осуществлялся ею в трех аспектах: 1) внешний объективный ход событий, 2) история творческой деятельности, 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении к собственной жизни (ее мироощущение, осознание возраста, самооценка).

Ш. Бюлер определяет фазы жизни на основе состояния стержневого свойства личности — самоопределения. Первая фаза (возраст до 16—20 лет) характеризуется довольно низким уровнем  самосознания и отсутствием самоопределения. Во второй фазе (с 16—20 до 25—30 лет) человек пробует себя в разных видах трудовой деятельности, заводит знакомство в поисках спутникa жизни. Эти пробы указывают на функционирование самоопределения, которое здесь носит диффузный характер. Третья фаза наступает, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие. В зрелости происходит спецификация самоопределения, т. е. человек ставит конкретные жизненные цели и достигает некоторых результатов на пути к ним. Устанавливается самооценка личности, в  которой отражены жизненные достижения.

Стареющий человек в четвертой фазе переживает трудный возраст биологического увядания, ухода с работы, сокращения будущего времени жизни. В конце этого периода для большинства завершается путь к самоосуществлению, перестает функционировать самоопределение.

В пятой фазе (после 65—70. лет) старик живет прошлым, влачит бесцельное существование, поэтому Ш. Бюлер не причисляет последний этап жизни к собственно жизненному пути.

Определяя топологию и хронологию фаз развития, исследовательница необоснованно полагает, что они повторяют в больших масштабах стадии детского развития. Вызывает сомнение и характеристика финала жизни как пассивного ожидания смерти. Учитывая нередкие случаи активной старости, сама Ш. Бюлер прибегает к понятию типа развития. Она трактует тип как детерминированный только внутренними особенностями личности — соотношением витального (биологического) и ментального (духовного) факторов развития.

Биографические исследования Ш. Бюлер оставили заметный след в психологии. Они явились новаторскими в том отношении, что были нацелены на поиск общих закономерностей жизненного пути в целом. Такой подход нашел сторонников. Во всяком случае идея сквозного прослеживания как отдельных линий развития, так и целостного изменения личности от рождения до глубокой старости и смерти становится все популярнее [17], [19], [20], [21].

В результате работы венской психологической школы Ш. Бюлер были составлены ценные психологические характеристики возрастов, построены возрастные зависимости творческих достижений людей в разных профессиях (сходную работу на другом материале позже проделал X. Леман [18]). Кроме того, Ш. Бюлер предложила новые методики изучения различных явлений жизненного пути и тем самым внесла вклад в разработку биографического метода в психологии.

В послевоенные годы Ш. Бюлер не раз возвращается к материалам своих венских исследований. В биографиях она находит пищу для размышлений о важных проблемах, едва затронутых научной психологией: отношение человека к собственной судьбе и смерти, поиск им смысла жизни, роль жизненных целей. Исследовательница думает, что целеполагание, смыслообразование есть главная отличительная особенность бытия человека. На задний план отодвигается (или даже отвергается) социально-историческая природа жизненного пути, упускается из виду тот факт, что само целеполагание является следствием всей предыдущей деятельности личности в конкретной общественной среде. У Ш. Бюлер жизненный путь предстает результатом саморазвития духа. В этом явно идеалистический характер ее концепции, на что обращали внимание еще в 30—40-х гг. Б. Г. Ананьев и С. Л. Рубинштейн.

«Социально обусловленное развитие человеческой жизнедеятельности есть часть общефилософской проблемы человека. Проблема жизни и смерти человека, деятельности и сознания — в общем реального бытия человека в конкретно-исторических условиях — не может быть узурпирована экзистенциализмом и другими  направлениями идеалистического антропологизма в современной буржуазной философии» [1; 27]. Марксистская философия и психология дает совершенно иную, нежели  в идеалистической персонологии (и в частности, гуманистической психологии), трактовку личности и ее активности. Личность вовсе не является продуктом «чистого Я» (Selbst Self), изолированного от жизни общества. Наоборот, индивидуальность и ее Я — конечный эффект длительного и сложного развития в жизненном цикле всех свойств человека — организменных, личностных, субъектных [2]. Личность определяется через своеобразный способ участия в историческом процессе современности, в межличностном общении, в труде и познании. Действительно, человеку свойственно стремление  к самоосуществлению, к выбору призвания. Но подлинное самоосуществление, актуализация лучших потенциалов человека  возможны в революционной практике, когда субъективная деятельность индивидуальности становится общественной силой, преобразующей социальные условия бытия людей.

Проблема личности и индивидуальности одна из самых сложных в психологии. Вокруг нее идет борьба научных теорий, среди которых особое положение занимают теории гуманистической психологии. В настоящее время в советской науке критика этого течения осуществляется, на наш взгляд, преимущественно с общефилософских позиций. Собственно психологические контраргументы во многом еще предстоит найти в ходе конкретных исследований в таких сравнительно малоразвитых областях психологии, как проблемы характерообразования, развития самосознания (особенно в зрелости), жизненного пути личности. Плодотворные поиски в этом направлении на основе марксистского учения о человеке велись Б. Г. Ананьевым. Его идея об онтопсихологии — науке о целостном индивидуальном развитии человека как организма и личности, масштабный комплекс экспериментальных исследований, начатый им в этой области, как нам представляется, являют собой добротное основание для дальнейшего прогресса возрастной психологии личности.

 

1.       Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

2.       Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.— Л., 1968.

3.       Анциферова Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу. — Вопросы психологии, 1973, № 4, с. 173—180.

4.       Каганов Л. С. Гуманистическая психология. — Вопросы философии, 1974, № 5, с, 47—54.

5.       Слепова Т. В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях «гуманистической» психологии.— Вопросы психологии, 1976, № 5, с. 163—170.

6.       Ярошевский М. Г. Экзистенциальная психология и проблема личности. — Вопросы психологии, 1973, № 6, с. 25—38.

7.       Bühler Ch. Basic theoretical concepts of humanistic psychology. — Amer. Psychol., 1971, v. 26, No. 4.

8.       Bühler Ch: Genetic aspects of the self. — In: Fundamentals of psychology of the self.— Annals of the New York Academy of Sciences, v. 96, art. 3. N. Y., 1962.

9.       Bühler Ch. Meaningful living in the mature years. — In: Aging and leisure. (Ed. by R. W. Kleemeir). N. Y., 1961.

10.    Bühler Ch. Der menshliche Lebenslauf als psychologisches Problem. — Leipzig, 1933.

11.    Bühler Ch. Psychologie im Leben un-serer Zeit. Mimchen/Zürich, 1962.

12.    Bühler Ch. Das Seelenleben des Yugend-lichen. 4. Aufl., 1927.

13.    Bühler Ch. Wenn das Leben gelingen soil. Munchen/Zurich, 1969.

14.    Bühler Ch. Zielstrebungen als Prozesse. — Psychologische Rundschau, 1967, No. 2.

15.    Bühler Ch. Zur Psychologie des menschlichen Lebenslaufes. — Psychologische Rundschau, 1957, No. 1.

16.    Existential Psychology (ed. by R. May). 2-nd ed. N. Y., 1969.

17.    Havlghurst R.J. Dominant concerns in the life cycle (lebenslauf). — In: Gegenwarts-probleme der Entwicklungspsychologie. G6t-tingen, 1963.

18.    Lehman H. Age and achievement. Princeton, 1953.

19.    Pressey S. L., Kuhlen R. G. Psychological development through the life span. N. Y., 1957.

20.    Scharmann D. L. Beitrage zur psycho-logischen Lebenslaufforchung. — Psychologische Forschung, 1955, Bd. 25, S. 79—117.

21.    White R. Lives in progress. 2-nd ed. N. Y., 1966.